Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Результаты опытно-экспериментальной работы
В данном параграфе нами представлены результаты проведенного эксперимента по подготовке бакалавров хореографического искусства к решению профессиональных задач применительно к деятельности педагога-хореографа. Анализ полученной информации приведен согласно логике опытно-экспериментальной работы. Всего за период 2003-2009 годы в исследовании было задействовано более 600 участников, непосредственными участниками стали 87 педагогов-хореографов в пилотажной части и 101 студент в опытно-экспериментальной работе. Для проверки выдвинутой гипотезы исследования мы разработали критерии, определили показатели уровней компетентностной готовности студентов хореографического профиля к решению профессиональных задач, рассмотренные в первом параграфе второй главы. Полученные в процессе исследования данные эмпирического исследования обрабатывались на ЭВМ типа IBM – PC с помощью программной системы STATISTICA for Windows (версия 5.5а). Данная система является интегрированной средой статистического анализа и обработки данных. Она осуществляет все расчеты по стандартным формулам математической статистики, используя только существующие, измеренные данные (все пропуски исключаются из расчетов и не учитываются при формировании выводов) STATISTICA позволяет выполнить все классические виды анализа по предельно широкому выбору конкретных алгоритмов и методов. Массив исходных данных в нашей работе подготовлен так, что можно было формировать группы и подгруппы в соответствии с различными критериями и проводить расчеты на нужном уровне детализации. В соответствии с целями и задачами исследования, а также с учетом специфики анализируемых переменных нами выполнялись следующие статистические операции: расчет элементарных статистик (средние значения, ошибки средних, среднеквадратические отклонения, размах разброса данных); построение и визуальный анализ корреляционных полей связи между анализируемыми параметрами; расчет корреляционных матриц на основе линейной корреляции и непараметрических методов; сравнение изучаемых показателей в различных группах и подгруппах в соответствии с целями и задачами исследования; проверка статистических гипотез на основе непараметрических методов (Манна-Уитни, критерия Вилкоксона). Используемые системой методы статистического анализа не требуют специального контроля достаточности количества наблюдений, все допустимые оценки и заключения делаются при автоматическом учете фактически имеющихся данных. Критерием статистической достоверности получаемых выводов считается общепринятая в психологии величина уровня статистической значимости P < 0,05. Перед осуществлением формирующего эксперимента была проведена пилотажная диагностика с 87 респондентами, большая часть которых имели определенный педагогический опыт работы по хореографическому направлению (учителя ритмики, руководители и репетиторы хореографических коллективов). Результаты представлены в обобщенном и более конкретном видах (Рис. 9, 10 соответственно). Общая картина результатов пилотажного диагностирования в целом показывает недостаточную подготовку педагогов-хореографов в отношении решения профессиональных задач. Рис. 9. Общие результаты пилотажного диагностирования (указан средний балл)
Рисунок 9 демонстрирует, что наиболее приоритетный для нашего исследования критерий «Продуктивно-творческая готовность» достаточно сильно приближен к «низкому» уровню. Это говорит о «низкой» степени развитости интегративных умений, т.е. таких показателей, как: субъектная позиция, педагогическое мастерство, хореографическое мастерство, методологическая грамотность, творческий продукт.
Рис. 10. Результаты пилотажного диагностирования по критериям
Теоретическая часть, как видно, ниже «среднего» уровня подготовленности, а практическая часть – напротив, представлена с несколько лучшим результатом. Но следует отметить, что последний показатель, согласно выполненным проверочным заданиям, больше отражает уровень танцевального аспекта, т.е. собственно хореографического умения. Это подтверждает выдвинутую ранее мысль о приоритете исполнительского (танцевального) умения в вузовской подготовке студентов в этой области. На основе корреляционного анализа полученных результатов пилотажного исследования нами была выявлена лишь одна взаимосвязь между такими критериями анализа, как теоретическая и практическая готовность (на 1% уровне значимости). По результатам невключенного наблюдения отметим, что педагоги-хореографы в большинстве своем предпочитают репродуктивный уровень подачи хореографического материала, объясняя это несоответствующим уровнем базовых знаний учеников для использования нестандартных элементов преподавания. Источником развития направленности личности учащихся-танцоров и их хореографических возможностей при данном подходе педагогов-хореографов является учебная деятельность в условиях информационно-сообщающего обучения, когда познавательная и практическая деятельность носят главным образом подражательный характер и ее преобразовательные возможности очень ограничены. Потенциал проблемно-исследовательского способа обучения, при котором увеличивается удельный вес самостоятельной поисковой творческой деятельности учеников, исследуемыми педагогами-хореографами практически не использовался. Таким образом, мы определили поле деятельности для опытно-экспериментальной работы, целью которой стала компетентностная подготовка студентов, развитие их интегративных умений как готовности для осуществления продуктивно-творческой деятельности в качестве педагога-хореографа. В констатирующем этапе исследования приняли участие две группы студентов (первая группа – 53 студента, вторая группа – 48 студентов), обучающихся на очной, заочной форме обучения 1-4 курсов БГПУ им.М.Акмуллы. Первые замеры констатирующего исследования были направлены на изучение качества образовательного состояния студентов по критерию «Теоретическая готовность». Целью задания было выяснить уровень подготовленности студентов по следующим вопросам: требования к бакалаврам хореографического профиля (по ГОС); профессиональная задача, видовое многообразие профессиональных задач (педагогических и хореографических); сущность основных видов профессиональных умений (аналитические, прогностические, конструктивные, проектировочные, коммуникативные, организаторские, оценочные, коррекционные, рефлексивные, творческие, исследовательские, исполнительские, артистические и балетмейстерские); сущность научно-исследовательской деятельности. Полученные среднестатистические результаты – 2,1 балла в первой группе и 1,9 балла во второй группе свидетельствуют о среднем уровне сформированности изучаемого критерия. Студенты слабо ориентированы на содержание государственного образовательного стандарта, так как большинство из них не ознакомлены с документом и, соответственно, не могут назвать предъявляемые требования к выпускнику. Представление о профессиональной задаче в ответах студентов просматривается, но сущностное понимание и классифицирование затруднено. Профессиональные умения педагога-хореографа в целом осознаются студентами, но не все умения из указанных в задании теста ими определяются. В частности, сложность в понимании вызывали следующие позиции – прогностические, конструктивные, проектировочные и рефлексивные умения. Сущность научно-исследовательской деятельности и логика ее проведения также достаточно поверхностны. Но этому результату есть объективное объяснение, так как студенты диагностировались в самом начале учебно-профессиональной деятельности, когда их уровень знаний находился на минимальном уровне подготовленности. Для определения подготовленности групп по критерию «Практическая готовность» студентам были предложены задания для измерения умения решать профессиональные (педагогические и хореографические) задачи; владения хореографическими техниками (исполнительские умения) и владения балетмейстерскими умениями. Результаты, полученные в ходе констатирующего исследования (2,6 балла в первой группе и 2,4 балла во второй группе), показали, что студенты справились не со всеми заданиями – и по решению педагогических и хореографических задач, и с применением балетмейстерских умений, тогда как исполнительские и артистические умения продемонстрированы относительно лучше. Далее замерялась подготовленность студентов по критерию «Продуктивно-творческая готовность», где оценивались интегративные умения – субъектная позиция, педагогическое мастерство, хореографическое мастерство, методологическая грамотность, генерация творческого продукта. Результаты в двух группах были не однородными. В частности, первая группа по изученному критерию показала средний результат – 2,3 балла, а вторая группа – 1,8 балла. Полученные результаты позволили нам охарактеризовать испытуемых как недостаточно подготовленных к практической деятельности педагога-хореографа (требующей определенной личностной зрелости, интеграции разнообразных видов деятельности), тогда как некоторые из студентов на момент диагностирования уже вели профессиональную деятельность. Так, нельзя не заметить определенные методические моменты профессиональной деятельности некоторых студентов, выявленные в ходе невключенного наблюдения за их преподавательской работой. К большому сожалению, работающие студенты допускают не только мелкие профессиональные ошибки в своей деятельности, но и грубейшие педагогические нарушения – повышение тона разговора, бестактное обращение к ученикам, рукоприкладство (в том числе к детям 3-6-летнего возраста). Эти и другие педагогические изъяны в личностной и профессиональной подготовке не могли не отразиться на результатах первоначального среза измерения компетентностной готовности студентов к практической деятельности. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о большей подготовленности студентов контрольной группы в сравнении с результатами студентов экспериментальной группы. По итогам констатирующего исследования нами была выделена вторая группа (48 студентов) – имеющая по изучаемым критериям меньшие показатели, по средним результатам определена как экспериментальная, которая в последующем была подвержена формирующему воздействию для опытно-экспериментальной проверке нашей гипотезы. С целью выявления наличия значимых различий в контрольной и экспериментальной группах нами был проведен статистический анализ результатов констатирующего исследования по критерию U-Манна-Уитни (Табл. 11) и корреляция критериев их готовности по всей выборке (Табл. 12). Полученные результаты свидетельствуют об однородности изучаемых групп, поскольку не обнаружены статистически значимых различий на уровне значимости P < 0,05. Таким образом, по результатам констатирующего этапа исследования студенты характеризуются подготовленностью танцевально-исполнительского характера, позволяющей им в основном решать задачи хореографического вида репродуктивным способом, т.е. на низком и среднем уровне компетентностной готовности. Таблица 11
Mann-Whitney U Test (werpawl.sta), By variable GR, Group 1: 1 Group 2: 2
Таблица 12 Корреляция по всей выборке, Spearman Rank Order Correlations,
В ходе формирующего воздействия в экспериментальной группе нами были применены такие виды обучения, как: контекстное, проблемно-исследовательское, проектное обучение, позволяющие развить у студентов необходимые интегративные умения для осуществления продуктивной профессиональной работы будущих педагогов. Для определения эффективности опытно-экспериментального воздействия на этапе контрольного исследования нами была проведена повторная диагностика, направленная на изучение уровня сформированности теоретического, практического и продуктивно-творческого компонентов готовности бакалавров хореографического профиля к решению профессиональных задач. Среднестатистические показатели на этапе контрольного исследования по критерию «Теоретическая готовность» свидетельствуют о том, что более успешно справились с заданиями студенты экспериментальной группы – 2,7 балла, в сравнении со студентами контрольной группы – 2,4 балла. Студенты экспериментальной группы овладели такими видами профессиональных умений, как: аналитические, прогностические, конструктивные, проектировочные, организаторские, оценочные, коммуникативные, рефлексивные, творческие и исследовательские. Больше внимания начали уделять научно-исследовательской деятельности, что было обеспечено подготовкой студентами различных заданий, докладов, рефератов, проектов. Решая профессиональные задачи, студенты демонстрировали на основе знаний свои практические умения и навыки (общепедагогические и специфические хореографические) по критерию «Практическая готовность». Результаты, полученные в ходе контрольного исследования (контрольная группа – 2,9 балла и в экспериментальной группе – 2,8 балла), показали, что более успешно справились с заданием студенты контрольной группы. Но в сравнении с образовательным результатом начального среза экспериментальной группы (2,4 балла) произошел очевидный скачок, что свидетельствует о доминировании практикоориентированности выполняемых студентами заданий в ходе формирующего эксперимента, достаточно четком понимании алгоритма решения профессиональной задачи и улучшенных технических и артистических показателях бакалавров хореографического искусства. При изучении подготовленности студентов по критерию «Продуктивно-творческая готовность», где оценивались интегративные способности – субъектная позиция, педагогическое мастерство, хореографическое мастерство, методологическая грамотность и генерация творческого продукта были выявлены различия в среднестатистических показателях (результаты в двух группах были не однородными). В частности, контрольная группа по изученному критерию показала средний результат – 2,4 балла, а экспериментальная группа – 2,7 балла. Полученные результаты позволили нам отметить экспериментальную группу как более креативную в реализации и развитии своего личностного и профессионального потенциала. Этому способствовала предложенная модель подготовки бакалавров хореографического искусства, включающая применение концепта «Задачный комплекс», где целенаправленно выделены мотивационный (как стержневой), профильный и педагогико-хореографический блоки, а также разработанные методические рекомендации. С целью выявления наличия значимых различий в контрольной и экспериментальной группах нами был проведен статистический анализ результатов констатирующего исследования по критерию U-Манна-Уитни. Результаты представлены в таблице 13. Таблица 13 Mann-Whitney U Test, By variable GR, Group 1: 1 Group 2: 2
Полученные данные свидетельствуют о наличии статистически значимых различий (на P < 0,01 уровне достоверности) по критерию «Продуктивно-творческая готовность» в экспериментальной группе. Это позволяет нам сделать вывод о том, что реализуемая нами программа опытно-экспериментального воздействия, направленная на развитие интегративных умений бакалавров хореографического профиля является наиболее эффективной при формировании критерия «Продуктивно-творческая готовность». На основе корреляционного анализа полученных результатов контрольной группы контрольного исследования (Табл. 14) нами были выявлены взаимосвязи между такими критериями анализа как теоретическая и практическая готовность (на 2% уровне значимости), и между практической и продуктивно-творческой готовностью (на 5% уровне значимости). Таблица 14 Корреляционный анализ контрольной группы, Spearman Rank Order Correlations, MD pairwise deleted
Корреляционный анализ результатов экспериментальной группы контрольного исследования (Табл. 15) показал наличие взаимосвязей между такими критериями анализа как теоретическая и практическая готовность (на 1% уровне значимости), между практической и продуктивно-творческой готовностью (на 1% уровне значимости) и между теоретической и продуктивно-творческой готовностью (на 2% уровне значимости). Таблица 15 Корреляционный анализ экспериментальной группы, Spearman Rank Order Correlations, MD pairwise deleted
Это позволяет нам говорить о том, что студенты научились не только решению поставленных перед ними профессиональных задач, но их распознаванию и формулированию. Благодаря ярко выраженной взаимосвязи теоретического мышления с практическим, произошло увеличение самостоятельности студентов при выполнении научно-исследовательской, преподавательской, творческой деятельности в области хореографического искусства. Полученные результаты утверждают о том, что реализованная программа опытно-экспериментального воздействия, не только улучшила профессиональный уровень выпускников по рассматриваемым трем критериям готовности (теоретическая, практическая, продуктивно-творческая), выраженной в умении видеть, формулировать и решать профессиональные задачи в деятельности педагога-хореографа. Бакалавры экспериментальной группы на контрольном срезе исследования демонстрируют такие личностные особенности, как: самостоятельность и инициативность при принятии решений, критичность мышления, мотивация на осуществление деятельности педагога-хореографа с различными возрастными категориями детей, желание осваивать новые хореографические направления и устанавливать творческие связи с коллегами-хореографами и обмениваться с ними методическими находками, вести разножанровую, творческую работу в качестве балетмейстера-постановщика и др. Отрадно, что эти внутренние проявления студентов основаны на глубокой и осознанной рефлексивной работе, что характеризуется позитивными изменениями в развитии субъектной позиции студента. Анализируя общие результаты проведенной опытно-экспериментальной работы по подготовке студентов к решению профессиональных задач, мы можем констатировать, что бакалавры контрольной группы на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы показали результаты ниже, чем бакалавры экспериментальной группы. Контрольное исследование, направленное на измерение образовательного результата студентов демонстрирует, число студентов по «среднему» уровню экспериментальной группы преобладает над показателем контрольной группы. Но очевидно первенство числа студентов экспериментальной группы по уровню «высокий», хотя уровень «недостаточно высокий» сравнялся с показателем контрольной группы. Далее представлена картина результатов образовательного процесса в рамках формирующей части опытно-экспериментальной работы в контрольной и экспериментальной группах (Рис. 11).
Рис. 11. Сравнительная динамика изменения уровня готовности студентов контрольной и экспериментальной групп
Рисунок демонстрирует позитивные изменения образовательных результатов студентов в контрольной группе, хотя и незначительные. Финальная ситуация в результатах экспериментальной группы достаточно динамична: сократилось число студентов в уровне «низком», незначительные изменения наблюдаются в уровне «среднем» поскольку часть студентов в ходе проведения эксперимента из «низкого» уровня перешла в «средний». Желаемые изменения произошли на уровне «выше среднего» и «высоком» – часть студентов подтянулась до этих ступеней развития, что особенно важно на «высоком». Как было выявлено, эти позитивные изменения произошли за счет улучшения образовательного результата по третьему критерию «Продуктивно-творческая готовность», которому в нашей работе уделялось особое внимание. Ниже представлены результаты развития студентов по указанному критерию в контрольной и экспериментальной группах (Рис. 12). Рис. 12. Результаты развития студентов контрольной и экспериментальной групп по критерию «Продуктивно-творческая готовность»
Рисунок 12 свидетельствует о значительном изменении в подготовленности студентов по продуктивно-творческому критерию в экспериментальной группе, тогда как в контрольной группе при традиционном подходе организации образовательного процесса результат существенно не изменился. Согласно расчетам по среднему баллу, результаты проведенной опытно-экспериментальной работы по традиционной методике дали изменения на 8,8%, а в случае предложенной методики – соответствуют повышению эффективности процесса Полученные данные позволяют утверждать, что внедрение в образовательный процесс в условиях педагогического вуза при обучении бакалавров хореографического профиля в структуре художественного образования авторской модели подготовки студентов, основанной на концепте «Задачный комплекс», учебно-методических рекомендациях, позитивно влияет на качество подготовки выпускников к решениям профессиональных задач. Таким образом, результат нашего исследования свидетельствует о том, что гипотеза подтверждена, задачи исследования выполнены.
Date: 2015-11-14; view: 2050; Нарушение авторских прав |