Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обработка данных





Обработка данных опросника Басса-Дарки производит­ся при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммирова­нием полученных ответов.

1. Физическая агрессия: «Да» — № 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68; «Нет»-№9,17,41.

2. Косвенная агрессия: «Да» — № 2, 18, 34, 42, 56, 63; «Нет» - № 10, 26, 49.

3. Раздражение: «Да» - № 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; «Нет»-№ 11,35,69.

4. Негативизм: «Да» - № 4, 12, 20, 23, 36.

5. Обида: «Да» - № 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58; «Нет» -№44.

6. Подозрительность: «Да» — № 6, 14, 22, 30, 38,45, 52, 59; «Нет» - № 65, 70.

7. Вербальная агрессия: «Да» — № 7,15,28,31,46, 53, 60, 71, 73; «Нет» - № 39,66, 74, 75.

8. Угрызение совести, чувство вины: «Да» — № 8,16, 24, 32,40,47,54,61,67.

Проективные техники психодиагностики свободны от огра­ничений, накладываемых на опросники. Как правило, цель ди­агностики в них замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произ­вести желательное о себе впечатление. Так, в инструкции к те­сту «Несуществующее животное» испытуемому предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное, а затем назвать его подходящим именем. Кроме того, применение ри­суночных тестов не имеет ограничений по возрасту [68].

Диапазон диагностических возможностей теста «Несу­ществующее животное» достаточно широк, в частности его применение может быть направлено на диагностику агрес­сивности. Степень выраженности агрессивных тенденций будет определяться количеством, расположением и харак­тером острых углов в рисунке независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, острые клю­вы, зубы, иглы и др.

Этот тест построен на теории психомоторной связи, со­гласно которой при выполнении рисунка лист бумаги пред­ставляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, то есть возник­шую тенденцию движения. По данной концепции, простран­ство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с про­шлым и бездеятельностью (отсутствием активной связи меж­ду мыслью-представлением и его осуществлением). Правая сторона, пространство впереди и вверху связаны с будущим и действенностью. Правая сторона (соответственно ведущей руке) на листе связана с положительно окрашенными эмоци­ями, энергией, активностью, конкретностью действия. Левая сторона — с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью.

Методика «Несуществующее животное» может быть ис­пользована в качестве метода экспресс-диагностики склон­ности к агрессивным формам поведения. И поскольку по составу данный тест является ориентировочным, он не мо­жет быть использован как единственный метод и требует объединения с другими методами или тестами для форми­рования батарейного инструмента исследования.

В отличие от теста «Несуществующее животное» и боль­шинства других проективных методик, в которых внимание фокусируется на общей картине личности, а не на измере­нии отдельных ее свойств, «Hand-тест» допускает обе эти возможности. Он может быть использован как традицион­ный клинический инструмент для выявления существен­ных потребностей, мотивов, конфликтов личности, а также, в силу своих конструктивных особенностей, он позволяет надежно прогнозировать и качественно оценивать такое специфическое свойство личности, как открытое агрессив­ное поведение [40].

Открытое агрессивное поведение описывалось Э. Вагнером (автором данной методики) как противоречащее социальным нормам в ситуациях совместной деятельности. Понятие «аг­рессивность», предложенное Э. Вагнером, включает в себя три необходимых и взаимосвязанных компонента: 1) намерен­ность (в отличие от случайности), 2) применение насилия, а не просто, угрозы, 3) наличие телесных повреждений у по­терпевших или каких-либо негативных последствий. «Hand-тест» предсказывает не конкретный вид агрессивной реакции, а склонность к агрессивному поведению вообще.

Процедура тестирования с помощью «Hand-теста» состо­ит в том, что испытуемому предъявляются в определенной последовательности девять стандартных изображений кис­тей руки со следующей инструкцией: «Что, по Вашему мне­нию, делает эта рука?» В заключение предъявляется пустая карта, для работы с которой испытуемому предлагается сна­чала представить какую-нибудь руку, а затем описать те дей­ствия, которые она может выполнять.

В теоретическом обосновании «Hand-теста» его автор исходил из положения о том, что филогенетически сложив­шаяся ситуация значения для человеческой жизни функ­ций руки определяет ее непосредственное вовлечение во внешнюю активность человека. Ни одна часть человеческо­го организма, за исключением глаз, так активно не участву­ет в восприятии пространства и ориентации в нем, без чего, в свою очередь, невозможна организация любого действия. Рука помогает человеку в выполнении множества функций. Существуют факты, подтверждающие активную роль руки (наряду с глазами) даже во сне. Рука осуществляет посто­янный контакт с внешней средой. Она необходима для удовлетворения витальных потребностей и участвует прак­тически во всех действиях, связанных с получением удо­вольствия. Рука является основным инструментом, обеспе­чивающим кинетическую и тактильную обратную связь, и, следовательно, дает человеку большую часть интериндиви­дуальной информации. Таким образом, логично ожидать, что проективный личностный тест, в котором различные изображения руки используются в качестве визуальных стимулов, позволит выявить многие поведенческие тенден­ции человека на основании особенностей его индивидуаль­ного восприятия предложенного стимульного материала.


К сожалению, «Hand-тест» на данный момент не прошел адаптации для работы с детьми, в связи с чем его примене­ние будет адекватным только при работе с подростками.

В ряду методов диагностики предрасположенности к раз­витию агрессивного поведения нельзя не назвать тест рису­ночной ассоциации С. Розенцвейга, который получил рас­пространение под названием «Методика изучения фрустра-ционных реакций». Детский вариант данного теста может быть адекватно использован на детях в возрасте 6-12 лет. Ди­агностику подростков (начиная с 13 лет) можно проводить с помощью взрослого варианта теста [44, 83,92].

Стимульный материал методики состоит из 24 картинок, на которых изображены люди, взаимодействующие друг с другом. На каждой картинке изображена затруднительная ситуация, в которой одно из действующих лиц говорит опре­деленные слова другому. Эти слова записаны в квадрате над одним из персонажей. Испытуемому предлагается опреде­лить, что в данный момент отвечает тот персонаж, над кото­рым изображен пустой квадрат.

По мнению С. Розенцвейга, критическая, или фрустрирующая, ситуация является прекрасным индикатором, позво­ляющим диагностировать нарушение поведения человека. Невозможность удовлетворения уже активированной по­требности из-за какого-либо препятствия расценивается как негативная, неприятная, трудная ситуация, в результате че­го человек начинает проявлять активность, направленную на изменение сложившеейся ситуации.

С. Розенцвейг выделил три возможных направления ре­акции на фрустрацию:

1) внешняя (экстрапунитивная) направленность харак­теризуется открытым проявлением агрессии, направлен­ной на безличные обстоятельства, предметы или социаль­ное окружение; в ответах обычно содержатся либо осужде­ние внешних атрибутов или участников ситуации, либо предъявление другому лицу требований исправить положе­ние, удовлетворить потребности;

2) направленность на себя (интропунитивная) характе­ризуется открытым выражением самообвинения или требо­ваний, адресованных к самому себе; в ответах обычно содер­жатся либо покорное принятие фрустратора в виде блага, либо признание собственной вины или ответственности за разрешение и исправление ситуации;

3) несубъектная (импунитивная) направленность харак­теризуется отсутствием агрессии, обвинений или требова­ний, отрицанием либо проблемное.™ ситуации или конфлик­та, либо виновности или ответственности кого бы то ни было, а также выражением надежды на благоприятное разрешение проблемы.

Кроме того, С. Розенцвейгом были выделены три типа реакции:

1) препятственно-доминантный тип (фиксирование внимания на препятствии, стрессоре, помехе, фрустраторе, на том явлении, предмете, который и создает критическую ситуацию);

2) самозащитный тип (самооправдание, приведение ар­гументов в свою защиту, обвинение другого в целях отведе­ния от себя наказания и т. п.);

3) упорствующе-разрешающий тип (не уход из ситуа­ции, а упорство в ее разрешении каким-либо образом, т. е. стремление не оставить ситуацию незавершенной, поиск выхода, конструктивного решения и т. п.).

По сочетанию направлений и типов реакции можно опи­сать девять типов реагирования, характерных для личнос­ти в ситуации фрустрирования [83].







Date: 2015-11-13; view: 593; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию