Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Письменное задание. Упр. 1.Найдите в текстах глаголы





Упр. 1. Найдите в текстах глаголы. Определите их грамматическое значение (действие, состояние, отношение, проявление признака).

Назовите грамматические категории, характерные для этих глаголов. Есть ли среди грамматических категорий такие, которые характерны для именных частей речи?

 

1. Ночь. Четыре часа. Вы сидите на диване и слушаете, а он ходит и говорит монологи.

Он всегда говорит монологи. Речь его ритмична и текуча.

Иногда он останавливается, наливает себе стакан крепчайшего, чёрного, холодного чая, выпивает его залпом, как рюмку водки, лихорадочно глотает карамельку и снова говорит, говорит… Говорит о боге, о смерти, о том, что все моряки верят в бога, что, окружённые безднами, они всю жизнь ощущают близость смерти; еженощно созерцая звёзды, они становятся поэтами и мудрецами. Если б они могли выразить то, что они ощущают, когда где-нибудь в Индийском океане стоя на вахте под огромными звёздами, они затмили бы Шекспира и Канта…

(По Корнею Чуковскому)

 

2. Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, когда в небе уже высоко блещет бриллиантовое семизвездие Стожар, ещё раз пробежишь в сад. Шурша по сухой листве, как слепой, доберёшься до шалаша. Там на полянке немного светлее, а над головой белеет Млечный Путь.

– Это вы, барчук? – тихо окликает кто-то из темноты.

– Я. А вы не спите ещё, Николай?

– Нам нельзя-с спать. А, должно, уж поздно? Вон, кажись, пассажирский поезд идёт…

(По И. Бунину)

 

Упр. 2. Назовите основу, от которой образованы выделенные глагольные формы.

І. 1. А чёрное небо чертит огнистыми полосками падающие звёзды. Долго глядишь в его тёмно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывёт земля под ногами (И. Б.). 2. Так забудь же про свою тревогу, не грусти так шибко обо мне, не ходи так часто на дорогу в старомодном ветхом шушуне (С. Ес.). 3. Около строящейся купальни, под зелёными ветвями ивняка, барахтается в воде плотник Герасим (А. Ч.). 4. Рано утром, когда в дачном посёлке все ещё спали, на берег моря вышел человек с седеющими висками, с глубокими, но сияющими, как у ребёнка, глазами (В. Бианки). 5. Отбрасывая на снег лиловые тени, недвижно стоят в лесу деревья (С.-М.). 6. Вода, поднимаясь, выходила через прорубь, разливалась по берегам и замерзала (В. Кож.).

 

ІІ. 1. Пушкин перешагнул через хребет столетия, стал нашим современником, и Пушкин же – поэт будущего (Р. Гамзатов). 2. Уютно в комнате, увешанной коврами и обставленной книгами. 3. Но лошадь, доскакав до оврага, прежде ею не замеченного, вдруг кинулась в сторону, и Муромский не усидел (П.). 4. Я видел, как приходили крестьяне с вёдрами, оттыкали деревянный гвоздь, находившийся в конце колоды, подставляли ведро на большие каменные плиты под струю воды (Арс.). 5. По вокзалу и по платформе я пробежал бегом, надвинув на глаза шляпу и уткнув лицо в воротник пальто (И. Б.).

Упр. 3. В данных ниже глаголах определите основу инфинитива и основу настоящего (будущего) времени. Сравните их. Образуйте от каждой из них все возможные глагольные формы.

Отличать, отличить, предостерегать, предостеречь, бедствовать, чувствовать, зеленеть, мобилизовать, стлать, стареть, строить, строиться.

 

Упр. 4. Найдите в предложениях инфинитив. Выделите формообразующий суффикс. Определите синтаксическую функцию инфинитива в предложении.

1. И когда старшему шёл уже четвёртый десяток, младший всё ещё делал попытки перевоспитать и облагородить его (Корн. Чук.). 2. Старшего это очень задело. Он не мог уступить своего авторитета без боя и, чтобы снова покорить младшего, «огрел» его жестянкою по голове. Младший побрёл к отцу. Для чего? Очевидно, для того, чтобы пожаловаться (К. Чук.). 3. Как и всякий педагог по призванию, жаждущий облагородить себя и других, Чехов оптимистически верил в чудотворную власть педагогики (К. Чук.). 4. Наконец-то я могу произнести эти слова: могучая воля. Всё, что было сказано до сих пор, говорилось с единственной целью заявить наконец эту еретическую правду о Чехове и продемонстрировать её с такой наглядностью, чтобы даже несмышлёные поняли, что основой основ его личности была могучая, гениально упорная воля (К. Чук.). 5. Пешком ходить – долго жить (Посл.). Жизнь прожить – не поле перейти (Посл.). 7. Самый весёлый смех – это смеяться над теми, кто смеётся над тобой (В. Ключевский).

 

Упр. 5. Определите спряжение данных глаголов, образуйте формы 3 л. ед. и мн. ч настоящего или будущего времени.

Стлать, бороться, тащить, рассыпаться, плескаться, колебаться, зиждиться, чтить, держаться, дремать, клеить, веять, развеваться, молоть, колоть, догнать, мерить, обидеть, тереть, хотеть, заиндеветь, пороть.

 

Упр. 6. Проспрягайте данные глаголы. Какие явления наблюдаются при образовании личных форм?

Рыкать, печь, мыть, спать, кликать, метаться, стлать, полоскать, выздороветь, лучить, брызгать, махать, колыхать, мяукать, глодать.

 

Упр. 7. Расставьте ударения в инфинитивах. Правильность ответа проверьте по словарю-справочнику «Русское литературное произношение и ударение» под ред. Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова.

Баловаться, группировать, задать, заиндеветь, закупорить, заржаветь, икать, кашлянуть, нанять, наперчить, начать, начаться, нормировать, обезуметь, облегчить, осведомить, осведомиться, откупорить, плесневеть, поднять, понять, предвосхитить, прибыть, принудить, принять, предпринять, продать, ржаветь, соболезновать, суроветь, уведомить, формировать, ходатайствовать.

 

Упр. 8. Вставьте пропущенные буквы, объясните употребление личных окончаний глаголов.

 

1. Слышно, плещ…т лишь волна, и колыш…т повиликой тихо веющий зефир (Пушкин). 2. Сып…т, сып…т метель, как вчера на дорогу (Сим.). 3. Кле…т из картона всякие вещицы (Гоголь). 3. Плотник теш…т, работа его теш…т (Посл.). 5. Зари багряной полоса объемл…т ярко небеса (П.). 6. Мел…т она кофе – и не помн…т, что делает (Гонч.). 7. Вчера пожаловался: сердце кол…т (М. Г.). 8. Теплый ветер тихо ве…т (Фет). 9. Журчит во мраморе вода и кап…т хладными слезами, не умолкая никогда (П.). 10. Как аукне…ся, так и откликн…тся (Посл.). 11. Ненастной ночи мгла по небу стел…тся одеждою свинцовой (П.). 12. Слушает заяц: все ему каж…тся, будто кто-то шепч…тся сзади и крадется (Пришв.). 13. Где-то совсем близко плещ…тся река (Пауст.). 14. Словами, что листьями стел…ть, а стеблем в глаза кол…ть (Посл.). 15. Стихии больше не спор..т, не ссор…тся, не бор…тся. Расстроенные полчища туч унос…тся куда-то вдаль (Солоух.). 16. Освеженная рожь благодарно трепещ…т. Все живое суетится и меч…тся. Над камышом круж…тся темно-синие стрекозы (Солоух.).

 

 

Литература

Date: 2015-11-13; view: 527; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию