Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль семьи в проявлении агрессивности у детей и подростков





По мнению большинства специалистов, одним из источ­ников проявления агрессивности у детей и подростков как формы отклоняющегося поведения является семья. Формы проявления агрессии в семейных отношениях весьма разно­образны и включают в себя прямое физическое или сексуаль­ное насилие, холодность, оскорбления, негативные оценки, подавление личности, эмоциональное непринятие ребенка. Члены семьи могут демонстрировать агрессивное поведение сами или могут подкреплять нежелательные действия ребен­ка, например, выражая гордость его победой в драке.

На становление агрессивного поведения ребенка влияют различные семейные факторы, например, конфликтность или неадекватный стиль семейного воспитания. Так, родители, применяющие крайне суровые наказания, использующие чрез­мерный контроль (гиперопека) или, напротив, не контролиру­ющие занятия своих детей (гипоопека), чаще сталкиваются с агрессией и непослушанием своих детей. Также существует мнение, что выраженное негативное влияние на ребенка оказывает агрессия отца по отношению к матери (физическое на­силие или моральное унижение).

Данные исследований (А. Бандура, Р. Уолтере) показывают, что родители агрессивных подростков предъявляли меньшие требования к их достижениям и меньше ограничивали их в дет­стве [2]. В то же время рассматриваемые подростки сильнее со­противлялись воздействиям родителей. Мальчики с агрессив­ным поведением были более привязаны к матерям, чем к отцам. Родители агрессивных подростков чаще опираются на методы принуждения, в то время как родители детей с нормальной аг­рессией шире используют методы развития внутреннего само­контроля, например убеждение. Отцы агрессивных мальчиков нередко характеризуются резкостью и тенденцией часто на­казывать детей, тогда как матери — нетребовательностью при низкой общей согласованности требований и недостаточной сердечности взаимоотношений. Агрессивные мальчики мень­ше идентифицируются со своими отцами, они чаще отвечают им критичным и враждебным отношением. Все это затрудняет усвоение родительской системы ценностей и выполнение их требований (см. рис. 1).

Говоря о связи между социализацией подростков и их се­мейными условиями, можно выделить три основные особен­ности, определяющие поведение ребенка: его готовность устанавливать зависимые (интимно-личностные) отноше­ния, степень развития ответственности, силу мотивации к аг­рессии. Семья должна создать «минимальные условия» эф­фективной социализации.

Первым важным условием является стимулирование мотивации привязанности, посредством которой ребенок научается желать интереса, внимания и одобрения окружа­ющих. Второй необходимой предпосылкой выступает «дав­ление социализации» в форме последовательных требова­ний и ограничений (при условии, что родители сами разде­ляют социальные нормы). Напротив, враждебные формы поведения закладываются в семье в результате фрустрации потребности в родительской любви, постоянного примене­ния наказания (его преобладания над методами поощрения желательного поведения), несогласованности требований со стороны родителей, демонстрации агрессии самими ро­дителями.

Таким образом, в соответствии с «теорией асоциальной агрессии» агрессивное поведение ребенка, прежде всего, вы­зывается недостатком нежной заботы и привязанности со стороны одного или обоих родителей. Фрустрация привязан­ности приводит к возникновению у ребенка постоянного чув­ства враждебности, поскольку он развивается через подража­ние значимым для него взрослым (в том числе их эмоцио­нальным проявлениям). Установки и поведение, которые развились у ребенка в отношениях с родителями, впоследст­вии переносятся на других людей (одноклассников, учите­лей, супругов). Если проявление агрессии к конкретным лю­дям пресекается (или делается невозможным в силу иных причин), агрессия может смещаться на новый «более безо­пасный» (доступный) объект.

Большинство исследователей отмечают различное влия­ние плохого обращения в семье на детей разного пола. По мнению ряда авторов, девочки, к которым в детстве про­являли жестокость, более склонны к развитию мазохистического паттерна поведения, в то время как мальчики в этом случае чаще идентифицируют себя с агрессором и с большей вероятностью развиваются в садистическом направлении.

Еще одним доказательством в пользу гипотезы о ведущей роли семьи в происхождении девиантного поведения являет­ся известное обстоятельство, что у детей, воспитывающихся в детских учреждениях, также доминируют нарушения, свя­занные с агрессивностью (в отличие от усыновленных детей).


Влияние семьи на ребенка опосредовано так называе­мым «третьим» фактором или внутренними переменными, такими, как:

— негативная оценка ребенком происходящего в семье (как несправедливого, страшного, плохого);

— возраст ребенка (чем меньше возраст, тем больше риск негативного воздействия деструктивного семей­ного фактора);

— длительность и сила психотравмирующего фактора (хроническое, длительное воздействие или однократ­ное, но превышающее защитные возможности ребен­ка, с большой вероятностью будут иметь негативные последствия);

— биологические и конституциональные предпосылки;

— наличие островков безопасности и возможности ком­пенсировать негативное семейное влияние сущест­венно снижает вероятность формирования нежела­тельного поведения (например, заботливая бабушка, спортивная секция с заинтересованным тренером, поддерживающие друзья).

В целом агрессивное поведение в семье формируется по трем механизмам:

• подражание и идентификация с агрессором;

• защитная реакция в случае агрессии, направленной на ребенка;

• протестная реакция на фрустрацию базовых потреб­ностей.

Как правило, на первых порах, переживая фрустрацию, ре­бенок испытывает боль, которая при отсутствии понимания и смягчения переходит в разочарование и злость. Агрессия привлекает внимание родителей, что само по себе важно для ребенка. Кроме того, используя агрессию, ребенок нередко до­бивается своих целей, управляя окружающими. Постепенно агрессия и нарушение правил начинают систематически ис­пользоваться как способы получения желаемого результата. Девиантное поведение закрепляется.







Date: 2015-11-13; view: 960; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию