Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обработка данных
Обработка данных опросника Басса-Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов. 1. Физическая агрессия: «Да» — № 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68; «Нет»-№9,17,41. 2. Косвенная агрессия: «Да» — № 2, 18, 34, 42, 56, 63; «Нет» - № 10, 26, 49. 3. Раздражение: «Да» - № 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; «Нет»-№ 11,35,69. 4. Негативизм: «Да» - № 4, 12, 20, 23, 36. 5. Обида: «Да» - № 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58; «Нет» -№44. 6. Подозрительность: «Да» — № 6, 14, 22, 30, 38,45, 52, 59; «Нет» - № 65, 70. 7. Вербальная агрессия: «Да» — № 7,15,28,31,46, 53, 60, 71, 73; «Нет» - № 39,66, 74, 75. 8. Угрызение совести, чувство вины: «Да» — № 8,16, 24, 32,40,47,54,61,67. Проективные техники психодиагностики свободны от ограничений, накладываемых на опросники. Как правило, цель диагностики в них замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление. Так, в инструкции к тесту «Несуществующее животное» испытуемому предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное, а затем назвать его подходящим именем. Кроме того, применение рисуночных тестов не имеет ограничений по возрасту [68]. Диапазон диагностических возможностей теста «Несуществующее животное» достаточно широк, в частности его применение может быть направлено на диагностику агрессивности. Степень выраженности агрессивных тенденций будет определяться количеством, расположением и характером острых углов в рисунке независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, острые клювы, зубы, иглы и др. Этот тест построен на теории психомоторной связи, согласно которой при выполнении рисунка лист бумаги представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, то есть возникшую тенденцию движения. По данной концепции, пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением и его осуществлением). Правая сторона, пространство впереди и вверху связаны с будущим и действенностью. Правая сторона (соответственно ведущей руке) на листе связана с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия. Левая сторона — с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Методика «Несуществующее животное» может быть использована в качестве метода экспресс-диагностики склонности к агрессивным формам поведения. И поскольку по составу данный тест является ориентировочным, он не может быть использован как единственный метод и требует объединения с другими методами или тестами для формирования батарейного инструмента исследования. В отличие от теста «Несуществующее животное» и большинства других проективных методик, в которых внимание фокусируется на общей картине личности, а не на измерении отдельных ее свойств, «Hand-тест» допускает обе эти возможности. Он может быть использован как традиционный клинический инструмент для выявления существенных потребностей, мотивов, конфликтов личности, а также, в силу своих конструктивных особенностей, он позволяет надежно прогнозировать и качественно оценивать такое специфическое свойство личности, как открытое агрессивное поведение [40]. Открытое агрессивное поведение описывалось Э. Вагнером (автором данной методики) как противоречащее социальным нормам в ситуациях совместной деятельности. Понятие «агрессивность», предложенное Э. Вагнером, включает в себя три необходимых и взаимосвязанных компонента: 1) намеренность (в отличие от случайности), 2) применение насилия, а не просто, угрозы, 3) наличие телесных повреждений у потерпевших или каких-либо негативных последствий. «Hand-тест» предсказывает не конкретный вид агрессивной реакции, а склонность к агрессивному поведению вообще. Процедура тестирования с помощью «Hand-теста» состоит в том, что испытуемому предъявляются в определенной последовательности девять стандартных изображений кистей руки со следующей инструкцией: «Что, по Вашему мнению, делает эта рука?» В заключение предъявляется пустая карта, для работы с которой испытуемому предлагается сначала представить какую-нибудь руку, а затем описать те действия, которые она может выполнять. В теоретическом обосновании «Hand-теста» его автор исходил из положения о том, что филогенетически сложившаяся ситуация значения для человеческой жизни функций руки определяет ее непосредственное вовлечение во внешнюю активность человека. Ни одна часть человеческого организма, за исключением глаз, так активно не участвует в восприятии пространства и ориентации в нем, без чего, в свою очередь, невозможна организация любого действия. Рука помогает человеку в выполнении множества функций. Существуют факты, подтверждающие активную роль руки (наряду с глазами) даже во сне. Рука осуществляет постоянный контакт с внешней средой. Она необходима для удовлетворения витальных потребностей и участвует практически во всех действиях, связанных с получением удовольствия. Рука является основным инструментом, обеспечивающим кинетическую и тактильную обратную связь, и, следовательно, дает человеку большую часть интериндивидуальной информации. Таким образом, логично ожидать, что проективный личностный тест, в котором различные изображения руки используются в качестве визуальных стимулов, позволит выявить многие поведенческие тенденции человека на основании особенностей его индивидуального восприятия предложенного стимульного материала. К сожалению, «Hand-тест» на данный момент не прошел адаптации для работы с детьми, в связи с чем его применение будет адекватным только при работе с подростками. В ряду методов диагностики предрасположенности к развитию агрессивного поведения нельзя не назвать тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга, который получил распространение под названием «Методика изучения фрустра-ционных реакций». Детский вариант данного теста может быть адекватно использован на детях в возрасте 6-12 лет. Диагностику подростков (начиная с 13 лет) можно проводить с помощью взрослого варианта теста [44, 83,92]. Стимульный материал методики состоит из 24 картинок, на которых изображены люди, взаимодействующие друг с другом. На каждой картинке изображена затруднительная ситуация, в которой одно из действующих лиц говорит определенные слова другому. Эти слова записаны в квадрате над одним из персонажей. Испытуемому предлагается определить, что в данный момент отвечает тот персонаж, над которым изображен пустой квадрат. По мнению С. Розенцвейга, критическая, или фрустрирующая, ситуация является прекрасным индикатором, позволяющим диагностировать нарушение поведения человека. Невозможность удовлетворения уже активированной потребности из-за какого-либо препятствия расценивается как негативная, неприятная, трудная ситуация, в результате чего человек начинает проявлять активность, направленную на изменение сложившеейся ситуации. С. Розенцвейг выделил три возможных направления реакции на фрустрацию: 1) внешняя (экстрапунитивная) направленность характеризуется открытым проявлением агрессии, направленной на безличные обстоятельства, предметы или социальное окружение; в ответах обычно содержатся либо осуждение внешних атрибутов или участников ситуации, либо предъявление другому лицу требований исправить положение, удовлетворить потребности; 2) направленность на себя (интропунитивная) характеризуется открытым выражением самообвинения или требований, адресованных к самому себе; в ответах обычно содержатся либо покорное принятие фрустратора в виде блага, либо признание собственной вины или ответственности за разрешение и исправление ситуации; 3) несубъектная (импунитивная) направленность характеризуется отсутствием агрессии, обвинений или требований, отрицанием либо проблемное.™ ситуации или конфликта, либо виновности или ответственности кого бы то ни было, а также выражением надежды на благоприятное разрешение проблемы. Кроме того, С. Розенцвейгом были выделены три типа реакции: 1) препятственно-доминантный тип (фиксирование внимания на препятствии, стрессоре, помехе, фрустраторе, на том явлении, предмете, который и создает критическую ситуацию); 2) самозащитный тип (самооправдание, приведение аргументов в свою защиту, обвинение другого в целях отведения от себя наказания и т. п.); 3) упорствующе-разрешающий тип (не уход из ситуации, а упорство в ее разрешении каким-либо образом, т. е. стремление не оставить ситуацию незавершенной, поиск выхода, конструктивного решения и т. п.). По сочетанию направлений и типов реакции можно описать девять типов реагирования, характерных для личности в ситуации фрустрирования [83]. Date: 2015-11-13; view: 593; Нарушение авторских прав |