Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Высказывание критики
Стрессогенная критика имеет своей настоящей, а не декларируемой целью: • стремление критикующего разрядить свое раздражение; • наказать другого, испортить ему настроение. Чаще всего такая критика исходит от неблагополучного ребенка (от его субъективной оценки «нравится — не нравится» и приписывание вины за это критикуемому) или от критичного родителя (от его предубеждения «так должно быть — так не должно быть»). Рис. 7. Алгоритм конструктивного ответа на критику Неконструктивные стрессогенные высказывания обычно содержат: • негативные «Ты» - сообщения, обидные сравнения, оценки, ярлыки; • неоправданные обобщения; • иронию, сарказм; • запреты, приказы; • требование немедленных изменений, исполнений. Для преодоления этих неконструктивных проявлений требуется вмешательство взрослого, осуществляющего контроль над детскими и родительскими реакциями. Перед тем как высказать партнеру свою критику, взрослый должен «спросить» своего ребенка, что конкретно ему не нравится, почему, обязан ли партнер соответствовать его предпочтениям. Взрослый должен спросить своего родителя, действительно ли партнер обязан сделать то и так, как он хочет, нарушает ли партнер данное им обещание, обязан ли он соответствовать его ожиданиям. Эта работа взрослого позволяет реализовать следующие принципы конструктивной критики: • осознать, для чего я критикую: чтобы обидеть, разрядить гнев, самоутвердиться или помочь другому; • критиковать конкретный поступок человека, а не его личность или поведение вообще; • критика должна быть нужна партнеру, значима и полезна для него; • критика должна, по преимуществу, высказываться в форме «Я»-сообщений, а не «Ты»-сообщений (например: «Я расстроен», а не «Ты меня рассердил»), чтобы ответственность за свои чувства не возлагать на партнера. На рисунке 8 представлен алгоритм конструктивной критики, учитывающий эти принципы [7]. Упражнение «Моя критика» • Упражнение выполняется в группах из трех человек. • Каждый участник вспоминает ситуацию своей неудачной критики и по очереди разыгрывает ее, пользуясь алгоритмом конструктивной критики и обращаясь к одному из партнеров по тройке. • Партнер соглашается с критикой, когда будет к этому расположен (при убедительности критики, уважительности к нему, учете его интересов). • Третий участник, наблюдатель, следит за соблюдением алгоритма, за конгруэнтностью, уважительностью критикующего. • Упражнение завершается обратной связью от партнера и наблюдателя и рефлексией критикующего. Рис. 8. Алгоритм конструктивной критики В следующих ролевых играх (или в играх, сконструированных ведущим, или в играх, моделирующих ситуации, предложенные участниками тренинга) предполагается спонтанное использование всех приведенных техник. Ролевая игра «Тренинг в организации» • Психолог проводит в организации тренинг переговоров для менеджеров среднего звена. В последний день тренинга, во время обеденного перерыва, директор приглашает его в кабинет. • Отдельная инструкция психологу: — психолог заинтересован в продолжении работы с этой организацией; — участниками текущего тренинга были приняты групповые нормы работы, среди которых нормы присутствия, конфиденциальности, закрытости, нарушение которых недопустимо, в том числе и по этическим соображениям. • Отдельная инструкция директору: директору нужна информация о психологических особенностях участников тренинга, их «слабых местах», высказываниях в адрес руководства организации. • Задача тренера, не объявляемая ему открыто, — отказать директору в его просьбе и при этом сохранить с ним хорошие отношения для продолжения сотрудничества. Ролевая игра «Учебный отпуск» • Студент заочного отделения вуза приходит к директору организации, чтобы получить подпись на заявлении о предоставлении учебного отпуска на две недели для сдачи экзаменационной сессии. • Участникам, играющим роли студента и директора (возможно, вместе с группами, готовящими их к предстоящей игре), даются отдельные инструкции: - инструкция студенту: оплачиваемый учебный отпуск положен по закону студентам, успешно сдавшим предыдущую сессию; психолог заинтересован в продолжении работы с этой организацией: - инструкция директору: директор не подписывает заявление студента, ссылаясь на производственную необходимость, на несоответствие профиля института, в котором учится студент, деятельности организации и т. д. • Задача студента — добиться разрешения директора на оплачиваемый отпуск, не ухудшив, а желательно улучшив отношения с ним. Ролевая игра «Повышение квалификации» • Учитель средней школы хочет поехать на двухнедельные курсы повышения педагогической квалификации. • Директор школы месяц назад согласился оплатить поездку и обещал дать поручение на этот счет главному бухгалтеру. • За три дня до отъезда учитель узнает, что в бухгалтерии никакого распоряжения директора об оплате поездки получено не было. • Учитель идет к директору, чтобы выяснить обстоятельства и добиться оплаты поездки. • Отдельная инструкция директору: — директор забыл о своем обещании, но признаваться в этом не хочет и отказывается отпустить учителя, ссылаясь на то, что в настоящее время в школе много работы, многие учителя болеют, а заменить их некем и т. д. • Задача учителя — добиться разрешения директора на оплаченную школой поездку, не ухудшив, а желательно улучшив отношения с ним. Date: 2015-11-13; view: 870; Нарушение авторских прав |