Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Изменения методов и организационных форм, обучения детей с ОВЗ
В педагогических технологиях, которые используются в инклюзивном образовательном процессе, наиболее эффективными являются следующие: · Проблемно-поисковый метод, основанный на интенсификации социального взаимодействия, позволил перейти от системы, в центре которой находится учитель, к системе, ориентированной на ребенка.
В этом случае организовано взаимодействие между учениками через создание гетерогенных групп внутри класса. Круговое расположение учебных мест в группе, подбор стимулирующего раздаточного материала, выбор интересного задания для участников группы, применение индивидуальных критериев к заданию и оцениванию результатов учебной деятельности – основные пути технологии сотрудничества при использовании проблемно-поискового метода. Таким образом, качественно новая форма сотрудничества в инклюзивном классе - сотрудничество не только по линии «взрослый – ребенок», но и по линии «ребенок – ребенок». Это обеспечивает развитие и здорового ребенка, и ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
· Поддержка взаимного уважения, толерантности, взаимопомощи в структуре урока; возможность учиться друг у друга, возможность помочь самим себе и другим людям.
Формы коррекционно-развивающей работы были организованы по признаку включения коррекционной помощи ребенку непосредственно в структуру урочных учебных занятий или включения ее в режим внеурочной деятельности. Организация учебной деятельности была основана на рекомендациях Г. Кумариной «Дидактические основы коррекционно-развивающего образования».
При таком подходе оценочная деятельность учителя предполагает не оценку результатов учебной работы ребенка, а оценку качества самой работы. Основанием для оценки процесса, а в последующем и результатов учения детей, является критерий относительной успешности, т.е. сравнение сегодняшних достижений ребенка с теми, которые характеризовали его вчера.
Эффективной формой является совместная поэтапная работа специалистов и родителей в рамках школьного консилиума. Организационная форма сотрудничества закреплялась в индивидуальной программе обучения, в которой всеми специалистами школы прописывались те реальные действия, которые осуществлялись каждым из них для достижения единой цели обучения и воспитания конкретного ребенка. Индивидуальная программа обучения утверждалась на заседании ПМПк школы, ее исполнение являлось обязательной для всех участников образовательного процесса, включая родителей. 4. Научно-методическая поддержка педагогов школы, которая осуществляется в следующих образовательных формах: · Курсы повышения квалификации: факультет повышения квалификации Томского государственного педагогического университета, используя ресурс городской ПМПК, провел бесплатное обучение педагогического коллектива (37 человек) по теме ««Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях» в объеме 72 часов на базе МОУ СОШ №54 ( см. Приложение № 2.5).
· Обучающие семинары для педагогов и руководителей: как на базе школы, так и выездные в образовательных учреждениях города с целью освоения приемов и методов работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Например, семинары-практикумы по способам подачи информации с целью более успешного освоения ребенком индивидуальной образовательной программы.
· Совместная разработка методических рекомендаций по вопросам организации коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
В настоящее время методический банк данных диагностических и коррекционных методик в школе включает 40 пособий и рекомендаций. В соответствии с потребностями педагогов, подготовлены следующие методические рекомендации: - «Формирование в образовательном учреждении толерантного отношения к детям с особыми нуждами»; - «Особенности работы педагогов с детьми с ограниченными возможностями здоровья»; - «Организация интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»; - «Специфика работы педагога с детьми, имеющими задержку психического развития»; - «Специфика работы педагога с детьми, имеющими нарушениями письменной речи».
· Инструктивные совещания с учителями экспериментальных классов. На совещаниях рассматривались вопросы организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: - сроки проведения диагностики педагогом-психологом, учителем-логопедом; - оформление Дневника динамического наблюдения учителем-предметником; - разработка индивидуальных образовательных программ школьников.
· Индивидуальные и групповые консультации по темам: - приемы и методы конструктивного взаимодействия с ребенком; - как сформировать положительное отношение к школе; - возрастная психологическая характеристика.
· Проблемно-творческие группы по отдельным образовательным направлениям Например: - «Интерактивная доска как ресурс повышения эффективности образования»; - «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
· Психолого-педагогическая мастерская «Инклюзивные подходы в образовании», в рамках которой проведены заседания: - «Организация учебного процесса в классе, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья»; - «Использование коррекционно-развивающего компонента в урок при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья».
Практика показала, что изменение организационно-педагогических условий обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении возможно только при повышении квалификации и обучении на рабочем месте всего педагогического коллектива учреждения, включая администрацию и всех участников школьного сообщества.
5. Изменение отношения общественности к детям с ограниченными возможностями здоровья проводилась по следующим направлениям:
Программа «Уроки доброты» проведена Томским региональным общественным движением «Доступное для инвалидов высшее образование» (ТРОД «ДИВО»). Программа занятий со школьниками направлена на разъяснение того, что инвалидность – это не медицинское понятие, не следствие травмы или заболевания, а следствие взаимодействия человека с окружающими его барьерами (архитектурными и отношенческими). В ходе занятий дети могут прочувствовать каждую ситуацию на своем личном опыте и поделиться своими эмоциями и чувствами с другими ребятами. Проводят такие занятия подготовленные ведущие из числа молодых инвалидов или студенты педагогического университета.
- адаптация к обучению в школе (готовность детей и родителей к обучению в школе); - личностные особенности ребенка, влияющие на обучение (возрастная психологическая характеристики); - «Поговори со мной» (практические рекомендации по общению с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья). 6. Результаты создания организационно-педагогических условий для инклюзивного образования в МУ СОШ №54: · Разработаны и внедрены в практику нормативно-правовое обеспечение реализации инклюзивного образования; · разработана и апробирована комплексная диагностика нарушений психофизического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста; · Обоснованы и экспериментально проверены этапы, содержание, формы, методы инклюзивных подходов в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Результаты реализации экспериментальной деятельности: · снижение количества обучающихся, неуспевающих по итогам учебного года; · увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных школах и воспитывающихся в детских садах; · изменение на позитивное отношения учителей к возможности совместного обучения в общеобразовательных школах детей с ограниченными возможностями здоровья, овладение педагогами новыми профессиональными умениями; · принятие родительской общественностью идеи инклюзивного образования как новой концепции образования, обладающей позитивными ресурсами как для всех детей, обучающихся в школе. Date: 2015-11-15; view: 577; Нарушение авторских прав |