Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задания для самостоятельной работы. Задание 1. Прочитайте определения глагола как части речи из разных учебных пособий, сравните их
Задание 1. Прочитайте определения глагола как части речи из разных учебных пособий, сравните их. Дайте своё определение, используя структурно-семантическую классификацию частей речи. а) «Глагол – разряд слов, которые обозначают действие, состояние и т. д. как процесс и обладают категориями лица, времени, наклонения, вида, залога (все эти категории имеют отношение к выражению процесса), а также категориями числа и рода (в формах прошедшего времени единственного числа и в формах сослагательного наклонения единственного числа)» (Л. И. Рахамнова, В. Н. Суздальцева. – С. 392). б) «Глагол – это знаменательная часть речи, обозначающая процесс и выражающая это значение в грамматических категориях вида, залога, наклонения, времени, лица, числа (а в формах прошедшего времени и сослагательного наклонения – в формах рода)» (Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. Ч. II. – С. 80). в) «Глагол – это знаменательная часть речи со значением действия или состояния, выражающая эти значения с помощью категорий вида, залога, времени, лица, наклонения и выполняющая в предложении в основном функцию сказуемого» (Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. Современный русский язык. М., 1991. – С. 280).
Задание 2. Действие, состояние могут быть выражены и другими частями речи: существительными – сон, печаль, ходьба; прилагательными – сонный, печальный; предикативными наречиями – печально, радостно. Объясните различия в выражении действия, состояния именем существительным, прилагательным и глаголом, подкрепив ответ примерами.
Задание 3. Назовите грамматические категории, которые составляют специфику глагола как части речи. Назовите грамматические категории, которые свойственны не только глаголу, но и другим частям речи. Покажите это на примерах.
Задание 4. Почему глагол называют организующим центром предложения? (См. Современный русский язык. Под ред. П. А. Леканта. – М., 1999. – С. 233).
Задание 5. Каково общее число словоформ, входящих в парадигму глагола решать? Сравните парадигму глагола и парадигму существительного. Покажите это на примерах (Для ответа используйте материалы учебного пособия «Современный русский язык» / Под ред. П. А. Леканта. – С. 233).
Задание 6. Глагол имеет две формообразующие основы, используемые для образования глагольных форм: основу настоящего (будущего простого) времени и основу инфинитива. Образуйте все возможные глагольные формы от основы настоящего времени глагола строить. Какие глагольные формы образуются от основы инфинитива глагола рисовать?
Задание 7. Сравните несколько определений спряжения глагола из разных учебных пособий. Запомните одну из формулировок. а) «Термин «спряжение глагола» в лингвистике имеет 2 значения – широкое и узкое. Широкое значение: спряжением называется изменение глагола по лицам, числам, временам, наклонениям (а также по родам в прошедшем времени и сослагательном наклонении). Узкое: спряжение – это изменение глагола по лицам и числам» (Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – С. 85). б) «Спряжение -- изменение глагола по лицам, числам, временам, родам (в прошедшем времени и сослагательном наклонении) и наклонениям» (Русский язык. Энциклопедия. – М., 1979. – С. 325). в) «Спряжение – это изменение глагола по лицам, числам, временам, наклонениям и – в прошедшем времени и сослагательном наклонении – по родам. Спряжением называют также тип словоизменения глагола в настоящем или будущем простом времени, характеризующийся общностью гласных в составе личных окончаний (Краткая русская грамматика. Под ред. Н. Ю. Шведовой и В. В. Лопатина. – М., 1989. – С. 295 – 296).
Задание 8. Ниже даны глаголы, от которых не могут быть образованы все возможные спрягаемые формы, а также формы причастий и деепричастий. Такие глаголы называют недостаточными. Объясните неполноту парадигмы этих глаголов, используя «Краткую русскую грамматику». – С. 264). Холодать, лихорадить, подобать, недоставать, ветвиться, победить, чадить, чудить, таять, означать, очутиться, предшествовать, разойтись, убедить, ощутить, пылесосить (разг.).
Задание 9. В русском языке имеются группы изобилующих глаголов (их около 40), которые отличаются параллельными личными формами (брызжет – брызгает). Чаще всего параллельные образования различаются стилистически, однако наблюдаются различия в употреблении указанных образований по смыслу (Ср.: капает лекарство по капле; над нами не каплет). Установите различие данных ниже параллельных форм (по значению или по стилистической окраске). При выполнении задания используйте словарь: Л. К. Граудина, В. А. Ицкович, Л. П. Катлинская. Грамматическая правильность русской речи. – М., 1976. – С. 207 – 210. Брызжет – брызгает; движется – двигается; мечет – метает; мучусь – мучаюсь; мерят – меряют; выздоровею – выздоровлю; колышет – колыхает; полощет – полоскает; махает – машет; хлещет – хлестает; щиплю – щипаю; опротивлю – опротивею.
Задание 10. Изучите тему «Инфинитив глагола», обратите внимание на стилистические особенности этой формы. Для ответа используйте учебное пособие: И. Б. Голуб. Грамматическая стилистика современного русского языка. – М., 1989. – С. 133.
Задание 11. Одинаковая ли роль глагола в разных функциональных стилях? Ответ законспектируйте, используя учебное пособие: И. Б. Голуб. Грамматическая стилистика. – М., 1989. – С. 99 – 106.
Date: 2015-11-13; view: 649; Нарушение авторских прав |