Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Организационно-педагогические условия подготовки бакалавров хореографического профиля к решению профессиональных задач в художественном образовании
На основе теоретического осмысления сущности образовательного процесса студентов в аспекте рассматриваемой проблемы, изучения вопроса в психолого-педагогической литературе, материалов государственного образовательного стандарта и в соответствии с гипотезой исследования была разработана модель подготовки бакалавров художественного образования по профилю «Хореографическое искусство» к решению профессиональных задач. Для практической реализации в условиях педагогического вуза предложенной модели по подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности необходимо учитывать в образовательном процессе следующие организационно-педагогические условия: 1. Развитие профессиональной мотивации бакалавров хореографического профиля на педагогическую и хореографическую практику в образовательных учреждениях различного типа посредством применения контекстного, проблемно-исследовательского, проектного обучения. 2. Уточнение классификации профессиональных задач и умений, способствующих овладению бакалаврами хореографического профиля компетенциями, необходимыми для осуществления продуктивно-творческой педагогической деятельности. 3. Определение критериально-уровневых характеристик компетентностной готовности бакалавров художественного образования по профилю «Хореографическое искусство» к решению профессиональных задач в будущей педагогико-хореографической деятельности. 4. Сопровождение процесса подготовки бакалавров хореографического профиля к решению профессиональных задач учебно-методическими материалами, обеспечивающими компетентностную готовность будущих педагогов-хореографов. Данный параграф исследования посвящен раскрытию содержания разработанных организационно-педагогических условий по подготовке бакалавров хореографического профиля к решению профессиональных задач в организации образовательного процесса. Исходя из выделенных задач модели подготовки (теоретическая подготовка, формирование практических умений, развитие продуктивно-творческих умений), на основе понимания профессиональной компетентности как сочетания теоретической и практической готовности студента (по Н.Н.Никитиной), а также экспертной консультации, нами выявлены соответствующие критерии готовности студентов к профессиональной деятельности – теоретическая готовность, практическая готовность и продуктивно-творческая готовность, содержание которых отражено в таблице 5. Первый критерий, заложенный в механизме функционирования нашей модели, в частности «теоретическая готовность», отражает теоретическую основу уровня подготовки бакалавров хореографического профиля к решению профессиональных задач, необходимые знания, объем которых должен пропорционально увеличиваться соответственно периоду обучения в высшем образовательном учреждении и по мере постижения основных положений общей педагогики и педагогики хореографического искусства. Следующий критерий, являющийся также индикатором успешности образовательного процесса студента, – «практическая реализация» – включает уровень профессиональных умений и навыков развития на основе полученных теоретических знаний в процессе обучения студентов хореографического профиля. Третий критерий подготовленности студентов «продуктивно-творческая деятельность» – отражает динамику развития интегративных умений студентов, т.е. компетенций, влияющих на позитивный результат решения профессиональных задач педагога-хореографа в системе художественного образования. Мы считаем вполне закономерным определение последнего критерия как синкретического соединения частного (хореографических задач) и общего (педагогических задач). Таблица 5 Содержание критериев компетентностной готовности бакалавров хореографического профиля к решению профессиональных задач
Учитывая вышеназванные критерии, мы выделили четыре уровня готовности студентов к решению профессиональных задач: высокий, выше среднего, средний, низкий, которые в ходе эксперимента станут показателем успешности и результативности процесса вхождения в профессию педагога-хореографа. Для выявления данных уровней мы использовали методы исследования: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, анализ педагогических ситуаций, тестирование, выполнение упражнений и заданий по решению профессиональных задач, хореографическое исполнение, творческие задания по созданию хореографических композиций, выполнение научно-исследовательской работы. Для ориентации в результатах образовательного процесса подготовки бакалавров хореографического профиля к решению профессиональных задач были определены уровневые характеристики компетентностной готовности согласно рассматриваемым критериям. Но в виду подробного представления информации – таблица соотношения уровней и критериев вынесена в приложения (Приложение 2). Такимобразом, мы считаем: Высокий уровень (А). Определяется максимальной включенностью студента в образовательный процесс и мотивацией на профессиональную деятельность педагога-хореографа, высокой степенью умений и навыков решения проблем в ведущих видах педагогической деятельности и использованием комплексных источников знаний в новых, незнакомых контекстах, ярко выраженной развитой субъектной позицией, критическим отношением к происходящему и принятием стратегических решений. Кроме того, освоение теории и практики профессиональной деятельности студентом носит креативным показателем, а его участие в научно-творческой и общественной работе носит перманентный характер. Уровень выше среднего (Б).Характеризуется четкой выраженностью личностного интереса студента к образовательному процессу, осознанным отношением к практической возможности реализации личных перспектив в творческом самовыражении, пониманием необходимости самостоятельной работы над своими личностно-профессиональными характеристиками. Результаты образовательного процесса положительные, наблюдаются навыки сбора и интерпретации существенных данных для решения задач. Тем не менее, отмечается некоторая доля неуверенности студентов, необходимость консультирования с компетентными специалистами. Средний уровень (В). Восприятие и воспроизведение учебно-творческого материала поверхностно и размыто, образовательные результаты, как правило, удовлетворительные. Мотивационный аспект выражен в пассивном участии. Познавательная деятельность студента характеризуется репродуктивным мышлением и практически выражается в стереотипных решениях, но индивидуально-творческая активность фрагментарна и зависима от внешней стимуляции. Низкий уровень (Г). Студент не имеет потребности в самосовершенствовании и самореализации. Соответственно результат выражен в низкой успеваемости, наблюдаются пробелы в знаниях, в развитии умений и приобретении профессиональных навыков. Студент не в состоянии самостоятельно (без постоянного контроля со стороны преподавателя или без помощи коллег) сформулировать профессиональную задачу и выполнить ее. Как было выяснено в процессе опытно-экспериментальной работы, современная ситуация подготовки педагога-профессионала в области хореографического искусства отражает недостаточно развитое методическое обеспечение в аспекте исследуемой проблемы. В силу этого, в нашей работе мы пытались избежать ранее упомянутых тенденций в преобладании исполнительского акцента в хореографическом образовании в ущерб педагогической составляющей подготовки выпускника как будущего педагога-хореографа. Мы направили свою работу на улучшение показателей особенно третьего критерия, характеризующего интегративные умения студента, влияющие на результаты в будущей профессиональной работе. Содержание эксперимента также строилось на анализе причин недостаточной подготовленности выпускников (срез проводился среди практикующих педагогов). Всё это позволит отследить динамику развития готовности студентов хореографического профиля к решению профессиональных задач, увидеть проблемные зоны в ключевых показателях указанных критериев, определить ближайшие методические задачи и, в соответствии с ними, разработать план коррекционных действий. Обобщенная картина выявленных причин, отражающая три проблемные области, зафиксирована в таблице 6. Но необходимо отметить, что присутствие некоторых позиций в группах представленной таблицы может быть спорным в силу конкретных обстоятельств и слияния нескольких причин. Исходя из данных ключевых позиций мы акцентировали внимание на наиболее часто встречающихся причинах готовности или неготовности педагога к решению профессиональных проблем. Перечисленные причины представлены нами в виде классификации не случайно, а с целью более четкой дифференциации проблемы, определения ее локализации в системе профессиональных задач и, соответственно, нахождения путей решения. Причины неумения педагогов решать профессиональные задачи намеренно рассматривались в аспекте комплексной подготовки студента. Это способствовало выявлению методических особенностей подготовки бакалавров по профилю «Хореографическое искусство» с учетом междисциплинарной интеграции и на основе компетентностного подхода. Таким образом, выявленные причины недостаточной готовности педагогов к решению профессиональных задач в соотнесении с требованиями государственного образовательного стандарта к выпускнику определили содержание образовательной модели для апробации разработанной методики подготовки бакалавров к профессиональной деятельности.
Таблица 6 Date: 2015-11-14; view: 650; Нарушение авторских прав |