Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статусная позиция и роаь





Статусная позиция — это место в социальном пространстве, наделенное определенным статусом. Статус — это комплекс прав, обязанностей, социальных ожиданий, присущих данной статусной позиции. Студент, преподаватель — это статусные позиции, наделенные определенными правами и обязанностями. От индивида, занявшего одно из этих позиций, окружающие ждут поведения, вписывающегося в рамки их прав и обязанностей, традиций. На рынок выходят люди, занимающие

разные статусные позиции: рабочие или ИТР той или иной отрасли, города или деревни, принадлежащие к мужскому или женскому полу, и т. д. Права и обязанности включают и сферу потребления.

Обязанность проявляется на двух уровнях: позиции и индивида. В первом случае обязанности сформулированы как служебные инструк­ции (например, продавца), неписаные моральные нормы. Многие соци­альные позиции предписывают определенные модели потребления (на­пример, тип одежды, воздержание в рабочее время от алкоголя и т. д.). На индивидуальном уровне обязанность — это то, что человек чувствует вынужденным делать исходя из места, занимаемого в обществе. Эти два уровня далеко не всегда совпадают (так, есть инструкции, которые ни­кто, кроме авторов, не читал и, соответственно, не собирается выпол­нять, и есть обязанности, которые нельзя проигнорировать, даже если одна мысль о них портит настроение).

Права также имеют два уровня: предписанный и принятый, то есть тот, который есть в писаных и неписаных нормах, и тот, который реален. Последний проявляется в форме социальных ожиданий (экспектаций) по отношению к другим участникам взаимодействия. Так, покупа­тель, придя в магазин, ожидает, что продавец поможет ему подобрать товар, даст примерить и т. д.

Одной из характеристик статуса является материальное возна­граждение за исполнение обязанностей. Поэтому статус выступает в качестве одного из важнейших факторов, определяющих экономический потенциал покупателя.

Роль — это статус в действии. Описать роль значит охарактеризо­вать, как используются права и обязанности. Иными словами, роль — это модель поведения, обусловленная статусной позицией. Роль являет­ся условностью, результатом договоренности (порою молчаливой) меж­ду людьми. Роль как модель поведения существует в виде представлений людей о том, какое поведение ожидается от человека в данной ситуации.

Роль проявляется в том, что в сходных обстоятельствах совершенно разные люди ведут себя одинаково, как разные артисты, исполняющие роли одной пьесы.

Описывая статус человека, мы отвечаем на вопрос «Кто он?» (по мес­ту в обществе). Описывая роль, мы отвечаем на вопрос «Что он делает?». Поэтому роль — это динамический аспект статуса (Предвечный, 233).

Играть роль — значит исполнять обязанности, налагаемые ролью, осуществлять свои права по отношению к другим (Шибутани, 45).

Как артисты учат роли перед выходом на сцену, так и люди, живущие в обществе, зубрят их добровольно или по принуждению. Человек живет не в абстрактном обществе, а в конкретную эпоху, в конкретном городе/ дворе, семье... Поэтому роли, которые он изучает (и играет) в разных социальных группах, формулируются тоже по-разному.

Если индивид играет роль, нарушая социальные ожидания, то по отношению к нему применяются социальные санкции, представляющие coбой внешние по отношению к индивиду меры принуждения к исполнению социальной роли (Предвечный, 234).

Потребительское поведение включает в себя целую серию ролей.

(/) Роль инициатора. Она состоит в принятии решения о том, какая потребность в данный момент наиболее актуальна, и в принятии решения о совершении покупки с целью ее удовлетворения.

(2) Роль фактора (influencer). Она состоит в действиях, оказыва­ющих влияние на процесс принятия решения о покупке. Это может быть слово или целая речь, обосновывающая необходимость покупки или отвергающая ее. Советчик — это разновидность данной роли. Это мо­гут быть и действия, способствующие покупке или предотвращающие ее. Например, я показал за рулем, как работает данный автомобиль, его плюсы и минусы. При этом ни одного слова может быть и не произнесено, но потенциальный потребитель примет во внимание организованный мной эксперимент.

(3) Роль покупателя состоит в акте покупки, в процессе которой отдаются деньги в обмен на товар или услугу.

(4) Роль пользователя состоит в действиях по потреблению или использованию купленного товара.

Роль не равнозначна индивиду. Роль — это набор предписаний. Сегод­ня их исполняет один индивид, завтра — другой. Кроме того, роль может исполняться как одним индивидом, так и группой, например, семьей, приятелями и т. д. Таким образом, роль и индивид автономны по отношению друг к другу. Однако индивидуальные качества человека могут оказывать влияние на исполнение им роли. Например, в театре мы можем наблюдать, как в классических пьесах одну и ту же роль разные артисты исполняют по-разному.







Date: 2015-06-06; view: 404; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию