Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Диагностика минимальных мозговых дисфункций
Для диагностики минимальных мозговых дисфункций у детей в возрасте от 6 до 14 лет необходимо использовать: • тест Тулуз-Пьерона, который является одним из вариантов «корректурной пробы» (общий принцип разработан Бурдоном в 1895 г.). При выполнении данных тестов требуется дифференцировать стимулы, близкие по форме и содержанию в течение длительного, точно определенного времени. • «классический» вариант теста Тулуз-Пьерона, используемый в качестве образца и применяемый для широкого возрастного диапазона, начиная с 15 лет и старше. Тест направлен на изучение психомоторного темпа и свойств внимания: концентрации, устойчивости, переключаемое™, которые оцениваются по количеству и особенностям допускаемых ошибок. Он позволяет делать выводы о точности и надежности переработки информации человеком, волевой регуляции, динамике его работоспособности во времени. Как известно, в тесте Тулуз-Пьерона стимульным материалом являются восемь типов квадратиков, различающихся тем, к какой грани или к какому из углов добавлены черные полукруг или четверть круга. На бланке в левом верхнем углу располагаются образцы, а ниже — строчки со случайно расположенным стимульным материалом, в которых следует зачеркивать квадратики, идентичные образцам, а остальные подчеркивать (рис. 9). Время работы с каждой строчкой ограничено и составляет 1 мин. По своему характеру работа с тестом — монотонная, несложная деятельность, требующая постоянного напряжения внимания и волевого усилия. Задания простые, решаются наглядно, посредством сравнения с образцами. К преимуществам теста относится его независимость от культурной принадлежности, уровня вербального и социального интеллекта обследуемого; существенные речевые, слуховые и зрительные (ношение очков или контактных линз) дефекты не влияют на результативность его выполнения. Согласно Т. Кол-ларику и В. Черны, тест стандартизован на нескольких выборках, распределение результатов является нормальным, валидность доказана по множественным корреляциям с родственными тестами; на взрослой выборке результаты стабильны во времени [86]. Рис. 9. Фрагмент ответного бланка к тесту Тулуз-Пьерона
Для разных групп учащихся разработаны четыре типа стимульных бланков: • дошкольников и учащихся 1-2-х классов; • учащихся гимназических классов начальной школы; • учащихся 3-8-х классов; • старшеклассников 9-11 -х классов; • взрослых. Так, для 6-9-летних детей предлагается упрощенный вариант методики, разработанный с учетом еще не полного их сенсомоторного развития и ограниченного объема оперативной памяти. Использовать тест (даже в упрощенном варианте) для детей младше 5,5 лет не рекомендуется, т. к. он перестает замерять то, на что направлен. Для детской выборки тест не стабилен во времени, динамика скоростных характеристик отражает их возрастное психофизиологическое развитие. Скорость выполнения связана с возрастным созреванием нервной системы и своих максимальных значений с последующей стабилизацией достигает к 15-18-летнему возрасту. Нормативные данные приведены в таблицах 3 и 4. Таблица 4 Возрастные нормативы точности выполнения теста Тулуз- Пьерона Таблица 5 Возрастные нормы скорости выполнения теста Тулуз-Пьерона Многолетний опыт диагностической работы в образовательных учреждениях показывает, что методика Тулуз-Пьерона является адекватным, быстрым и простым способом косвенной диагностики ММД (по ближайшим нарушениям психической деятельности). Методика применима для группового использования. Она не имеет ограничений для повторного применения, поэтому удобна для анализа динамики ММД, оценки эффективности лечения или коррекции. Еще одно преимущество методики состоит в том, что она фактически является экспресс-методом (тестирование занимает не более 15 мин), пригодным для массовых обследований. Основными расчетными показателями теста Тулуз-Пьерона являются: 1) скорость выполнения теста; 2) коэффициент точности выполнения теста (или показатель концентрации внимания). Основным показателем для диагностики ММД является коэффициент точности выполнения теста Тулуз-Пьерона, характеризующий развитость произвольного внимания, и в особенности, способность к произвольной концентрации. Именно этот показатель необходимо анализировать в первую очередь, сравнивая полученное числовое значение с нормативами, которые приведены в прил. 3.2. Если расчетное значение показателя точности выполнения теста находится в зоне патологии (равно или ниже 0,9), то вероятность ММД исключительно высока. В этом случае необходимо обязательно направить ребенка к невропатологу. Если расчетный показатель внимания имеет значение 0,91 или 0,92, то необходимо дополнительно проанализировать скорость выполнения теста Тулуз-Пьерона, сравнивая с нормативом. Если оказывается, что ребенок при такой слабой точности еще и работал очень медленно (скорость выполнения теста не достигает среднего уровня), то ММД также вполне вероятна. Естественно, что ставит диагноз и проводит лечение невропатолог. Характеристики скорости выполнения теста необходимо рассматривать еще по одной причине. При лечении ММД обычно отмечается повышение согласованности в работе мозга, что проявляется в улучшении показателя точности (точность выполнения теста иногда становится даже высокой). Но если полная компенсация не достигнута, то сохранение высокого качества работы возможно только при исключительно медленном ее темпе (т. е. скоростные показатели соответствуют зоне патологии). В этом случае, несмотря на частичную компенсацию, сохраняются все характерные для ММД осложнения деятельности (повышенная утомляемость, цикличность «отключений», отсутствие самоконтроля, поведенческие нарушения, агрессивное реагирование). Об этом будут предупреждать низкие скоростные характеристики. Об избавлении от ММД можно говорить только тогда, когда показатели и точности, и скорости выходят на уровень возрастной нормы или превышают его. Нужно проявлять определенную осторожность в выводах, если ребенок левша или переученный левша. Дошкольники и первоклассники с еще «неотработанным», неустоявшимся «левшеством» могут демонстрировать повышенную невнимательность, никакого отношения к ММД не имеющую. Их произвольное внимание и двигательная координация постепенно тренируются в процессе учебной деятельности, по мере укрепления «левшества» и ко второму классу уже могут быть в норме. У переученных левшей точность в работе может страдать долго, и качество выполнения теста Тулуз-Пьерона при этом будет постоянно низким, близким к патологии, но никаких других проявлений, характерных для ММД (повышенная утомляемость, «отключения» и пр.), не будет. Конечно, и переученные левши могут иметь легкую церебральную патологию, но и, будучи абсолютно здоровыми, они могут быть повышенно невнимательными. Если результаты выполнения теста Тулуз-Пьерона и заключение невропатолога свидетельствуют о наличии ММД, то следует определить тип дисфункции для оптимизации воспитательно-педагогического взаимодействия с ребенком. Для этого необходимо проанализировать «профиль», образовавшийся на бланке в результате работы ребенка и отражающий изменение скорости во времени. Полученный профиль следует сравнить с типологическими профилями (рис. 10). Особенно часто агрессивное поведение формируется и закрепляется у детей с реактивным типом ММД. Если показатели точности и скорости выполнения теста в норме, то только по сходству внешнего вида обработанного ответного бланка с каким-либо из профилей делать вывод о наличии ММД недопустимо. Рис. 10. Типологические профили ММД В психиатрической и дефектологической литературе обычно описываются два типа ММД, легко выделяемые по поведенческим признакам: астеничный и гиперактивный. Рис. 10. Типологические профили ММД (продолжение)
Результаты наших исследований с использованием теста Тулуз-Пьерона позволили выделить и описать еще три типа, которые трудно отличимы от нормы по внешнему поведению, т. к. представляют собой более легкие формы нарушений. Наиболее полной будет классификация, включающая следующие пять типов ММД: 1) астеничный; 2) реактивный; 3) ригидный; 4) активный; 5) субнормальный. В предлагаемой классификации астеничный тип соответствует традиционно выделяемому под этим наименованием типу. Гиперактивному типу соответствует реактивный. Представляется, что данное наименование типа в большей степени отражает его сущностные характеристики, т. к. активность, понимаемая обычно как самостоятельно направляемая деятельность, у детей данного типа полностью отсутствует. (Встречающееся определение этого типа как двигательно расторможенного является также достаточно точным.) На рис. 10 графически представлены различные сочетания особенностей мозговой деятельности и соответствующие им типы проявления ММД. Естественно, что все типы ММД располагаются вне рамок нормы. Все пять типов ММД легко диагностируются по характеру профиля, полученного на ответном бланке теста Тулуз-Пьерона. Они характеризуются также своеобразием поведенческих проявлений и функционирования психических процессов. Формирование типов ММД связано с сочетанием и выраженностью следующих факторов: 1) ослабленностью мозговой деятельности; 2) неуправляемостью, рассогласованностью деятельности отдельных подструктур мозга; 3) дисбалансом процессов возбуждения и торможения [96]. Использование методики Тулуз-Пьерона в комплексе с другими психодиагностическими тестами, а также проводившееся в течение ряда лет наблюдение за детьми с ММД позволили более детально изучить особенности каждого из выделенных типов. Ниже приводятся их характеристики, которые позволяют четче представить своеобразие проблем ребенка и, соответственно, конкретизировать психолого-социальную помощь. Однако следует помнить, что не всегда удается однозначно отнести данные диагностики к какому-либо одному из выделенных типов. Для детей астенического типа характерным является исключительно повышеная умственная утомляемость, которая выступает основой их дефекта вообще. Однако среди астенич-ных детей далеко не все тихие, бледные, ослабленные, утомленные. Есть дети вполне нормально развитые физически, упитанные и розовощекие, занимающиеся плаванием или бальными танцами. Повышенная истощаемость может быть характерна только для их умственной деятельности. В одиночестве они оказываются не в состоянии читать или делать уроки, необходимо, чтобы рядом находился взрослый и побуждал их к работе. В противном случае такой ребенок может часами смотреть в окно или просто перед собой, время от времени перекладывать или листать книжки и больше ничего не делать. Учителя выявляют астеничных детей довольно быстро, замечая, как те «выключаются» на уроках. Дети сидят с отсутствующим взглядом, смотрят «в никуда», работать в течение всего урока они не могут, т. к. напряженная умственная деятельность их быстро утомляет. Исключительно низкая скорость переработки информации и замедленная переключаемость приводят к тому, что ас-теничные дети не успевают следить за объяснением и быстро перестают понимать, что говорит учитель. Часто такой ребенок «выключается» из разговора или объяснения, не будучи еще переутомленным, именно потому, что, не успевая следить, теряет нить беседы и перестает понимать смысл сообщения. Объем кратковременной памяти у астеничных детей очень мал. Без опоры на вынесенные вовне стимулы ребенок не может держать в уме информацию и оперировать ею. У астеничных детей бывает затруднен переход освоенной информации в долговременную память. Последняя бывает слегка ослаблена, но может и не страдать. Астеничные дети обычно отличаются бедностью образной сферы, сферы представлений. Это также затрудняет понимание ребенком того, что ему рассказывают, т. к. образуется мало ассоциативных связей с его внутренним опытом, их просто не с чем устанавливать. По причине своей ограниченности внутренний опыт этих детей бывает очень специфичным. Поэтому они часто выглядят необычными, кажутся задумчивыми, уходят «в себя», нередко дают странные, нестандартные ответы. Эту специфичность родители часто принимают за талантливость и отдают детей в различные кружки и студии, недооценивая опасности переутомления и нервного истощения. Для астеничных детей характерны эмоциональная инертность и «вялость». Легкие положительные эмоции оказывают на них энергетизирующее влияние, а сильные — истощают. Дети с астеничным типом ММД предпочитают играть с детьми, которые значительно моложе их. В общении с одногодками они испытывают трудности, т. к. замедленно включаются в игру и становятся неинтересными для одноклассников. У детей с астеничным типом ММД постепенно закрепляется капризно-агрессивное поведение. В классе они обычно не могут найти себе друзей. Возможность нормализации работы мозга в первую очередь зависит от общего состояния здоровья ребенка. Часто в латентной и ослабленной форме отдельные проявления ММД остаются на всю жизнь. Обычно ребенок для нормализации здоровья и взаимодействия с окружающими нуждается в комплексном лечении. Дети реактивного типа выглядят исключительно деятельными (их и называют гиперактивными), но фактически это двигательная расторможенность, вынужденная, неуправляемая реактивность, сочетающаяся с повышенной возбудимостью, переключаемостыо и утомляемостью. Их мозг моментально откликается на любой внешний стимул, и гиперактивными они становятся как раз тогда, когда вокруг много людей, яркое освещение, шумная обстановка. В одиночестве и в тишине такой ребенок выглядит сонным и вялым, как любой ребенок с ММД. Поэтому для его нормального развития характер окружающей обстановки особенно важен. Если его воспитанием и обучением руководит терпеливый взрослый, спокойно, тихо разговаривающий, готовый без раздражения несколько раз повторять одно и то же объяснение и проделывать всю необходимую работу совместно с ребенком, то проявления гиперактивности могут полностью отсутствовать. Напротив, в школе (и не только на перемене, но и на уроке) такой ребенок постоянно получает интенсивную, динамичную зрительную и слуховую стимуляцию и, соответственно, ведет себя исключительно безобразно. К концу учебного дня, с накоплением усталости, поведение таких детей обычно резко ухудшается. Они могут на последних уроках, не обращая внимания на замечания учителя, вставать с места, ходить по классу, задевать одноклассников, затевать ссоры и драки. Если в группе продленного дня много детей, то реактивный ребенок продолжает вести себя и там таким же образом. К вечеру из-за накопленной усталости реактивные дети становятся совсем неуправляемыми. Ссоры и скандалы перед сном в таких семьях, к сожалению, типичны. Реактивного ребенка все круглосуточно ругают, и у него достаточно быстро формируется и закрепляется сначала защитно-агрессивное, а потом и просто агрессивное поведение. Нередко единственное спасение родители видят в том, чтобы выпроводить ребенка на улицу или отдать в спортивную секцию, где он сможет «избавиться от излишней энергии». Однако именно своей энергии ребенку и не хватает, он только вынужденно откликается на внешние стимулы. Когда же, «бросив энергию», он возвращается домой, падая от усталости, то его голова уже давно не работает. Он не только не может осознанно реагировать на что-либо (или тем более делать уроки), у него в таком состоянии разрушаются следы недавно усвоенной информации, он забывает все, что перед этим выучил. Если жизнь реактивного ребенка складывается таким образом, то он постепенно умственно деградирует. Повышенную переключаемость не следует путать с развитым процессом переключения внимания. Быстрая смена действий у реактивных детей происходит автоматически, непроизвольно, без участия процесса внимания, т. е. без настройки на деятельность и без последующего контроля за ее выполнением. В этом случае имеет место постоянное, вынужденное «переключение действий», так как ребенок в силу повышенной реактивности откликается на любые внешние раздражители. Собственно переключение внимания, т. е. самонастройка, при этом отсутствует. Поэтому быстро сменяющая друг друга деятельность осуществляется редуцированно, некачественно, фрагментарно. Присутствие учителей или родителей не является для реактивных детей сдерживающим фактором. Они и при взрослых ведут себя так, как остальные дети могут вести себя только при их отсутствии. Часто одноклассники развлекаются тем, что провоцируют этих детей на грубые выходки и драки в присутствии учителей, которые начинают считать их хулиганами. На резкое замечание реактивные дети дают резкий ответ. Попытки сдержать реактивного ребенка приводят к тому, что он начинает действовать по принципу отпущенной пружины. Если учитель его отругает, он может в ответ накричать на него или ударить соседа по парте, сбросить книжки со стола. Именно «реактивные» дети доставляют больше всего хлопот, неприятностей учителям, родителям и друзьям (которых они быстро теряют), но и сами они при этом сильно страдают. Они пытаются, но не могут выполнять обещания, дают слово и не могут его сдержать. Их повышенная реактивность приводит к тому, что они значительно больше успевают натворить в периоды релаксации мозга, чем дети с другими типами ММД. Можно сказать, что они ухитряются делать максимум гадостей в единицу времени. Обычно они ни у кого не вызывают сочувствия, а только раздражение, осуждение и неприязнь. Постепенно их окружает барьер отторжения. Именно это и порождает ответную агрессию. Судьба таких детей во многом зависит от отношения окружающих, особенно членов семьи. Если в семье сохраняется понимание, терпение и теплое отношение к ребенку, то после излечения ММД все отрицательные стороны в поведении исчезают. В противном случае даже при излечении патология характера остается, а может и усиливаться. Обучаемость у реактивных детей объективно лучше, чем у астеничных. Среди них нередко встречаются действительно оригинальные, талантливые дети. Но и случаи задержек психического развития у реактивных детей не являются редкостью. Эмоции могут оказывать исключительно сильное влияние на деятельность этих детей. Эмоции средней интенсивности могут ее активизировать, но при некотором повышении эмоционального фона нормальное общение становится невозможным, деятельность может быть полностью дезорганизована, а все только что усвоенное — разрушено. Эмоциональные реакции реактивных детей бурные, в состоянии усталости достаточно типична инерция эмоционального поведения (т. е. продолжение бурного реагирования при отсутствии причины), бывают характерны и резкие смены настроения. Богатые внешние проявления эмоций могут сочетаться с неглубокими внутренними переживаниями. Обычно необходимо медикаментозное лечение, уменьшающее реактивность, чтобы дети этого типа могли без конфликтов посещать школу. Особенно важна для оптимизации обучения и развития ребенка организация спокойного, размеренного образа жизни. Если его образ жизни не изменяется, то даже лечение не дает желаемого эффекта. Дети ригидного типа четко выделяются по внешним поведенческим признакам (замедленность действий, речи, реакций). Они также отличаются высокой умственной утомляемостью, периодическими «выключениями» с последующим восстановлением интеллектуальной работоспособности. Возможность продуктивной работы сохраняется у них почти до конца учебного дня. Иногда поведение ригидных детей не вывыглядят «тормозным», на переменах они могут бегать, играть, спорить, ничем не отличаясь от окружающих ребят. Но их интеллектуальная деятельность всегда характеризуется замедленной вра-батываемостыо и плохой переключаемостью. Родители, учителя пытаются бороться с медлительностью ригидных детей, т. к. видят, что они только долго «раскачиваются», а потом могут быстро работать. Поэтому их стараются подгонять в самом начале работы, но только нервируют и тем самым еще больше увеличивают период врабатывания. Настойчивость взрослых в активизации деятельности ребенка может привести его в состояние ступора, когда он только тупо смотрит, не отвечает на вопросы и вообще никак не реагирует. Подобное поведение детей учителя и родители склонны интерпретировать как вредность и упрямство. Если взрослые продолжают следовать своей тактике, то дети могут не только впасть в ступор, но и дать резкий агрессивный отпор. Очень часто детей наказывают и за упрямство, и за грубость, хотя взрослые сами спровоцировали подобное поведение. Ригидные дети исключительно часто квалифицируются как дети с ЗПР или легкой дебильностью, т. к. и на медико-психологических комиссиях ведут себя так же, как на уроке. Обычно и на комиссии от них не добиваются никаких ответов и отправляют во вспомогательную школу. Ребенок с ригидным типом ММД может избежать подобной участи только в том случае, если до поступления в школу научился читать. В интеллектуальном и личностном отношении такие дети могут нормально развиваться, если родители и учителя понимают суть проблемы, достаточно терпеливы и готовы учить их мысленному планированию собственной деятельности. Если ребенок может представить последовательность собственных действий и мысленно как бы проследить ее, то и реальное их выполнение может происходить без задержек. Проблема состоит в том, что планирование деятельности представляет определенную сложность даже для нормально развивающихся детей и становится возможным только к 3-5-му классу. Обучить этому ребенка с ММД оказывается еще труднее. В целом же если ригидный ребенок хорошо подготовлен к школе, взрослые умеют правильно с ним общаться, а также обеспечивают ему здоровый образ жизни, то часто даже без специального лечения работа его мозга может полностью нормализоваться к 5-6-му классу (иногда и раньше) и упрямо-агрессивное поведение не закрепляется. Дети активного типа по внешним поведенческим проявлениям могут быть похожи на неорганизованных, импульсивных, увлекающихся детей без ММД. Они активно включаются в любую деятельность, но работают не долго, т. к. быстро утомляются и не могут произвольно регулировать свою работоспособность. Поэтому их часто ругают за лень, безволие, нежелание потрудиться, довести начатое дело до конца. Их можно и нужно отличать от здоровых неорганизованных детей. Если здоровые, но несобранные дети под влиянием увлечения, группового настроя или контроля взрослых могут долго продуктивно работать, доводя начатое дело до завершения, то дети с ММД зависят от ритма работы своего мозга, и никакие упреки или контроль не могут увеличить время продуктивной деятельности. Детей с ММД активного типа постоянно воспитывают и в школе, и дома. Их не считают тупыми, как ригидных, или хулиганами, как реактивных. От них не пытаются избавиться. Напротив, они кажутся способными, но несобранными. Поэтому взрослые стараются помочь им в воспитании воли, чтобы дети смогли реализовать имеющийся у них потенциал. Для этого в школе их вовлекают в тренинги самоуправления, в которых дети только переутомляются и безобразно себя ведут. К концу занятий они обычно с кем-нибудь ссорятся или дерутся. Дома же отцы по-своему пытаются сделать их волевыми, а мамы — аккуратными и организованными. Часто их отдают в различные спортивные секции, но это тоже не приводит к желаемому улучшению поведения. Хорошо, если от детей все отступаются, устав от бесплодных попыток перевоспитать их. Тогда работа мозга постепенно сама (даже без лечения) нормализуется примерно к 5-6-му классу. Если изначально не было педагогической запущенности, то развитие мышления детей ММД активного типа в школьные годы не страдает. Память у них тоже бывает в норме, но объем оперативных процессов (памяти, мышления) обычно недостаточен. О своих дефектах они не подозревают, отключения не чувствуют, и это порождает проблемы. Учатся дети этого типа неровно, но в школы для детей с ЗПР не попадают. (Основной контингент коррекционных классов и вспомогательных школ составляют, как правило, представители трех рассмотренных типов.) Дети субнормального типа не отличаются чем-то особенным. Выделить их можно только на основании теста Тулуз-Пьерона. При заполнении теста эти дети работают со средней или хорошей скоростью, которая несколько возрастает к 4-5-й строчке и слегка снижается в конце. На ответном бланке профиль заполненных сточек имеет сглаженную, полукруглую форму (рис. 10). Ошибки могут появляться, начиная со 2-3-й строчки, но их количество нарастает так, что точность выполнения теста оказывается низкой (К < 0,9). Дети этой группы также повышенно утомляемы, хотя с помощью волевого самоконтроля могут несколько корректировать свою деятельность. «Отключаются» они значительно реже, чем представители других типов, но также не замечают этого. Объем оперативной памяти и мышления у них мал, произвольное внимание развито слабо. Однако интеллектуально они обычно развиваются нормально. Взрослые воспринимают этих детей как совершенно здоровых, только слегка невнимательных. Поэтому у них стараются тренировать внимание и память. Ни к чему, кроме переутомления, такие тренировки не приводят. Внимательность не улучшается. Выученными мнемоническими приемами они в реальной жизни все равно не пользуются, т. к. у них малы именно объемные характеристики памяти, а устойчивость следов в норме. У детей страдают именно оперативные процессы, контролировать которые они не могут. Часто они продолжают действовать, не замечая, как происходит подмена инструкции, выпадает какое-нибудь условие и пр. Работоспособность у таких детей обычно сохраняется в течение всего учебного дня, хотя «отключения» все-таки бывают. Поэтому даже если ребенок отличается исключительной старательностью, в его знаниях могут быть бессистемные пробелы. Если тренировкой памяти и внимания, а также и воспитанием детей с ММД субнормального типа усиленно не занимаются, то при здоровом образе жизни работа их мозга нормализуется довольно быстро, к 3-5-му классу. Это наиболее благополучная, близкая к норме группа. Date: 2015-11-13; view: 9447; Нарушение авторских прав |