Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнение «Самоописание»





Инструкция: Упражнение выполняется в круге. Каждому участнику необходимо описать себя (устно) в третьем лице. Например: Светлана – молодая женщина, 25 лет, высокого роста. У неё светлые волосы, голубые глаза. Она носит очки и т.п. После краткого описания внешности необходимо перейти к описанию черт характера. Участники группы могут задавать вопросы, направленные на уточнение деталей, но также спрашивая о третьем лице. Ведущему следует управлять процедурой самоописания и задавания вопросов. Вопросы должны быть по существу, проявлять заинтересованность в человеке и ориентированы на получение дополнительной информации.

Психологический комментарий. Публичная презентация себя настраивает участников на позитивное самопринятие, а также принятие других, осознание индивидуальности каждого человека. Задавая вопросы, члены группы демонстрируют участнику заинтересованность в получаемой информации, позволяет ему более полно раскрыться, а также сформировать в группе доверительные отношения.

 

Ф аза контакта. Цель – создание дружеской, творческой атмосферы в группе, снижение тревоги, усвоение групповых норм и правил.

Упражнение «Кто Я?»

Инструкция: Участникам предлагается разделить листок бумаги вертикальной чертой на две части. В левой части написать в столбик 10 ответов на воп­рос «Кто Я?», а в правой части написать в стол­бик 10 ответов на вопрос «Какой Я?». Каждый ответ следует начинать с местоимения «Я». После того как все ответили, каждый участ­ник по кругу зачитывает свои ответы. Другие участники могут при этом задавать вопросы, на­правленные на понимание представляемых ответов.

Психологический комментарий. Обычно, отвечая на вопрос «Кто Я?», участники пишут: человек, Я — отец, Я — дочь, Я — сестра, Я — подруга и т. д. На вопрос «Какой Я?» обычно участники от­вечают: Я — общительная, Я — серьезная, Я — практичная и т. д. Ведущему следует отслеживать в ответах варианты типа: звезда, дикарка и т. п. Данные ярлыки засоряют самовосприятие человека, делая его менее адекватным. В таких случаях ведущему следует попросить участника, назвавшего себя, например, звездой, описать си­туацию, в которой он ведет себя в соответствии с данным представлением о себе. Ведь каждый че­ловек ведет себя в соответствии с тем, как он себя воспринимает. Подобное обсуждение позволяет участникам пересмотреть или, как минимум, за­думаться о собственном самовосприятии.При более глубокой проработке и направлен­ной помощи участникам в их самораскрытии, это упражнение позволяет раскрыть их социальные установ­ки и заложить хороший фундамент для форми­рования доверительных отношений в группе.

Упражнение «Каким меня видят?»

Инструкция: Выбирается доброволец, который выходит из комнаты. Перед выходом ему предлагается встать перед группой, и ведущий говорит: «По­смотрите на этого хорошего человека». Это важный элемент процедуры, подчеркива­ющий, что необходимо отмечать только положи­тельные качества. Критику можно осуществить отдельным упражнением, по окончании тренинга, если участники группы будут к ней готовы.

Задача группы — коллегиально написать 10 ответов на вопрос «КАКОЙ ОН?», наиболее точно описывающих личные качества вышедше­го человека.

Задача участника: за дверью подумать, как может охарактеризовать его эта группа. После того как группа готова, ведущий приглашает уча­стника войти. Теперь его задача называть свои личные качества, являющиеся ответом на воп­рос «КАКОЙ Я?» которые, как ему кажется, в нем видят окружающие. Важно угадать суть ка­чества, а не конкретное написанное группой сло­во. При угадывании участником какого-либо качества группа сообщает ему об этом. Участник продолжает до тех пор, пока не «угадает» шесть качеств из списка группы. После этого группа зачитывает ему оставшиеся (не угаданные) ка­чества, при необходимости поясняет их и дарит ему листок на память.

Далее за дверь выходит следующий участник.

При его выполнении необходимо твердо при­держиваться процедуры и не завершать ее до тех пор, пока участник не назовет указанное коли­чество пунктов. Если участник затрудняется, то члены группы могут ему помогать, предлагая вспомнить те или иные ситуации и определить проявляющиеся в тот момент качества. В процессе обсуждения следует дать участни­кам возможность высказаться. При этом можно предложить каждому участнику зачитать не уга­данные им качества и сообщить свое отношение к ним.

Психологический комментарий. Упражнение направлено на организацию ак­тивной обратной связи каждому участнику от группы и является хорошим дополнением пре­дыдущего упражнения.


 

Упражнение «Вы меня узнаёте?»

Инструкция: Представьте случай, когда вам необходимо встретиться с незнакомым человеком. Напри­мер, вы договариваетесь о встрече по телефону. Для того чтобы человек смог вас узнать, вы, как это обычно бывает, сообщаете ему какие-то де­тали вашей внешности или одежды. Давайте уй­дем от этого стереотипа и подумаем, какие дру­гие признаки, не касающиеся внешности или одежды, вы могли бы сообщить другому челове­ку, чтобы он вас узнал. Каждому участнику необходимо написать пять индивидуальных признаков, отличающих его от большинства других людей, но не касающихся описания внешности или одежды. Это могут быть любимые жесты, особенности пове­дения, элементы походки, привычки, особенно­сти ношения одежды и т. п. По завершении каждый участник по кругу зачитывает свои признаки. При необходимости ведущий и другие члены группы задают вопро­сы, направленные на прояснение представлен­ных отличительных признаков участников.

Психологический комментарий. Упражнение направлено на самоанализ собственной индивидуальности. Участники демонстрируют друг другу доброжелательность и доверие.

Упражнение «Автопортрет»

Инструкция: На отдельном листке каждому участнику предлагается составить свой психологический автопортрет. Он должен состоять не менее чем из 10 психологических признаков, описываю­щих его особенности характера, увлечения, вза­имоотношения с другими людьми, особенности взглядов на мир и т. п. После составления участ­никами автопортретов они складывают их в под­готовленную коробку (или на отдельный стул). Ведущий или один из участников перемешива­ет листки и зачитывает их в случайном порядке. Задача группы — по тексту узнать автора. По окончании каждого «опознания» члены группы могут внести добавления и коррективы в автопортрет участника по тем наблюдениям, которые сложились у них во время занятий.

Психологический комментарий. Упражнение позволяет выявить общую эмоциональную атмосферу в группе и особенности отношений между участниками. Ведущему необходимо следить за высказываниями участников, исключая недоброжелательные и критичные.

 

Фаза лабилизации. Эта фаза направлена на формирование мотивации к обучению путём осознания участниками тренинга неэффективности их способов поведения, наличие поведенческих стереотипов, ригидности и стереотипности мышления.

Упражнение «Профессиональная и личная жизнь»

Материалы: для каждого участника бумага, фломастеры.

Инструкция: Мы должны принимать во внимание то, что в жизни есть не только работа. Отдаляясь от семьи, мы теряем важнейший источ­ник нашей силы. Если у нас нет любимого занятия или хобби, то страдают от этого и наши творческие возможности, а если у нас нет возможности время от времени наслаждаться тишиной и одиночеством, мы просто сгораем. В таких случаях нужно постоянно следить, соблюдается ли рав­новесие между профессиональной и личной жизнью. Этим я и хочу предложить вам сейчас заняться.

Возьмите лист бумаги и нарисуйте на нем боль­шой круг. Этот круг будет символизировать энергию, которую вы в настоящее время направляете на какие-то дела, и время, кото­рое вы этому уделяете.


А теперь подумайте, какая часть этого круга принадлежат ва­шей личной жизни, а какая — профессиональной. Разграничьте эти сектора линиями. Внутри секторов напишите самые важные, на ваш взгляд, дела, которые требуют значительной части вашей энергии. Появляющиеся по ходу мысли можно также записывать на этом листе.

В конце дайте вашему изображению название. На эту работу отводится 20 минут. Все листы кладутся на пол, чтобы члены группы имели возможность ознакомиться с каждым из них. Затем каждый участник представляет свою работу. Задайте участникам вопрос о том, какие комментарии сделали бы к их наброскам их непосредственный начальник, партнер, лучший друг, их ребенок. И, наконец, каждый может поделиться секретами, как он отдыхает и как восстанавливается после стрессов на работе.

 

Психологический комментарий. Упражнение направлено на осознание каждым участником существование баланса между потенциально противостоящими ценностями: работа и семья, лояльность ко всему и приверженность к своей профессиональной группе, потребность в свободном времени и необходимость тщательного выполнения работы. Нахождение равновесия между профессиональной деятельностью и личной жизнью поможет участникам мобилизовать свои творческие способности. Участники также получают возможность обменяться опытом преодоления стрессов в профессиональной жизни.

 

Упражнение «Мотивация»

Вступительное слово ведущего: Часто наше профессиональное поведение определяется особенностями лич­ной жизни. Например, недавно женившийся молодой человек никогда не задерживается на работе, потому что его жена хочет, чтобы он приходил домой в одно и то же время. Сотрудник, у которого заболеет ребенок, будет работать не так, как он это дела­ет в обычное время. Даже профессиональное честолюбие, особо отличающее какого-либо члена коллектива, может объясняться вполне личными причинами — таким образом этот человек, на­пример, питается завоевать признание и уважение родителей.

Те или иные особенности поведения могут объясняться и иными мотивами — в большей степени касающимися профес­сиональной сферы. Бывает, например, человек понимает, что за­нимаемая им должность не дает ему возможности для повыше­ния, он может обратить внимание на горизонтальные ротации, переходя с одной должности на другую того же уровня, но с другим содержанием работы. По отношению к такому работни­ку может возникнуть впечатление, что он неуживчив, не спосо­бен долгое время работать на одном месте. Но это впечатление обманчиво. Просто для него важно найти в коллективе такое место, которое предоставит ему перспективы желаемого профессионального роста.

Другому человеку, к примеру, важно иметь возможности для обучения. Такой человек будет стремиться рабо­тать в коллективе, где у него есть такая возможность - пусть даже за счет обучения у коллег, которые умеют делать что-то, что не умеет делать он. Людям подобного типа бывает скучно и не­интересно работать в группе, где он опытнее и квалифицирован­нее всех.


Инструкция: Разделите лист бумаги на две колонки. Заголо­вок одной будет «Моя частная жизнь», заголовок другой — «Моя профессиональная жизнь». А теперь в каждую колонку запишите все те внутренние и внешние факторы, которые побуждают вас что -то делать так, а не иначе. К внешним факторам могут отно­ситься влияния важных для вас людей (супруга, наставника или начальника), получаемый доход, премии и т. д. Внутренние фак­торы связаны с вашими представлениями, ценностными установ­ками и жизненными целями, которые подвигают вас на те или иные действия. Запишите все факторы, которые приходят вам в голову. На это вам дается 10 минут.

Сейчас мы сделаем следующий шаг, и вы проверите, насколь­ко хорошо вы друг друга знаете. Пусть кто-нибудь из вас выйдет в центр круга и обратится к остальным: «Я хочу знать, насколь­ко хорошо вы понимаете мой ведущий мотив».

После этого он не произносит ни слова. Члены группы вы­сказывают свои предположения: «Мне кажется, что самым важ­ным для тебя является получить признание от коллег», или «Прежде всего вы работаете для того, чтобы проявить себя, независимо от того, что думают коллеги и начальник», или «Вы цените свою независимость», или «Важнее всего для вас иметь возможность общения с семьей» и т. д.

Когда список предположений исчерпает себя, стоящий в цент­ре круга участник рассказывает остальным, какие из их предполо­жений были ложными, а какие истинными. В заключение он дол­жен дать ясно понять, какой мотив является для него основным и в наибольшей степени определяет его поведение в команде.

Затем выходит следующий доброволец, и процедура повто­ряется.

Психологический комментарий: В этом упражнении участники делятся друг с другом тем, ка­кие мотивы, цели и ценностные установки определяют их пове­дение в частной и профессиональной жизни. Это упражнение поможет им еще лучше понять друг друга. Они смогут лучше осознать, почему мы ведем себя на работе так, а не иначе, проанализировать, что определяет их профессиональное поведение.

 

Упражнение «Будущее»

Материалы: для каждого участника бумага и ручка.

Вступительное слово ведущего: У каждого из нас свои талан­ты и склонности. Все мы в детстве представляли себе свою бу­дущую жизнь, думая о том, какие приключения мы хотели бы пережить, какие поездки совершить и какой деятельностью за­няться. Со временем каждый из нас определяет, каким смыс­лом должна быть наполнена его жизнь: кто-то хочет внести свой вклад в то, чтобы люди на Земле стали добрее друг к другу, кто-то — способствовать прогрессу в медицине или помогать детям из неблагополучных семей. Как все это реализовать, это другой вопрос.

Решимость, с которой мы преследуем свои цели, играет ог­ромную роль. Поэтому очень важно быть достаточно внима­тельными для того, чтобы не пропускать случаи, которые дарит нам судьба, пользоваться предлагаемыми ею возможностями. Наверное, у каждого из нас есть определенные представления о том, как он хотел бы устроить свою жизнь в ближайшие десять лет.

В этом упражнении я предлагаю вам подумать над этими проблемами, но не со своей точки зрения, а с точки зрения дру­гого члена команды.

 

Инструкция: Напишите свое имя на листке бумаги и сложите его. Сейчас мы будем разыгрывать эти бумажки, чтобы жребием определить, кто за кого будет писать. Каждому должно достаться чужое имя, нельзя писать от своего лица. Вам дается ровно пятнадцать минут, чтобы описать один день из жизни вашего коллеги, а именно — один день из десяти сле­дующих лет его жизни. Опишите этот день как можно более под­робно, останавливаясь на том, что этот человек делает, что его окружает, о чем он думает и как проводит этот день. Кто близ­кие люди этого человека? Какова его профессиональная деятель­ность? В чем проявляется то, что он не стоял на месте все эти годы и в личностном развитии? Не делайте прямых указаний на этапы развития этого человека, показывая только, что и как он делал. После этого соберите у участников все записи и про­читайте их, не называя ни человека, день которого описан, ни автора описания. Группа может обсудить предоставленную ей ин­формацию и попытаться угадать, кто имелся в виду и кто явля­ется автором.

Психологический комментарий: Это задание будет интересным группе с высокой степенью креативности. У участников появится возможность увидеть, ка­ким образом представляют себе будущее другие члены группы. Для этого нам потребуется, естественно, активизировать соб­ственную фантазию. Участники также получают обратную связь, что позволяет им лучше осознать личностные смыслы и смыслы профессиональной деятельности. Данное упражнение также помогает им в самокоррекции временного аспекта образа «Я».

Упражнение «Эпитафия»

Материалы: для каждого участника бумага, ручка.

Вступительное слово ведущего: Порой неплохо задуматься о том, куда мы идем. Нередко мы настолько поглощены ежеднев­ными заботами, что не в состоянии определить, отвечает ли то, что мы делаем, нашим жизненным целям. Это упражнение по­может вам четче увидеть направление, в котором вы движетесь.

Инструкция. Итак, представьте, что вы умерли. На вашей мо­гиле должен быть поставлен памятник с краткой эпитафией. Что будет выбито на мраморном надгробии? Затем в газете должен появиться некролог. Что журналист может написать о вашей жизни? На это задание вам дается двадцать минут. Запишите все это на бумаге. В конце упражнения все участники зачитыва­ют написанное.

Психологический комментарий: Участники получают возможность задумаемся о самом важном в их жизни и прове­рить, насколько их актуальная деятельность вписывается в иде­альный сценарий жизни. Также они попытаться свя­зать желаемое направление своей жизни с ключевыми момента­ми профессиональной деятельности, понять насколько деятельность того или иного члена команды соответствует его жизненному плану, как осуществить желаемые изменения.

Упражнение «Ценности и профессия»

Материалы: для каждого участника экземпляр материала к упражнению, ручка.

Вступительное слово ведущего. Наше хорошее самочувствие и успешная профессиональная деятельность во многом зависят от того, соответствуют ли наши ценностные представления по­ставленным перед нами профессиональным задачам. Чтобы со­хранить ощущение осмысленно выполняемой работы, мы объе­диняем личные представления с профессиональными. Было бы весьма проблематично на протяжении долгого времени придер­живаться в жизни одних стандартов, а в профессиональной сфе­ре следовать совершенно другим.

Сегодня я хочу предложить вам проверить, насколько ваши личные ценностные представления соотносятся с работой в конкретном коллективе.

Инструкция. Разделитесь на группы по четыре человека и по­работайте с анкетой, которую я вам сейчас раздам (15 минут). За­тем обменяйтесь мнениями и посмотрите, какие важные для вас ценности при работе в этом коллективе отодвигаются на второй план и как их можно сделать более значимыми и уважаемыми.

Психологический комментарий: Это упражнение поможет участникам разобраться в собствен­ных ценностных представлениях и подумать над тем, насколько эти ценности совпадают с ценностями профессиональной группы.

 

Материал к упражнению

Ниже приведен список важнейших ценностных представ­лений. Понятно, что он далеко не полон, и если хотите, вни­зу листа вы можете дописать отсутствующие, но важные, на ваш взгляд, пункты. Расположите перечисленные ценности в порядке их значимости лично для вас, присвоив им один из номеров:

№ 1 — это для меня не очень важно;

№ 2 — это для меня важно;

№ 3 — это для меня очень важно.

 

v удовольствие;

v дружба;

v помощь другим людям;

v осмысленность работы;

v свобода;

v признание;

v творчество;

v состязательность;

v власть и авторитет;

v профессиональный рост;

v деньги;

v разнообразие;

v уверенность;

v престиж;

v эстетика;

v мораль и этика;

v интеллектуальные стимулы;

v контакты;

v темп;

v возможность рисковать;

v другое

 

Какие важные для Вас ценности принимаются во внимание при работе в данном коллективе? Что остаётся за бортом?

 

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

 

Фаза обучения. На данной фазе происходит выделение и осознание психологической проблемы, объединяющей участников тренинга. Происходит коррекция самосознания, формирование новых установок в коммуникативном взаимодействии, повышение адаптивных возможностей психической саморегуляции, выработка эффективных стратегий преодоления субъектом ситуаций ценностно – смыслового конфликта, создание позитивных образов и перспектив профессионального и личностного будущего, формирование позитивного самоотношения.

Упражнение «Разговор со сменой позиции»

Вступительное слово ведущего: Внутри каждого из нас живут разные составляющие нашего Я, каждая из которых имеет свой голос, свою позицию, свои по­требности. Такие составляющие нашего Я называются сублич­ностями. В непростых жизненных ситуациях, в том числе и в профессиональной жизни, требующих от нас принятия определенного решения, субличности особенно ярко проявляют себя, спорят друг с другом, настаивают на исключи­тельной правильности только собственной точки зрения. Обыч­но мы не осознаем, какая субличность побеждает в нас, часто не можем дистанцироваться от неконструктивной субличности. Уп­ражнение, которое я хочу предложить, поможет вам познако­миться с тремя из ваших субличностей. Их зовут Мечтатель, Скептик и Реалист.

Мечтатель не знает преград своим фантазиям, он - оптимист и верит в решение всех проблем. Он смело предлагает необыч­ные, неожиданные ходы и способен к генерации совершенно не­стандартных идей. Его не сковывают условности, он не замечает трудностей и парит в высях своего воображения.

Скептик - полная противоположность Мечтателю. Он - пес­симист, его взгляд на мир окрашен в черный цвет. Он не верит в возможности счастливого случая и энергичных усилий. Он чет­ко и аргументированно доказывает бесполезность любого дейст­вия по разрешению проблемы. Критикует всякое новое предло­жение.

Реалист не отличается энтузиазмом Мечтателя, но и не скло­нен к пораженчеству, как Скептик. Он - трезвомыслящий ана­литик, умеющий продумывать каждый шаг и взвешивающий все "за" и "против". Он прочно стоит на земле. Будучи жестким прагматиком, он умеет видеть в вещах позитивные и негативные стороны и находить конструктивные, оправданные решения.

Инструкция: Сейчас вы проработаете выбранную проблему в Вашей профессиональной жизни с использова­нием своих субличностей. Каждый участник проведет сам с со­бой внутренний диалог по поводу какой-то своей проблемы, по­очередно "входя" в различные ролевые позиции: Реалиста, Меч­тателя и Скептика. Причем смена позиций будет сопровождать­ся реальным физическим перемещением на шаг в определенную точку пространства. Происходить переходы будут по моей ко­манде. Ваша задача внимательно слушать мои слова и проделы­вать все то, о чем будет говориться.

Определите в пространстве места, где находятся ваши суб­личности... Встаньте в позицию Реалиста... (многоточие - здесь и в дальнейшем - означает, что в это время участники выполняют необходимые действия). Подумайте о вашей проблеме. Сформу­лируйте ее как жесткий прагматик - предельно конкретно и точно... А теперь сделайте шаг и встаньте в позицию Мечтате­ля... Вы - неуемный фантазер. Вы умеете придумывать интерес­нейшие решения, находить нешаблонные выходы из сложней­ших ситуаций. Вы только что выслушали формулировку проблемы, предложенную Реалистом. Подскажите ему, где можно искать нужное решение, как преодолеть имеющиеся труднос­ти... Вы умеете отрываться от земли и видеть многое, что не видно снизу. Поэтому вы можете смело фантазировать... Ска­жите двум другим субличностям о своем способе решения про­блемы... А теперь один шаг, и вы встаете в позицию Скептика... Вы - умный и критичный человек. Вы слышали предложение Мечтателя. Объясните ему, в чем он не прав, что он не учел в своих идеях. Покажите ему всю эфемерность его взглядов... Шаг в новую позицию. Вы - Реалист. Вы можете всесторонне оценить содержание спора, произошедшего между Мечтателем и Скептиком. Вы видите недостатки и достоинства каждой из позиций. Поблагодарите Скептика за глубокую и полезную кри­тику и скажите ему, в чем ошибочность его пессимистичных взглядов, продемонстрируйте его заблуждения, опровергните его неверие... Обратитесь к Мечтателю. Скажите ему "спасибо" за его блестящие предложения, объясните, почему не все из его предложений приемлемы. Покажите, в чем рациональное зерно его идей...

Следующий шаг. Вы - в позиции Мечтателя. Перед вами стоят ваши коллеги. Разящая критика Скептика не повергла вас в уныние, а мягкая поддержка Реалиста придала новые силы. Подумайте, как можно изменить и дополнить ваши идеи, чтобы найти решение проблемы? Что можно предпринять еще?.. Ведь ваши собеседники - не враги вам. Они тоже хотят решить эту проблему, но только вы можете придумать что-то подходящее. Выскажите Скептику и Реалисту свои соображения...

Переход в новую позицию по кругу. Вы - Скептик. Вы видите перед собой восторженного и несколько наивного Мечтателя, предлагающего свои сумасбродные идеи. В принципе он - доволь­но симпатичный субъект. Но ему не хватает ваших аналитичес­ких способностей и умения видеть "подводные камни". Поста­райтесь помочь ему деликатной критикой, подскажите, что в его предложениях, на ваш взгляд, абсолютно несбыточно, а что вполне конструктивно...

Новая смена позиции. Вы - Реалист. Ваш прагматизм позво­ляет вам дать разумные советы двум вашим оппонентам, учесть самое ценное из сказанного ими. Скажите им об этом... Обра­тите внимание Скептика на излишне мрачный взгляд на вещи, ведь это непродуктивно... Поддержите Мечтателя; несмотря на свои недостатки он очень славный и искренне желает решить эту проблему. С вашей помощью и под контролем Скептика он вполне способен найти выход из ситуации. Выскажите свое мне­ние по поводу проблемы...

Затем снова осуществляется переход в позицию Мечтателя и стимулируется поиск нестандартного решения. Ведущий может за­дать три-четыре круга по субличностям, обычно этого хватает, если уделяется достаточное время проработке проблемы в каждой позиции.

Психологический комментарий: В этой психотехнике используются представления создателя психосинтеза Р.Ассаджоли о субличностях. По сути дела речь идет об образном моделировании процессов, происходящих в мотивационной сфере человека при осуществлении им выбора среди ряда поведенческих стратегий. "Озвучивание" внутренне­го диалога, сопровождаемое физическими действиями, ведет к осознанию собственных мотивационных векторов и более четко­му формулированию условий проблемной ситуации. Часто это способствует нахождению конструктивного решения проблемы.

Одно из преимуществ этой техники состоит в том, что участники могут не предъявлять публично содержание своей проблемы; проработка происходит индивидуально во внут­реннем плане.

В результате обсуждения упражнения участники приходят к выводу о том, что в реалиях нашей жизни все три субличности являются для нас необходимыми. Именно через диалог, через сотрудничество между ними возможен конструктивный поиск оптимального решения возникающих проблем в профессиональной жизни. Участники понимают, что должен сущест­вовать баланс между влияниями каждой, поскольку они выпол­няют различные функции.

 

Упражнение «Надписи на лбу»

Инструкция: Участникам предлагается объединиться в пары. Один из участников сидит и участвует в дискуссии, второй стоит над ним и держит табличку с надписью. Ни сидящий, ни стоящий участник пары не знают, что написано на табличке, но свобод­но могут видеть, что написано на чужих табличках. В дискус­сии обычно принимают участие 5-6 пар, то есть 10 или 12 уча­стников группы.

Надписи на табличках это инструкция другим участникам по поводу того, как вести себя по отношению к данному участ­нику, например:

1. Слушайте меня.

2. Считайтесь со мной как с лидером.

3. Поддерживайте меня.

4. Балуйте меня.

5. Спорьте со мной.

6. Не доверяйте мне.

7. Обманывайте меня.

8. Неправильно истолковывайте мои слова.

9. Игнорируйте меня.

10.Делайте как я.

 

Обычно выбирают какие-либо пять или шесть из этих над­писей, но можно придумать и другие. Получив надписи, участники дискуссии и их дублеры могут прочитать инструкции, регламентирующие их реакции на дру­гих участников. После этого диспутанты (сидящие) начинают обсуждать какую-либо тему, желательно совершенно несущест­венную когда устраивать перерывы в тренинге, где можно было бы всем вместе провести Новый год и т. п. Тема должна быть не настолько значимой и увлекательной, чтобы она могла стать ин­тересней, чем сама игра. Здесь бывает трудно выдержать меру: слишком поверхностная дискуссия не дает материала для пол­нокровных высказываний и реакций, а слишком глубокая дис­куссия отвлекает от «надписей на лбу».

Задача участников дискуссии — понять, что написано на их табличках. Задача дублеров аналогична, но они должны сде­лать это, не участвуя в дискуссии и сохраняя молчание. Вари­ант: они могут высказываться вслух, как настоящие психодра­матические дублеры, выражая чувства, намерения и мысли сво­их протагонистов, например:

v Как-то неприятно, что меня никто не слушает.

v Все на меня не смотрят. Вот странно!

v Интересно, а если я какую-нибудь глупость скажу, они все равно будут соглашаться?

Если дискутант согласен с высказыванием своего дублера, он поднимает правую руку, если не согласен — левую.

Дискуссия длится обычно не более десяти минут, а затем каж­дой паре предлагается ответить на вопрос: «Что написано на ва­шей табличке?» Первым высказывается диспутант, затем дублер. Обычно легко расшифровываются надписи: «Игнорируйте меня», «Спорьте со мной», «Считайтесь со мной как с лидером» и «Слу­шайте меня». Часто игрокам с последней из надписей кажется, что на их табличке написано: «Соглашайтесь со мной» или: «Считай­тесь со мной». Из этого мы обычно делаем вывод о том, какое бла­гоприятное впечатление производит на человека то, что его слу­шают. Бывает и так, что все участники призывают высказывать­ся игрока с надписью: «Слушайте меня», а ему нечего сказать, или всеобщее внимание сковывает его настолько, что он не может ничего сказать. Спонтанно эта надпись каким-то образом подме­няется на другую: «Побуждайте меня к высказываниям».

Гораздо труднее бывает игрокам расшифровать таблички: «Не доверяйте мне», «Обманывайте меня», «Неправильно ис­толковывайте мои слова». Признаки, выражающие эти отноше­ния, более тонкие; с задачей справляются обычно люди, спо­собные к рефлексии. Иногда бывают расстроены те участники, которых «обманывали», а они так и не поняли этого. В этом случае бывает логично обратиться к описанию признаков лжи.

Психологический комментарий: Это упражнение позволяет осознать свое место в межлично­стном пространстве профессионального общения и динамику его изменения. Оно помогает активным, сильным людям осознать разрушительные возмож­ности пренебрежения, непонимания, давления, которые они могут проявлять по отношению к другим.

 

Упражнение «Объяснение причин»

Инструкция: участникам пред­лагают рассмотреть какую-нибудь ситуацию, в которой ребенок «странно» себя ведет, а потом предложить каждому участнику сформулировать не менее трех различных версий, объясняющих поведение ребенка. Может быть использована, например, такая ситуация: «Девочка семи (девяти, двенадцати) лет идет вместе с мамой к метро. Они едут в гости к бабушке. Вдруг у метро они встречают мамину подругу. Та предлагает пойти поесть мороже­ного. Девочка угрюмо отказывается идти за мороженым. Ника­кие уговоры, даже обещание купить самое любимое ею мороженое, не действуют. Почему девочка так себя ведет?» Ответов на этот вопрос может быть множество, например: от этой маминой приятельницы слишком резко пахнет (духами, селедкой); ненавидит эту даму за то, что та слишком громко говорит,
или обидела ее когда-то, или прикасалась к ней холодными
потными руками; эта встреча перебила планы девочки — она хотела погово­рить с мамой о чем-то важном и т.п.

Психологический комментарий: Данное упражнение позволяет развивать многомерность, стереоскопичность психологического видения, обнаруживать новые направления движения, возможности развития, ценностей, точек зрения.

Они также могут преодолеть стереотипы, кристаллизован­ные паттерны поведения и барьеры, мешающие свободной ориентации в расширившемся многомерном психологическом пространстве.

 

Упражнение «Борьба противоположностей»

Инструкция: ведущий определяет тему дискуссии, затем одному из участников поручает роль «Нападающего», другому — «Защищаю­щегося». Это могут соответственно роли «Учителя» и «Ученика», «Учителя» и «Учителя», «Учителя» и «Родителя», «Учителя» и «Администратора».

Участники садятся лицом друг к другу и начинают дискус­сию. Каждый из участников должен твердо придерживаться своей роли. Нападающий должен критиковать партнера, ругать его, поучать, говорить твердым, авторитарным голосом. Защи­щающийся — извиняться, оправдываться, объяснять, почему у него не получается все то, что требует от него Нападающий.

Дискуссия длится 10 минут. После этого партнеры меняют­ся ролями. Каждому участнику диалога нужно как можно полнее и глубже осознать чувство власти, агрессии Нападаю­щего и чувство робости, унижения, незащищенности Защища­ющегося.

Сравните сыгранные вами роли с вашим поведением в ре­альной жизни. Обсудите полученный опыт вместе с группой.

Психологический комментарий: Участники могут преодолеть стереотипы, кристаллизован­ные паттерны поведения и барьеры, мешающие свободной ориентации в расширившемся многомерном психологическом пространстве профессионального взаимодействия.

Упражнение «Письмо от своего Я»

 

Инструкция: Иногда все мы нуждаемся в ободрении и мудром руководстве. Я хочу показать вам, что можно сделать в такого рода ситуации.

Сядьте поудобнее и закройте глаза... Вы находитесь в какой-то долине. Воздух свеж, небо голубое, вокруг вас зеленеет трава, растут цветы. Утренний ветерок ласкает ваше лицо, ваши ноги уверенно стоят на земле. Прислушайтесь на некоторое время к своим ощущениям и внимательно осмотритесь... (1 минута).

Вы оглядываетесь вокруг себя и видите невдалеке какую-то гору. Когда ваш взгляд останавливается на ее вершине, вы чув­ствуете, как будто выросли сами... Вы начинаете взбираться на эту гору и замечаете, что это довольно тяжелая работа: ноги ус­тают, приходится глубоко дышать, но при этом вы чувствуете, как все ваше тело наполняется жизненной силой и активнос­тью, вы ощущаете тепло своей энергии.

Воздух становится прохладнее, звуки постепенно умолкают... Временами вы уже проходите сквозь облака. Вы идете медлен­но, иногда карабкаетесь по узкой тропинке, цепляясь руками за какие-то выступы... (1 минута).

Постепенно вы выбираетесь из зоны облаков. Вы снова види­те небо и сочные краски скальных пород. Солнце ярко сияет. Ваше тело кажется более легким. И вот вы на вершине. Вы ощу­щаете радость от того, что можете наблюдать прекрасную пано­раму: вершины соседних гор, долины и разбросанные среди них деревушки. Вы стоите на большом плато в глубоком молчании...

Вдали вы видите кого-то, сначала это совсем маленькая яр­кая точка. Вы предчувствуете, что это будет какая-то исключи­тельная встреча. Вам встретится мудрый и доброжелательный человек, который выслушает вас и сможет сказать именно то, что вы хотите узнать... Вот вы заметили друг друга и идете друг другу навстречу. Присутствие этого человека наполняет вас ра­достью и силой. И вот вы уже можете заглянуть ему в глаза, и он дружески улыбается вам. Вы чувствуете, что с ним можно гово­рить обо всем и на все получить ответ...

Поговорите с этим человеком. В несколько минут вы сможе­те уложить долгий, очень долгий разговор... (3-5 минут). И вот пришло время прощаться. Если захотите, вы сможете еще не раз встретиться с этим мудрым человеком. Постепенно возвращайтесь назад... Для того чтобы иметь возможность обду­мать все, что вы узнали на вершине, вы можете сделать следую­щее: представьте себе, что, спустившись с горы и вернувшись сюда, вы находите письмо от этого мудрого человека. У вас есть Сейчас полчаса для того, чтобы написать себе это письмо...

Упражнение «О чем я до сих пор молчал»

Инструкция: Как часто мы поступаем профессиональном общении в соответствии с девизом: «Слово — серебро, молчание - золото»? Иногда эта стратегия бывает эф­фективной, а иногда является шагом, который может разру­шить отношения.

Выберите отношения, которые вы цените и хотите видеть разнообразными и наполненными. Кто выступает в этих отно­шениях вашим партнером: ваш коллега, ребенок, начальник, друг, кто-то еще?

Можете ли вы решиться сообщить этому человеку нечто та­кое, что до сих пор оставляли невысказанным? Нередко наше молчание является, по сути, попыткой быть тактичными и де­ликатными. Однако в жизни ценится еще и спонтанность, от­крытость, честность.

Можете ли вы сейчас решиться и написать одному из значи­мых для вас людей письмо, в котором сообщите нечто такое, что до сих пор — по каким бы то ни было причинам — остава­лось невысказанным? Для этого у вас есть 20 минут.

Упражнение «Письмо своему Я»

 

Инструкция: Когда перед нами в профессиональной деятельности встают очень трудные вопросы, часто связанные с принятием ответственности мы можем обратиться за помощью к нашей внутренней сущности.

Чтобы сделать это, вы можете сейчас написать письмо свое­му Я. Тем самым вы обратитесь к своему бессознательному и дадите ему знать о том, что готовы принять его помощь. Опи­шите ситуацию, в которой вы находитесь, расскажите о своих проблемах, о том, как вы видите пути решения этих проблем, проанализируйте все плюсы и минусы возможных решений. Опишите также свои чувства и чувства других включенных в эту ситуацию людей.

Ответ может прийти к вам разными путями.

• Иногда он приходит уже во время написания письма или
сразу после этого.

• Иногда он приходит через несколько дней. Неожиданно
мы понимаем, что уже знаем, что нам делать. Бывает и так,
что проблема, неожиданно для нас самих, теряет свою зна­чимость. Это значит, что наше бессознательное поработа­ло с ней незаметно для нас.

• Иногда это происходит во сне.

• Временами ответ приносит наше спонтанное действие.

• Временами нам дают ответ слова какого-нибудь-человека,
встретившаяся в книге мысль, то или иное событие и т. д.
Все это действует как катализатор на процессы, которые
уже происходят внутри нас.

Вы можете сейчас посвятить полчаса тому, чтобы написать письмо своему внутреннему Я.

Психологический комментарий к упражнениям: Накануне принятия важного решения, в момент решения конфликта профессионального самоопределения или одиночества, в ситуации жизненных перемен — во всех этих случаях предлагаемые упражнения дают участникам прекрасную возможность обратиться к своему внутреннему Я и полу­чать помощь, исцеление и утешение из глубин собственного бессознательного. Множество проблем в личных взаимоотношениях, в семей­ной жизни и на работе возникает потому, что мы не говорим то­го, что думаем, и не думаем того, что говорим. Эти письма пре­доставляет возможность произнести все невысказанные слова симпатии, страха, нежности, гнева или разочарования. Нередко мы не только проглатываем слова, но и подавляем связанные с ними мысли и чувства, и в результате они становятся нам не­доступны. Этот тип писем позволяет участникам также ясно увидеть и заново продумать те желания и претензии, которые до сих пор выражались лишь косвенно. Если отношения с кем-то ста­ли серыми и однообразными, формальными, напряженными или неустойчивыми, то такого рода письмо может послужить началом поворота к лучшему. Эти упражнения бывают особенно эф­фективными, когда участники группы находятся в ситуации жиз­ненных перемен, испытывают чувство неуверенности, внутренне­го конфликта, когда им необходимо принять трудное решение, и т. д.

Упражнения будут более эффективными, если участники уже имеют опыт внутренней работы со своими проблемами.

 

Заключительная фаза. На этой фазе участники в ходе совместной дискуссии подводят итоги тренинга, выявляют определённые трудности, возникшие в ходе тренинговой работы. В конце тренинга каждый из участников может высказать собственное мнение о тренинге, внести свои предложения об улучшении работы ведущего и группы.

 

Упражнение «Пожелание»

 

Инструкция: Выбирается первый желающий. Участникам группы предлагается по очереди высказать пожелания этому участнику. Эти пожелания должны быть ориентированы на дальнейшую жизнь участника вне группы. При этом они должны высказываться только в положительных терминах. Процедура заканчивается тогда, когда каждый участник получил пожелание от всех членов группы.

 

Психологический комментарий: Данное упражнение внушает участникам уверенность в своих силах, способности использовать в будущем приобретённые знания и умения в тренинге.

 

 

Упражнение «Аплодисменты»

Инструкция: Участникам предлагается встать в круг, один из желающих входит в центр круга, а остальные ему бурно аплодируют. Они продолжают это делать ровно столько, сколько он захочет. Он благодарит группу и возвращается в круг. После этого выходит следующий участник.

Психологический комментарий: Упражнение поднимает настроение участников и позволяет завершить работу на позитивном эмоциональном уровне.

 

Представленные упражнения тренинга позволяют акцентировать внимание участников на компонентах профессиональной направленности, актуализировать неосознаваемые конфликты профессионального самоопределения, увидеть потенциал своего дальнейшего профессионального становления; сформировать гибкость взаимодействия профессионального «Я» и личного «Я»; сформировать навыки конструктивного преодоления профессиональных затруднений.

 



 

 







Date: 2015-11-14; view: 4118; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.062 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию