Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возрастные особенности агрессивного поведения





Характер агрессивного поведения во многом определя­ется возрастными особенностями. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает опре­деленные требования к личности. Адаптация к возраст­ным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения. Кризисные, пере­ходные, периоды сопряжены с неудовлетворенностью сво­им положением, протестным поведением, капризностью и неуравновешенностью. Возрастные кризисы, сопровож­даемые естественным ростом агрессивности, связаны с по­явлением новых потребностей, которые не удовлетворяют­ся существующими отношениями и умениями. Так, если взрослые переживают кризисы каждые 7-10 лет, то у ребен­ка кризисные явления наблюдаются значительно чаще.

Психоаналитические исследования свидетельствуют о ча­стых приступах гнева, переживаемых младенцами, особенно в ситуациях, когда их потребности недостаточно учитывают­ся. Хорошо известен тот факт, что маленькие дети, желая со­хранить материнскую любовь, склонны проявлять жесто­кость по отношению к новорожденным брату или сестре.

Адаптируясь к требованиям детского сада, малыши мо­гут обзываться, щипаться, плеваться, драться, кусаться и да­же поглощать несъедобное. Причем эти действия соверша­ются, что называется, «без разбора» — импульсивно, неосо­знанно и открыто. Пассивным проявлением агрессии в этом возрасте считается негативизм, упрямство, отказы (гово­рить, есть), кусание ногтей (губ).

Специальные исследования показывают, что уровень агрессивности и неуступчивости детей снижается в дошколь­ном возрасте. Пик неуступчивости мальчиков и девочек в этом возрасте приходится на 2 года, а пик агрессивности — на 3 года (Crowther, Bond & Rolf, 1981). Если у ребенка закре­пились агрессивные привычки, то после 13 лет скорректиро­вать их более проблематично.

Поведение ребенка существенно зависит от эмоциональ­ного климата в семье, прежде всего от отношений с матерью. Так, в частности, отношения с матерью в младенчестве и ран­нем детстве существенно влияют на формирование просоциальности-агрессивности. По данным Эйнсворт, 68% годова­лых детей надежно привязаны к матери и позже проявляют больше дружелюбия, готовности к сотрудничеству. 32% мла­денцев настроены по отношению к матери враждебно, избе-гающе или амбивалентно. Эти дети в последующие годы ху­же учились, конфликтовали со сверстниками и взрослыми, чаще проявляли неуверенность. Матери малышей, сильно привязанные к детям, отличались отзывчивостью, теплотой, чутко реагировали на крик и потребности ребенка. Жестокое обращение и халатное выполнение материнских функций приводит к сильным страданиям младенца и формирует у не­го склонность к вспышкам гнева, а впоследствии трудности в социальной адаптации. Многие лица с криминальным по­ведением пережили травму материнской депривации и не были надежно привязаны к матери в раннем детстве |9|.

Агрессивные дети обычно вырастают в семьях, где мало интересуются развитием ребенка и предпочитают наказа­ния заботе и терпеливому объяснению. В семье ребенок проходит первичную социализацию. Выявлено, что жесто­кие наказания коррелируют с высоким уровнем агрессив­ности у детей, а недостаточный присмотр за детьми, вседозволенность связаны с асоциальной направленностью. Слишком большая свобода ребенка, неспособность родите­лей совладать с энергичным и требовательным поведением сына и неумение научить его правилам поведения форми­руют стиль силового доминирования и неподчинения. На­казание является эффективным, если оно последовательно, адекватно проступку и сопровождается доброжелательным объяснением правил поведения. В качестве наказаний мо­гут быть использованы лишение поощрений, временная изоляция от сверстников, а не демонстрация враждебного отношения.

В целом детская агрессивность является обратной сторо­ной беззащитности. Если ребенок чувствует себя незащищен­ным (например, когда его потребности в безопасности и люб­ви не получают удовлетворения), в его душе рождаются мно­гочисленные страхи. Стремясь справиться со своими страхами, ребенок прибегает к защитно-агрессивному поведению. Дру­гим возможным способом преодоления страха может стать на­правление агрессии на самого себя. Аутоагрессия проявляет­ся по-разному, например, в саморазрушительных фантазиях, в робости или идеях самонаказания.

Для детей дошкольного возраста наиболее характерны­ми были такие формы агрессии, как порча игрушек, швыря­ние предметов, эпизодическое грубое обращение с животны­ми, пассивно-агрессивные реакции протеста, неуступчивость и повышенное упрямство. У детей младшего школьного воз­раста более частыми становились агрессивные хобби и слу­чаи вербальной агрессии.

В младшем школьном возрасте агрессия чаще проявля­ется по отношению к более слабым («выбранной жертве») ученикам в форме насмешек, давления, ругательств, драк. Проявление агрессивного поведения школьников друг к другу в ряде случаев становится серьезной проблемой. Резко негативная реакция учителей и родителей на подобное поведение зачастую не только не уменьшает агрессив­ности детей, но, напротив, усиливает ее, поскольку служит косвенным доказательством силы и независимости послед­них. Тем не менее именно учитель, его авторитет и умение открыто выражать свое отношение к агрессивному поведе­нию побуждают детей выбирать более социально одобряе­мые формы поведения.

Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от груп­пы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. В данном возрасте быть агрессивным часто означает «казать­ся или быть сильным». Любая подростковая группа имеет свои ритуалы и мифы, поддерживаемые лидером. Например, широко распространены ритуалы посвящения в члены груп­пы или испытания новичков. Ритуалы усиливают чувство принадлежности к группе и дают подросткам ощущение без­опасности, а мифы становятся идейной основой ее жизнеде­ятельности. Мифы широко используются группой для оправдания ее внутригрупповой и внешней агрессии. Насилие, «одухотворенное» групповым мифом, переживается подро­стками как утверждение своей силы, как героизм и предан­ность группе.

В отдельных случаях инициаторами агрессивного пове­дения могут быть отдельные подростки-аутсайдеры, дез­адаптированные в силу различных причин и предприни­мающие попытки самоутвердиться с помощью агрессии. О. И. Шляхтина показала, что агрессивность подростка оп­ределяется его статусом в группе. Наиболее высокий уровень агрессии наблюдается у лидеров и отверженных. Лидеры с помощью агрессивных действий укрепляют свое первенст­во, а отверженные группой проявляют неудовлетворенность своим положением.

Таким образом, отрочество является периодом острого кризиса взросления и часто сопровождается рискованным поведением и девиациями. Если родители готовы предоста­вить подростку больше самостоятельности, независимости, формировать с ним более равноправные и сотрудничающие отношения, то кризис взросления проходит быстрее и легче. Подросток стоит перед задачей формирования собственных взглядов на жизнь и нуждается в мудром ненавязчивом сове­те взрослого. Педагогическая запущенность приводит к устой­чивым поведенческим нарушениям. В тот или иной момент жизни многие дети совершают серьезные проступки — кражу, обман, драки, вандализм. Устойчивым такое поведение ста­новится чаще всего, если мальчик растет без отца и не имеет мужской модели для подражания. По данным статистики, са­мый высокий процент преступности среди несовершеннолет­них наблюдается в больших городах, в районах с низким соци­ально-экономическим статусом. Однако бедность и семейное неблагополучие могут быть компенсированы стремлением юношей и девушек приспособиться к жизни, сделать карьеру, создать полноценную семью и научиться контролировать соб­ственную враждебность.

Несмотря на широкую распространенность, проявления детской и подростковой агрессивности не имеют серьезных негативных последствий для окружающих, не нарушают со­циального функционирования и психологического развития детей и подростков. Тяжелые формы насильственного пове­дения, антисоциальные и явно патологические формы агрес­сии наблюдаются значительно реже.

В целом возрастная динамика агрессии соответствует возрастным «кризам» в 3-4 года, 6-7 лет и пубертате. Наи­более важным, «переломным» моментом пубертатного кри­за, который сопровождается резким подъемом делинквент-ности подростков, является возраст 14-15 лет. Вместе с тем с этого возраста физическая агрессия снижается как у маль­чиков, так и у девочек. Рано возникшее (до 10 лет) система­тическое агрессивное поведение наблюдается у 6% мальчиков-подростков общей популяции. Из них около половины в подростковом возрасте имели агрессивно-делинквентное поведение.

Можно заключить, что агрессивное поведение для детско­го и подросткового возраста — достаточно обычное явление. Более того, в процессе социализации подростка агрессивное поведение имеет ряд важных функций. В норме оно освобож­дает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации. В связи с этим можно говорить о двух видах проявления подростковой агрессии — «доброкачественно-адаптивной» и «деструктивно-дезадаптивной». Причем для развития личности ребенка и подростка опасны не столько сами агрессивные проявления, сколько их результат и неправильная реакция окружающих. В случае, когда насилие дает различные привилегии (призна­ние, внимание и т. д.), у детей и подростков с большой вероят­ностью формируется поведение, основанное на культе силы. Такой тип поведения составляет основу социального функ­ционирования взрослых людей, например, в криминальных группировках. Стремление окружающих подавить агрессию силой нередко приводит к эффекту, противоположному ожи­даемому.

Так, смысложизненная концепция школьников б-11-х классов с агрессивными проявлениями отличается бедностью и своеобразием ценностных ориентации, более низким уров­нем сформированности смысложизненных ориентации, тен­денцией к экстернальному локусу контроля; предпочтение материальных ценностей по сравнению с неагрессивными сверстниками, для которых характерна выраженность ценно­сти «счастливой семейной жизни».

Неагрессивные подростки старших классов выбирают ценности профессиональной самореализации (интересная работа, развитие), а агрессивные — индивидуальные ценно­сти (материально обеспеченная жизнь, свобода, развлечения, уверенность в себе). Ценность «наличие хороших и верных друзей» является значимой только для агрессивных подро­стков. Ценность счастливой семейной жизни не является зна­чимой для агрессивных девочек среднего и старшего школь­ного возраста, тогда как в группах неагрессивных девочек и агрессивных мальчиков она занимает второе место по зна­чимости после ценности здоровья. Следовательно, увеличе­ние уровня развития смысложизненных ориентации лично­сти способствует снижению уровня агрессивных проявлений подростков, снижению уровня «обиды на весь мир».

В современной психологии развитие смысложизненной концепции у ребенка рассматривается в двух аспектах — ког­нитивном и мотивационном, в связи с чем необходимо целе­направленное воспитание, разъяснение проблем и принци­пов морали в общем виде или на конкретных примерах жиз­ни, литературы; широкое включение собственного опыта личности, ее деятельности, в ходе которой складываются не только моральные понятия, но и нравственные чувства, при­вычки. Следовательно, особенно важно в подростковом воз­расте проводить лекции, диспуты на морально-этические те­мы; тренинги по профилактике и коррекции социальных норм взаимодействий, в том числе, как будущих семьянинов, с ранних лет целенаправленно развивать родительские чув­ства, чувство ответственности за будущее потомство, форми­ровать образ будущей матери как наивысочайшую ценность, равно как и образ семьи [74].

Если оценивать влияние другого — полового (гендерного) фактора, то мужчины (мальчики) демонстрируют более высокий уровень прямой и физической агрессии, а женщи­ны (девочки) — косвенной и вербальной. Как подчеркивают многие специалисты, систематическое агрессивное поведе­ние детей 3-6 лет больше обусловлено биологическими фак­торами (мужской пол, темперамент ребенка, перинатальная энцефалопатия) и преимущественными нарушениями в эмоционально-волевой сфере, а также ранней эмоциональной депривацией. Напротив, систематическая физическая агрессия детей 7-11 лет была сильнее связана с неблагоприятным микросоциальным окружением (негативная роль отца, роди­тельская агрессия), в то время как биологические факторы играют второстепенную роль [34,46].

У 20,65% мальчиков и 7,53% девочек 12-17 лет общей популяции наблюдалась систематическая физическая аг­рессия (участие в драках чаще 1-2 раза в месяц). Наиболее значимыми показателями риска агрессии у подростков мужского пола общей популяции были микросоциальные факторы: увлечения, связанные с насилием и жестокостью, общение с ранее судимыми лицами, употребление психо­активных веществ, родительская агрессия. При этом за­щитным фактором, тормозящим развитие агрессивного поведенческого стереотипа, являются такие личностные ха­рактеристики, как застенчивость, нерешительность, по­вышенная тревожность. У девочек преобладают биологи­ческие факторы риска. Агрессивные девочки отличались раздражительностью, обидчивостью; имели в анамнезе че­репно-мозговые травмы и признаки раннего органического поражения головного мозга; часто предъявляли жалобы со­матического и неврозоподобного характера; имели откло­нения в полоролевом поведении. Одним из факторов риска повышенной агрессивности девочек был возрастной пери­од 12-15 лет.

Физическая агрессия девочек значительно чаще была направлена на противоположный пол и членов семьи, про­воцировалась оскорблением или угрозой изнасилования, часто сочеталась с аутоагрессией и смещенной агрессией. У мальчиков физическая агрессия достоверно чаще была направлена против лиц своего пола, незнакомых прохожих и мотивировалась желанием поддержать самооценку и ста­тус среди сверстников.

2.2. ПРИЧИНЫ НЕПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АГРЕССИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Большинство исследователей девиантного поведения де­тей и подростков считают, что их агрессия обусловлена средовыми факторами. Так, Э. Дюркгейм обосновал, что преступ­ность и другие формы отклоняющегося поведения усилива­ются в условиях социальной дезорганизации, при резких изменениях в обществе, когда ослабевает нормативный кон­троль. В теории аномии (отчуждения) Р. Мертон показал, что источником агрессивности является недоступность для неко­торых социальных групп общественно ценных благ, включая образование, работу и т. д. Следовательно, дети-преступники являются не больными, а жертвами социального устройства. Их поведение представляет собой попытку амбициозных ма­лообеспеченных лиц добиться желаемого статуса и материаль­ного положения единственными доступными им средствами.

В отечественной психологии в качестве основной причи­ны непатологической агрессии рассматривается педагогиче­ская запущенность. Социальным фоном для развития недис­циплинированности ребенка является плохое поведение и су­димость родителей, частая смена ими работы. Личностные факторы риска проблемного поведения — это низкая само­оценка, отчаяние и наличие друзей с отклоняющимся поведе­нием. Однако положительное отношение к школе, нетерпи­мость к девиантности, хорошие отношения со взрослыми и сверстниками способствуют просоциальному поведению да­же в случае низкой самооценки и семейного неблагополучия. Детские и подростковые расстройства поведения в соот­ветствии с международной классификацией психических и поведенческих расстройств 10 пересмотра (МКБ-10) ха­рактеризуются стойким типом диссоциального, агрессив­ного или вызывающего поведения. Изолированные диссоциальные или криминальные акты еще не являются осно­ванием для постановки диагноза.

Расстройство поведения диагностируется при наличии не менее 5 из нижеперечисленных признаков:

1) необычные для возраста ребенка частые и тяжелые изъявления гнева, ярости;

2) частые споры с родителями;

3) частое активное отвергание пожеланий и предписа­ний взрослых;

4) частое, очевидно преднамеренное стремление рассер­дить окружающих;

5) частое возложение ответственности за свои ошибки и неправильное поведение на других;

6) часто чувствует, что окружающие ему досаждают;

7) часто недоволен, рассержен;

8) часто испытывает ненависть, желание отомстить;

9) частая ложь или невыполнение обещаний для полу­чения материальной выгоды, привилегий или освобожде­ния от ответственности;

10) часто затевает драки;

11) использует холодное, огнестрельное оружие и по­тенциально опасные предметы;

12) часто вопреки запретам родителей находится вне до­ма в темное время суток (начиная с 13-летнего возраста);

13) физическая жестокость к окружающим (связать, на­нести порез, ожог);

14) жестокое обращение с животными;

15) умышленно разрушительное обращение с чужой собственностью;

16) умышленный поджог с риском или намерением при­чинить серьезный вред;

17) кража ценностей, подлог без конфронтации с жерт­вой (в магазине, квартирная кража, подделка подписи);

18) частые прогулы в школе, начиная с 13-летнего возраста;

19) побег из дома дольше чем на одну ночь, за исключе­нием попыток избежать таким образом жестокого обраще­ния взрослых;

20) любое преступное действие, сопряженное с прямым нападением на окружающих (включая вымогательство, вы­рывание сумочки из рук);

21) принуждение к сексуальному контакту;

22) частое издевательство над другими (умышленное за­пугивание, причинение боли и др.);

23) взлом помещений, автомобилей и т. д.

Эпизоды антисоциального поведения могут наблюдаться как у практически здоровых детей, так и при любой психопа­тологии. Антисоциальное поведение нередко появляется при маниакальных состояниях, но ограничивается временными рамками аффективного возбуждения и не представляет устойчивого стереотипа. Агрессивность считается расстройст­вом поведения и требует медицинского вмешательства в том случае, если чрезмерная драчливость, хулиганство, жесто­кость по отношению к людям, животным, разрушения собст­венности, поджоги, воровство, лживость, прогулы в школе и уходы из дома, необычно частые и тяжелые вспышки гне­ва или вызывающее провокационное поведение и постоян­ное откровенное непослушание длятся не менее полугода.

Согласно исследованиям, проведенным в США, 15% де­тей и подростков страдают эмоциональными расстройства­ми или нарушениями поведения [103]. Причем лишь 1% всех нуждающихся в лечении получает стационарную помощь, 5% получают амбулаторную помощь, а 80% вообще не получают никакой профессиональной помощи. Чревата последствия­ми значительная отсрочка между возникновением расстрой­ства и началом его лечения. Ранняя терапия антисоциально­го поведения у младших школьников могла бы предотвра­тить его хронизацию и развитие тяжелых агрессивных расстройств в подростковом возрасте. Профилактика и ран­нее распознавание нарушений поведения может проводить­ся специалистами неклинического профиля. Трансформация гиперактивности в агрессивность, а агрессивности в делинквентность может быть предупреждена социально-психологи­ческими мерами, направленными не только на отклоняюще­гося от нормы ребенка, но и на его семью и дальнее социаль­ное окружение (детский сад, школа, улица).

Агрессивность сходна с гиперактивностью тем, что при обоих нарушениях проявляется неспосособность реализовы­вать моторный покой и релаксацию. А отличается от гипер­активного поведения прежде всего мотивами. Агрессивные дети намеренно причиняют вред с целью исполнения собст­венных эгоистических интересов. Чрезмерно активные дети с нарушенным вниманием страдают от неспособности целе­направленно управлять своим поведением. Разрушитель­ность поведения сверхактивных детей обычно ненамеренная. Однако агрессивное расстройство поведения часто соседст­вует с гиперактивностью.

Следует также отличать от агрессивности случаи упрям­ства (особенно в раннем детстве), когда ребенок противосто­ит взрослым без намерения причинить им вред. Расстройст­во поведения часто сочетается с неблагоприятными психосо­циальными условиями, включая неудовлетворительные семейные отношения и неудачи в школе, что чаще отмечает­ся у мальчиков. Одним из видов расстройств поведения яв­ляется оппозиционно-вызывающее расстройство, характер­ное для детей младше 9-10 лет. Оно проявляется как замет­но вызывающее, непослушное, провокационное поведение без агрессивных действий. Это открытое неповиновение, по­стоянно негативистическое, враждебное, вызывающее, про­вокационное и брутальное поведение, находящееся за преде­лами нормального уровня реагирования ребенка этого воз­раста в тех же социокультурных условиях. Дети с этим расстройством часто и активно игнорируют просьбы взрос­лых и правила, намеренно досаждают другим людям. Обыч­но они сердиты и обидчивы, легко раздражаются на окружа­ющих и обвиняют их за свои ошибки и трудности. У них обычно отмечается низкий уровень фрустрационной толе­рантности и легкая потеря самообладания. Типично, что их вызывающее поведение провоцирует ссоры, в которых эти дети проявляют чрезмерную грубость, нежелание взаимодей­ствия и сопротивление взрослым.

Часто такое поведение появляется только со знакомыми взрослыми и сверстниками. Это расстройство представлено у 8% школьников и становится причиной большинства об­ращений к психиатру. Негативизм является нормальной чертой детского поведения, особенно в возрасте 1,5-2 лет. Он становится патологическим, если фиксируется в даль­нейшем поведении ребенка. До начала полового созревания это расстройство встречается у мальчиков чаще, чем у дево­чек. После начала пубертатного периода одинаково часто на­блюдается у юношей и девушек.

Родители негативистически настроенного ребенка чрез­мерно озабочены контролем над поведением подрастающе­го поколения, упрямы, обладают пассивно-агрессивными чертами личности. Во многих случаях дети-негативисты яв­ляются нежеланными. Следовательно, оппозиционно-вызы­вающее поведение — это способ адаптации ребенка к чрезмер­ным родительским требованиям.

Психодинамические теории относят появление расстрой­ства к возрасту, для которого типичен конфликт между при­вычной зависимостью от родителей и желанием обособления, эмансипации. Негативизм и неконформность могут быть дезадаптивными попытками решения этого конфликта. Оппози­ционное поведение внешне утверждает для ребенка его авто­номность, сохраняя при этом бессознательную уверенность в том, что оно усилит внимание к нему родителей, в котором он все еще нуждается. Черты оппозиционности поведения мо­гут быть следствием болезненной разлуки в раннем возрасте. Кроме того, расстройство может возникать также при соче­тании высокой конституциональной способности ребенка к самоутверждению и эмоциональной незрелости родителей, которую они пытаются компенсировать авторитарностью по отношению к ребенку. В этом случае борьба ребенка за само­стоятельность может стать устойчивой стратегией защиты от любого посягательства на его автономию. С точки зрения по­веденческой теории оппозиционное расстройство является привычным ответом на указания родителей, средством кон­троля родительского поведения по отношению к себе.

Оппозиционно-вызывающее расстройство может быть диагностировано после 3 лет, но обычно обращает на себя внимание в начальной школе. Ребенок использует непря­мые средства для демонстрации собственной агрессивнос­ти. По сравнению с другими расстройствами социального поведения, в этом случае ребенку менее свойственна им­пульсивность или склонность нарушать права окружающих. Качественное своеобразие определяется преобладанием пассивно-агрессивных черт личности. Агрессия адресована преимущественно родителям и учителям. Обращенные к се­бе дисциплинарные требования ребенок считает неправо­мерными, несправедливыми.

Дети с оппозиционно-вызывающим расстройством обыч­но неряшливы, несобранны, забывчивы. На попытки родите­лей усилить их организованность отвечают вспышками раз­дражения. Характерной чертой является склонность спорить со старшими. Причем ребенок готов пожертвовать привиле­гиями, лишь бы остаться победителем. Оппозиционное по­ведение может перемежаться с чрезмерной покладистостью. Трудности обучения таких детей связаны с низким прилежа­нием и отказом от помощи. Плохая успеваемость в школе ча­сто сопряжена со сниженной самооценкой, хотя чувства ви­ны ребенок не испытывает, проецируя ее на окружающих. Состояние стресса переживают скорее родители и учителя, чем сам школьник. У ребенка часто нет друзей. Он неудовле­творен отношениями с окружающими. Поведенческие отклонения проявляются в основном при взаимодействии с хоро­шо знакомыми людьми и малозаметны в первой беседе.

Более злокачественное, чем оппозиционно-вызывающее расстройство, нарушение поведения с выраженной разру­шительностью чаще начинается до 10 лет. Его проявляют около 10% мальчиков и 5% девочек. Легкое расстройство со временем может пройти, но более серьезные формы прояв­ляются и во взрослой жизни. Они могут вылиться в много­образные психологические проблемы личности.

При несоциализированном расстройстве поведения отсут­ствует интеграция в группе сверстников. Ребенок изолирован от них, отвергаем и непопулярен среди других детей. У него от­сутствуют близкие друзья. Типичное поведение включает в се­бя хулиганство, чрезмерную драчливость и (у более старших детей) вымогательство или нападение с насилием. Наблюдает­ся также чрезмерное непослушание, грубость, индивидуализм и сопротивление авторитетам. Характерны тяжелые вспышки гнева и неконтролируемой ярости, разрушения имущества, поджоги и жестокость по отношению к детям и животным. Рас­стройство может в основном проявляться в школе.

При социализированном расстройстве поведения наблю­дается групповая делинквентность. Правонарушения, во­ровство, прогулы школы совершаются сплоченной группой сверстников. Обычно имеется тенденция к плохим взаимо­отношениям со взрослыми, представителями власти. У мно­гих подобных подростков конформность выражена с детст­ва. Здесь большую роль играют слабость и неустойчивость волевой сферы, приводящая к слепому копированию стиля поведения окружающих. При этом выбирается наиболее легкий путь, не требующий усилий. В младенческом возра­сте и раннем детстве обычны теплые отношения с матерью. Проблемное поведение проявляется преимущественно в ан­тисоциальной среде вне дома. По отношению к компании сверстников лояльны: не порицают и не доносят на них. Основная цель подобных компаний — поиск примитивных удовольствий и развлечений. С отдельными взрослыми мо­гут поддерживать доверительные отношения. Родители обычно знают о роли антисоциальной группы в поведении ребенка и сожалеют о его привязанности к ней.

Течение расстройства неблагоприятно, по мере взросле­ния повышается риск конфликта с законом, так как право­нарушения становятся более серьезными. Наиболее тяже­лым исходом расстройства поведения является формирова­ние в подростковом возрасте диссоциального расстройства личности с последующим снижением адаптации.

Date: 2015-11-13; view: 3930; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию