Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Собой во времениСтр 1 из 22Следующая ⇒ СЕКРЕТ ПЕРВЫЙ.
Не пытайтесь управлять временем. Куда эффективнее управлять собой во времени
МЫ ВСЕ УЧИЛИСЬ ПОНЕМНОГУ…
Современные учебники по тайм-менеджменту (искусству управления временем) очень часто снабжены иллюстрациями, где символом времени служит торт с нанесенным сверху циферблатом. Задача опытного «пользователя временем», таким образом, — как можно точнее и искуснее поделить этот торт на необходимое количество «претендентов» — дела, делишки и, возможно, запланированное безделье. С самого раннего детства нам прививали навыки планирования собственного времени. Заполнение школьных дневников и дневников самонаблюдения (в курсе природоведения), красочные настенные календари школьника с распорядком дня и обязательные сентябрьские «Как я провел летние каникулы...» — все это наши постепенные уроки «тайм-менеджмента». Поскольку мы все учились в единой системе образования, заполняли идентичные школьные дневники и писали похожие сочинения о едином распорядке дня в летнем лагере — мы вправе предполагать, что все мы замечательно овладели навыком «искусной нарезки временного пирога». И тем не менее... И тем не менее где-то что-то не срабатывает. И мы в который раз догоняем упущенные минуты и часы, пытаясь выполнить все увеличивающийся список важных и неотложных дел; разгребаем завалы того, что выполнить своевременно не успеваем; создаем новые завалы того, до чего не доходят руки. Причем составление жестких списков, подробных планов и прописанных по минутам графиков очень мало помогает. Во-первых, чтобы все это прописывать, тоже необходимо время. А его катастрофически не хватает. Во-вторых, все эти планы трещат по швам под натиском непредсказуемых, а поэтому и незапланированных «надо». Следует заметить, что на выполнение подобных непрогнозируемых «надо» уходит большая часть времени офисного работника. И таким образом мы подходим к следующему тезису, который, пожалуй, можно назвать основной причиной неэффективности жесткого планирования в работе секретаря или менеджера среднего звена.
РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ ВАМ НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ Чтобы это утверждение не выглядело голословным, предлагаем небольшой перечень должностных обязанностей для самой распространенной категории офисных работников — секретарей, взятый из типичного договора о найме на работу. На протяжении рабочего дня секретарь: · следит за выполнением запланированного распорядка дня, как собственного, так и руководителя; · обеспечивает технически и организационно рабочий ритм; · выполняет задачи руководителя, составляет список текущих и незавершенных дел; · подбирает необходимые руководителю служебные документы; · пересматривает все документы, адресованные руководителю, и выделяет в них самые важные места, делает выводы; · принимает распорядительные, справочно-информационные и именные документы на рассмотрение и подпись руководителю, помогает ему в работе с периодическими и специальными изданиями; · выполняет задания руководителя по информационной и технической подготовке деловых встреч и совещаний; · организует работу приемной, регулирует поток посетителей, самостоятельно решает вопросы о возможности приема; · организовывает личный прием руководителем посетителей; · постоянно контролирует выполнение устных указаний руководителя; · ежедневно в установленные сроки получает и просматривает поступившие документы, проводит их регистрацию, выбирает документы, требующие немедленного рассмотрения, готовит их для доклада руководителю. · Даже этот, далеко не полный, список секретарских обязанностей наглядно демонстрирует, что время офисного работника находится: · во власти производственных обстоятельств (фактор непредсказуемости и частой неопределенности); · в зависимости от информационных потоков (фактор неравномерной загрузки с возможными запредельными пиками); · и, конечно же, в подчиненности у руководителя (непредсказуемость + неопределенность + неравномерная нагрузка + возможный эмоциональный прессинг). Пытаться управлять тем, что тебе не принадлежит, — заранее проигрышный вариант. Правомочен вопрос: а что же тогда офисному работнику принадлежит (в рабочее время, естественно)? Ну конечно же, он сам — со своим профессионализмом, с навыками самоорганизации, с собственным ощущением времени.
ПОГОВОРИМ О СЕБЕ, ХОРОШЕМ... Надеемся, идея взаимосвязи навыков самоорганизации (самоменеджмента) и организации рабочего времени (тайм-менеджмента) вам ясна. Но прежде чем дать какие-либо рекомендации по улучшению самоорганизации, давайте попытаемся разобраться, что именно нуждается в коррекции. Для этого необходимо выполнить небольшое упражнение. Сделайте это упражнение, пожалуйста, прежде чем продолжить чтение пояснений к нему.
Упражнение-самоисследование
Разграфите, пожалуйста, чистый бумажный лист на четыре равных сектора и зафиксируйте в каждом из них ваши персональные взаимоотношения со временем. Постарайтесь не ограничиваться 2—3 пунктами, пишите все, что придет в голову. Чем длиннее будут списки в каждом из секторов, тем достовернее окажутся результаты вашего самоисследования и тем подробнее окажется ваша персональная матрица взаимоотношений со временем. Готово? Чтобы объяснения были понятнее, проиллюстрируем, каким образом может выглядеть заполненный бланк. Теперь отследите, насколько часто в вашем списке (и в рабочем, и в нерабочем) встречается описание процессов (обмен новостями, просмотр сериала, поход по магазинам) и насколько часто идет фокусировка внимания на конкретный результат (приготовленный кофе, разобранная корреспонденция, убранная квартира). Заметьте, когда вы больше обращаете внимания на процесс деятельности: на работе или после нее, в контексте приятных занятий или неприятных обязанностей. Эта информация вам понадобится для лучшего понимания вашего индивидуального восприятия времени.
ПЕРСОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ
Ни для кого не секрет, что восприятие времени очень зависит от ситуации. Порой оно летит — например, когда не успеваешь сделать срочную работу; а порой замирает — долго тянется летний рабочий день, когда большая часть офиса во главе с шефом в отпуске, а друзья ждут на пляже. Но помимо подобных ситуативных различий во времявосприятии существуют различия в ощущении времени между разными типами людей. Одни люди как бы обитают в прошлом, другие устремлены в будущее, а третьи живут только сегодняшним днем. Большинство людей представляют образы прошлого и будущего перед собой, как бы глядя на них со стороны. При этом прошлое обычно располагается с одной стороны, а будущее — с другой. Такой тип восприятия времени получил название «сквозь время». Некоторые представляют время в виде некой прямой, проходящей сзади вперед. При этом прошлое располагается позади, и некоторая часть времени оказывается как бы внутри нас. В этом случае, для того чтобы вспомнить события прошлого, вам придется как бы обернуться назад. Будущее же спрятано за событиями настоящего, и его тоже человек воспринимает не совсем отчетливо. Этот тип восприятия получил название «во времени», поскольку часть временной оси находится внутри нас. Наиболее ярко различия между людьми типа «сквозь время» и типа «во времени» проявляются в процессе межкультурных взаимодействий. Западный человек склонен воспринимать время линейно, как некую прямую, вдоль которой он движется. Наверное, нагляднее всего этот подход иллюстрирует всем известный алгоритм гадания на картах: что было, что есть, что будет. Базовая же концепция времени в рамках арабской культуры предполагает вечно для- щееся настоящее и прошлое, которое находится позади нас. Для иллюстрации — ставшие афоризмом слова из песни: «Есть только миг между прошлым и будущим — именно он называется жизнь». Отчетливое представление и прошлого, и будущего обычно означает, что человек в достаточной степени осознает движение времени и поэтому может быть, например, хорошим диспетчером (или секретарем). Человек, менее четко представляющий себе временную ось, в большой степени живет в настоящем. Он не видит особого смысла в соблюдении какого бы тот ни было режима. Поэтому легко может пропустить назначенную встречу. Корни этих различий уходят в глубь нашего сознания и затрагивают даже уровень электрохимических процессов. Поговорим об этом поподробнее.
НАЛЕВО ПОЙДЕШЬ - ПОКОЙ ПОТЕРЯЕШЬ, НАПРАВО - ВРЕМЯ УПУСТИШЬ. КАК БЫТЬ?..
Разница в «западном» и «восточном» способе восприятия времени можно пояснить особенностями межполушарного взаимодействия коры головного мозга.
Левое полушарие любит все анализировать: слова, языки, числа, всякие логические последовательности и все, что с этим связано. Правое полушарие отвечает за весь мир образов, форм, цветов, идей и чувств, которым нет точного выражения в языке.
Если говорить о восприятии времени, то левое полушарие «замечает» его течение, фиксируя результаты вашей активности — планируемые и достигаемые цели (западный способ «сквозь время»); правое же более склонно обращать внимание на протекание самого процесса деятельности и чувства, переживания, с ним связанные (восточный способ «во времени»). При выполнении предложенного выше упражнения на что вы обращали внимание чаще: на процессы и связанные с ними чувства (общение, познание, творчество, расслабление и т. д.) или на конкретные результаты (подготовленная документация, прочитанная книга, убранная квартира)? Сравнили? Это первая подсказка, какое полушарие, левое или правое, и в каких ситуациях, работает у вас более активно. Уточнить же эти данные поможет следующее упражнение.
ВАШЕ ЛЕВО - ИЛИ ПРАВОПОЛУШАРНОЕ ПРЕДПОЧТЕНИЕ
Чтобы узнать, какое из полушарий, левое или правое, является у вас доминирующим, достаточно выполнить предлагаемое несложное упражнение. Вам необходимо выбрать утверждения в одной из двух колонок. Будьте внимательны — можно выбрать только одно утверждение. Если затрудняетесь с выбором, лучше полностью пропустите эту строку. Выбирайте тот вариант, который интуитивно кажется вам лучшим. Посчитайте количество выбранных вами утверждений в каждой колонке, и вы узнаете ваше доминирующее полушарие — то, которое набрало большее количество баллов. Из сопоставления двух цифр вы поймете, какая сторона сознания является у вас основной. Но определенно это сказать можно только в том случае, если разница составит не меньше 3—4 баллов. Конечно, тест небезапелляционен. Он просто укажет вам тенденцию — насколько сильна у вас склонность к какому-то одному типу мышления, если она вообще есть. Вы не можете из этого упражнения узнать, насколько часто вы используете каждое полушарие. Кроме того, следует учитывать, что в одних ситуациях вы больше полагаетесь на свои чувства, в других — на логику. Наиболее распространенные способы управления временем, предлагаемые современными учебниками по тайм-менеджменту, основаны именно на левополушарном восприятии. Если оно у вас оказалось доминирующим — поздравляем: во-первых, вы и сами можете проводить мастер-класс по рациональному использованию «временного пирога»; а если и возникнут сложности — знаете, где искать рецепты. Хоть одна из сложностей, скорее всего, останется вне поля зрения популярных руководств по тайм-менеджменту. Какая? При вашей структурированности и склонности к четкому планированию собственной деятельности различного рода форс-мажорные ситуации доставляют вам огромный дискомфорт. А, учитывая тот факт, что функционал секретаря/менеджера во многом построен именно на необходимости укрощения всех факторов непредсказуемости, упорядочении «информационного хаоса», ваши каждодневные обязанности во многом будут являться источником постоянного стресса. Как быть? Конечно, развивать правополушар-ный, творческий, способ восприятия и мышления. Пусть не торопятся радоваться те, кто обнаружил у себя доминирование правополушарного способа мышления. Хоть именно радоваться жизни вы умеете на всю катушку. Страдаете, следует сказать, на всю катушку тоже. Это ваша особенность — фиксировать свое внимание на процессуальное™ жизни, ощущении ее бытийности, а не включаться в погоню за результатами по западному образцу «быть успешным — значит иметь». Все, что люди стремятся иметь в жизни — ощущение радости, комфорта, наполненности, — вы имеете в любой момент времени, потому что умеете это заметить и прочувствовать. Это очень замечательно, но... Но если вам и удается не испытывать на работе постоянный стресс, вполне возможно, этот стресс будут испытывать ваш шеф и все остальное ваше окружение. Потому что, весьма вероятно, вместо функции укротителя хаоса вы чаще играете роль дополнительного фактора непредсказуемости. Ведь ваша правополушарная логика далеко не всегда согласована с логикой производственной необходимости и динамикой каждоднев- ной жизни офиса. И поэтому вам абсолютно не повредит овладение левополушарными хитростями организации времени и пространства.
|