Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания для самостоятельной работы. Задание 1. Сравните определения вида, данные в разных учебных пособиях





Задание 1. Сравните определения вида, данные в разных учебных пособиях. Дайте своё определение грамматической категории вида.

 

1. Категория вида – это способность глагола характеризовать, каким образом развивается действие во времени (безотносительно к моменту речи). Так, одни глаголы предсталяют действие как ограниченное в своём развитии каким-то пределом. Это глаголы совершенного вида. Другие – как процесс, не ограниченный никаким пределом. Это глаголы несовершенного вида (Л. И. Рахманова, В. Н. Суздальцева. Современный руский язык. – М., 1997. – С. 403.

 

2. Категория вида глагола – это несловоизменительная грамматическая категория, образуемая противопоставлеением глаголов со значением “ограниченное пределом целостное действие” и “неограниченное пределом целостное действие” (Краткая русская граммаитика / Под ред. Н. Ю. Шведовой и В. В. Лопатина. – М., 1989. – С. 265).

 

3. Вид – грамматическая (морфологическая) категория глагола, выражающаяся противопоставлением частных грамматических значений совершенного и несовершенного вида (Русский язык. Энциклопедия / Под ред. Ф. П. Филина. – М., 1979. – С. 40).

 

Задание 2. Иногда говорят, что совершенный вид имеет значение законченнности действия. Можно ли принять эту формулировку? Обоснуйте свой ответ примерами. Для ответа используйте: Современный русский язык / Под ред. П. А. Леканта. – М., 1989. – С. 237.

 

Задание 3. Прочитайте положение: “Некоторые исследователи приписывают совершенному виду значение целостности действия, т. е. полагают, что действие, обозначенное формой совершенного вида, осознаётся в единстве его начала, середины и конца” (Современный русский язык / Под ред П. А. Леканта. – С. 237). Подтвердите или опровергните эту формулировку.

 

Задание 4. Назовите грамматические средства формального выражения грамматической категории вида. Все ли глаголы имеют формальное выражение вида? Как устанавливаются видовые значения в случае отсутствия формальных выразителей вида?

Обоснуйте ответ примерами.

 

Задание 5. Некоторые глаголы не имеют видовой пары. Их называюти непарными (одновидовыми). Чем объясняется непарность таких глаголов? Для ответа используйте: Современный русский язык // Под ред. П. А. Леканта. – С. 238).

 

Задание 6. Как следует определять парность, если мы имеем дело с многозначным глаголом?

 

Задание 7. Кроме грамматической категории вида, в системе русского глагола выделяются лексико-грамматические разряды способов глагольного действия. Как связаны эти разряды глаголов с категорией вида? Назовите основные разряды значений, связанных со способом глагольного действия, подтвердив ответ примерами. Используйте учебные пособия, названные в списках учебной литературы.

Задание 8. Покажите, как отражается специфика совершенного и несовершенного вида в различных стилях. Ответ законспектируйте, используя учебное пособие: И. Б. Голуб. Грамматическая стилистика современного русского языка. – М., 1989. – С. 113 – 118.

 

Задание 9. Прочитайте следующие пары глаголов, которые в начале ХХ в. употреблялись только с -о-. Теперь наблюдаются колебания в их употреблении, сохраняется стилистическое размежевание. Варианты с -а- свойственны разговорной речи, варианты с -о- более употребительны в письменной, книжной и деловой речи. Подберите примеры из газет или из художественной литературы с этими глаголами. Можно выписать примеры из справочной литературы.

 

Запод о зривать – запод а зривать;

обеспок о ивать – обеспок а ивать;

обусл о вливать – обусл а вливать;

подыт о живать – подыт а живать;

приур о чивать – приур а чивать;

подзад о ривать – подзад а ривать;

сосредот о чивать – сосредот а чивать;

узак о нивать – узок а нивать;

уполном о чивать – уполном а чивать;

удост о ивать – удост а ивать;

унав о живать – унов а живать*.

 

Date: 2015-11-13; view: 424; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию