Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технологии нейтрализации агрессивных проявлений у детей и подростков





Для предупреждения агрессивных поведенческих реак­ций различного происхождения существует достаточно ши­рокий спектр различных возможностей. В ряде случаев для эффективного гашения детской или подростковой агрессии требуется срочное вмешательство. Стратегия экстренного вмешательства нацелена на уменьшение или избежание аг­рессивного поведения в напряженных ситуациях. В этих случаях психологи, педагоги или родители должны иметь адекватные установки в отношении проявления агрессии де­тьми. Специалисты должны владеть навыками работы с аг­рессивным поведением, а также навыками обучения родите­лей соответствующим умениям и установкам. Для оптими­зации конструктивного воздействия на агрессивные реакции детей и подростков разработаны специальные рекомендации для взрослых. Правила экстренного вмешательства позво­ляют в конфликтной ситуации с агрессивными детьми и подростками обеспечивать позитивное разрешение кон­фликтов и устанавливать партнерские отношения.

Правило 1. Игнорировать незначительную агрессию

В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, целесообразно использовать следую­щие позитивные стратегии.

- простое игнорирование реакций ребенка/подростка;

- выражение понимания чувств ребенка: «Я понимаю, что тебе обидно»;

- переключение внимания или предложение какого-ли­бо задания;

- позитивное обозначение поведения: «Ты злишься по­тому, что ты устал».

Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция в ряде случаев не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрес­сию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок или подросток проявляют гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, можно просто позволить ему пережить это, внимательно выслушав и переключив его внимание на что-то другое. Игнорирование является мощ­ным способом гашения нежелательного поведения.

Правило 2. Акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ребенка и подростка

Негативная оценка личности является одной из наиболее распространенных причин перехода агрессивных реакций в устойчивое агрессивное поведение. Родители и педагоги склонны обобщать однократные поступки до личного ярлы­ка. Дети, проявляющие агрессию, моментально получают ре­путацию «агрессивных», «конфликтных», «враждебных». Са­мое опасное, если эту характеристику усваивают сверстники. Окружающие начинают ожидать от ребенка или подростка агрессивного поведения, тем самым провоцируя его. Прово­дить четкую границу между поступком и личностью позво­ляет техника объективного описания поведения.

Самое главное — дать описание поведения без его оцен­ки. После того как ребенок успокоится, целесообразно об­судить с ним его поведение более подробно, объяснить, по­чему его поступки неприемлемы, избегая субъективных, оценочных слов, которые вызвали бы раздражение и про­тест и в конечном итоге увели бы от решения проблемы.

Анализируя проступок, важно ограничиться обсуждением только актуального поведения ребенка/подростка, по прин­ципу «здесь и сейчас», избегая анализа других поступков. В противном случае у ребенка/подростка возникает ощуще­ние несправедливости происходящего, вследствие чего его способность критично оценивать свое поведение снижается.

Оценивая поведение ребенка/подростка, следует апел­лировать только к фактам и к тому, что произошло только что. Вместо распространенной и неэффективной моральной оценки нежелательного поведения целесообразно прибегать к оценке негативных последствий поведения. В этом случае ребенку/подростку объясняют, что его поведение вредит не столько окружающим, сколько ему самому. Очень важным является анализ возможных конструктивных способов по­ведения в конкретной ситуации.

В ряде случаев необходимым является установление с агрессивным ребенком/подростком обратной связи. Для этого чаще всего используются следующие приемы:

1) констатация факта: «Ты преступаешь допустимую черту» или «Ты ведешь себя агрессивно»;

2) констатирующий вопрос: «Ты злишься?»;

3) раскрытие мотивов агрессора: «Ты хочешь меня оби­деть? Ты хочешь продемонстрировать силу?»;

4) «Я»-сообщение (раскрытие собственных чувств по от­ношению к нежелательному поведению): «Мне нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я напрягаюсь, когда кто-то громко кричит»;

5) апелляция к правилам: «Ты нарушаешь правило».

Давая обратную связь агрессивному поведению ребен­ка/подростка, взрослый человек должен проявить по меньшей мере три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Твердость должна проявляться исключительно в отношении конкретного проступка, в направлении его иско­ренения. Ребенок/подросток должен услышать от нас, что мы не против него, а только против конкретного проступка.

Правило 3. Контролировать собственные негатив­ные эмоции

Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает выраженные негативные эмоции, включая: раздражение, гнев, возмущение, страх или беспо­мощность. Взрослым необходимо признать нормальность и естественность данных негативных переживаний. Кроме того, важно понять характер переживаемых чувств, их силу и длительность переживаний.

Родителям и специалистам необходимо очень тщатель­но контролировать свои негативные эмоции в ситуации вза­имодействия с агрессивными детьми.

Если взрослый человек управляет своими отрицатель­ными эмоциями, то он:

• не подкрепляет агрессивное поведение;

• демонстрирует положительный пример в обращении со встречной агрессией;

• сохраняет партнерские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.

Для оценки характера и уровня агрессивности консуль­танта (педагога) можно использовать тест Спилбергера.

Date: 2015-11-13; view: 839; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию