Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по изучению дисциплины и работе с пособием





ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебно-методический

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Методические рекомендации по изучению дисциплины и работе с пособием 7

2. Аннотация курса............................................................................................................... 9

3. Программа дисциплины............................................................................................... 13

Раздел 1. Предмет, задачи, методы и краткий исторический очерк развития возрастной психологии 13

Тема 1.1. Предмет возрастной психологии – изучение закономерностей онтогенеза психических процессов и личности человека в условиях обучения и воспитания на каждой стадии его психического развития; изучение индивидуальных различий между людьми на каждой стадии психического развития 13

Тема 1.2. Проблема возраста. Периодизация психического развития.... 14

Тема 1.3. Методы возрастной психологии.................................................................... 14

Тема 1.4. Краткий исторический очерк развития детской психологии. Ранние теории психического развития 15

Тема 1.5. Возрастная (детская) психология в России................................................ 15

Основные понятия к разделу............................................................................................ 16

Темы контрольных и практических работ к разделу 1.............................................. 17

Вопросы для самопроверки к разделу 1....................................................................... 17

Список литературы к разделу 1....................................................................................... 18

Раздел 2. Современные теории психического развития............................................ 19

Тема 2.1. Психоанализ о проблеме психического развития ребенка 19

Тема 2.2. Теории научения............................................................................................... 19

Тема 2.3. Когнитивные теории психического развития............................................. 19

Тема 2.4. Гуманистическая психология развития....................................................... 19

Тема 2.5. Теория культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского и современная отечественная психология развития 19

Основные понятия к разделу 2........................................................................................ 20

Темы контрольных и практических работ к разделу.................................................. 22

Вопросы для самопроверки к разделу 2....................................................................... 22

Список литературы к разделу 2....................................................................................... 23

Раздел 3. Особенности психического развития на различных возрастных этапах 24

Тема 3.1. Психические особенности младенца........................................................... 24

Тема 3.2. Развитие психики в раннем возрасте............................................................ 24

Тема 3.3. Развитие психики в дошкольном возрасте.................................................. 25

Тема 3.4. Младший школьный возраст.......................................................................... 26

Тема 3.5. Психологические особенности подростка.................................................. 26

Тема 3.6. Психология юношеского возраста............................................................... 27

Тема 3.7. Психология зрелых возрастов....................................................................... 28

Тема 3.8. Поздний (пожилой и старческий) возраст.................................................. 29

Основные понятия к разделу............................................................................................ 30

Темы контрольных и практических работ к разделу 3.............................................. 31

Вопросы для самопроверки к разделу 3....................................................................... 31

Список литературы к разделу 3....................................................................................... 32

4. Академический календарь........................................................................................... 34

5. Теоретический материал по дисциплине................................................................. 35

Раздел 1. Предмет, задачи, методы и краткий исторический очерк развития возрастной психологии 35

Тема 1.1. Предмет возрастной психологии.................................................................. 35

Тема 1.2. Проблема возраста. Периодизация психического развития 38

Тема 1.3. Методы возрастной психологии.................................................................... 44

Тема 1.4. Краткий исторический очерк развития детской психологии. Ранние теории психического развития 50

Тема 1.5. Возрастная (детская) психология в России................................................ 55

Раздел 2. Современные теории психического развития............................................ 61

Тема 2.1. Психоанализ о проблеме психического развития ребенка 61

Тема 2.2. Теории научения............................................................................................... 66

Тема 2.3. Когнитивные теории психического развития............................................. 70

Тема 2.4. Гуманистическая психология развития....................................................... 73

Тема 2.5. Теория культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского и современная отечественная психология развития 77

Раздел 3. Особенности психического развития на различных возрастных этапах 81

Тема 3.1. Психические особенности младенца........................................................... 81

Тема 3.2. Развитие психики в раннем возрасте............................................................ 87

Тема 3.3. Развитие психики в дошкольном возрасте.................................................. 94

Тема 3.4. Младший школьный возраст....................................................................... 106

Тема 3.5. Психологические особенности подростка............................................... 112

Тема 3.6. Психология юношеского возраста............................................................. 118

Тема 3.7. Психология зрелых возрастов..................................................................... 126

Тема 3.8. Поздний (пожилой и старческий) возраст................................................ 142

Глоссарий.......................................................................................................................... 148

Персоналии........................................................................................................................ 170

Аннотированный список ссылок на веб-страницы................................................... 180

6. Практические работы................................................................................................. 181

Практическая работа №1. «Предмет возрастной психологии»............................. 181

Практическая работа №2. «Проблема возраста в психологии»............................ 182

Практическая работа №3. «Методы возрастной психологии».............................. 182

Практическая работа № 4 (итоговая) по разделу «Современные теории психического развития» 182

7. Итоговые тесты по разделам..................................................................................... 184

Итоговый тест по разделу 1. «Предмет, задачи, методы и краткий

исторический очерк развития возрастной психологии»......................................... 184

Итоговый тест по разделу 2. «Современные теории психического развития» 186

Итоговый тест по разделу 3. «Особенности психического развития на различных возрастных этапах» 189

8. Контрольные работы:................................................................................................. 193

Контрольная работа по теме «Методы возрастной психологии»......................... 193

Контрольная работа по теме «Возраст. Критерии возраста. Стадиальность психического развития» 194

Контрольная работа по теме «Краткий исторический очерк развития детской психологии. Ранние теории психического развития» 195

Контрольная работа по темам «Психоанализ о проблеме психического развития ребенка» и «Теории научения» 197

Контрольная работа по темам «Когнитивные теории психического развития» и «Гуманистическая психология развития» 198

Контрольная работа по темам «Младенчество», «Раннее детство».................... 199

Контрольная работа по темам «Дошкольный возраст», «Младший школьный возраст» 200

Контрольная работа по темам «Психологические особенности подростка» и «Психология юношеского возраста» 201

9. Сведения об авторах................................................................................................... 203


Методические рекомендации по изучению дисциплины и работе с пособием

Данный учебник позволяет в ходе самостоятельного обучения полу­чить комплексное всестороннее представление о предмете психологии раз­вития, ознакомиться с основами терминологической, теоретической и практической стороны возрастной психологии. Это комплекс материалов для самостоятельного овладения студентом всей программой учебной дисциплины «Психология развития и возрастная психология».

Основу данного учебно-методического комплекса составляет курс лекций как краткое изложение всех разделов и тем программы. В конце каждой темы выделены основные термины и понятия, предлагаются во­просы и задания для самопроверки с целью организации самоконтроля, а также список основной литературы.

Кроме того, учебный текст сопровождается совокупностью информа­ционно-справочных материалов учебного назначения.

По каждой теме в учебно-методическом комплексе предусмотрены хрестоматийные материалы.

Для более качественного овладения учебным материалом приводится понятийно-терминологический словарь, включающий как общенаучные, так и специально-научные понятия.

В ходе работы предусмотрено и реализовано как минимум два уровня самопроверки и самоконтроля:

• «тематический» - по завершению той или иной темы учащемуся, помимо прочего, предлагается выбор заданий для самопроверки и контро­ля обучения, итогом которых является вынесение оценки усвоения част­ных тематических вопросов;

• «итоговый» уровень самопроверки - включает вопросы и задания, касающиеся наиболее значительных проблем, изученных по ходу работы с курсом. Итоговая аттестация зависит от результатов промежуточных эта­пов самопроверки.

Объем времени, необходимый для обучения - от 100 до 250 ч. Пред­полагается, что самостоятельное последовательное освоение курса может занять два семестра первого года обучения.

Работа с комплексом материалов «Возрастная психология» должна строиться по стратегии последовательного овладения темами курса (не предполагается переход к следующим темам, минуя предыдущие):

• первичное чтение одного параграфа темы;

• повторное чтение этого же параграфа темы с фиксированием наи­более значительных по содержанию частей;

• проработка материала, связанного с темой изучаемого параграфа (хрестоматийные материалы, терминологический словарь, словарь персо­налий).

 

Date: 2015-11-15; view: 412; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию