Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория Маслоу





Более детальную проработку эта идея получила в психологической кон­цепции американца (сына еврейских иммигрантов из России) Абрахама Маслоу (1908-1970). Он утверждал, что врожденные потребности чело­века выстраиваются в следующую иерархию:

1) физиологические потребности (голод, жажда и т. п.);

2) потребности безопасности и защиты (долговременное выживание и стабильность);

3) потребности принадлежности и любви (присоединение и принятие);

4) потребности самоуважения (значение, компетентность);

5) потребности самоактуализации, или потребности личного самоусо­вершенствования (реализация потенциала).

Все эти потребности выстроены в иерархию. Это означает, что чем ниже расположена потребность, тем она более значима. Потребности, располо­женные в основе иерархии, должны быть удовлетворены в той или иной мере до того, как человек сможет осознать более высокие потребности.

Рассмотрим каждый этаж иерархии подробнее. Самыми сильными и неотложными являются физиологические потребности, то есть усло­вия, существенные для физического выживания. Об их неудовлетворе­нии организм сигнализирует позывами, которые при длительном неудов­летворении могут приобретать мучительный характер. В эту группу включаются потребности в пище, питье, кислороде, сне, защите от экст­ремальных температур, в физической активности, в сенсорной стимуляции. Для существования человека эти потребности должны быть удов­летворены хотя бы на минимальном уровне, их неудовлетворение может иметь разрушительные для организма последствия. До момента их удов­летворения человек не будет заинтересован в реализации потребностей более высокого уровня. К высшему уровню физиологических потребно­стей относятся сексуальные потребности, без удовлетворения которых еще никто не умер, но их неудовлетворенность оказывает существенное воздействие на поведение людей, хотя они часто причину и не осознают.

Во время Второй мировой войны был проведен эксперимент с участи­ем мужчин, отказавшихся по религиозным и иным причинам от несения воинской службы. Они согласились участвовать в эксперименте, в ходе которого их посадили на полуголодную диету для изучения влияния го­лода на поведение. Во время исследования, по мере того как мужчины начали терять в весе, они стали безразличными почти ко всему, кроме еды. Они постоянно говорили о еде, и поваренные книги стали их люби­мым чтением. Многие из них даже потеряли интерес к девушкам (Хьелл и Зиглер, 490).

К физиологическим потребностям относятся не только те, которые сформированы природой, но и некоторые потребности, сконструирован­ные культурой, жизнью человека в определенной среде, повторяющимися образцами поведения. У человека есть природная потребность в пище, но она может трансформироваться в обжорство, гурманство, приверед­ливость, брезгливость и т. д. И эти новые социальные добавки к природ­ным потребностям могут быть столь же неумолимы в своих позывах, как и базовые физиологические потребности.

Кроме того, целый ряд природных потребностей может быть сконструи­рован искусственно в результате систематического потребления наркоти­ческих веществ (героин, кокаин, анаша, табак, алкоголь, кофе и т. д.). Воз­никает состояние зависимости от наркотиков, вызывающее при неудовлетворении искусственной потребности мучительные страдания. Для сформировавшегося курильщика, алкоголика, наркомана потреб­ность в соответствующих наркотических веществах часто носит более на­стоятельный характер, чем потребность в пище.

Потребности безопасности и защиты в иерархии Маслоу зани­мают второе место после физиологических. Это потребности в стабиль­ности, в порядке, в предсказуемости событий, в свободе от болезней, страха, хаоса. В целом их можно охарактеризовать как потребности в долговременном выживании. Маслоу считал, что эти потребности легче всего изучать, наблюдая маленьких детей, часто страдающих от страхов, связанных с беззащитностью, неопределенностью и т. д. У взрослых лю­дей эта потребность удовлетворяется в таких действиях, как предпочте­ние, отдаваемое стабильной работе, даже если она не очень хороша в ос­тальных отношениях, предпочтение надежной технике, бытовым приборам, даже если они уступают другим моделям по своей изощренно­сти, спектру услуг. На этой потребности строится рынок средств самоза­щиты, оружия.

На третьем уровне находятся потребности в принадлежности и любви. С точки зрения Маслоу, эти потребности начинают актуализиро­ваться после удовлетворения физиологических и потребностей в безопас­ности и защите. Достигнув этого уровня, люди стремятся формировать отношения привязанности с другими людьми. Групповая принадлежность становится доминирующей. Будучи неудовлетворенной, эта потребность вызывает муки одиночества, тяжелые переживания отверженности. Од­ним из проявлений этой потребности является потребность в сексуальной любви, которая не равнозначна сексуальной потребности, являющейся просто физиологической. Маслоу утверждал, что быть любимым и при­знанным очень важно для здорового чувства достоинства. Когда человека не любят, появляется пустота и враждебность.


На четвертом уровне находятся потребности в самоуважении. Маслоу выделял два варианта. Во-первых, самоуважение, предполагающее потребность в компетенции, уверенности, независимости и свободе. Иначе говоря, человеку важно знать, что он достойный человек. Во-вто­рых, это уважение другими, которое проявляется в потребности в пре­стиже, признании, репутации, статусе, оценке и приятии. Иначе говоря, человеку необходимо знать, что все, что он делает, признается и оцени­вается другими. Неудовлетворение потребностей в самоуважении ведет к чувству неполноценности, слабости, зависимости, пассивности. Эти потребности особенно остро ощущаются в молодости. С годами люди приобретают более реалистическую оценку своей личности и не нужда­ются так, как в молодости, в признании окружающих. Кроме того, взрос­лые уже достигают какой-то степени признания, которым в принципе можно удовлетвориться. Молодым же надо добиваться его с нуля.

Потребность в самоактуализации является высшей в иерархии Маслоу. Она остро чувствуется, когда остальные потребности более или менее удовлетворены. Самоактуализация — это желание человека стать тем, кем он может стать, это значит достичь вершины потенциала. Как писал Маслоу, «музыканты должны играть музыку, художники дол­жны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце кон­цов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе» (Maslow, 1970).

Правда, есть другая сторона проблемы: кто из нас знает, на что мы способны в наибольшей мере, кто знает, где наш потолок? В фильме «Как стать'счастливым» главный герой — изобретатель, создавший прибор, позволяющий определить, в какой области у человека максимально раз­виты способности. Он становится учителем школы, которая начинает выпускать в большом количестве выдающихся людей: музыкантов, спортсменов, рабочих-рекордсменов, изобретателей и т. д. Но эта фанта­стика еще далека от реализации.

По оценке Маслоу, только немногие (менее 1 % людей) достигают са­мореализации. Этому препятствуют две группы причин: (1) незнание людьми своих возможностей; (2) препятствия со стороны среды не толь­ко в реализации, но даже в их осознании.

Ограниченность концепции А. Маслоу. Речь, конечно, не идет о стопроцентном удовлетворении потребностей. В этом случае развитие человечества застыло бы на животной фазе, и мысли дальше куска хлеба не шли бы. По оценкам А. Маслоу, средний американец удовлетворяет свои физиологические потребности на 85 %, в безопасности и защите — на 70, в любви и принадлежности — на 50, в самоуважении — на 40, в самоактуализации — на 10 % (Maslow, 1970).


Социальное пространство потребителя

В схеме Маслоу речь идет лишь об общей тенденции, а не о жестком законе. Все потребности сосуществуют во взрослом человеке почти од­новременно, однако их острота ощущается в разной мере. Отсюда следу­ет, что большинство людей, имея выбор между разными потребностями, при неудовлетворенных потребностях более низкого уровня отдают при­оритет именно им.

Однако из схемы Маслоу очень много исключений, поэтому ее можно использовать как общий принцип понимания поведения человека, но от­нюдь не как детальное описание механизма. Сам Маслоу допускал нали­чие исключений из описанной им иерархии. Так, творческие люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные материаль­ные проблемы. Если мы посмотрим на перечень имен людей, внесших вклад в духовное развитие человечества, то мы легко увидим, что среди них очень редко встречались как нищие, так и богатые, не знающие про­блем удовлетворения базовых потребностей. Абсолютно сытого челове­ка часто тянет не к интеллектуальным упражнениям, а ко сну.

История знает массу примеров, когда люди во имя тех или иных духов­ных ценностей шли и идут сейчас на риск лишиться жизни, свободы, на огромные физические лишения. В большинстве освободительных войн можно было наблюдать массовый героизм и самопожертвование, кото­рые никак не объяснить с помощью концепции Маслоу.

 

***

Здраеомыслов А. Г. Проблема интереса в социологической теории. Л., 1964.

Здраеомыслов А. Г. Интерес / / Философский энциклопедический сло­варь. М.: Советская энциклопедия, с. 213-214.

Хьелл Л., ЗиглерД. Теории личности. Основные положения, исследова­ния и применение: Учеб. пособ. СПб; М.; Харьков; Минск, 1997. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. Maslow A. H. Motivation and Personality. 2nd ed. N. Y., 1970.







Date: 2015-06-06; view: 779; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию