Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Возрастные особенности агрессивного поведения
Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения. Кризисные, переходные, периоды сопряжены с неудовлетворенностью своим положением, протестным поведением, капризностью и неуравновешенностью. Возрастные кризисы, сопровождаемые естественным ростом агрессивности, связаны с появлением новых потребностей, которые не удовлетворяются существующими отношениями и умениями. Так, если взрослые переживают кризисы каждые 7-10 лет, то у ребенка кризисные явления наблюдаются значительно чаще. Психоаналитические исследования свидетельствуют о частых приступах гнева, переживаемых младенцами, особенно в ситуациях, когда их потребности недостаточно учитываются. Хорошо известен тот факт, что маленькие дети, желая сохранить материнскую любовь, склонны проявлять жестокость по отношению к новорожденным брату или сестре. Адаптируясь к требованиям детского сада, малыши могут обзываться, щипаться, плеваться, драться, кусаться и даже поглощать несъедобное. Причем эти действия совершаются, что называется, «без разбора» — импульсивно, неосознанно и открыто. Пассивным проявлением агрессии в этом возрасте считается негативизм, упрямство, отказы (говорить, есть), кусание ногтей (губ). Специальные исследования показывают, что уровень агрессивности и неуступчивости детей снижается в дошкольном возрасте. Пик неуступчивости мальчиков и девочек в этом возрасте приходится на 2 года, а пик агрессивности — на 3 года (Crowther, Bond & Rolf, 1981). Если у ребенка закрепились агрессивные привычки, то после 13 лет скорректировать их более проблематично. Поведение ребенка существенно зависит от эмоционального климата в семье, прежде всего от отношений с матерью. Так, в частности, отношения с матерью в младенчестве и раннем детстве существенно влияют на формирование просоциальности-агрессивности. По данным Эйнсворт, 68% годовалых детей надежно привязаны к матери и позже проявляют больше дружелюбия, готовности к сотрудничеству. 32% младенцев настроены по отношению к матери враждебно, избе-гающе или амбивалентно. Эти дети в последующие годы хуже учились, конфликтовали со сверстниками и взрослыми, чаще проявляли неуверенность. Матери малышей, сильно привязанные к детям, отличались отзывчивостью, теплотой, чутко реагировали на крик и потребности ребенка. Жестокое обращение и халатное выполнение материнских функций приводит к сильным страданиям младенца и формирует у него склонность к вспышкам гнева, а впоследствии трудности в социальной адаптации. Многие лица с криминальным поведением пережили травму материнской депривации и не были надежно привязаны к матери в раннем детстве |9|. Агрессивные дети обычно вырастают в семьях, где мало интересуются развитием ребенка и предпочитают наказания заботе и терпеливому объяснению. В семье ребенок проходит первичную социализацию. Выявлено, что жестокие наказания коррелируют с высоким уровнем агрессивности у детей, а недостаточный присмотр за детьми, вседозволенность связаны с асоциальной направленностью. Слишком большая свобода ребенка, неспособность родителей совладать с энергичным и требовательным поведением сына и неумение научить его правилам поведения формируют стиль силового доминирования и неподчинения. Наказание является эффективным, если оно последовательно, адекватно проступку и сопровождается доброжелательным объяснением правил поведения. В качестве наказаний могут быть использованы лишение поощрений, временная изоляция от сверстников, а не демонстрация враждебного отношения. В целом детская агрессивность является обратной стороной беззащитности. Если ребенок чувствует себя незащищенным (например, когда его потребности в безопасности и любви не получают удовлетворения), в его душе рождаются многочисленные страхи. Стремясь справиться со своими страхами, ребенок прибегает к защитно-агрессивному поведению. Другим возможным способом преодоления страха может стать направление агрессии на самого себя. Аутоагрессия проявляется по-разному, например, в саморазрушительных фантазиях, в робости или идеях самонаказания. Для детей дошкольного возраста наиболее характерными были такие формы агрессии, как порча игрушек, швыряние предметов, эпизодическое грубое обращение с животными, пассивно-агрессивные реакции протеста, неуступчивость и повышенное упрямство. У детей младшего школьного возраста более частыми становились агрессивные хобби и случаи вербальной агрессии. В младшем школьном возрасте агрессия чаще проявляется по отношению к более слабым («выбранной жертве») ученикам в форме насмешек, давления, ругательств, драк. Проявление агрессивного поведения школьников друг к другу в ряде случаев становится серьезной проблемой. Резко негативная реакция учителей и родителей на подобное поведение зачастую не только не уменьшает агрессивности детей, но, напротив, усиливает ее, поскольку служит косвенным доказательством силы и независимости последних. Тем не менее именно учитель, его авторитет и умение открыто выражать свое отношение к агрессивному поведению побуждают детей выбирать более социально одобряемые формы поведения. Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. В данном возрасте быть агрессивным часто означает «казаться или быть сильным». Любая подростковая группа имеет свои ритуалы и мифы, поддерживаемые лидером. Например, широко распространены ритуалы посвящения в члены группы или испытания новичков. Ритуалы усиливают чувство принадлежности к группе и дают подросткам ощущение безопасности, а мифы становятся идейной основой ее жизнедеятельности. Мифы широко используются группой для оправдания ее внутригрупповой и внешней агрессии. Насилие, «одухотворенное» групповым мифом, переживается подростками как утверждение своей силы, как героизм и преданность группе. В отдельных случаях инициаторами агрессивного поведения могут быть отдельные подростки-аутсайдеры, дезадаптированные в силу различных причин и предпринимающие попытки самоутвердиться с помощью агрессии. О. И. Шляхтина показала, что агрессивность подростка определяется его статусом в группе. Наиболее высокий уровень агрессии наблюдается у лидеров и отверженных. Лидеры с помощью агрессивных действий укрепляют свое первенство, а отверженные группой проявляют неудовлетворенность своим положением. Таким образом, отрочество является периодом острого кризиса взросления и часто сопровождается рискованным поведением и девиациями. Если родители готовы предоставить подростку больше самостоятельности, независимости, формировать с ним более равноправные и сотрудничающие отношения, то кризис взросления проходит быстрее и легче. Подросток стоит перед задачей формирования собственных взглядов на жизнь и нуждается в мудром ненавязчивом совете взрослого. Педагогическая запущенность приводит к устойчивым поведенческим нарушениям. В тот или иной момент жизни многие дети совершают серьезные проступки — кражу, обман, драки, вандализм. Устойчивым такое поведение становится чаще всего, если мальчик растет без отца и не имеет мужской модели для подражания. По данным статистики, самый высокий процент преступности среди несовершеннолетних наблюдается в больших городах, в районах с низким социально-экономическим статусом. Однако бедность и семейное неблагополучие могут быть компенсированы стремлением юношей и девушек приспособиться к жизни, сделать карьеру, создать полноценную семью и научиться контролировать собственную враждебность. Несмотря на широкую распространенность, проявления детской и подростковой агрессивности не имеют серьезных негативных последствий для окружающих, не нарушают социального функционирования и психологического развития детей и подростков. Тяжелые формы насильственного поведения, антисоциальные и явно патологические формы агрессии наблюдаются значительно реже. В целом возрастная динамика агрессии соответствует возрастным «кризам» в 3-4 года, 6-7 лет и пубертате. Наиболее важным, «переломным» моментом пубертатного криза, который сопровождается резким подъемом делинквент-ности подростков, является возраст 14-15 лет. Вместе с тем с этого возраста физическая агрессия снижается как у мальчиков, так и у девочек. Рано возникшее (до 10 лет) систематическое агрессивное поведение наблюдается у 6% мальчиков-подростков общей популяции. Из них около половины в подростковом возрасте имели агрессивно-делинквентное поведение. Можно заключить, что агрессивное поведение для детского и подросткового возраста — достаточно обычное явление. Более того, в процессе социализации подростка агрессивное поведение имеет ряд важных функций. В норме оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации. В связи с этим можно говорить о двух видах проявления подростковой агрессии — «доброкачественно-адаптивной» и «деструктивно-дезадаптивной». Причем для развития личности ребенка и подростка опасны не столько сами агрессивные проявления, сколько их результат и неправильная реакция окружающих. В случае, когда насилие дает различные привилегии (признание, внимание и т. д.), у детей и подростков с большой вероятностью формируется поведение, основанное на культе силы. Такой тип поведения составляет основу социального функционирования взрослых людей, например, в криминальных группировках. Стремление окружающих подавить агрессию силой нередко приводит к эффекту, противоположному ожидаемому. Так, смысложизненная концепция школьников б-11-х классов с агрессивными проявлениями отличается бедностью и своеобразием ценностных ориентации, более низким уровнем сформированности смысложизненных ориентации, тенденцией к экстернальному локусу контроля; предпочтение материальных ценностей по сравнению с неагрессивными сверстниками, для которых характерна выраженность ценности «счастливой семейной жизни». Неагрессивные подростки старших классов выбирают ценности профессиональной самореализации (интересная работа, развитие), а агрессивные — индивидуальные ценности (материально обеспеченная жизнь, свобода, развлечения, уверенность в себе). Ценность «наличие хороших и верных друзей» является значимой только для агрессивных подростков. Ценность счастливой семейной жизни не является значимой для агрессивных девочек среднего и старшего школьного возраста, тогда как в группах неагрессивных девочек и агрессивных мальчиков она занимает второе место по значимости после ценности здоровья. Следовательно, увеличение уровня развития смысложизненных ориентации личности способствует снижению уровня агрессивных проявлений подростков, снижению уровня «обиды на весь мир». В современной психологии развитие смысложизненной концепции у ребенка рассматривается в двух аспектах — когнитивном и мотивационном, в связи с чем необходимо целенаправленное воспитание, разъяснение проблем и принципов морали в общем виде или на конкретных примерах жизни, литературы; широкое включение собственного опыта личности, ее деятельности, в ходе которой складываются не только моральные понятия, но и нравственные чувства, привычки. Следовательно, особенно важно в подростковом возрасте проводить лекции, диспуты на морально-этические темы; тренинги по профилактике и коррекции социальных норм взаимодействий, в том числе, как будущих семьянинов, с ранних лет целенаправленно развивать родительские чувства, чувство ответственности за будущее потомство, формировать образ будущей матери как наивысочайшую ценность, равно как и образ семьи [74]. Если оценивать влияние другого — полового (гендерного) фактора, то мужчины (мальчики) демонстрируют более высокий уровень прямой и физической агрессии, а женщины (девочки) — косвенной и вербальной. Как подчеркивают многие специалисты, систематическое агрессивное поведение детей 3-6 лет больше обусловлено биологическими факторами (мужской пол, темперамент ребенка, перинатальная энцефалопатия) и преимущественными нарушениями в эмоционально-волевой сфере, а также ранней эмоциональной депривацией. Напротив, систематическая физическая агрессия детей 7-11 лет была сильнее связана с неблагоприятным микросоциальным окружением (негативная роль отца, родительская агрессия), в то время как биологические факторы играют второстепенную роль [34,46]. У 20,65% мальчиков и 7,53% девочек 12-17 лет общей популяции наблюдалась систематическая физическая агрессия (участие в драках чаще 1-2 раза в месяц). Наиболее значимыми показателями риска агрессии у подростков мужского пола общей популяции были микросоциальные факторы: увлечения, связанные с насилием и жестокостью, общение с ранее судимыми лицами, употребление психоактивных веществ, родительская агрессия. При этом защитным фактором, тормозящим развитие агрессивного поведенческого стереотипа, являются такие личностные характеристики, как застенчивость, нерешительность, повышенная тревожность. У девочек преобладают биологические факторы риска. Агрессивные девочки отличались раздражительностью, обидчивостью; имели в анамнезе черепно-мозговые травмы и признаки раннего органического поражения головного мозга; часто предъявляли жалобы соматического и неврозоподобного характера; имели отклонения в полоролевом поведении. Одним из факторов риска повышенной агрессивности девочек был возрастной период 12-15 лет. Физическая агрессия девочек значительно чаще была направлена на противоположный пол и членов семьи, провоцировалась оскорблением или угрозой изнасилования, часто сочеталась с аутоагрессией и смещенной агрессией. У мальчиков физическая агрессия достоверно чаще была направлена против лиц своего пола, незнакомых прохожих и мотивировалась желанием поддержать самооценку и статус среди сверстников. 2.2. ПРИЧИНЫ НЕПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АГРЕССИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Большинство исследователей девиантного поведения детей и подростков считают, что их агрессия обусловлена средовыми факторами. Так, Э. Дюркгейм обосновал, что преступность и другие формы отклоняющегося поведения усиливаются в условиях социальной дезорганизации, при резких изменениях в обществе, когда ослабевает нормативный контроль. В теории аномии (отчуждения) Р. Мертон показал, что источником агрессивности является недоступность для некоторых социальных групп общественно ценных благ, включая образование, работу и т. д. Следовательно, дети-преступники являются не больными, а жертвами социального устройства. Их поведение представляет собой попытку амбициозных малообеспеченных лиц добиться желаемого статуса и материального положения единственными доступными им средствами. В отечественной психологии в качестве основной причины непатологической агрессии рассматривается педагогическая запущенность. Социальным фоном для развития недисциплинированности ребенка является плохое поведение и судимость родителей, частая смена ими работы. Личностные факторы риска проблемного поведения — это низкая самооценка, отчаяние и наличие друзей с отклоняющимся поведением. Однако положительное отношение к школе, нетерпимость к девиантности, хорошие отношения со взрослыми и сверстниками способствуют просоциальному поведению даже в случае низкой самооценки и семейного неблагополучия. Детские и подростковые расстройства поведения в соответствии с международной классификацией психических и поведенческих расстройств 10 пересмотра (МКБ-10) характеризуются стойким типом диссоциального, агрессивного или вызывающего поведения. Изолированные диссоциальные или криминальные акты еще не являются основанием для постановки диагноза. Расстройство поведения диагностируется при наличии не менее 5 из нижеперечисленных признаков: 1) необычные для возраста ребенка частые и тяжелые изъявления гнева, ярости; 2) частые споры с родителями; 3) частое активное отвергание пожеланий и предписаний взрослых; 4) частое, очевидно преднамеренное стремление рассердить окружающих; 5) частое возложение ответственности за свои ошибки и неправильное поведение на других; 6) часто чувствует, что окружающие ему досаждают; 7) часто недоволен, рассержен; 8) часто испытывает ненависть, желание отомстить; 9) частая ложь или невыполнение обещаний для получения материальной выгоды, привилегий или освобождения от ответственности; 10) часто затевает драки; 11) использует холодное, огнестрельное оружие и потенциально опасные предметы; 12) часто вопреки запретам родителей находится вне дома в темное время суток (начиная с 13-летнего возраста); 13) физическая жестокость к окружающим (связать, нанести порез, ожог); 14) жестокое обращение с животными; 15) умышленно разрушительное обращение с чужой собственностью; 16) умышленный поджог с риском или намерением причинить серьезный вред; 17) кража ценностей, подлог без конфронтации с жертвой (в магазине, квартирная кража, подделка подписи); 18) частые прогулы в школе, начиная с 13-летнего возраста; 19) побег из дома дольше чем на одну ночь, за исключением попыток избежать таким образом жестокого обращения взрослых; 20) любое преступное действие, сопряженное с прямым нападением на окружающих (включая вымогательство, вырывание сумочки из рук); 21) принуждение к сексуальному контакту; 22) частое издевательство над другими (умышленное запугивание, причинение боли и др.); 23) взлом помещений, автомобилей и т. д. Эпизоды антисоциального поведения могут наблюдаться как у практически здоровых детей, так и при любой психопатологии. Антисоциальное поведение нередко появляется при маниакальных состояниях, но ограничивается временными рамками аффективного возбуждения и не представляет устойчивого стереотипа. Агрессивность считается расстройством поведения и требует медицинского вмешательства в том случае, если чрезмерная драчливость, хулиганство, жестокость по отношению к людям, животным, разрушения собственности, поджоги, воровство, лживость, прогулы в школе и уходы из дома, необычно частые и тяжелые вспышки гнева или вызывающее провокационное поведение и постоянное откровенное непослушание длятся не менее полугода. Согласно исследованиям, проведенным в США, 15% детей и подростков страдают эмоциональными расстройствами или нарушениями поведения [103]. Причем лишь 1% всех нуждающихся в лечении получает стационарную помощь, 5% получают амбулаторную помощь, а 80% вообще не получают никакой профессиональной помощи. Чревата последствиями значительная отсрочка между возникновением расстройства и началом его лечения. Ранняя терапия антисоциального поведения у младших школьников могла бы предотвратить его хронизацию и развитие тяжелых агрессивных расстройств в подростковом возрасте. Профилактика и раннее распознавание нарушений поведения может проводиться специалистами неклинического профиля. Трансформация гиперактивности в агрессивность, а агрессивности в делинквентность может быть предупреждена социально-психологическими мерами, направленными не только на отклоняющегося от нормы ребенка, но и на его семью и дальнее социальное окружение (детский сад, школа, улица). Агрессивность сходна с гиперактивностью тем, что при обоих нарушениях проявляется неспосособность реализовывать моторный покой и релаксацию. А отличается от гиперактивного поведения прежде всего мотивами. Агрессивные дети намеренно причиняют вред с целью исполнения собственных эгоистических интересов. Чрезмерно активные дети с нарушенным вниманием страдают от неспособности целенаправленно управлять своим поведением. Разрушительность поведения сверхактивных детей обычно ненамеренная. Однако агрессивное расстройство поведения часто соседствует с гиперактивностью. Следует также отличать от агрессивности случаи упрямства (особенно в раннем детстве), когда ребенок противостоит взрослым без намерения причинить им вред. Расстройство поведения часто сочетается с неблагоприятными психосоциальными условиями, включая неудовлетворительные семейные отношения и неудачи в школе, что чаще отмечается у мальчиков. Одним из видов расстройств поведения является оппозиционно-вызывающее расстройство, характерное для детей младше 9-10 лет. Оно проявляется как заметно вызывающее, непослушное, провокационное поведение без агрессивных действий. Это открытое неповиновение, постоянно негативистическое, враждебное, вызывающее, провокационное и брутальное поведение, находящееся за пределами нормального уровня реагирования ребенка этого возраста в тех же социокультурных условиях. Дети с этим расстройством часто и активно игнорируют просьбы взрослых и правила, намеренно досаждают другим людям. Обычно они сердиты и обидчивы, легко раздражаются на окружающих и обвиняют их за свои ошибки и трудности. У них обычно отмечается низкий уровень фрустрационной толерантности и легкая потеря самообладания. Типично, что их вызывающее поведение провоцирует ссоры, в которых эти дети проявляют чрезмерную грубость, нежелание взаимодействия и сопротивление взрослым. Часто такое поведение появляется только со знакомыми взрослыми и сверстниками. Это расстройство представлено у 8% школьников и становится причиной большинства обращений к психиатру. Негативизм является нормальной чертой детского поведения, особенно в возрасте 1,5-2 лет. Он становится патологическим, если фиксируется в дальнейшем поведении ребенка. До начала полового созревания это расстройство встречается у мальчиков чаще, чем у девочек. После начала пубертатного периода одинаково часто наблюдается у юношей и девушек. Родители негативистически настроенного ребенка чрезмерно озабочены контролем над поведением подрастающего поколения, упрямы, обладают пассивно-агрессивными чертами личности. Во многих случаях дети-негативисты являются нежеланными. Следовательно, оппозиционно-вызывающее поведение — это способ адаптации ребенка к чрезмерным родительским требованиям. Психодинамические теории относят появление расстройства к возрасту, для которого типичен конфликт между привычной зависимостью от родителей и желанием обособления, эмансипации. Негативизм и неконформность могут быть дезадаптивными попытками решения этого конфликта. Оппозиционное поведение внешне утверждает для ребенка его автономность, сохраняя при этом бессознательную уверенность в том, что оно усилит внимание к нему родителей, в котором он все еще нуждается. Черты оппозиционности поведения могут быть следствием болезненной разлуки в раннем возрасте. Кроме того, расстройство может возникать также при сочетании высокой конституциональной способности ребенка к самоутверждению и эмоциональной незрелости родителей, которую они пытаются компенсировать авторитарностью по отношению к ребенку. В этом случае борьба ребенка за самостоятельность может стать устойчивой стратегией защиты от любого посягательства на его автономию. С точки зрения поведенческой теории оппозиционное расстройство является привычным ответом на указания родителей, средством контроля родительского поведения по отношению к себе. Оппозиционно-вызывающее расстройство может быть диагностировано после 3 лет, но обычно обращает на себя внимание в начальной школе. Ребенок использует непрямые средства для демонстрации собственной агрессивности. По сравнению с другими расстройствами социального поведения, в этом случае ребенку менее свойственна импульсивность или склонность нарушать права окружающих. Качественное своеобразие определяется преобладанием пассивно-агрессивных черт личности. Агрессия адресована преимущественно родителям и учителям. Обращенные к себе дисциплинарные требования ребенок считает неправомерными, несправедливыми. Дети с оппозиционно-вызывающим расстройством обычно неряшливы, несобранны, забывчивы. На попытки родителей усилить их организованность отвечают вспышками раздражения. Характерной чертой является склонность спорить со старшими. Причем ребенок готов пожертвовать привилегиями, лишь бы остаться победителем. Оппозиционное поведение может перемежаться с чрезмерной покладистостью. Трудности обучения таких детей связаны с низким прилежанием и отказом от помощи. Плохая успеваемость в школе часто сопряжена со сниженной самооценкой, хотя чувства вины ребенок не испытывает, проецируя ее на окружающих. Состояние стресса переживают скорее родители и учителя, чем сам школьник. У ребенка часто нет друзей. Он неудовлетворен отношениями с окружающими. Поведенческие отклонения проявляются в основном при взаимодействии с хорошо знакомыми людьми и малозаметны в первой беседе. Более злокачественное, чем оппозиционно-вызывающее расстройство, нарушение поведения с выраженной разрушительностью чаще начинается до 10 лет. Его проявляют около 10% мальчиков и 5% девочек. Легкое расстройство со временем может пройти, но более серьезные формы проявляются и во взрослой жизни. Они могут вылиться в многообразные психологические проблемы личности. При несоциализированном расстройстве поведения отсутствует интеграция в группе сверстников. Ребенок изолирован от них, отвергаем и непопулярен среди других детей. У него отсутствуют близкие друзья. Типичное поведение включает в себя хулиганство, чрезмерную драчливость и (у более старших детей) вымогательство или нападение с насилием. Наблюдается также чрезмерное непослушание, грубость, индивидуализм и сопротивление авторитетам. Характерны тяжелые вспышки гнева и неконтролируемой ярости, разрушения имущества, поджоги и жестокость по отношению к детям и животным. Расстройство может в основном проявляться в школе. При социализированном расстройстве поведения наблюдается групповая делинквентность. Правонарушения, воровство, прогулы школы совершаются сплоченной группой сверстников. Обычно имеется тенденция к плохим взаимоотношениям со взрослыми, представителями власти. У многих подобных подростков конформность выражена с детства. Здесь большую роль играют слабость и неустойчивость волевой сферы, приводящая к слепому копированию стиля поведения окружающих. При этом выбирается наиболее легкий путь, не требующий усилий. В младенческом возрасте и раннем детстве обычны теплые отношения с матерью. Проблемное поведение проявляется преимущественно в антисоциальной среде вне дома. По отношению к компании сверстников лояльны: не порицают и не доносят на них. Основная цель подобных компаний — поиск примитивных удовольствий и развлечений. С отдельными взрослыми могут поддерживать доверительные отношения. Родители обычно знают о роли антисоциальной группы в поведении ребенка и сожалеют о его привязанности к ней. Течение расстройства неблагоприятно, по мере взросления повышается риск конфликта с законом, так как правонарушения становятся более серьезными. Наиболее тяжелым исходом расстройства поведения является формирование в подростковом возрасте диссоциального расстройства личности с последующим снижением адаптации. Date: 2015-11-13; view: 4000; Нарушение авторских прав |