Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга





Левое полушарие. Правое полушарие.
Обработка вербальной информации: Левое полушарие мозга отвечает за ваши языковые способности. Это полушарие контролирует речь, а также способности к чтению и письму. Оно также запоминает факты, имена, даты и их написание. Обработка невербальной информации: Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.
Аналитическое мышление: Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием. Воображение: Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Правое полушарие отвечает также за способности к музыке и изобразительному искусству.
Последовательная обработка информации: Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам. Параллельная обработка информации: Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа.

 

Так исторически случилось, что в течении длительного периода времени правое полушарие головного мозга выступало в роли изгоя и подвергалось всяческому третированию. Ученые называли его "тунеядцем", а хирурги — при необходимости без колебаний удаляли (считая, по-видимому, его столь же бесполезным, как и аппендикс).

Впоследствии неуважение к правому полушарию было перенесено и на ассоциированные с ним функции: "Мы живем в обществе, в котором больше ценится логическое мышление, а люди с доминированием левого полушария добиваются большего успеха.

Наша образовательная система ориентирована на детей с развитым левым полушарием, поскольку они мыслят линейным образом, которому легче научить. Ребенок с доминирующим левым полушарием, который успешно выполняет арифметические действия, старательно учит уроки и отличается прилежностью, получает в школе отличные оценки. А ребенок с доминирующим правым полушарием, который предпочитает мечтать, глядя на облака, или сочинять разные истории вместо того, чтобы учить уроки, считается плохим учеником, потому что его стремления не поощряются нашим обществом". Правополушарные дети адаптируются хуже, поскольку склонны к визуализации и им необходимы зрительные образы, чтобы понять ту или иную теорию. Из-за этого им часто ставится диагноз рассеянного внимания, или дефицита внимания. Однако такие дети просто усваивают материал иначе, и, когда получают такую возможность, никаких проблем с обучением не возникает.

Итак, два полушария, левое и правое, которые оказывают совершенно различное влияние на организм человека. Люди с ведущим левым полушарием обычно логичны, рациональны, хорошо говорят и быстро соображают. Они обрабатывают информацию последовательно, изучая её по частям, и только потом складывают полученные знания в целостную картину. Люди с ведущим правым полушарием, как правило, визуалы, которые обрабатывают информацию интуитивно. Они сначала улавливают картину в целом и только потом вдаются в подробности. Кроме того, они более интровертны и чувствительны, особенно к свету, звуку и критике.

Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, этику, способность к адаптации. Правое полушарие обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составными элементами. Таким образом, логика левого полушария без правого окажется ущербной.

 

В настоящее время, однако, ситуация коренным образом изменилось и на смену периоду пренебрежительного отношения к правому полушарию пришел период его полной реабилитации и всяческого восхваления. Внезапно всем стало ясно, что полноценная работа правого полушария чрезвычайно важна для становления и развития творческой личности. Появились даже книги (вроде цитированной выше книги М. Зденек) с изложением специальных упражнений по стимулированию правополушарных функций мозга, угнетенных и подавленных "левополушарным" воспитанием.

Постепенно сформировалось представление о важности правополушарных функций (в частности — образного мышления) и в такой, казалось бы, сугубо левополушарной области деятельности, как занятия математикой. Более того, выяснилось, что для многих математиков именно правополушарный стиль мышления является наиболее оптимальным. Вот что пишет по этому поводу Б. Сергеев:

Возможно, современному ученому, витающему в высоких абстрактных сферах, правое полушарие ни к чему? Ничуть не бывало! Если большинство простых смертных действительно думает с помощью слов, то для ученых это не всегда характерно.

Большинство выдающихся математиков нашего века мыслило зрительными, реже — двигательными образами. Ж. Адамар перекодировал задачи в систему точек и пятен неопределенной формы, а затем оперировал этими символами, расстояниями между ними, свободными пространствами. Только на заключительном этапе исследования начинали использоваться математические знаки, а перекодирование зрительных образов в слова осуществлялось лишь в процессе подготовки открытия к опубликованию.

Точно так же работал А. Эйнштейн. Он и другой великий физик, Н. Бор, с большим отставанием от средней нормы овладели в детстве устной, а затем и письменной речью. Это способствовало большему развитию правого полушария, созданию им особых систем знаков внутренней речи, впоследствии использованных в процессе творческой деятельности, полностью защищенной от вмешательства скептически настроенного левого соседа с его словесным мышлением и логикой традиционного здравого смысла, что в конечном итоге и сделало их выдающимися учеными.

Чтобы творчески осмыслить проблему, одного логического аппарата недостаточно. Необходима интуиция, а это важнейшая функция правого полушария. Левое полушарие выделяет в каждой проблеме важнейшие, ключевые моменты, но если для ее решения их недостаточно, оно бессильно. Правое полушарие схватывает проблему в целом. Оно легко образует различные ассоциации и с большой скоростью осуществляет их перебор. Это помогает правому полушарию разобраться в ситуации и высказать гипотезу, сформулировать идею, пусть даже бредовую, но часто нестандартную и нередко правильную.

Правое полушарие — сфера бессознательного. Мыслительные операции осуществляются в правом полушарии скрытно и независимо от левого, и оно знакомится лишь с окончательным результатом этой работы. Вот почему левое полушарие, командующее всем и вся, не может вмешаться в эту скрытную работу и погубить на корню начинающую зарождаться идею, показавшуюся ему неожиданной и парадоксальной.

Озарение, которое может к нам придти и во сне, и когда наш мозг занят совершенно другой работой, — результат творчества правого полушария. При традиционном изложении различные арифметические формулы и обозначения предстают перед нами в виде определенных комплексов математических символов, которые, как было отмечено выше, воспринимаются и обрабатываются прежде всего левым полушарием головного мозга. Чтобы изменить такое положение дел, можно попытаться подыскать для этих "левополушарных" объектов полноценную визуальную замену.

Если бы удалось это сделать и построить некоторую разновидность "правополушарной арифметики", то мы могли бы ожидать значительного облегчения участи тех индивидуумов, которым с трудом дается арифметика в ее традиционном синтаксическом обличьи. Во всяком случае, высказывание Рудольфа Арнхейма о том, что "мы систематически душим умственные способности, заставляя нашу молодежь мыслить в основном вербальными и числовыми знаками", было бы тогда лишено оснований. [21]

Полушария по-разному воспринимают явления окружающей среды, различна их роль в творческой работе мозга, неодинаково их отношение ко времени, какими-то свойствами обладает только одно полушарие, другими — оба, но в разной степени, и все эти связи взаимодействуют сложнейшим образом.

Впервые различия в работе полушарий головного мозга человека были описаны американским ученым, лауреатом Нобелевской премии Р. Сперри после того как он в лечебных целях рискнул рассечь межполушарные связи у больных эпилепсией.

Последствием этой операции явилось не только снижение эпилептических атак, но и удивительное изменение поведения человека. Каждое полушарие стало вести себя как независимый совершенно отдельный мозг, который даже не всегда до конца понимал свое другое полушарие.

Эти особенности замечались и раньше, при травматическом повреждении или хирургическом вмешательстве в одно из полушарий. Человек, у которого было отключено правое полушарие, а работало левое, сохранял способность к речевому общению, правильно реагировал на слова, цифры и другие условные знаки, но часто оказывался беспомощным, когда требовалось что-то делать с предметами материального мира или их изображениями

Когда отключали левое, а работало одно правое полушарие, пациент легко справлялся с такими задачами, хорошо разбирался в произведениях живописи, мелодиях и интонациях речи, ориентировался в пространстве, но терял способность понимать сложные словесные конструкции и совершенно не мог сколько-нибудь связно говорить. В дальнейшем эти различия были многократно подтверждены.

Исследования проводились в двух направлениях: физиологические аппаратные и психологические поведенческие эксперименты. В соответствии с ними основная деятельность левого полушария получила название логико-вербального мышления, а правого — пространственно-образного.

Но на практике такого четкого разделения между полушариями нет. Например, установлено, что человек с одним правым полушарием способен понимать простую речь, а с одним левым однозначные образы. Работы профессора Э. А. Костандова (Институт общей и судебной психиатрии МЗ СССР) показали, что правое полушарие у здоровых людей быстрее левого реагирует практически на любую информацию — и образную и словесную.

При подъеме активности правого полушария и балансировке его с уровнем левого, значительно возрастает скорость реакции на внешние стимулы, а, следовательно, скорость принятия решений, особенно в экстремальных ситуациях.

Причина этого в следующем: большинство людей обладают более активным левым полушарием, это обусловлено самим принципом развития западной цивилизации, системой обучения, этическими нормами общества.

Специализация полушарий заключается не только в характере обрабатываемой информации, но и в самом процессе обработки. Левое — действует пошагово, логически последовательно. Как при этом принимается решение? Собирается информация, обосновываются причины, просчитываются варианты, выводятся результаты, взвешиваются последствия. А если меняется критерий оценки, то процедура повторяется с начала.

Задачи, решаемые в бизнесе, политике, финансах — всегда многофакторные, со сложной корреляцией параметров, и критерии оценки результата часто неоднозначны, а иногда просто противоречивы. Поэтому бывает так сложно принять решение, это требует времени, и так же сложно его реализовывать. А если на каком-то шаге не хватает информации или задача плохо формализована, тогда решения нет.

Все обстоит иначе, если более активно правое полушарие. Здесь даже при недостатке информации, ее части не рассматриваются как отдельные фрагменты и не анализируются последовательно, а сразу образуют целостную картину.

Недостающие части воссоздаются мгновенно и решение возникает как бы само собой. Это воспринимается как озарение, инсайт, интуитивная вспышка, так как сам процесс поиска решения — высокоскоростной, ассоциативный, без пошаговой логики и не фиксируется в сознании. При этом человек испытывает необыкновенный эмоциональный подъем, вдохновение, состояние полета, и это закономерно, при повышении активности правого полушария обостряется чувственно-эмоциональное восприятие.

Творчество в любой сфере связано с преодолением традиционных представлений, с обнаружением новых закономерностей или новым подходом к уже известным фактам в их целостной связи с миром. Способность видения многозначного контекста является базовой позицией для любого вида творчества, независимо от его направленности и конкретного содержания.

 

Если рассматривать теорию полушарий через призму обучения рисованию, то можно сделать вывод, что за все те умения, которые необходимы в изобразительном искусстве, отвечает именно правое полушарие. Тот факт, что к моменту взросления левое полушарие в большинстве случае преобладает над правым, делает для человека любую простейшую задачу что-либо изобразить практически невыполнимой.

Однако не следует четко разделять направления деятельности правого и левого полушарий. Первому не чужда рациональность и точный подход к творчеству (достаточно вспомнить картины Да Винчи, подчиненные четким законам и правилам). Левое же полушарие не исключает использования некоторой творческой составляющей.

Метод правополушарного рисования:

Принцип метода заключается в действиях, которые временно подавляют работу левого полушария и передают доминирующую роль в рисовании правому, каких результатов можно добиться проще всего увидеть посетив страничку посвященную мастер-классу "Рисуем за 1 день".

 

Когда обычный человек, у которого доминирует левое полушарие, пытается что-либо изобразить, его мозг оперирует простейшими символами. Глаз представляется кружком, дерево – вертикальной линией с пересекающими ее под углом горизонтальными линиями (ветками) и так далее. Метод правополушарного рисования игнорирует символы, которые хранит память о внешнем виде каждого объекта. Вместо этого художник, глядя на объект «видит его таким, какой он есть», сравнивает общие размеры и размеры отдельных элементов, положение света и теней и объединяет все это в одну единую картину.

У некоторых эти умения есть с рождения. Для всех остальных проводится множество тренингов и мастер-классов, где ряд упражнений помогает перейти в нужный режим работы головного мозга.

Часто принцип правополушарного рисования путают с использованием левой руки в рисовании, либо с изображением перевернутых предметов. Это ошибочно! Правши, и левши просто используют наиболее развитую руку. Что до перевернутых рисунков, то это лишь один из вариантов тренировочных занятий, который часто рекомендуют на первоначальных этапах.

 

Метод Бетти Эдвардс делит рисование на 5 основных навыков и 2 тренировочных.

К Базовым навыкам относятся:

• Восприятие краев предмета

• Восприятие пространства

• Восприятие соотношений предметов и их частей

• Восприятие света и теней

• Восприятие гештальта или целостного образа.

К тренировочным навыкам относятся:

• Рисование объектов по памяти

• Рисование с использованием воображения

 

Впервые метод правополушарного рисования от Бетти Эдвардс был опубликован в 1979 году. Очень быстро он был признан революционным, получил положительную оценку среди известных преподавателей и художников, которые сразу же стали использовать его в работе.

При правополушарной живописи в работу очень быстро включается правое полушарие. Это возможность быстро научиться рисовать, и значительно улучшить эффективность любой деятельности, ведь мозг начинает работать в полную силу, тогда как до этого он функционировал лишь наполовину.

Тренинги и уроки правополушарного рисования позволяют активировать правое полушарие уже через 30 минут после начала занятия.

Переход человека в П-режим работы головного мозга позволяет существенно экономить энергию на содержание тела, так как творение и созидание не только не отнимает физических сил, но и дает прилив энергии от вдохновения. Короткий сеанс рисования позволяет быстро восстановиться и сбросить усталость.

Правое полушарие отвечает за «взгляд художника». Воспринимается объем предметов, глубина картины, переходы цветов. Здесь хранятся все образы, которые когда-либо создавал мозг.

Метод использования правого полушария позволяет очень быстро освоить искусство рисования (wwwnaydisebyaru). Благодаря нескольким упражнениям появляется возможность делать то, что прежде было недостижимо: рисование пейзажей, портретов, натюрмортов.

Методы быстрого обучения рисованию основываются на активации правого полушария головного мозга. Набор упражнений, которые помогают блокировать работу левого полушария стандартен, но каждый мастер имеет собственные наработки. К упражнениям, помогающим дать волю правому полушарию, относится рисование пальцами рук, а также рисование с игнорированием границ листа. Одним словом это те действия, которые намерено перечеркивают установленные догмы и рамки. Блокируется работа левого полушария, которое мешает человеку реалистично изобразить тот или иной предмет. В момент перехода в правополушарный режим человеку становится намного легче сначала повторить очертания предмета или момент цветоперехода, а в дальнейшем навык развивается настолько, что никакого труда не составляет полноценное рисование картин «с нуля» с использованием одного только воображения.

Данный метод сегодня применяется не только как средство научить человека рисовать. «Активированное» правое полушарие остается рабочим и дальше, изменяя и перестраивая весь образ мышления человека. Сегодня мастер-классы по правополушарному рисованию успешно предлагаются в качестве бизнес-тренингов, так как позволяют внести необходимую долю творчества в рабочий процесс, помогают достичь расслабленности и гармонии внутреннего мира.

Заключение

На основе историческо-хронологического осмотра двух концепций обучения художников-скульпторов, мы видим четкую социально-историческую согласованность. Вслед за малейшими изменениями социологического фона между художниками и обществом, в частности, повышение степени самосознания художников под влиянием гуманистических взгядов эпохи, повышается и их стремление к развитию, к повышению кругозора, стремление догнать и перегнать мастерство их античных предшественников, являть собою идеал о всесторонне развитом человеке. Так же появляется желание заявить о себе как о крупном ученом и искусном мастере.

Художника стала стеснять цеховая зависимость, постоянное вмешательство Цехов в их работу, а так же сама принадлежность художников к слою простых ремесленников. Настаивая на том, что они являются вольными творцами, и не имеют ничего общего с ремеслом, создают свои обединения, гильдии (Гильдия Св Луки), а затем Академии, которые переняли только художественную тенденцию взглядов и направлений в развитии. Забывая, что настоящий художник, это не только человек, который развил в себе творческий потенциал, но и грамотный ремесленник. Тоесть Художник – это Ремесленник с руками Гения.

Сравнительный анализ двух концепций наглядно показал историческую ошибочность выбранного направления однобокости обучения художника-скульптора в контексте академической системы образования. И её недостаток в специализированной грамотности в различных сферах ремесел.

Появление в науке новых интересных для педагогики открытий в сфере психологии, точно так же подразумевает необходимость в разработки новой концепции обучения, которая, так же учтет ошибки прошлого.

Список литературы

 

1. Аугсбургская хроника// Средневековое городское право XII - XIII вв. /Под ред. С. М. Стама. Саратов,1989. С. 125 - 126.

2. Абрамсон Марк Лазаревич. От Данте к Альберти / Ответственный редактор член-корреспондент АН СССР Зинаида Удальцова. Академия наук СССР.. — М.: Наука, 1979. — 176, с. — (Из истории мировой культуры).

3. Альберти Л.Б. Три книги о живописи. О статуе // Альберти Л.Б.

4. Андросов CO. Флорентийская скульптура начала XV века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидатаискусствоведения. Ленинград, 1977.

5. Баткин Л. М.. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М.: Наука, 1978. Изд. на ит. яз. 1990.

6. Баткин Л. М. Итальянское возрождение: Проблемы и люди. М.: Изд-во РГГУ, 1995.

7. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев,ваятелей и зодчих. Т. 1-5. М., 1995.

8. Вельфлин Г. Классическое искусство. Введение визучение итальянского Возрождения. Спб., 1912.

9. Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс. XIII-XVI века. Т. 1-2. М., 1977.

10. Виппер Б.Р., Введение в историческое изучение искусства, М., «Аст-пресс-книга», 2004 г., с. 33-37.

11. Возрождение, эпоха // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

12. Всеобщая история искусств. В 6 т. Том 3. Искусство эпохи Возрождения. / Под общ. ред. Ю.Д. Колпинского и Е.И. Ротенберга. - М.: Искусство, 1962. – 533 с.

13. Головин, В.П. Средневековая традиция в практике ренессансных художественных мастерских / Культура Возрождения и средние века. – М.: Наука, 1993. – С. 148–155.

14. Головин В.П. Мир художника раннего Возрождения. М., 2002. См.также: Мир художника раннего итальянского Возрождения. М., 2003 (2-е изд., испр. и доп.)

15. Головин В. П. Копирование рельефов в Италии XV века: вопросысоциально-экономические и атрибуционные // Проблема копирования в европейском искусстве. М., 1997. 42-51.

16. Головин в. П. «Tutto di sua mano». Оценка мастерства в контрактахитальянских художников XV века // Вопросы искусствознания. 1993. 2-3. 172-178.

17. Головин В.П. Профессиональные объединения художников в Италии XIII-VI веков // Искусство и культура Италии эпохи Возрождения и Просвещения. М., 1997. 42-51.

18. Головин В. П. Рельеф с изображением Мадонны из собрания Эрмитажа. К характеристике художественной мастерской раннего Возрождения//Музей. 1986. 8. 149-154

19. Город в средневековой цивилизации Западной Европы/ Под ред. А.А. Сванидзе М., 1999-2000.Т. 1-4.

20. Горфункель А. Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения, М., 1977

21. Грацианский Н. П. Парижские ремесленные цехи в XIII - XIV вв. Казань, 1911.

22. Гращенков В. Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения. М., 1996. Т.1.

23. Данилова И. Е. Брунеллески и Флоренция. Творческая личность в контексте ренессансной культуры. М., 1991.

24. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения.1. Т. 1-2. М., 1978.

25. Десять книг о зодчестве/ Пер. А.Г. Габричевского. Т.2. М., 1937.

26. Договора о найме ученика// Средневековое городское право XII - XIII вв. /Под ред. С. М. Стама. Саратов,1989. С. 115 - 116.

27. Дживелегов, А. К. Леонардо да Винчи. Изд. 4-е / А.К. Дживелегов. - М.: Искусство, 1998. – 159 с.

28. Ившин, К.С., Володских, С.А. Формирование дизайн-проектирования // Искусство и дизайн. - 2006. - №12. – С. 15 – 24.

29. История зарубежного искусства http://smallbay.ru/article/history.html

30. Искусство раннего Возрождения. — М.: Искусство, 1980. — 257 с.

31. История искусства: Ренессанс. — М.: АСТ, 2003. — 503 с.

32. Ковешникова Н.А. К предистории дизайн-образования: эволюция форм и содержания художественного образования от эпохи возрождения до нового времени. Гуманитарные науки. Тула Выпуск № 2/ 2011

33. Кондиви, Асканио. Микеланджело Буонарроти. Переписка Микель Анджело Буонарроти и жизнь мастера, написанная его учеником Асканио Кондиви. СПб, 1914.

34. Котельникова Л. А. Феодализм и города в Италии в VIII - XV вв. М., 1987.

35. Кёльгофская хроника// Средневековое городское право XII - XIII вв. /Под ред. С. М. Стама. Саратов,1989. С. 123 - 124.

36. Корелин М. С. Ранний итальянский гуманизм и его историография, т.1-4, СПб, 1914

37. Книга обычаев // История средних веков. Хрестоматия. В 2-х ч. Ч. 1 М., 1988.С. 178 - 180.

38. Кривцун, О.А. Эстетика: Учебник. – 2-е изд., доп. / О.А. Кривцун. - М.: Аспект Пресс, 2003. – 447 с.

39. Кудрявцев О. Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия». М., 1991

40. Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения. Т. 1-3. М.,1956-1959.

41. Левицкий Я.А. Города и городское ремесло в Англии в 10–12 вв. М. – Л., 1960

42. Лега В. П. Лекции по истории западной философии. Размещение в сети: http://www.rodon.org/lvp/lpizf/index.htm

43. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. Т. 1-2. М., 1935.

44. Мастера искусства об искусстве. Т.1. М., 1965.

45. Назарова, О. А. Мастерские флорентийских скульпторов раннего Возрождения. Московский Государс венный Университет имени М.В. Ломоносова. Москва. 2004.

46. Назарова, О. Как учились художники Возрождения // Юный художник – 2001. - № 1. - С. 20-23

47. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/masterskie-florentiiskikh-skulptorov-rannego-vozrozhdeniya#ixzz35UCrR2Fh

48. Послание Констанцкого городского совета// История средних веков. Хрестоматия. В 2-х ч. Ч. 1 М., 1988.С. 167 - 168.

49. Полянский Ф.Я. Очерки социально-экономической политики цехов в городах Западной Европы 13–15 вв. М., 1952

50. Полянский Ф.Я.Экономическая история зарубежных стран / Эпоха феодализма, 1954

51. Призыв к забастовке, обращённый подмастерьями - скорняками Вильштета к подмастерьям - скорнякам Страсбурга// История средних веков. Хрестоматия. В 2-х ч. Ч. 1 М., 1988.С. 165.

52. Ревякина Н. В. Гуманистическое воспитание в Италии XIV—XV вв. Иваново, 1993

53. Ревякина Н. В. Человек в гуманизме итальянского Возрождения. Иваново, 2000

54. Рогачевский А. Л. Немецкое бюргерство в XII - XV вв. СПб., 1995.

55. Ростовцев Н. Н.История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка.Просвещение 1981

56. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Учебник. — М.: Агар, 2000г.

57. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. М.: Просвещение, 1984.

58. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школы рисунка. М.: Просвещение, 1982.

59. Рутенберг В. И. Итальянский город от раннего средневековья др Возрождения, Л., 1987.

60. Рутенбург В.И. Очерк по истории раннего капитализма в Италии. М. – Л., 1951

61. Сергеев Б. Ф. Ум хорошо......, а два — лучше. М.: "Молодая гвардия", 1984

62. Соколов В. В. Философия эпохи Возрождения “Высшая школа”, Москва,1984г.

63. Сванидзе А. А. Генезис феодального города в раннесредневековой Европе: проблемы и типология//Городская жизнь в средневековой Европе. М., 1987.

64.. Соколов В. В. Философия эпохи Возрождения “Высшая школа”, Москва,1984г.

65. Стам С. М. Экономическое и социальное развитие раннего города. (Тулуза Х1 - ХШ вв.) Саратов, 1969.

66. Стоклицкая-Терешкович В.В. Основные проблемы истории средневекового города Х - XV вв. М., 1960.

67. Стоклицкая-Терешкович В.В. Проблема многообразия средневекового цеха на Западе и на Руси. – В кн.: Средние века, вып. 3. М., 1951

68. Тушина Г. М. Города в феодальном обществе Южной Франции. М., 1985.

69. Тимошина Т. М. Экономическая история зарубежных стран: учебное пособие

70. Филарете (Антонио Аверлино). Трактат об архитектуре / Пер.,примеч. В.Л. Глазычева. М., 1999.

71. Харитонович Д. Э. Ремесло. Цехи и мифы// Город в средневековой цивилизации Западной Европы. М.1999. С.118 - 124.

72. Хелвиг, К. XVII век. Живопись Италии, Испании, Франции // Барокко. Архитектура. Скульптура. Живопись. / Под. ред. Р. Томана. - Кельн, - 2000. - С. 372 – 427.

73. Цеховой устав ткачих шёлковых изделий // Средневековое городское право XII - XIII вв. /Под ред. С. М. Стама. Саратов,1989. С. 113-114.

74. Цыганкова, Э.Г. У истоков дизайна (Машины и стили) / Э.Г. Цыганкова. – М.: Наука, 1977. – 112

75. Челлини, Б. Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини,флорентинца, написанная им самим во Флоренции / Пер. М. 1. Лозинского. М., 1987.

76. Ченнини, Ченнино. Трактат о живописи. М., 1933.

77. Шастель А. Искусство и гуманизм во Флоренции времен Лоренцо Великолепного. Очерки об искусстве Ренессанса инеоплатоническом гуманизма. М. - СПб., 2001.

78. Шестаков В. П. "Шекспир и итальянский гуманизм

79. Ястребицкая А. Л. Западноевропейский город в средние века//Вопросы истории, 1978, №4. С. 96-113

80. Яйленко Е. В. Итальянское Возрождение. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — 128 с.


[1] Т. М. Тимошина Экономическая история зарубежных стран: учебное пособие: http://thelib.ru/books/t_m_timoshina/ekonomicheskaya_istoriya_zarubezhnyh_stran_uchebnoe_posobie-read-10.html

Ф.Я. ПОЛЯНСКИЙ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН/ ЭПОХА ФЕОДАЛИЗМА, 1954г

[2]Грацианский Н.П. Парижские ремесленные цехи в 13–14 столетиях. Казань, 1911; Рутенбург В.И. Очерк по истории раннего капитализма в Италии. М. – Л., 1951; Стоклицкая-Терешкович В.В. Проблема многообразия средневекового цеха на Западе и на Руси. – В кн.: Средние века, вып. 3. М., 1951; Полянский Ф.Я. Очерки социально-экономической политики цехов в городах Западной Европы 13–15 вв. М., 1952; Левицкий Я.А. Города и городское ремесло в Англии в 10–12 вв. М. – Л., 1960. История зарубежного искусства http://smallbay.ru/article/history.html

[3] Источник: http://vikent.ru/enc/5579/

Виппер Б.Р., Введение в историческое изучение искусства, М., «Аст-пресс-книга», 2004 г., с. 33-37.

[4] Головин, В.П. Средневековая традиция в практике ренессансных художественных мастерских / Культура Возрождения и средние века. – М.:Наука, 1993. – С. 148–155

[5] Дживелегов, А. К. Леонардо да Винчи. Изд. 4-е / А.К. Дживелегов. - М.: Искусство, 1998.

[6] Кривцун, О.А. Эстетика: Учебник. – 2-е изд., доп. / О.А. Кривцун. - М.:Аспект Пресс, 2003.

[7] Назарова, О. Как учились художники Возрождения // Юный художник – 2001. - № 1.

[8] Ростовцев Н. Н.История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка.Просвещение1981 http://hudozhnikam.ru/zarubezhnaya_shkola/16.html

[9] Гращенков В. Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения. М., 1996. Т.1

[10] Гращенков В. Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения. М., 1996. Т.1.

[11] В. П. Лега. Лекции по истории западной философии. http://www.rodon.org/lvp/lpizf/index.htm

[12]. В. В. Соколов. Философия эпохи Возрождения “Высшая школа”, Москва,1984г.

[13] В. П. Лега. Лекции по истории западной философии. Размещение в сети: http://www.rodon.org/lvp/lpizf/index.ht

[14] Баткин Л. М. Итальянское возрождение: Проблемы и люди. 1995,

[15] Возрождение, эпоха // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Абрамсон Марк Лазаревич От Данте к Альберти / Ответственный редактор член-корреспондент АН СССР Зинаида Удальцова. Академия наук СССР.. — М.: Наука, 1979. — 176, [8] с. — (Из истории мировой культуры). — 75 000 экз. (обл.)

Яйленко Е. В. Итальянское Возрождение. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — 128 с.

Искусство раннего Возрождения. — М.: Искусство, 1980. — 257 с.

История искусства: Ренессанс. — М.: АСТ, 2003. — 503 с.

[16] Гращенков В. Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения. М., 1996. Т.1.

[17] Баткин Л. М. Итальянское возрождение: Проблемы и люди. 1995, с. 48

[18]Назарова, О. А. Мастерские флорентийских скульпторов раннего Возрождения. МосковскийГосударсвенныйУниверситетимениМ.В.Ломоносова. Москва. 2004. Заключение.

[19] Краткий очерк истории методов обучения рисованию. Публикации для учащихся.2013http://userdocs.ru/geografiya/33877/index.html
Ростовцев Н. Н.История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка.Просвещение 1981

[20] Sperry, R. W. The great cerebral commissure. ScientificAmerican, 1964, 210(1), 42-52.

[21] Сергеев Б. Ф. Ум хорошо......, а два — лучше. М.: "Молодая гвардия", 1984

Date: 2015-11-14; view: 552; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию