![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Практические рекомендации по профилактике агрессивных проявлений у детей с ММД⇐ ПредыдущаяСтр 136 из 136
В результате жизненных и учебных неудач у детей с ММД формируются и закрепляются различные типы защитно-агрессивного реагирования. Для детей астеничного типа характерными становятся протестные истерики, несправедливые жалобы на учителей и других детей, распускание сплетен; для ригидных — молчаливое упрямство, немотивированные драки; для активных — ссоры, неожиданно переходящие в скандалы и драки. Для реактивных детей — ссоры, скандалы, угрозы, драки становятся типичными и упреждающими вариантами реагирования почти в любом взаимодействии с другими детьми и взрослыми. При субнормальном типе чаще проявляются различные формы вербальной агрессии. Если дети с ММД не посещают детских дошкольных учреждений и растут в спокойной, заботливой обстановке, то их развитие протекает вполне благополучно, а родители и не подозревают о том, какие проблемы начнутся при поступлении в школу. Начиная с первого класса, целостное поведение ребенка меняется постепенно. Дома при общении с близкими людьми еще долго не наблюдается каких-либо существенных изменений. В школе же поведение резко нарушается, но родители не склонны верить жалобам учителей и других детей, считают замечания несправедливыми, т. к. дома ребенок все еще остается спокойным и послушным. Периодически появляющиеся капризы, резкие реакции, грубость родители склонны объяснять расстройством ребенка из-за несправедливых обвинений в школе. Обычно ко второму классу поведение ребенка изменяется в целом. Родители считают, что его «довели» до этого в школе. Учителя, в свою очередь, убеждены, что родители просто не хотят признавать дефектов в воспитании или психическом развитии своего ребенка. Нередко отцы считают, что мальчики должны быть агрессивными, т. к. только в этом случае они смогут постоять за себя в любых жизненных ситуациях. Все это приводит к резкому противостоянию семьи и школы. В результате после одного - двух лет борьбы за ребенка родители бывают вынуждены обращаться за помощью к психологу, нередко — и к невропатологу или психиатру. Если не проводится необходимое лечение, то тот или иной вариант защитно-агрессивного реагирования, по нашим наблюдениям, складывается и закрепляется в течение первого года обучения в школе. Напротив, если своевременно поставлен диагноз и ребенку оказывается необходимая медицинская помощь, а также проводится необходимая работа с семьей, то осложнений в поведении удается избежать. В массовых школах, к сожалению, очень часто приходится сталкиваться с безучастным отношением родителей к собственным детям. При наличии осложнений в развитии в виде ММД такие дети обычно имеют много учебных проблем, часто в итоге попадают во вспомогательные школы, т. к. оказываются не в состоянии усвоить базовую программу. Поэтому для нормализации поведения детей с ММД важное значение имеет работа с родителями. Профилактика агрессивного поведения ребенка с ММД зависит от того, насколько ему будет обеспечен здоровый образ жизни, соблюдение режима, полноценный отдых. Усталость или переутомление резко ухудшают поведение ребенка, он может накричать даже на взрослого человека, ударить кого-то из близких ему людей. Предпочтительно отсутствие различных дополнительных занятий как с репетиторами, так и в студиях, кружках, секциях, особенно где значительны умственные или физические нагрузки (иностранные языки, «большой» спорт). Дополнительные занятия обычно приводят к переутомлению, а в таком состоянии поведение ребенка становится еще более неуправляемым. Кроме того, обилие социальных контактов приводит к перевозбуждению и провоцирует агрессивные срывы. Дома также должна сохраняться спокойная обстановка. Если родители будут заботливы, терпеливы и доброжелательны, смогут создать спокойную домашнюю обстановку, обеспечить ребенку здоровый образ жизни, конструктивную помощь в учебе, то при этом никакой дополнительной коррекционной работы по исправлению поведения обычно не требуется. Агрессивные срывы исчезают, т. к. их ничто не провоцирует, поведение нормализуется. Если ребенок посещает школу, то спокойную обстановку в школе обеспечить невозможно. В этом случае нормализация поведения без лечения неосуществима, часто требуются и дополнительные тренинговые занятия. Коррекционно-воспитательные занятия с детьми с ММД лучше проводить на фоне лечения. Вне лечения занятия оказываются неэффективными, часто выступают как дополнительный утомляющий фактор, еще более усугубляя ситуацию. Неудачи, с которыми ребенок сталкивается на занятиях, раздражают его, усиливают и закрепляют агрессивные реакции. Наша практика показывает, что приступать к занятиям лучше всего через две-три недели после начала лечения. В это время обычно наступает стадия начальной компенсации ММД, выражающаяся в том, что ребенок уже частично может контролировать свои действия, продолжительность активной работы мозга увеличивается до 15-20 мин, а периоды «отключений» при этом сокращаются до 1-2 мин. Желательно прежде, чем начинать коррекционные занятия, воспользоваться еще раз тестом Тулуз-Пьерона, чтобы убедиться в положительном эффекте лечения. Коэффициент внимательности должен возрасти до 0,93-0,94. Если значение коэффициента остается в зоне патологии, то родителям следует еще раз обратиться к невропатологу, а коррекционных занятий пока не проводить. Желательно начинать с индивидуальных занятий, в процессе которых легче осуществлять руководство деятельностью ребенка, выявить пределы его работоспособности, возможности самоуправления. В групповые занятия и тренинги можно включать детей только тогда, когда диагностируется стадия начальной компенсации, иначе они и сами не смогут заниматься, и другим не дадут. Нельзя формировать группы полностью из детей с ММД — такие группы к середине занятий становятся неуправляемыми. Желательно детей с ММД по одному, по двое вводить в небольшие группы, состоящие из 4-5 человек. Программа занятий должна быть подобрана таким образом, чтобы вначале ребенок встречался только с легкими игровыми заданиями, в которых требуются соблюдение коротких инструкций, выполнение простых правил. Игры необходимо чередовать с упражнениями на релаксацию. Не следует начинать с заданий на координацию движений или на тренировку внимания, которые являются наиболее сложными и утомительными для детей с ММД, плохо у них получаются и провоцируют агрессивные срывы. Трудны для них также и задания с длинной последовательностью действий или движений, которые не запоминаются сразу, а требуют разучивания. Такие задания, а также игры с инвертированными инструкциями или требующие мгновенной реакции, не оставляющие времени на размышление, путают и раздражают детей, отвращают их от занятий. Ребята начинают демонстративно плохо вести себя на тренингах, «огрызаться», затевать ссоры. Следует избегать явных соревновательных ситуаций, где проигрыш может быть очевиден. Проигрыш может обозлить ребенка и спровоцировать агрессивную реакцию по отношению к другим детям и к занятиям вообще. Не следует перегружать занятия сложными упражнениями, лучше в доступных играх отрабатывать простейшие навыки самоконтроля (следование инструкции, роли), планирования (выбор цели и ее достижение), конструктивного взаимодействия (игры, обсуждение действий). СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Айхорн А. Трудный подросток. М., 2001. 2. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. М., 1993. 3. Ажьберти Р., ЭммонсМ. Самоутверждающее поведение. СПб., 1998. 4. Бажин Е. Ф., ЭткиндА. М. Цветовой тест отношений. Л., 1985. 5. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния и семейных отношений. М., 1999. 6. Барденштейн Л. М., Можгинский Ю. Б. Взаимосвязь патологического агрессивного поведения и депрессии у подростков // Российский психиатрический журнал. 2000. № 1. С. 42-45 7. Бережкова Е. И. Агрессивность младших школьников // Актуальные проблемы современной психологии. Ученые записки ЛГОУ им. А. С. Пушкина. СПб., 2003. С. 104-107. 8. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. 9. Берулава Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога. М., 2003. 10. Бишоп С. Тренинг ассертивности. СПб.: Питер, 2001. 11. Бзндлер Р. Используйте свой мозг для изменения. СПб., 1994. 12. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997. 13. Вагин И. О, Психология жизни и смерти. СПб.: Питер, 2001. 14. Васильев Н. Н., Васильева Е. А. Технологии профессионального общения. Ярославль, 2000. 15. Вострокнутов Н. В., Василевский В. Г. Патологическое агрессивное поведение детей и подростков. Комплексная оценка на этапах возрастного психического развития // Российский психиатрический журнал. 2000. № 2. С. 12-19. 16. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Детская психология. М., 1984. 17. Гарднер Р. Психотерапия детских проблем. СПб.: Речь, 2002.416с. 18. Гилинский Я. И., Юнацкевич П. И. Социологические и психолого-педагогические основы суицидологии. СПб., 1999. 19. ГриндерМ. Исправление школьного конвейера. СПб., 1993. 20. Гульдан В. В. Мотивация противоправных действий у психопатических личностей: Дис... на соиск уч. ст. д-ра психол. наук, М., 1985. 21. Дюркгейм Э. Самоубийство. СПб.: Питер, 1998. 22. Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. № 2. 2001. С. 60-72. 23. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995. 24. Заваденко Н. Н. и др. Современные подходы к диагностике и лечению минимальных мозговых дисфункций у детей. М., 2002. 25. Захаров А. И. Опыт групповой психотерапии при неврозах детского и подросткового возраста. Л., 1986. 26. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. Изд. 2-е. М., 1993. 27. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб., 1998. 28. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М.: Медицина, 1982.216с. 29. Змановская Е. В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: Учеб. пособие. СПб., 2001. 30. Змановская Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). М., 2003. 31. Игумнов С. А. Клиническая психотерапия детей и подростков: Справ, пособие. Минск: Белорусская наука, 1999. 32. Кагтони В., Новак Т. Как делать все по-своему. СПб.: Питер, 1995. 33. Кернберг О. Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. М., 1998. 34. Ковалев П. А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: автореф. дис... на соиск. уч. степ. канд. пс. н., СПб., 1996. 35. Колеченко А. К. Психологическое обеспечение педагогического процесса в школе. СПб., 1998. 36. Корпев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПб., 1995. 37. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. 38. Кропотов Ю. Д. ММД — не только медицинская проблема // Психологическая газета. № ю. 2000. 39. Кулаков С. А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе. СПб.: 1996. 40. Курбатова Т. Н., Муляр О. И. Проективная методика исследования личности «Hand-тест» (руководство по использованию). СПб.: Иматон, 1995. 41. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. М.: Генезис, 1998. 42. Левитов Н. Д. От фрустрации к агрессии // Психологический журнал. 1990. № 5. 43. Лоренц К. Агрессия. М.: Прогресс: Универс, 1994. 44. Лукин С. Е., Суворов А. В. Тест рисуночной ассоциации С. Ро-зенцвейга (руководство по использованию). СПб.: Иматон, 1993. 45. Мак-Вильяме Н. Психоаналитическая диагностика. М.: Класс, 1998. 46. Масагутов Р. М. Детская подростковая агрессия. Уфа: УГНТУ, 2002. 47. МКБ — 10. Классификация психических и поведенческих расстройств. ВОЗ, Женева; СПб., 1998. 48. Можгинский Ю. Б. Агрессия у подростков: эмоциональный и кризисный механизм. СПб., 1999. 49. Мураяма С. Дети и школа в эпоху изобилия // Вопросы психологии. № 6. 1994. С. 140-147. 50. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. 3-е международное издание. СПб.; М., 2003. 51. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб., 2000. 52. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Лубовского В. И. Смоленск, 1994. 53. Оклендер В. Окна в мир ребенка: руководство по детской психотерапии. М.: Класс, 1997. 54. ПаренсГ. Агрессия наших детей. М., 1986. 55. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. М., 1993. 56. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994. 57. Попов Ю. В., Вид В. Д. Современная клиническая психиатрия. СПб: Речь, 2000. 58. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2001. 59. Прихожан А. М. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе. М., 1997. 60. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е. Г. Силяевой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 61. Психотерапия детей и подростков / Под ред. X. Ремшмидта. М., 2000. 62. Пурич-Пейакович И., Дуньич Душан И. Самоубийство подростков. М., 2000. 63. Раскин В. Н. Семинар-тренинг «Стресс и стрессоустойчивое поведение» // Сб. «Технологии социально-психологических тренингов». М., 2001. 64. Раскин В. Н. Уверенное поведение в тренинге коммуникативных умений // «Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения», тезисы ежегодной региональной научно-практической конференции, 22-23 апреля 2003. СПб.: ГИПиСР, 2003. 65. Ратинова Н. А. Саморегуляция поведения при совершении агрессивно-насильственных действий: Дис. канд. психол. наук. М., 1998. 66. РеанА. А. Агрессия и агрессивность личности. СПб., 1996. 67. Регуш Л. А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб.: Питер, 2001. 68. Романова Е, С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2001. 69. Ромек В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб.: Речь, 2002. 70. РудестамК. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1990. 71. Рычкова Н. А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, коррекция, профилактика. М., 2001. 72. Сафуанов Ф. С. Психологические механизмы криминальной агрессии: мотивационный аспект // Современная психология мотивации / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 327-342. 73. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. Изд. 2, испр. и доп. М.: АРКТИ, 2001. 74. Сяопина Т. В. Смысложизненная концепция и агрессивность учащихся-подростков // Автореферат дисс. на соискание уч. ст. канд. психол. наук. СПб., 2002. 75. Смит М. Тренинг уверенности в себе. СПб.: Речь, 2000. 76. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении: Пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних/Г. М. Иващенко, Н. С. Кантонистова, М. М. Плоткин и др. М., 1996. 77. Социология молодежи / Под ред. проф. В. Т. Лисовского. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. 78. Трегубое Л., Вагин Ю. Эстетика самоубийства. Пермь, 1993. 79. Уэндер П., Шейдер Р. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью // Психиатрия / Под ред. Р. Шейдера. М., 1998. 80. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб.: Питер, 2001. 81. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. 82. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. 83. Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996. 84. Халецкая О. В., Трошин В. М. Минимальные дисфункции мозга в детском возрасте. Нижний Новгород, 1995. 85. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М.: Педагогика, 1996. Т. 1. 86. Черны В., Комарик Т. Компендиум психодиагностических методов: В 2 т. Братислава, 1988. Т. 1. 87. Шарп Ф. Семинары. СПб., 1998. 88. Шерешевский А. М. и др. Агрессия и порнография. СПб., 1998. 89. Шляхтпина О. И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и социальным статусом // Ананьевские чтения-97: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1997. 90. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Семейная психотерапия. СПб., 1999. 91. Эйдемиллер. Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб., 2003. 92. Экспериментально-психологическая методика изучения фру-страционных реакций: Метод, указания / Под ред. Б. Д. Карвасарско-го. Л., 1984. 93. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996. 94. Яременко Б. Р., Яременко А. Б., Горяинова Т. Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей. СПб., 2002. 95. ЯсюковаЛ. А. Методика определения готовности к школе. СПб., 1999. 96. Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. СПб., 2000. 97. ЯсюковаЛ. А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах. СПб., 2001. 98. Ясюкова Л. А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПб.: Речь, 2002. 99. ЯсюковаЛ. А. Фрустрационный тест С. Розенцвейга. Метод, руководство. СПб.: Иматон, 2001. 100. Buss A. H. (1961). The psychology of aggression. N.Y.John Willy. 101. Costa P., McCrae R. (1992) Reviced NEO Personality Inventory (NEO-PI-R) and NEO Five-Factory (NEO-FFI). Odessa, FL: Psychological Assessment Recources Inc. 102. Hollander H., Turner F. (1985) Characteristics of incarcerated delinquents: relationship between development disorders, environmental and family factors, and patters of offense and recidivism. Journal of the American Academy of Child Psychiatry 24,221-226. 103. Kazdin A. E. (1991). Effectiveness of psychotherapy with children and adolescents. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 59,785-798. 104. Parke R D., Slaty R. G. The development of aggression. In: P. H. Mussen (Ed.). Handbook of Childe Psychology. N.Y., John Willy, 1983,547-641. 105. Petermann F. & Petermann U. (1997). Training mit aggressiven Kindern. Weinheim: Psychology Verlags Union. Date: 2015-11-13; view: 1541; Нарушение авторских прав |