Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Секрет третий
Даже в стандартных ситуациях Старайтесь применять нестандартный Подход
В предыдущих главах мы разобрались, что повысить эффективность использования рабочего времени помогает сочетание лево-полушарного и правополушарного подходов. Левополушарный подход позволяет увидеть ситуацию и, значит, организовать ее наилучшим способом. Правополушарное прочувствование ситуации запускает механизм интуитивного ощущения времени и продуктивной спонтанной активности. Чтобы увидеть ситуацию, необходимо ее каким-то образом нарисовать, смоделировать. Активизировать же чувства помогает подключение личного опыта.
ОБЩЕЖИТИЕ ИЛИ КВАРТИРА -ВЫБОР ЗА ВАМИ
Вполне возможно, что ваша производственная ситуация на уровне ощущений сравнима с общежитием. Масса малозависимых друг от друга людей, дел, информационных потоков, которые живут своей производственной жизнью в относительно изолированных ячейках- комнатах. Приемная — это комната для гостей; компьютер, шкафы и их содержимое — складские помещения; кабинет шефа — конечно же, кабинет коменданта общежития и т. д. При таком моделировании ситуации остается центральная роль вахтера да масса ролей по совместительству — кладовщика, уборщика, хозяйки. Деятельность последних регламентируется четко заданными инструкциями, не претендуя на особую оригинальность и творческий подход: проверяй, кто приходит и уходит, выдавай вовремя необходимое, убирай лишнее... Просится на ум формулировка: — Я человек маленький, — какой с меня спрос? Что скажут, то сделаю. А все остальное меня не касается. Трудно что-либо изменить в ситуации, если она находится вне зоны вашей компетенции. Если представить рабочую ситуацию в виде общежития — вряд ли мы продвинемся дальше пожеланий четко и добросовестно исполнять должностные инструкции и негласные «правила общежития» — предписания и нормы, свойственные вашей конкретной организационной культуре. Поэтому первое условие возможной оптимизации вашей производственной ситуации — почувствовать себя ее хозяином (хозяйкой). Например, хозяином многокомнатной квартиры, где каждая комната символизирует тот или иной аспект вашей производственной деятельности.
«АРХИТЕКТУРНЫЙ ПЛАН» ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СИТУАЦИИ
Надеемся, из предыдущей главы у вас сохранился список всех ежедневных дел, каждое из которых зафиксировано на отдельном самоклеящемся листике. Если в прошлый раз мы сортировали дела по принципу «срочно — не срочно», то сегодня предлагаем попрактиковаться распределять дела согласно их внутренней логике. Пусть это будет логика обыкновенной многокомнатной квартиры. Когда в квартире раскардаш, в ней и находиться неуютно, и что-либо делать сложно. Поэтому рано или поздно мы затеваем ремонт или хотя бы генеральную уборку. Чтобы определиться, что именно в вашей производственной ситуации тоскует по вашей хозяйской руке и каким образом лучше всего навести порядок в той или иной комнате, для начала необходимо составить план всей квартиры. Для этого разложите на столе несколько листов бумаги формата А-4, подписав их по аналогии с содержимым квартиры: прихожая, кухня, гостиная, рабочий кабинет, спальня, гигиенические помещения. Теперь либо рассортируйте заготовленный список каждодневных рабочих дел «по разным комнатам», опираясь на опыт и интуицию, либо активизируйте ваши фантазию и воображение и «заселите» ваши комнаты теми или иными производственными задачами. Возможно, на ваших листах окажется записанным нечто подобное. Если в вашем подчинении находятся люди, можете смело добавлять детскую комнату, наполнив ее управленческими решениями, контролем за их выполнением и иными менеджерскими задачами. Производственная горячка сравнима с квартирной суетой. Чему отдать приоритет, когда времени мало, а дел — много? Пока вылизывали гостиную для встречи посетителей (особенности нашего менталитета) — все «горит» на кухне (то есть завал с документацией). Пока разбираешь бумажные завалы — собираются завалы ненужного и в офисе, и в мыслях, и в чувствах; то есть пора в «гигиенические помещения». Пытаешься выкроить время для индивидуальной работы (кабинет) — и, как всегда, не остается времени для себя (спальня). О творчестве уже и не думаешь — дай бог силы восстановить. Потому что слышны новые звонки в прихожей — новые дела, задания не позволяют расслабиться. И все — по новому кругу. Печальная метафора? Любой кажущийся тупик имеет свой позитив. Потому что именно ощущение безвыходности заставляет нас остановиться, задуматься, попытаться увидеть ситуацию под иным углом зрения, попробовать иные способы ее решения. В прошлом разделе мы разобрались с возможным способом сортировки поступающих производственных задач, то есть навели порядок в нашей «производственной прихожей». Теперь предлагаем познакомиться поближе с «офисной кухней».
ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ - НАВОДИМ ПОРЯДОК НА ПОЛКАХ
Прежде чем мы начнем разбирать секреты «офисной кухни», рекомендуем сделать упражнение, способствующее активизации правополушарного восприятия и мышления, предложенное на прошлом занятии. Творческое мышление нам понадобится для наведения порядка в системе хранения и использования текущей информации. Достаточно привычно видеть в рабочем шкафу офисного работника стройные ряды однотипных папок с длинными надписями или короткими шифрами на корешках. Аккуратно, красиво, удобно... Так ли это всегда удобно, как кажется? То нужная папка не сразу попадется на глаза, то в суматохе поставишь ее не туда, а потом перебегаешь взглядом с ряда на ряд раз, другой, третий. Хуже, если пытаешься вспомнить, в которой из папок лежит необходимый документ, скосив голову набок и перечитывая длинные надписи — заголовки. А это все время. И нервы. Для экономии первого и сбережения второго предлагаем несложный, но весьма эффективный способ маркировки папок. Во-первых, постарайтесь убедить вашего шефа в необходимости обновить канцелярские принадлежности и приобретите папки нужного вам размера, но разных цветов: синего, красного, желтого, фиолетового и т. д. Кроме этого запаситесь разноцветными маркирующими полосками и такими же разноцветными маркерами. Выберите признаки, по которым вы смогли разделить всю хранящуюся в бумажном виде документацию на пять-шесть категорий. Самое простое — по времени заполнения. Хотя лучше ввести логическую структуру. Например: информация о партнерах, информация о конкурентах, информация о поставщиках, информация о клиентах и т. д. Каждой категории подберите свой цвет — здесь смело активизируйте фантазию и подключайте интуицию. Фантазия и интуиция вам понадобятся на следующем этапе «наведения порядка на кухне». Потому что внутри каждой категории — папок определенного цвета — целесообразно выделить несколько подразделов и зафиксировать это на корешках папок то ли разноцветными полосками, то ли маркерами. Желательно выделять тот или иной подраздел не только цветом, но и формой значков — кружочки, треугольники, ромбики и т. д. Замечательно, если логика выбора геометрических фигур будет единой для всей документации: входящие письма — треугольники, исходящие — ромбики, договоры — кружочки и т. д. Осталось разложить документы по новым разноцветным папкам, подписать и снова подключить фантазию и воображение. На этот раз необходимо придумать визуальный образ, символ, простенький рисунок, который намекал бы вам, какое именно содержимое хранится в той или иной папке. Если содержимое папки относится к какой-либо организации, имеющей свой логотип, можно использовать его. Если очень стесняетесь рисовать, можно вырезать готовые картинки из журналов или поискать подходящие рисунки в коллекциях для WEB-дизай-неров. Завершите оформление папок подобранными рисунками. Эта простая и даже, возможно, лишняя на первый взгляд процедура имеет несколько позитивных эффектов. Во-первых, искать документы, ориентируясь на рисунки и символы, намного проще, чем перечитывать надписи на корешках папок. Во-вторых, символизация информации активизирует правое полушарие. А значит, вы всегда будете находиться в хорошем творческом тонусе. И наконец, это просто занятно и интересно — учиться выражать информационные смыслы и понятия при помощи маленьких рисунков. На подобном навыке построены целые технологии улучшения работы памяти, активизации творческого подхода в решении сложных задач, анализа, планирования и т. д. Подобным же образом вы можете рассортировать дискеты, диски CD и другие информационные носители. Мы обязательно вернемся к образному выражению идей и мыслей, когда будем наводить порядок в иных помещениях нашей «квартиры» — различных аспектах вашей производственной ситуации. Поскольку сегодня мы разбираемся с «кухней», предлагаем рекомендации по эффективному «кормлению шефа» от Генри Мильора.
«КОРМЛЕНИЕ ШЕФА»
Генри Мильор, американский бизнес-консультант и талантливый популяризатор своих бизнес-подходов в различных практических пособиях, рекомендует всем подчиненным регулярно «кормить» своего шефа следующим образом. Поскольку любой руководитель чувствует себя более комфортно и уверенно в том случае, если он уверен: · что подчиненные его поняли правильно; · что они своевременно выполнят то, что они поняли; то ради поддержания у руководителя хорошего расположения духа его необходимо регулярно «кормить» подтверждениями того, что задание услышано и верно понято и сообщениями о выполнении задания. Конечно, это шутка. Хотя рекомендация перепроверять правильность понимания того или иного задания, поручения — вещь абсолютно необходимая. Существуют целые технологии сбора информации, которые снижают риск разночтения передаваемой информации до минимума. Алгоритм выяснения необходимой информации вы найдете в следующей главе. Для начала постарайтесь задавать проверяющие вопросы: Правильно ли я вас понял, что...? Уточните, пожалуйста, что вы имели в виду, когда сказали...? Как я понял, мне необходимо...? Огромные потери времени и сил происходят именно из-за неверного толкования распоряжений. Не менее вредит делу и неверная расстановка приоритетов, ошибочное представление о планируемых сроках выполнения той или иной задачи. Руководитель в силу своей занятости и «нахождения в пространстве стратегических задач» не всегда разъяснит данные детали и нюансы подчиненному. При этом он ожидает от последнего выполнения поставленной задачи в строгом соответствии со схемой, которая присутствует в его начальствующей голове. Дополнительное уточнение необходимых сроков и информирование о выполнении задания — маленькие хитрости «кормления» шефа, которые будут на пользу обоим.
ПОДГОТОВКА ИНФОРМАЦИОННОГО СООБЩЕНИЯ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ
Любого шефа необходимо «кормить», но при этом важно «не перекармливать». Совершенно нет необходимости докладывать о любых ваших телодвижениях, производимых в течение рабочего дня. Если ваш непосредственный руководитель не страдает болезненно-мнительным синдромом всеобщего непонимания и предательства или желанием всех опекать и все контролировать, чрезмерное информирование о ходе выполнения работ его, пожалуй, будет раздражать. Значит, важно определить, какую именно информацию и в каких объемах необходимо донести до его ведома. Сделать ваше информационное сообщение компактным и красивым поможет все тот же принцип смысловых рисунков. Прежде чем разговаривать с руководителем (ответственным посетителем, клиентом и т. д.), проделайте небольшое упражнение по «причесыванию» информации. На чистом листе бумаге запишите ключевую идею предстоящей беседы. Нарисуйте рядышком значок — символ зафиксированной идеи, мысли. Это центральная часть «карты» вашей предстоящей беседы. Нарисуйте несколько расходящихся в стороны спиц-лучиков. Зафиксируйте возникающие мысли, идеи, соображения, которые так или иначе связаны с основным вопросом. Придумайте рисунок для каждого случая (например, финансовое обеспечение— $; необходимые контакты— v; поставленные цели — =>; полученные результаты — X и т. д.). Если от второстепенного вопроса возникают новые ответвления, рисуйте очередное «солнышко», «дерево» или «паровозик». Главное — вы визуализируете ту информацию, которую собираетесь обсудить. Уже в процессе рисования вы лучше поймете взаимосвязи различных аспектов данного вопроса. Возможно, у вас возникнут новые, неординарные идеи относительно его решения. И вы действительно увидите, что в данной информации является первостепенным, и поэтому об этом стоит говорить, а что можно опустить, дабы не «засорять» пространство коммуникации. Опять-таки, при видимой простоте овладение предложенным навыком обработки информации имеет несколько положительных эффектов. Помимо того, что вы лучше сами будете разбираться в той или иной информации, вы сможете более четко и структурированно обсудить этот вопрос с дру1 им человеком. И самое важное, вы будете приучать ваш мозг к правополушарному способу переработки информации. Навыки моделирования — очень сильный инструмент наведения порядка и в «офисной кухне», и в собственной голове, и, в общем, в производственных или житейских ситуациях. Мы неоднократно будем прибегать именно к этому приему — приему рисования и моделирования — в последующих упражнениях и рекомендациях.
КУХОННЫЕ ХИТРОСТИ -КОРОТКО О ГЛАВНОМ
· Как для повара мало выучить рецепт приготовления блюда, так и для офис-менеджера важно подойти к процессу творчески и с душой, поскольку эффективная работа предполагает несколько больше, чем простое выполнение предписаний и инструкций. · Сочетание правополушарных и левополушарных приемов самоорганизации позволяет лучше понимать, а значит, и эффективнее решать производственную ситуацию. · Способы передачи информации в рисунках и символах активизируют работу правого полушария. · Составление из рисунков-символов информационных схем и ситуационных моделей дает «аналитическую пищу» левому полушарию. После подобной процедуры человек не только сам начинает понимать, с чем имеет дело, но и в состоянии это объяснить другому. · Во взаимодействии с руководителем (как и с любым другими деловым партнером) очень важно перепроверять правильность понимания полученной информации и информировать заинтересованное лицо о ходе дел. · Как и в любом другом деле, в информационном обмене необходимо знать меру. Найти, зафиксировать эту самую меру — что говорить и насколько подробно — позволяет все тот же метод схематизации и ситуационного моделирования. БОЛЬШОЙ ПРИЕМ, ИЛИ ОВЛАДЕНИЕ РОЛЬЮ «ХОЗЯЙКИ БАЛА»
Насколько большую часть вашего рабочего времени съедают контакты с посетителями: запланированные и непредвиденные, продолжительные и скоротечные, целесообразные и бесполезные, приятные и раздражающие?.. Конечно, в каждом конкретном случае это зависит от специфики производственной ситуации, должностных предписаний, «коммуникативного размаха» вашего предприятия. В любом случае овладение навыками эффективной коммуникации (то есть общения, имеющего позитивный производственный эффект) позволит перераспределить высвободившееся время на выполнение других важных, сложных или «горящих» задач. Date: 2015-11-14; view: 317; Нарушение авторских прав |