Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Агрессия и девиантное поведение





Многочисленные исследования показывают, что взаимо­связь между девиантным поведением личности и агрессией неоднозначна. Агрессивное поведение может быть следстви­ем подражания. В качестве образцов для подражания могут выступать родственники, сверстники, значимые другие. Осо­бую роль в поддержании агрессивного поведения играет де-линквентная субкультура. Асоциальная группа, банда, нако­нец, места лишения свободы — все эти социальные институ­ты формируют устойчивое агрессивное поведение.

В других случаях агрессивное противоправное поведе­ние может быть невротически обусловлено, например если оно мотивируется сильной тревогой и неосознаваемым чув­ством вины. Склонность к противозаконным действиям также наблюдается в случае антисоциальной направленно­сти личности, для которой враждебное отношение к другим людям является стилем жизни. Следующая форма агрес­сивного поведения может быть связана с органическими на­рушениями нервной системы. Такой подросток склонен к насилию преимущественно вследствие аффективности, застревания на переживаниях, импульсивности или низко­го интелектуального уровня. Отдельную (немногочислен­ную) группу правонарушителей составляют также те пси­хотические больные, болезненное состояние которых сопро­вождается неожиданными немотивированными взрывами агрессии (что редко бывает связано с их устойчивой анти­общественной направленностью).

Для определения меры ответственности и вида наказания важно различать патологическую и непатологическую формы агрессивного поведения. Непатологическая форма, как пра­вило, характеризуется негрубой выраженностью расстройств поведения и способностью к компенсации в благоприятных условиях. Агрессивное поведение подростков может носить ха­рактер возрастных реакций и не нарушать в целом их взаимо­отношений с окружающими. Патологическая же агрессия, на­против, связана с качественными изменениями составляющих насильственного поведения, обусловленных болезненными из­менениями психической деятельности и их динамикой. К при­знакам патологических изменений относят: агрессивное пове­дение с изменениями в эмоциональной сфере и возникновени­ем аффективно-злобных реакций; агрессивное поведение с наличием сверхценных идей мести, ненависти, обиды; садис­тическая агрессия, главным признаком которой являются на­рушения в сфере влечений, выраженные, в частности, в пере­живании положительных эмоций при причинении физической боли или нравственных страданий другому человеку.

Подростки с асоциальной агрессией существенно отли­чаются от своих более успешных в социальном плане свер­стников. Они чаще и более непосредственно выражают свою агрессию (особенно дома). Неспособность устанавли­вать позитивные отношения с отцом оказывается одним из решающих факторов формирования у мальчиков антиоб­щественной направленности.

Агрессивные подростки, нарушающие общественные нор­мы и законы, не доверяют окружающим, избегают ситуаций, в которых могут оказаться в эмоциональной зависимости. Они менее доброжелательно относятся к сверстникам, часто смешивают секс и агрессию, практически не чувствуют вину за агрессивное поведение. Они во многом напоминают ма­леньких детей, чьи импульсы подчиняются больше внешним, а не внутренним ограничениям. Такие подростки действуют практически во вред себе, потому что в результате своих дей­ствий еще более лишаются привязанностей и попадают под жесткий контроль представителей власти, к которым не ис­пытывают ни доверия, ни уважения.

Тот факт, что, несмотря на повторные и серьезные нака­зания, агрессивное антисоциальное поведение трудно изжи­вается, приводит многих исследователей к выводу, что такой нарушитель практически неспособен учиться на опыте. Воз­можно, это связано с тем, что заслуженное наказание практи­чески никогда не следует немедленно за проступком или не наступает вовсе. Уверенность в том, что агрессия/преступле­ние останется безнаказанным, играет существенную роль в поддержании антисоциального поведения.

Многие авторы рассматривают маломотивированные, нередко неожиданные для окружающих, жестокие убийст­ва как проявление патологического поведения. Ю. Б. Можгинский указывает, что в случае подобных преступлений, совершенных подростком без признаков психического рас­стройства до убийства, прослеживаются две основные па­тологические тенденции: нарушение аффектов (депрессии, дистимии) и кризис личности (психопатическое развитие). Данные нарушения, безусловно, сочетаются с конкретным социально-психологическим контекстом. Среди них автор называет конфликтную ситуацию, длительный стресс (за­тяжной конфликт в семье), влияние подростковой группы (групповых ценностей и правил), комплекс неполноценно­сти, незначительную внешнюю угрозу [14].


X. Ремшмидт в этиологии делинквентного поведения подростков выделяет:

• легкие эмоциональные повреждения без признаков других психических заболеваний;

• выраженные эмоциональные нарушения, которые ма­нифестируются страхами, тоской или насильствен­ным способом поведения [33].

Расстройства настроения в ряде случаев сочетаются с пато­логией влечений. Например, патологическое поведение с пери­одическим неодолимым влечением к поджогам (пиромания) или воровству (клептомания). К этому же ряду расстройств влечений относятся склонность к побегам и бродяжничество. В целом синдром нарушенных влечений характеризуется: им­пульсивностью, стойкостью, чуждостью для личности и неодо­лимостью. X. Ремшмидт, описывая депрессивных делинквен­тов, говорит о чередовании состояний «усиления влечений и агрессии» — «абсолютной утраты влечений».

По детерминации поведения можно выделить несколь­ко основных групп агрессивно-делинквентных подростков:

- ситуативный нарушитель (противоправные действия ко­торого преимущественно спровоцированы ситуацией);

- субкультурный нарушитель (нарушитель, идентифи­цировавшийся с групповыми антисоциальными цен­ностями);

- невротический правонарушитель (асоциальные дей­ствия которого выступают следствием интрапсихического конфликта и тревоги);

- «органический» нарушитель (совершающий проти­воправные действия вследствие мозговых поврежде­ний с преобладанием импульсивности, интеллекту­альной недостаточности и эффективности);

- психотический правонарушитель (совершающий де­ликты вследствие тяжелого психического расстрой­ства — психоза, помрачения сознания);

- антисоциальная личность (антиобщественные дейст­вия которой вызваны специфическим сочетанием личностных черт — враждебностью, неразвитостью высших чувств, неспособностью к близости).

В случае антисоциального поведения могут действовать следующие бессознательные мотивы делинквентности:

- желания, требующие немедленного удовлетворения;

- переживание бессильного гнева, отчаяния — агрессии, ищущей разрядки;

- обида, требующая мщения;

- зависть, побуждающая к восстановлению справедли­вости;

- недоверие и стремление сохранять дистанцию;

- фантазии величия и всемогущества.

С точки зрения личностной динамики А. Айхорн указывает на существование двух основных типов делинквентности под­ростков: 1) пограничное невротическое состояние с симптома­ми антисоциального поведения; 2) антисоциальное поведение без признаков невроза. В первом случае личность пребывает в состоянии внутреннего конфликта, и какая-то ее часть запре­щает делинквентное поведение, вызывая чувство вины. При до­минировании чувства вины делинквент ведет себя странно, на­пример ходит в украденной шапке или не получает пользы от украденного. Он явно добивается разоблачения и часто попада­ется. Ему снятся кошмары. Он испытывает облегчение после наказания. В ряде случаев чувство вины возникает у преступ­ников до совершения преступления. Здесь делинквентность воз­никает из-за желания индивида получить облегчение от дав­ления Супер-эго. Во втором случае (антисоциального поведе­ния без признаков невроза) конфликт «вынесен наружу» — это открытый конфликт с окружением по причине ранней фруст­рации либидных желаний. Но бессознательная потребность в наказании и фиксация на этапе доминирования принципа удо­вольствия выражены в обеих ситуациях [1].


Социопатическая личность испытывает доминирующую потребность ощущать власть над другими. Это может про­являться как стремление влиять на людей, манипулировать ими, «подняться» над ними. Многие авторы отмечают, что данный характер связан с базовой неспособностью к чело­веческой привязанности. Уровень социальной адаптации при этом может быть различным, но холодность, агрессия и жестокость становятся постоянными личностными харак­теристиками.

Отсутствие совести у социопатов свидетельствует не только о дефективном Супер-эго, но также о недостатке пер­вичных взаимных привязанностей к другим людям. Для ан­тисоциальной личности ценность других людей редуцирует­ся до их полезности, которая нередко определяется явным или бессознательным согласием последних терпеть «затре­щины». Социопатические люди открыто хвастаются своими победами, махинациями или обманами, если думают, что на слушателя произведет впечатление их сила. Они неспособ­ны сопереживать жертве. Тот факт, что социопаты не страда­ют от дискомфорта из-за своего поведения, составляет одну из основных трудностей социального и психотерапевтичес­кого воздействия на них.

Чтобы чувствовать себя бодро и хорошо, социопатическая личность нуждается в резком, более «встряхивающем» опыте. «Особая конституция» может объяснять постоянное стремление таких людей к острым ощущениям, их снижен­ную способность воспринимать педагогическое воздейст­вие и обучаться социально приемлемому поведению, их не­возможность получать удовольствие от обычных для дру­гих вещей — музыки, природы, хорошей работы.

Для семей антисоциальных личностей в целом нетипич­но понимание и проговаривание своих чувств (явление алек-ситимии). В то время как большинство из нас используют слова для выражения собственной личности, социопатичес- кие личности применяют их для манипуляции. Родители оказываются неспособными отвечать на эмоциональные по­требности ребенка. Родители могут также бессознательно проявлять неповиновение и ненависть к авторитетам, с воз­мущением реагируя на ситуацию, когда педагоги или кто-то еще ограничивают поведение их ребенка. В целом родители оказываются глубоко вовлечены в демонстрацию силы, а социопат имеет серьезные затруднения в обретении самоува­жения нормальным путем через переживание любви и гор­дости своих родителей.

В историях наиболее деструктивных, криминальных пси­хопатов почти невозможно найти последовательного, любя­щего, защищающего влияния семьи. Антисоциальный инди­вид, вероятно, просто никогда не испытывал в нормальной степени привязанности и взаимной любви. Он не идентифи­цировался с теми, кто о нем заботился. Вместо этого оказа­лась возможной идентификация с «чуждым внутренним объ­ектом», который переживается как хищный.


Психологическую неоднородность самой группы «анти­социальная личность» подтверждает выделением в ней не­скольких диагностических подгрупп.

1. Собственно антисоциальное расстройство личности ха­рактеризуется, прежде всего, тяжелой патологией Супер-эго. Это неспособность к ощущению вины и раскаяния; неспособ­ность эмоционально привязываться (даже к животным); от­ношения, основанные на эксплуатации людей; лживость и не­искренность; слабость суждений и неспособность учиться на жизненном опыте; неспособность следовать жизненному плану. В одних случаях такое поведение может иметь актив­но-агрессивную форму (злобно-садистическую), в других — пассивно-паразитическую (эксплуатирующую).

2. Если собственно антисоциальное расстройство не выяв­лено, может иметь место так называемый «злокачественный нарциссизм». Он проявляется в типичном нарциссическом расстройстве личности (грандиозность, превосходство «Я»), характерологически укорененной агрессии (садизме к другим или направленной на себя), параноидальных тенденциях и убежденности в собственной правоте. В отличие от антисоци­альной личности как таковой, при злокачественном нарциссиз­ме сохраняется потенциал привязанности и участия к другим людям или ощущение вины. Такие люди могут понять наличие у других моральных убеждений, могут иметь реалистичное от­ношение к своему прошлому и планировать будущее.

3. Далее, антисоциальное поведение (в основном пассив­но-паразитического типа) может встречаться в структуре просто нарциссического расстройства личности, с преобла­данием неспособности к длительной глубокой привязанно­сти. Оно может проявляться в форме сексуальных аддикций, безответственности, эмоциональной или финансовой экс­плуатации других.

4. Следующая группа включает в себя антисоциальное поведение при других — ненарциссических — расстройст­вах личности (инфантильное, истероидное и др.).

5. В случае невротического расстройства личности ан­тисоциальное поведение происходит из бессознательного чувства вины, что нередко может выглядеть как личная дра­ма. Например, человек ворует мелкие предметы на работе, боясь разоблачения и увольнения.

6. Антисоциальное поведение можно рассматривать и как часть симптоматического невроза в форме подростко­вого бунтарства, нарушения адаптации, влияние окруже­ния, облегчающего перевод психических конфликтов в ан­тисоциальное поведение.

7. Наконец, это могут быть диссоциальные реакции — некритичная адаптация к социальной подгруппе с антисо­циальным поведением.

Можно заключить, что агрессивное (девиантное) поведе­ние детей и подростков является одной из наиболее значи- мых проблем современной российской семьи. Агрессивное поведение детей и подростков тесно связано с чрезвычайно распространенным использованием агрессии родителями в процессе воспитания детей. Кроме того, агрессивное пове­дение детей и подростков также выступает актуальной про­блемой детских образовательных учреждений, где чаще все­го является реакцией на непонимание педагогами интересов ребенка или на агрессивное поведение самих педагогов.

Одним из наиболее дискутируемых вопросов можно счи­тать влияние средств массовой информации на агрессивное поведение личности. Сторонники негативного влияния СМИ исходят из того факта, что люди учатся вести себя агрессивно, прежде всего наблюдая за чужой агрессией. М. Хьюсманн с группой исследователей отслеживали корреляцию между просмотром телепередач и агрессивностью в течение 20 лет [34]. Они обнаружили, что тяжесть совершенных преступле­ний в возрасте 30 лет соответствует предпочтениям в телепе­редачах в возрасте 8 лет. Механизм формирования агрессив­ного поведения посредством телевидения может выглядеть следующим образом: чрезмерное увлечение телепередачами — агрессивные фантазии — отождествление себя с персонажем — усвоение агрессивного способа решения проблем и влияния на людей — повторение агрессивных действий — использова­ние агрессии для разрешения проблем в межличностных от­ношениях — подкрепление — агрессивные привычки — нераз­витые социальные и учебные умения — фрустрация — чрез­мерный просмотр телепередач — и так далее.

Таким образом, агрессивное поведение детей и подрост­ков является не однородным феноменом, а имеет различные негативные формы в зависимости от возрастных особенно­стей, индивидуальных целей, причин, обусловливающих его возникновение.







Date: 2015-11-13; view: 2092; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию