Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Аннотация курса
Содержание и структура курса включает изложение зарубежных и отечественных теорий, многообразный фактический материал и проблемы, решаемые наукой и практикой в области возрастной психологии. Изложение материала опирается на несколько основных принципов. Это, прежде всего, принцип историзма, который позволяет нанизать на один стержень все важнейшие проблемы детского развития, возникавшие в разные периоды времени. Анализируется историческое происхождение понятия «детство», прослеживается связь истории детства с историей общества, показываются исторические предпосылки возникновения детской психологии как науки. Второй принцип, положенный в основу программы, связан с разработкой и введением в науку новых методов исследования психического развития ребенка. Именно этот принцип позволяет проанализировать исторический путь детской психологии от первых наивных представлений о природе детства до современного углубленного системного изучения этого феномена. Биогенетический принцип в психологии, нормативный подход в исследовании детского развития, отождествление развития и научения в бихевиоризме, объяснение развития влияния факторов среды и наследственности в теории конвергенции, психоаналитическое изучение ребенка, сравнительные исследования нормы и патологии, ортогенетические концепции развития - все эти и многие другие подходы в отдельности и все вместе отражают сущность и иллюстрируют связь концепций психологического развития и методов его исследования. Третий принцип касается анализа развития основных аспектов человеческой жизни - эмоционально-волевой сферы, поведения и интеллекта. Теория классического психоанализа 3. Фрейда развивается в работах М. Клейн и А. Фрейд, а затем переходит в концепцию Э. Эриксона о психосоциальном развитии жизненного пути личности. Большое место в программе данного курса принадлежит культурно-исторической теории Л.С. Выготского и его школе. Представлена периодизация психического развития ребенка и раскрыто содержание развития ребенка в каждом психологическом возрасте, закономерности перехода от одного возраста к другому и на основе современных представлений о развитии психики ребенка показаны движущие причины этого процесса. Концепция Л.С. Выготского составляет смысловое ядро данного курса. Цели и задачи изучения дисциплины: Данный курс является обязательным и читается во втором семестре для всех студентов спецфакультета «Психология». Курс «Психология развития и возрастная психология» занимает центральное место в структуре образования и подготовки психолога. Его предметом является развитие психики человека в онтогенезе, закономерности и динамика психологического развития индивида в интервале его жизни. В изучении особенностей возрастной динамики психических функций и личностных особенностей человека преподаватель опирается на усвоенные в курсе ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ представления о сущности познавательных, эмоциональных, волевых психических процессов, природе личностных свойств и качеств, а также на знания об основных подходах изучения психических явлений (Разделы: Познавательные процессы, Эмоциональные процессы и воля, Психология личности). Базовыми для него являются курсы антропологии, общей психологии и анатомии ЦНС. Необходимы также знания в области философии, логики, физиологии ВНД. Данные сравнительной психологии и ЗООПСИХОЛОГИИ позволяют получить представление о влиянии на психическое развитие ребенка биологических, наследственно обусловленных факторов. Содержание курса теснейшим образом связано с содержанием дисциплины ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, в совокупности составляющих основу любой психолого-педагогической деятельности. Практические возможности определения уровня психического развития как психологического возраста связаны с изучением основ ПСИХОДИАГНОСТИКИ. Понимание феноменов возрастной динамики личности и механизмов ее формирования невозможно без изучения СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. Цель дисциплины - сформировать научно обоснованное представление об основных закономерностях возрастного психического развития. Кроме того, цель данного курса заключается в развитии научного психологического мышления студентов; он формирует у студентов умение анализировать факты детского развития; различать стратегии, методы и методики исследования развития ребенка; за внешней картиной детского поведения выделять закономерности развития; на примере анализа наиболее крупных научных теорий видеть нерешенные проблемы детской психологии. Задачи дисциплины: - представить онтогенетический путь человека как социального индивида и личности, выявить общие закономерности развития, жизни, деятельности и угасания личности в плане его психической активности; - раскрыть определяющие закономерности психического развития в его связи с воспитанием и обучением; - дать понимание важнейших этапов психического развития, возрастных и индивидуальных особенностей психики человека; - сформировать чрезвычайно значимую для психолога установку на то, что жизнь человека от рождения до угасания хотя и может рассматриваться в рамках общих закономерностей развития, описанных возрастной психологией, но в действительности уникальна, и каждый человек имеет право рассчитывать на индивидуальное бытие и понимание своей уникальности. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение данной дисциплины: Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны: Иметь представление: о современном состоянии и основных проблемах возрастной психологии и психологии развития, основных направлениях исследований и разделах науки. Знать: - основные закономерности и психологические теории развития в зарубежной и отечественной психологии, объясняющие психическое развитие; - предпосылки и условия психического развития; - основные проблемы возрастной периодизации психического развития и закономерности кризисов развития; - основные особенности психического развития человека на разных этапах онтогенеза - младенческий возраст, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, психологические особенности подросткового и юношеского возраста, психологию зрелых возрастов, старения и старости. Уметь: - анализировать проблемы детерминант психического развития ребенка, проблемы соотношения психического развития и обучения; - определять уровень психического развития детей на основании критериев возраста, принятых в основных теориях отечественной и зарубежной психологии; - определять возрастные и жизненные кризисы и пути их преодоления; - использовать методы возрастной психологии в исследовательской и практической деятельности. Date: 2015-11-15; view: 397; Нарушение авторских прав |