Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опросник Спилбергера по оценке агрессии





Инструкция: С целью углубления понимания своего по­ведения внимательно прочитайте каждое утверждение в ле­вом столбце. В каждой строке, справа от утверждения, от­мечайте знаком «+» только то высказывание, с которым Вы согласны.

Часть 1. Как Я себя чувствую СЕЙЧА С

Часть 2. Как Я себя ОБЫЧНО чувствую

Часть 3. Когда Я зол или разъярен

Интерпретация: оцениваются характер и уровень агрес­сии. Опросник содержит шкалы:

1) агрессия как состояние (часть 1);

2) агрессия как черта характера (часть 2);

3) агрессия как темперамент (часть 3: утверждения — 5, 6, 22);

4) аутоагрессия (часть 3: утверждения — 3,10,13,16,17, 18,21);

5) гетороагрессия (часть 3: утверждения — 2, 7,9, 12,14, 19, 23);

6) уровень контроля агрессии (часть 3: утверждения -1,4,8,11,15,20,24).

После заполнения опросника подсчитываются очки. Для этого в первой части графы получают очки от 0 до 3, во второй и третьей частях — от 1 до 4 (все плюсы в первой графе полу­чают 1 балл, во второй — 2 балла и т. д.).

Нормы (средние значения по взрослой выборке):

Агрессия-состояние 10,84 ± 2,27.

Агрессия-черта 18,52 ± 3,75.

Агрессия-темперамент 7,67 ± 2,58.

Аутоагрессия 15,18 ± 4,24.

Гетероагрессия 15,75 ± 3,71.

Контроль агрессии 21,90 ± 4,93.

 

Если результаты превышают указанные нормы, уровень агрессии выше допустимого, непосредственно сам взрослый является источником агрессии. С большой вероятностью им провоцируется агрессивное поведение детей, что требует до­полнительной психологической помощи.

Как показывает практика, агрессивное поведение детей и подростков является частью «групповой игры», цель кото­рой — желание вызвать гнев педагога, вывести его из «на­пускного» равновесия, продемонстрировать его слабость. Не понимающие ситуации педагоги обречены на психологи­ческий провал. Подростки также широко используют агрес­сию для разоблачения взрослых, для их обесценивания, что облегчает процесс эмансипации от них. Отказаться от игры с подростками трудно, но необходимо. Иначе взрослые те­ряют авторитет в глазах подростков и теряют возможность конструктивного взаимодействия с ними.

Правило 4. Не усиливать напряжение ситуации

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией, — снизить напряжение ситуации.

Типичные действия взрослого, усиливающие напряже­ние и агрессию, включают в себя:

- повышение голоса, изменение тона на устрашающий;

- демонстрация власти: «Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»;

- крик, негодование;

- агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекре­щенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;

- сарказм, насмешки;

- оценка характера ученика, его личности, личностей его родителей или друзей;

- использование физической силы;

- втягивание в конфликт других людей, непричастных к нему;

- настаивание на своей правоте;

- нотации, проповеди;

- угрозы или наказания;

- оправдания, защита;

- обобщения типа: «Вы все одинаковые»;

- придирки;

- передразнивание;

- сравнение ребенка/подростка с другими детьми/под­ростками;

- команды, жесткие требования, давление; — подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить проступок на короткое время. Однако отрицательный эффект от тако­го поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем са­ма его причина.

Правило 5. Обсуждать проступок

Для профилактики агрессивного поведения необходимо обсуждать нежелательное поведение ребенка/подростка всякий раз, когда оно превышает допустимый порог. Существуют некоторые общие рекомендации для такого разгово­ра, повышающие его воспитательную силу.

Когда стороны возбуждены, невозможно достичь конст­руктивной договоренности. В критический момент важно быстро и решительно остановить агрессивное действие с ми­нимальным количеством слов. Анализировать поведение нужно не в момент самой выходки, а только после того, как ситуация разрешится и обе стороны успокоятся.

В то же время обсуждение необходимо провести как можно скорее после инцидента. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, а затем обсудить в группе или семье. При обсуждении важно сохранять спокойную и объектив­ную позицию, апеллируя не к личности ребенка/подростка, а к тем правилам, которые он нарушил. Также важно по­дробно обсудить негативные последствия агрессивного по­ведения, его разрушительность не только для окружающих, но и, прежде всего, для самой личности.

Правило 6. Сохранять положительную репутацию


Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное — публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки старают­ся избежать этого любой ценой, используя различные меха­низмы защиты и защитного поведения. Их цель — сохранить самоуважение, так как плохая репутация и негативный яр­лык опасны и, закрепившись за ребенком/подростком, ста­новятся самостоятельной побудительной силой агрессивно­го поведения личности.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

- публично минимизировать вину подростка («Ты не­важно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), что не распространяется на последующую индивиду­альную беседу;

- не требовать полного подчинения, позволить подрост­ку/ребенку выполнить требование взрослого по-своему; - предложить ребенку/подростку компромисс, договор со взаимными уступками.

Настаивая на полном подчинении, т. е. на том, чтобы ребе­нок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и ва­шим способом, можно спровоцировать новый взрыв агрессии. Как известно из практики образовательных учреждений, ученики используют и другие, «свои способы» сохранения самоуважения, такие, как:

• «тянут» несколько секунд, прежде чем согласиться;

• строят гримасы, выполняя вашу просьбу;

• делают какой-то жест, свидетельствующий о неува­жении;

• несколько раз повторяют то, что вы просите прекра­тить делать, и только потом перестают;

• перед тем как подчиниться, говорят что-то типа «не буду, не хочу», чтобы последнее слово осталось за ними.

Если позволить им подчиняться «по-своему», инцидент будет исчерпан скорее.

Правило 7. Демонстрировать модели неагрессивно­го поведения

Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» — это демонстрирование моделей поведения, альтернативных агрессивному. В ситуации столкновения (агрессии) обе сторо­ны теряют самообладание. Возникает дилемма: бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом на ос­нове паритета.

В ситуациях повседневного общения с детьми и подро­стками необходима демонстрация альтернативного поведе­ния их агрессивным реакциям. Чем меньше возраст ребен­ка, тем более неагрессивным должно быть поведение взрос­лого в ответ на его агрессивную реакцию.

Альтернативное поведение взрослого, направленное на снижение напряжения ситуации, может включать в себя следующие приемы:

— выдерживание паузы (молчаливое заинтересованное выслушивание);

— тайм-аут - предоставление возможности ребен­ку/подростку успокоиться наедине;

— внушение спокойствия невербальными средствами;

— прояснение ситуации с помощью наводящих во­просов;

— использование юмора («Ты сейчас выглядишь круче Шварценеггера»);

— признание чувств и интересов собеседника;

— сообщение своих интересов;

— апелляция к правилам и т. д.

Наибольшая польза от этих приемов в том, что дети до­вольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие — искренность взрослого, соответствие сло­вам его невербальных реакций.

Поведение взрослого существенно зависит от характера и силы агрессивных реакций ребенка/подростка.

На начальной стадии агрессивного поведения (при пер­вых незначительных признаках) целесообразно использо­вать мягкую тактику — 1) игнорирование; 2) переключение внимания; 3) «изящный уход». Нередко этого бывает доста­точно для того, чтобы предотвратить усиление агрессии и разрядить ситуацию.


Изящный уход — это дипломатический маневр, позво­ляющий всем участникам выйти из травмирующей, кон­фликтной ситуации.

Любая оригинальная или просто нестандартная реакция педагога на агрессивное поведение циников помогает раз­рядить конфликтную ситуацию лучше, чем любые угрозы и административные меры.

Варианты нестандартных решений взаимодействия педагогов для предупреждения агрессивного поведения учеников

1. Признать силу ученика

Правило вытекает из принципа «Чем больше давление, тем сильнее сопротивление, и наоборот». Прием заключа­ется в том, чтобы не втягиваться в обреченную на проигрыш битву, а, напротив, неожиданно признать силу ученика: «Я действительно не могу заставить тебя работать, пока ты сам этого не захочешь».

Признание власти (силы) подростка часто разряжает на­пряженную ситуацию, т. к. означает фактически признание равенства статусов ученика и учителя как личностей. Люди властные часто агрессивны, нападают на других, атакуют и за­девают окружающих. С ними трудно строить партнерские от­ношения, однако необходимо создать атмосферу кооперации, а не конфронтации.

2. Убрать зрителей

Убрать сторонних наблюдателей с места происшествия не всегда возможно, особенно если конфликт происходит в классе. Но в некоторых случаях, например если произош­ла драка на перемене в коридоре, это вполне осуществимо, хотя и нестандартно.

Если все же свидетелей устранить не удается, можно «устранить конфликтное обсуждение». Например, на уроке, когда какой-нибудь ученик вступил с педагогом в яростную полемику по теме, не относящейся к уроку (он при этом чув­ствует горячее внимание всего класса), просто сказать: «Мы обязательно закончим обсуждение этого вопроса, когда про­звенит звонок на перемену». Зрители разойдутся, и «прово­катор» без публики может потерять интерес к конфронта­ции. Спектакли обычно проваливаются без поддержки зри­тельного зала.

3. Перенести обсуждение вопроса

Если ваше состояние недостаточно комфортно, лучше отложить противостояние до того момента, когда вы почув­ствуете себя более уверенно. Необходимо выбрать более удобное время и место для продолжения дискуссии.

4. Делать записи

Держите под рукой специальную записную книжку. Когда ученик начинает допекать вас, достаньте книжку и скажите: «Я согласен выбрать время для обсуждения с тобой этого во­проса. Сегодня в три пятнадцать тебе подходит?» Запишите совместно выбранное время и место для личной беседы. Ниче­го больше говорить не следует, переключитесь на деятельность.

5. Озадачивать «агрессора»

Когда вас выводят из себя с помощью словесных замеча­ний, можно отвечать так, как если бы они были безобидны­ми, незначительными или даже очевидными. Этот ответ яс­но даст понять, что вами нельзя манипулировать, если вы этого не хотите. Две наиболее эффективные техники в этом случае: 1) соглашаться с учеником; 2) менять тему.


Техники озадачивания — нечто противоположное навы­кам «активного слушания». Техника активного слушания подчеркивает важность того, что собеседники хотят сказать: «Если я тебя правильно понял, ты имеешь в виду...» Но когда произносимое ребенком — словесная атака на вас, активное слушание лишь продлевает конфронтацию. В то же время оно будет уместно при последующей индивидуальной беседе.

6. Изменить тему

Если не отвечать на словесный вызов, необходимо изме­нить тему и тем самым прекратить конфликт. Например, в ответ на любой вызов подростка можно неожиданно спро­сить его совсем о другом. Так следует реагировать вновь и вновь, пока подросток не придет к выводу, что продолжать воевать не стоит. Главная задача педагога — прекратить аг­рессивную выходку и снять напряжение.

Иногда, несмотря на самые изящные решения и гениаль­ные находки, конфронтация нарастает и переходит в стадию взрыва. В этом случае следует контролировать состояние ре­бенка/подростка, наблюдая за признаками нарастающей аг­рессии (изменением цвета лица, агрессивной мимикой, уча­щением дыхания, напряженной позой, повышением двига­тельной активности, повышением громкости и напряжения его голоса и т. д.).

Если это случилось и «взрыв» неизбежен или произошел, лучше всего использовать тактику удаления ребенка/подро­стка (его изоляция его от зрителей и участников конфликта), которая дает возможность обеим сторонам успокоиться перед стадией обсуждения (разрешения). Тактика удаления рассма­тривается как временная изоляция, что напоминает ситуацию в футболе или хоккее, когда нарушителя удаляют с поля на несколько минут или до конца игры. Серьезность проступка определяет, на какое время необходимо удалить провинивше­гося. В случае неподчинения ученика необходимо либо вы­звать «группу поддержки», либо предоставить выбор способа разрешения конфликта.

Предоставление выбора способствует формированию чувства ответственности за свои решения. Этот прием нель­зя использовать, когда проступок подростка так опасен, что он должен быть изолирован немедленно.

Сама идея изоляции не предполагает заточения ученика на часы, скорее это возможность получить опыт неприятных переживаний в течение нескольких минут. Младшим детям достаточно 5 мин, а подросткам или злостным нарушителям можно установить срок от 15 до 30 мин. Можно действовать и по-другому: предложить ребенку самому установить срок, сказав, что он может вернуться, когда будет готов вести себя прилично.

Если нарушение поведения повторяется и после удале­ния, следующее удаление удлиняется уже без обсуждения его сроков с учеником. Если и после второго удаления уче­ник нарушает правила, следует использовать другие санкции.

Все дети/подростки должны хорошо знать, каких послед­ствий можно ожидать, если они выбирают поведение, свя­занное с насилием или нарушением границ дозволенного. Необходимо заранее самим установить определенные по­следствия каждого конкретного нарушения поведения или попросить подростков внести свои предположения об этом. Дети/подростки должны научиться думать о последствиях своего поведения. Тогда они научатся в определенных, кон­кретных обстоятельствах каждый раз выбирать наиболее адекватные действия.

Последствия должны быть тесно связаны с нарушением поведения. Чем теснее связь и чем яснее она видна, тем цен­нее этот опыт для ученика. Например, если ребенок раскачи­вается на стуле, расшатывая ножки, в качестве санкции ему предлагают «немного постоять». Важно, чтобы санкцию за проступок, совершенный в школе, ученик получил в школе, а не дома. Некоторые учителя очень удивляются этому пра­вилу, ведь они стараются привлечь родителей к процессу вос­питания. Однако очень важно разделять сферы ответственно­сти: санкция за проступок, совершенный в школе, это не обя­занность родителей.

Санкция должна быть соразмерна проступку. Соразмер­ность означает, что интенсивность и тяжесть санкций долж­ны быть пропорциональны проступку. Санкции использу­ются не для того, чтобы отомстить, а только для того, чтобы научить детей выбирать в будущем правильное поведение.

Санкции должны быть позитивными — сохраняющими самоуважение ребенка/подростка. Созидательные санкции не закрывают ученику путь к хорошему поведению в буду­щем. К санкциям относятся: лишение обычных прав ребен­ка/ученика (на вещи, деятельность); лишение свободы вза­имодействия (прогулок, общения); обязательные встречи (с родителями, администрацией, полицией); возмещение убытков (путем работы или денежного возмещения). В отли­чие от санкций-последствий, наказания не связаны с проступ­ком, они произвольны, не соизмеримы с действием, не пози­тивны. Наказания порождают обиду, ожесточение, оборону.

Многие дети/подростки с властной и мстительной мо­тивацией выдают определенную защитную реакцию на санкции. Они пытаются обесценить санкцию, однако пра­вильно выбранные санкции оказывают огромный эффект на детей/подростков независимо от их желания.

Таким образом, для правильного выбора способа воздей­ствия на агрессивное поведение необходимо учитывать:

• возраст ребенка;

• характер ситуации, в том числе окружение;

• степень опасности его поведения;

• значимые для ребенка/подростка стимулы;

• возможности самого взрослого.

С учетом перечисленных факторов можно выбрать наи­более подходящую тактику нейтрализации агрессивного по­ведения.







Date: 2015-11-13; view: 8000; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию