Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задания для самостоятельной работы. Задание 1. Сравните определения вида, данные в разных учебных пособиях
Задание 1. Сравните определения вида, данные в разных учебных пособиях. Дайте своё определение грамматической категории вида.
1. Категория вида – это способность глагола характеризовать, каким образом развивается действие во времени (безотносительно к моменту речи). Так, одни глаголы предсталяют действие как ограниченное в своём развитии каким-то пределом. Это глаголы совершенного вида. Другие – как процесс, не ограниченный никаким пределом. Это глаголы несовершенного вида (Л. И. Рахманова, В. Н. Суздальцева. Современный руский язык. – М., 1997. – С. 403.
2. Категория вида глагола – это несловоизменительная грамматическая категория, образуемая противопоставлеением глаголов со значением “ограниченное пределом целостное действие” и “неограниченное пределом целостное действие” (Краткая русская граммаитика / Под ред. Н. Ю. Шведовой и В. В. Лопатина. – М., 1989. – С. 265).
3. Вид – грамматическая (морфологическая) категория глагола, выражающаяся противопоставлением частных грамматических значений совершенного и несовершенного вида (Русский язык. Энциклопедия / Под ред. Ф. П. Филина. – М., 1979. – С. 40).
Задание 2. Иногда говорят, что совершенный вид имеет значение законченнности действия. Можно ли принять эту формулировку? Обоснуйте свой ответ примерами. Для ответа используйте: Современный русский язык / Под ред. П. А. Леканта. – М., 1989. – С. 237.
Задание 3. Прочитайте положение: “Некоторые исследователи приписывают совершенному виду значение целостности действия, т. е. полагают, что действие, обозначенное формой совершенного вида, осознаётся в единстве его начала, середины и конца” (Современный русский язык / Под ред П. А. Леканта. – С. 237). Подтвердите или опровергните эту формулировку.
Задание 4. Назовите грамматические средства формального выражения грамматической категории вида. Все ли глаголы имеют формальное выражение вида? Как устанавливаются видовые значения в случае отсутствия формальных выразителей вида? Обоснуйте ответ примерами.
Задание 5. Некоторые глаголы не имеют видовой пары. Их называюти непарными (одновидовыми). Чем объясняется непарность таких глаголов? Для ответа используйте: Современный русский язык // Под ред. П. А. Леканта. – С. 238).
Задание 6. Как следует определять парность, если мы имеем дело с многозначным глаголом?
Задание 7. Кроме грамматической категории вида, в системе русского глагола выделяются лексико-грамматические разряды способов глагольного действия. Как связаны эти разряды глаголов с категорией вида? Назовите основные разряды значений, связанных со способом глагольного действия, подтвердив ответ примерами. Используйте учебные пособия, названные в списках учебной литературы. Задание 8. Покажите, как отражается специфика совершенного и несовершенного вида в различных стилях. Ответ законспектируйте, используя учебное пособие: И. Б. Голуб. Грамматическая стилистика современного русского языка. – М., 1989. – С. 113 – 118.
Задание 9. Прочитайте следующие пары глаголов, которые в начале ХХ в. употреблялись только с -о-. Теперь наблюдаются колебания в их употреблении, сохраняется стилистическое размежевание. Варианты с -а- свойственны разговорной речи, варианты с -о- более употребительны в письменной, книжной и деловой речи. Подберите примеры из газет или из художественной литературы с этими глаголами. Можно выписать примеры из справочной литературы.
Запод о зривать – запод а зривать; обеспок о ивать – обеспок а ивать; обусл о вливать – обусл а вливать; подыт о живать – подыт а живать; приур о чивать – приур а чивать; подзад о ривать – подзад а ривать; сосредот о чивать – сосредот а чивать; узак о нивать – узок а нивать; уполном о чивать – уполном а чивать; удост о ивать – удост а ивать; унав о живать – унов а живать*.
Date: 2015-11-13; view: 471; Нарушение авторских прав |