Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практические рекомендации по профилактике агрессивных проявлений у детей с ММД





В результате жизненных и учебных неудач у детей с ММД формируются и закрепляются различные типы защитно-аг­рессивного реагирования. Для детей астеничного типа характерными становятся протестные истерики, несправедливые жалобы на учителей и других детей, распускание сплетен; для ригидных — молчаливое упрямство, немотивирован­ные драки; для активных — ссоры, неожиданно переходящие в скандалы и драки. Для реактивных детей — ссоры, сканда­лы, угрозы, драки становятся типичными и упреждающими вариантами реагирования почти в любом взаимодействии с другими детьми и взрослыми. При субнормальном типе ча­ще проявляются различные формы вербальной агрессии.

Если дети с ММД не посещают детских дошкольных уч­реждений и растут в спокойной, заботливой обстановке, то их развитие протекает вполне благополучно, а родители и не по­дозревают о том, какие проблемы начнутся при поступлении в школу. Начиная с первого класса, целостное поведение ре­бенка меняется постепенно. Дома при общении с близкими людьми еще долго не наблюдается каких-либо существенных изменений. В школе же поведение резко нарушается, но ро­дители не склонны верить жалобам учителей и других детей, считают замечания несправедливыми, т. к. дома ребенок все еще остается спокойным и послушным. Периодически по­являющиеся капризы, резкие реакции, грубость родители склонны объяснять расстройством ребенка из-за несправед­ливых обвинений в школе. Обычно ко второму классу пове­дение ребенка изменяется в целом. Родители считают, что его «довели» до этого в школе. Учителя, в свою очередь, убеж­дены, что родители просто не хотят признавать дефектов в воспитании или психическом развитии своего ребенка. Не­редко отцы считают, что мальчики должны быть агрессивны­ми, т. к. только в этом случае они смогут постоять за себя в любых жизненных ситуациях. Все это приводит к резкому противостоянию семьи и школы. В результате после одного - двух лет борьбы за ребенка родители бывают вынуждены об­ращаться за помощью к психологу, нередко — и к невропа­тологу или психиатру.

Если не проводится необходимое лечение, то тот или иной вариант защитно-агрессивного реагирования, по на­шим наблюдениям, складывается и закрепляется в течение первого года обучения в школе. Напротив, если своевремен­но поставлен диагноз и ребенку оказывается необходимая медицинская помощь, а также проводится необходимая ра­бота с семьей, то осложнений в поведении удается избежать.

В массовых школах, к сожалению, очень часто приходит­ся сталкиваться с безучастным отношением родителей к соб­ственным детям. При наличии осложнений в развитии в ви­де ММД такие дети обычно имеют много учебных проблем, часто в итоге попадают во вспомогательные школы, т. к. ока­зываются не в состоянии усвоить базовую программу.

Поэтому для нормализации поведения детей с ММД важ­ное значение имеет работа с родителями. Профилактика агрессивного поведения ребенка с ММД зависит от того, на­сколько ему будет обеспечен здоровый образ жизни, соблю­дение режима, полноценный отдых. Усталость или переутом­ление резко ухудшают поведение ребенка, он может накри­чать даже на взрослого человека, ударить кого-то из близких ему людей. Предпочтительно отсутствие различных допол­нительных занятий как с репетиторами, так и в студиях, кружках, секциях, особенно где значительны умственные или физические нагрузки (иностранные языки, «большой» спорт). Дополнительные занятия обычно приводят к пере­утомлению, а в таком состоянии поведение ребенка становит­ся еще более неуправляемым. Кроме того, обилие социаль­ных контактов приводит к перевозбуждению и провоцирует агрессивные срывы. Дома также должна сохраняться спокой­ная обстановка. Если родители будут заботливы, терпеливы и доброжелательны, смогут создать спокойную домашнюю обстановку, обеспечить ребенку здоровый образ жизни, кон­структивную помощь в учебе, то при этом никакой дополни­тельной коррекционной работы по исправлению поведения обычно не требуется. Агрессивные срывы исчезают, т. к. их ничто не провоцирует, поведение нормализуется. Если ребе­нок посещает школу, то спокойную обстановку в школе обес­печить невозможно. В этом случае нормализация поведения без лечения неосуществима, часто требуются и дополнитель­ные тренинговые занятия.

Коррекционно-воспитательные занятия с детьми с ММД лучше проводить на фоне лечения. Вне лечения занятия ока­зываются неэффективными, часто выступают как дополнитель­ный утомляющий фактор, еще более усугубляя ситуацию. Не­удачи, с которыми ребенок сталкивается на занятиях, раздра­жают его, усиливают и закрепляют агрессивные реакции. Наша практика показывает, что приступать к занятиям лучше всего через две-три недели после начала лечения. В это время обыч­но наступает стадия начальной компенсации ММД, выражаю­щаяся в том, что ребенок уже частично может контролировать свои действия, продолжительность активной работы мозга уве­личивается до 15-20 мин, а периоды «отключений» при этом сокращаются до 1-2 мин. Желательно прежде, чем начинать коррекционные занятия, воспользоваться еще раз тестом Тулуз-Пьерона, чтобы убедиться в положительном эффекте ле­чения. Коэффициент внимательности должен возрасти до 0,93-0,94. Если значение коэффициента остается в зоне пато­логии, то родителям следует еще раз обратиться к невропато­логу, а коррекционных занятий пока не проводить.

Желательно начинать с индивидуальных занятий, в про­цессе которых легче осуществлять руководство деятельнос­тью ребенка, выявить пределы его работоспособности, воз­можности самоуправления. В групповые занятия и тренинги можно включать детей только тогда, когда диагностируется стадия начальной компенсации, иначе они и сами не смогут заниматься, и другим не дадут. Нельзя формировать группы полностью из детей с ММД — такие группы к середине заня­тий становятся неуправляемыми. Желательно детей с ММД по одному, по двое вводить в небольшие группы, состоящие из 4-5 человек. Программа занятий должна быть подобрана таким образом, чтобы вначале ребенок встречался только с легкими игровыми заданиями, в которых требуются соблю­дение коротких инструкций, выполнение простых правил. Иг­ры необходимо чередовать с упражнениями на релаксацию. Не следует начинать с заданий на координацию движений или на тренировку внимания, которые являются наиболее сложными и утомительными для детей с ММД, плохо у них получаются и провоцируют агрессивные срывы. Трудны для них также и задания с длинной последовательностью дейст­вий или движений, которые не запоминаются сразу, а требу­ют разучивания. Такие задания, а также игры с инвертирован­ными инструкциями или требующие мгновенной реакции, не оставляющие времени на размышление, путают и раздра­жают детей, отвращают их от занятий. Ребята начинают де­монстративно плохо вести себя на тренингах, «огрызаться», затевать ссоры. Следует избегать явных соревновательных си­туаций, где проигрыш может быть очевиден. Проигрыш мо­жет обозлить ребенка и спровоцировать агрессивную реакцию по отношению к другим детям и к занятиям вообще. Не сле­дует перегружать занятия сложными упражнениями, лучше в доступных играх отрабатывать простейшие навыки само­контроля (следование инструкции, роли), планирования (вы­бор цели и ее достижение), конструктивного взаимодействия (игры, обсуждение действий).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айхорн А. Трудный подросток. М., 2001.

2. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. М., 1993.

3. Ажьберти Р., ЭммонсМ. Самоутверждающее поведение. СПб., 1998.

4. Бажин Е. Ф., ЭткиндА. М. Цветовой тест отношений. Л., 1985.

5. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния и семей­ных отношений. М., 1999.

6. Барденштейн Л. М., Можгинский Ю. Б. Взаимосвязь патологиче­ского агрессивного поведения и депрессии у подростков // Российский психиатрический журнал. 2000. № 1. С. 42-45

7. Бережкова Е. И. Агрессивность младших школьников // Акту­альные проблемы современной психологии. Ученые записки ЛГОУ им. А. С. Пушкина. СПб., 2003. С. 104-107.

8. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

9. Берулава Г. А. Методологические основы деятельности практи­ческого психолога. М., 2003.

10. Бишоп С. Тренинг ассертивности. СПб.: Питер, 2001.

11. Бзндлер Р. Используйте свой мозг для изменения. СПб., 1994.

12. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997.

13. Вагин И. О, Психология жизни и смерти. СПб.: Питер, 2001.

14. Васильев Н. Н., Васильева Е. А. Технологии профессионального общения. Ярославль, 2000.

15. Вострокнутов Н. В., Василевский В. Г. Патологическое агрессив­ное поведение детей и подростков. Комплексная оценка на этапах воз­растного психического развития // Российский психиатрический жур­нал. 2000. № 2. С. 12-19.

16. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Детская пси­хология. М., 1984.

17. Гарднер Р. Психотерапия детских проблем. СПб.: Речь, 2002.416с.

18. Гилинский Я. И., Юнацкевич П. И. Социологические и психоло­го-педагогические основы суицидологии. СПб., 1999.

19. ГриндерМ. Исправление школьного конвейера. СПб., 1993.

20. Гульдан В. В. Мотивация противоправных действий у психопа­тических личностей: Дис... на соиск уч. ст. д-ра психол. наук, М., 1985.

21. Дюркгейм Э. Самоубийство. СПб.: Питер, 1998.

22. Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психоло­гии // Прикладная психология. № 2. 2001. С. 60-72.

23. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умст­венного развития детей. М., 1995.

24. Заваденко Н. Н. и др. Современные подходы к диагностике и ле­чению минимальных мозговых дисфункций у детей. М., 2002.

25. Захаров А. И. Опыт групповой психотерапии при неврозах дет­ского и подросткового возраста. Л., 1986.

26. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребен­ка. Изд. 2-е. М., 1993.

27. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб., 1998.

28. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М.: Медицина, 1982.216с.

29. Змановская Е. В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: Учеб. пособие. СПб., 2001.

30. Змановская Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). М., 2003.

31. Игумнов С. А. Клиническая психотерапия детей и подростков: Справ, пособие. Минск: Белорусская наука, 1999.

32. Кагтони В., Новак Т. Как делать все по-своему. СПб.: Питер, 1995.

33. Кернберг О. Ф. Агрессия при расстройствах личности и первер­сиях. М., 1998.

34. Ковалев П. А. Возрастно-половые особенности отражения в со­знании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведе­ния: автореф. дис... на соиск. уч. степ. канд. пс. н., СПб., 1996.

35. Колеченко А. К. Психологическое обеспечение педагогического процесса в школе. СПб., 1998.

36. Корпев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПб., 1995.

37. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.

38. Кропотов Ю. Д. ММД — не только медицинская проблема // Психологическая газета. № ю. 2000.

39. Кулаков С. А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе. СПб.: 1996.

40. Курбатова Т. Н., Муляр О. И. Проективная методика исследо­вания личности «Hand-тест» (руководство по использованию). СПб.: Иматон, 1995.

41. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. М.: Генезис, 1998.

42. Левитов Н. Д. От фрустрации к агрессии // Психологический журнал. 1990. № 5.

43. Лоренц К. Агрессия. М.: Прогресс: Универс, 1994.

44. Лукин С. Е., Суворов А. В. Тест рисуночной ассоциации С. Ро-зенцвейга (руководство по использованию). СПб.: Иматон, 1993.

45. Мак-Вильяме Н. Психоаналитическая диагностика. М.: Класс, 1998.

46. Масагутов Р. М. Детская подростковая агрессия. Уфа: УГНТУ, 2002.

47. МКБ — 10. Классификация психических и поведенческих рас­стройств. ВОЗ, Женева; СПб., 1998.

48. Можгинский Ю. Б. Агрессия у подростков: эмоциональный и кризисный механизм. СПб., 1999.

49. Мураяма С. Дети и школа в эпоху изобилия // Вопросы психо­логии. № 6. 1994. С. 140-147.

50. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. 3-е международное издание. СПб.; М., 2003.

51. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб., 2000.

52. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Лубовского В. И. Смоленск, 1994.

53. Оклендер В. Окна в мир ребенка: руководство по детской пси­хотерапии. М.: Класс, 1997.

54. ПаренсГ. Агрессия наших детей. М., 1986.

55. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. М., 1993.

56. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.

57. Попов Ю. В., Вид В. Д. Современная клиническая психиат­рия. СПб: Речь, 2000.

58. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2001.

59. Прихожан А. М. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе. М., 1997.

60. Психология семейных отношений с основами семейного кон­сультирования / Под ред. Е. Г. Силяевой. М.: Издательский центр «Ака­демия», 2002.

61. Психотерапия детей и подростков / Под ред. X. Ремшмидта. М., 2000.

62. Пурич-Пейакович И., Дуньич Душан И. Самоубийство подрост­ков. М., 2000.

63. Раскин В. Н. Семинар-тренинг «Стресс и стрессоустойчивое поведение» // Сб. «Технологии социально-психологических тренин­гов». М., 2001.

64. Раскин В. Н. Уверенное поведение в тренинге коммуникативных умений // «Психолого-социальная работа в современном обществе: про­блемы и решения», тезисы ежегодной региональной научно-практичес­кой конференции, 22-23 апреля 2003. СПб.: ГИПиСР, 2003.

65. Ратинова Н. А. Саморегуляция поведения при совершении агрес­сивно-насильственных действий: Дис. канд. психол. наук. М., 1998.

66. РеанА. А. Агрессия и агрессивность личности. СПб., 1996.

67. Регуш Л. А. Практикум по наблюдению и наблюдательнос­ти. СПб.: Питер, 2001.

68. Романова Е, С. Графические методы в практической психоло­гии. СПб.: Речь, 2001.

69. Ромек В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношени­ях. СПб.: Речь, 2002.

70. РудестамК. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1990.

71. Рычкова Н. А. Поведенческие расстройства у детей: диагности­ка, коррекция, профилактика. М., 2001.

72. Сафуанов Ф. С. Психологические механизмы криминальной аг­рессии: мотивационный аспект // Современная психология мотива­ции / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 327-342.

73. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагнос­тической и коррекционной работы психолога. Изд. 2, испр. и доп. М.: АРКТИ, 2001.

74. Сяопина Т. В. Смысложизненная концепция и агрессивность учащихся-подростков // Автореферат дисс. на соискание уч. ст. канд. психол. наук. СПб., 2002.

75. Смит М. Тренинг уверенности в себе. СПб.: Речь, 2000.

76. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подрост­ков в специализированном учреждении: Пособие для сотрудников специ­ализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолет­них/Г. М. Иващенко, Н. С. Кантонистова, М. М. Плоткин и др. М., 1996.

77. Социология молодежи / Под ред. проф. В. Т. Лисовского. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996.

78. Трегубое Л., Вагин Ю. Эстетика самоубийства. Пермь, 1993.

79. Уэндер П., Шейдер Р. Синдром нарушения внимания с гиперак­тивностью // Психиатрия / Под ред. Р. Шейдера. М., 1998.

80. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб.: Питер, 2001.

81. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989.

82. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Рес­публика, 1994.

83. Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.

84. Халецкая О. В., Трошин В. М. Минимальные дисфункции мозга в детском возрасте. Нижний Новгород, 1995.

85. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М.: Педагогика, 1996. Т. 1.

86. Черны В., Комарик Т. Компендиум психодиагностических ме­тодов: В 2 т. Братислава, 1988. Т. 1.

87. Шарп Ф. Семинары. СПб., 1998.

88. Шерешевский А. М. и др. Агрессия и порнография. СПб., 1998.

89. Шляхтпина О. И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и социальным статусом // Ананьевские чтения-97: Те­зисы научно-практической конференции. СПб., 1997.

90. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Семейная психотерапия. СПб., 1999.

91. Эйдемиллер. Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб., 2003.

92. Экспериментально-психологическая методика изучения фру-страционных реакций: Метод, указания / Под ред. Б. Д. Карвасарско-го. Л., 1984.

93. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.

94. Яременко Б. Р., Яременко А. Б., Горяинова Т. Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей. СПб., 2002.

95. ЯсюковаЛ. А. Методика определения готовности к школе. СПб., 1999.

96. Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. СПб., 2000.

97. ЯсюковаЛ. А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах. СПб., 2001.

98. Ясюкова Л. А. Психологическая профилактика проблем в обу­чении и развитии школьников. СПб.: Речь, 2002.

99. ЯсюковаЛ. А. Фрустрационный тест С. Розенцвейга. Метод, ру­ководство. СПб.: Иматон, 2001.

100. Buss A. H. (1961). The psychology of aggression. N.Y.John Willy.

101. Costa P., McCrae R. (1992) Reviced NEO Personality Inventory (NEO-PI-R) and NEO Five-Factory (NEO-FFI). Odessa, FL: Psycholog­ical Assessment Recources Inc.

102. Hollander H., Turner F. (1985) Characteristics of incarcerated delinquents: relationship between development disorders, environmental and family factors, and patters of offense and recidivism. Journal of the American Academy of Child Psychiatry 24,221-226.

103. Kazdin A. E. (1991). Effectiveness of psychotherapy with children and adolescents. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 59,785-798.

104. Parke R D., Slaty R. G. The development of aggression. In: P. H. Mussen (Ed.). Handbook of Childe Psychology. N.Y., John Willy, 1983,547-641.

105. Petermann F. & Petermann U. (1997). Training mit aggressiven Kindern. Weinheim: Psychology Verlags Union.

Date: 2015-11-13; view: 1484; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию