Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задание 2. Сортировка производственных задач по критерию срочности
Помимо заполненных самоклеящихся листочков (стикеров) с зафиксированными на них делами вам понадобится большой лист бумаги (формат А-2 или А-1). Лучше прикрепить его к стене. Разделите карандашом или маркером лист пополам, выделив верхнюю половину для дел очень срочных, нижнюю — для менее срочных задач. Рассортируйте ваши записи по этому признаку, прикрепляя листочки то ли к верхней, то ли к нижней половине бумажного листа. У вас получится нечто подобное. (См. таблицу на с. 28). Назовем эту таблицу матрицей ближайших производственных задач. Как видите, она наглядно демонстрирует приоритеты и позволяет определить очередность дел. Срочные и неотложные дела могут обладать равной приоритетностью, и если их количество велико, вы имеете все шансы что-то упустить из виду и обрушить на себя гнев руководства. Когда же у вас перед глазами есть конкретная схема действий, быстро сориентироваться и заслужить одобрение (возможно, и в виде премиальных) значительно легче. Теперь добавим еще один признак структурирования задач. Для этого разделите ваш бумажный лист пополам вертикальной чертой. С левой стороны пусть останутся дела, выполнение которых зависит исключительно от вас, а с правой — задачи, решение которых требует взаимодействия с другими людьми. Ваша «матрица задач» приобретет следующий вид. Если есть возможность оставить созданную вами «матрицу ближайших производственных задач» украшать стену вашего офиса — рекомендуем это сделать. Вы сможете отмечать на стикерах появление новых задач и располагать их в соответствующем сегменте матрицы, удалять листочки с выполненными делами, а также фиксировать перемещение заданий из одного статуса в другой (например, из дел несрочных в срочные). Наглядное отображение вашей производственной ситуации позволит не только ее увидеть, но и лучше понять. А человек, понимающий собственную ситуацию, и действует, как правило, более эффективно. О нюансах и тонкостях вашей рабочей эффективности поговорим подробнее.
ПОВЫШЕНИЕ РАБОЧЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗА СЧЕТ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВОВАНИЯ СИТУАЦИИ (правополушарный подход)
Когда все клеится и работа выполняется как бы сама по себе — и ваше настроение приподнятое, комфортное. Наше состояние перестает быть особо радостным, когда происходит определенный сбой, ситуация уходит из-под нашего контроля, начинает развиваться не так. Причем толчком к появлению ощущения «не так» для пра- вополушарных людей и людей левополушарных служат различные факторы. Так, люди с доминированием левого полушария комфортно себя чувствуют в четко структурированном пространстве. Оно может быть как задано извне (четко прописанные должностные обязанности и расписанный рабочий режим дня), так и создано ими самими (использование приемов планирования рабочего времени и самоорганизации). Нарушение же привычной системы ведет к нарушению всего плана деятельности, сбою прогнозируемых сроков и общей «разбалансировке» механизма самоорганизации. Как правило, чаще всего это бывает под влиянием непредсказуемых обстоятельств или из-за рассогласованного взаимодействия с другими людьми (например, другие люди не выполняют вовремя принятые на себя обязательства). Правополушарные люди могут находиться в непредсказуемой среде и чувствовать себя при этом достаточно комфортно, если только нет мощного прессинга по срокам. Жесткий цейтнот разрушает их интуитивное чувствование ситуации, и тогда уже не они управляют событиями, а ситуация крутит человека подобно воронке водоворота. Если изобразить это графически, используя сегменты построенной нами матрицы производственных задач, то мы получим следующее. (См. таблицу на странице 32.) Назовем эту таблицу матрицей чувствования ситуации. Она наглядно демонстрирует, в какой точке работа превращается в «поле боя». Подобная опасность подстерегает работников с разными доминирующими полушариями — это еще раз доказывает, что левополушарный и правополушарный подходы сами по себе не имеют выраженных преимуществ. Как видите, срочные задания, выполнение которых связано с другими людьми, являются стрессовым фактором как для правопо-лушарных, так и для левополушарных. Потому что в этом случае остается только «трясти» ситуацию подобно сержанту Петренко. Посмотрите, насколько большой круг задач попадает у вас именно в эту область? Естественно, что выполнение срочных поручений руководителя, так или иначе связанных с другими сотрудниками, партнерами, клиентами, — одна из основных функциональных обязанностей. Другими словами, нахождение периодически в «зоне стресса» подразумевается уже в силу вашего служебного положения. И тем не менее в ваших силах сделать некоторый пересмотр собственного отношения к тем или иным задачам и времени, которое вы выделяете для их выполнения. Поскольку «ресурсной зоной» является сегмент а, давайте попробуем его «уплотнить» за счет задач других сегментов.
ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД К РУТИННЫМ ЗАДАЧАМ
Неординарный подход к решению тех или иных задач позволяет увидеть их абсолютно в ином свете и найти новые, часто необычные, способы их решения. Возьмем из нашего примера задачу из сегмента d «Собрать фотографии сотрудников для новых удостоверений». Как правило, необходимость у сотрудников что-либо просить, собирать, узнавать сопровождается их частой забывчивостью, невнимательностью, пассивным игнорированием просьб или открытым противостоянием. Если подходить к этому вопросу шаблонно, хлопот не оберешься. Задачи сегмента d плавно перетекают в сегмент с, обрастая различными сложностями и вашей «головной болью». Решить же подобные задачи нестандартно вам помогут оптимизм, воображение и... цветик-семицветик.
Упражнение «Цветик-семицветик»
Для активизации работы правого полушария и общей гармонизации рекомендуем предварительно выполнить следующее релаксационное упражнение. Расположитесь как можно удобнее (желательно иметь возможность облокотиться о спинку кресла или стула). Не перекрещивайте руки и ноги, найдите для них максимально расслабленное и удобное положение. Прикройте веки. Представьте, что вы вдыхаете запах прекрасного цветка (возможно, это и есть наш семицветик). Обращайте внимание, как на вдохе поднимаются ваши ключицы и, соответственно, опускаются на выдохе. Сделайте 3—5 вдохов-выдохов, сосредоточив свое внимание на верхней части грудной клетки. Вы по-прежнему вдыхаете запах прекрасного цветка. Теперь обратите внимание, как во время вдоха расширяется ваша грудная клетка подобно мехам аккордеона. На выдохе вы плавно «сжимаете мехи». Проделайте эту процедуру 3—5 раз. Теперь обратите внимание на низ живота: при вдохе в этом месте как бы надувается воздушный шарик, при выдохе — сдувается. Тоже проделайте это 3—5 раз. Запах цветка по-прежнему прекрасен. Вы плавно вдыхаете его, обращая внимание, как поднимаются ваши ключицы, расширяется грудная клетка, поднимается низ живота... На несколько мгновений задержите дыхание и насладитесь ощущением наполненности ароматом цветка, энергией жизни, окружающей свежестью. На выдохе позвольте плавно «сдуться шарику» в нижней части живота, «стянуться мехам» вашей грудной клетки, опустите ключицы. Задержитесь на мгновение, ощутив себя пустотой, готовой к новому наполнению, к новому возрождению. Повторите полный дыхательный цикл несколько раз. Это упражнение можно выполнять, когда необходимо снять последствия эмоциональной перегрузки, расслабиться или, наоборот, срочно привести себя в рабочее состояние. В данном случае вы готовы к творческому полету фантазии. Представьте себе цветик-семицветик, в самой серединке которого записана (или изображена в виде символа) проблема, которую вы хотите решить нестандартно. Нарисуйте этот цветок на листе бумаге. Позвольте своей фантазии буйствовать — все, что приходит в голову в связи с зафиксированной проблемой, располагайте в очередном лепестке семицветика. Возможно, у вас получится нечто похожее. Лепестков может быть больше, чем семь, — все зависит от вашей фантазии. Возникающие идеи можно записывать и в виде солнечных лучиков. Главное — не тормозить собственный творческий полет. А он будет обязательно. Дело в том, что подобное образное восприятие активизирует работу правого полушария. Помимо нахождения нестандартных путей решения ситуации ваш выигрыш — хорошее настроение, улучшение отношений с коллегами (творческие и доброжелательно настроенные люди всегда привлекают) и возможность перевести задачи из сектора зависимости от других людей (d) в сектор собственной компетенции (а). Ведь организация кофейного праздника, фотолотереи или фотоуголка — это уже ваша инициатива и ваша самоорганизация!
ЖЕСТКОЕ СТРУКТУРИРОВАНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
Следующий способ оптимизации вашего временного графика — это анализ задача сегментов a и b. Это задачи, выполнение которых зависит исключительно от вас. Важно, чтобы ваш рабочий график предполагал время, которое вы могли бы посвятить работе этого рода. Это может быть время обычных совещаний вашего шефа или другое время, когда наплыв посетителей в офис не так велик. Постарайтесь объяснить своему непосредственному руководителю, что возможность поработать 2—3 часа без постоянного дергания и аврала будет на пользу и вам, и интересам дела в общем. Чтобы разговор не был беспредметным, используйте материалы вашей «матрицы видения рабочей ситуации». Объясните с помощью «матрицы чувствования ситуации», к чему приводит необходимость постоянного выполнения заданий «сегодня на вчера». Заручившись поддержкой шефа, вы сможете приучить сотрудников организации и даже постоянных клиентов и посетителей без крайней надобности не беспокоить вас в специально отведенные для индивидуальной работы 2—3 часа. При условии, что рабочее время будет принадлежать в первую очередь вам самим, а не посетителям и обстоятельствам, очень эффективным является использование различных «левополушарных способов» организации времени и пространства. Это и ведение органайзера, и вывешивание «листочков-напоминаний» на специальном стенде, и иные техники и хитрости. Пока же несколько советов и рекомендаций тем, кто единственно возможным способом своей работы считает нахождение в «зоне стресса» (с).
РАБОТА - НЕ ВОЛК, В ЛЕС НЕ УБЕЖИТ
Конечно, выполнять работу необходимо. И желательно делать ее по возможности быстро. Но делать это за счет персональных сверхусилий, догоняя убегающие минуты и ускользающие шансы, малоэффективно. Посмотрите материалы и публикации, раскрывающие проблемы трудоголизма и синдрома эмоционального сго- рания, — возможно, это подтолкнет вас к пересмотру собственного отношения к работе и ее обычному ритму. И еще несколько соображений, касающихся времени и взаимоотношения с ним. · Временная разбалансировка часто сигнализирует о ценностно-смысловой разбалансировке человека. Другими словами, тот, кто вечно опаздывает, ничего не успевает, срывает сроки, возможно, занимается не своим делом или стремится к ложным целям. · Для решения вопросов, действительно важных для человека, он, как правило, время находит. Декларируемая нехватка времени может быть сигналом скрываемого безразличия к данному вопросу. · Часто форсирование или затягивание времени является излюбленным оружием манипуляторов. В первом случае человек не успевает поразмыслить и будет плясать под чужую дудку, во втором — он скорее примет на себя всю полноту ответственности, чем будет ждать включения в ситуацию того, кто от ответственности отлынивает. · Время лучше использовать для наслаждения имеющимися благами жизни, чем для вечной погони за ускользающим мифом о счастье (успехе, благополучии, любви: у каждого — свой персональный миф). · Когда очень хорошо или, наоборот, невыносимо плохо, когда время летит птицей и когда застывает, подобно истукану, помните о заповеди на кольце царя Соломона: «И это пройдет».
«ОФИСНАЯ КУХНЯ»: РЕЦЕПТЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ
Каждодневная деятельность заполнена множеством малоприметных дел, которые не особенно привлекают к себе внимание: документы, папки, телефонные звонки, дежурные улыбки посетителям... Чаще всего эти вопросы решаются на автомате, без особого обдумывания. И потому становятся привычной производственной рутиной. Не секрет, что именно подобные рутинные дела съедают большую часть рабочего времени. Если список дел урезан до необходимого минимума, а времени по-прежнему не хватает, пора подумать о повышении эффективности работы за счет видоизменения способов ее выполнения. Возможно, некоторые рекомендации сегодняшнего занятия придутся вам кстати. Date: 2015-11-14; view: 610; Нарушение авторских прав |