Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сновные понятия синтаксиса





 

Основным грамматическим понятием является понятие грам- 1атической формы. Грамматическая форма — это един­ство грамматического средства и того содержания, которое этим средством выражается. Основная синтаксическая единица — предложение. Учение о предложении — это учение о синтаксических формах.

§ 82. СИНТАКСИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СВЯЗИ СЛОВ

Слова в предложении соединяются друг с другом на основе особых синтаксических форм связи. Грамматическое значение синтаксической формы связи — это те смысловые отношения, которые устанавливаются между соеди­няемыми словами. Грамматические средства свя­зи — это те средства, которые показывают, что два слова соеди­нены между собой для выражения определенных смысловых отношений. Например, в предложении Шел сильный снег при­лагательное сильный связано с существительным снег. Граммати­ческое значение этой связи — определительные отношения: при­лагательное сильный является определением к существительному снег. Грамматическое средство этой связи — соответствие рода, числа и падежа прилагательного роду, числу и падежу существи­тельного; прилагательное сильный должно быть употреблено в том же числе (единственное), роде (мужской) и падеже (имени­тельный), что и существительное снег.

§83. СИНТАКСИЧЕСКАЯ ФОРМА ПРЕДИКАТИВНОСТИ

Что общего у трех следующих структур: Смеркалось; Было душно; Надвигалась гроза? Чем они отличаются от структур интересную книгу, в лесу за городом? Общность трех первых структур — в форме предикативности, которой лишены две послед­ние структуры. Грамматическое значение преди­кативности — наклонение и время. В первых трех конструк­циях выражено изъявительное наклонение и прошедшее время. Основное средство выражения предикативности — морфологи­ческие глагольные формы наклонения и времени.

Назовем всякую упорядоченную на основе синтаксической формы связи последовательность слов синтаксической конструкцией. Синтаксическая конструкция с формой предикативности является предикативной конструкцией. Форма предикативности может быть заключена в одном слове: Смер­калось; Вечереет; Штормит. Такое слово также является преди­кативной конструкцией.

Следовательно, из-за сильных морозов — синтаксическая кон­струкция, которая не является предикативной конструкцией; Из-за сильных морозов лыжные соревнования отменили — синтаксическая предикативная конструкция; сильных лыжные — бессмысленный набор слов, не являющийся ни синтаксической, ни предикативной конструкцией, потому что в этом наборе нет ни формы синтаксической связи слов, ни формы предикативности.

§ 84. ИНТОНАЦИОННАЯ ОФОРМЛЕННОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Одна или несколько предикативных конструкций, особым об­разом интонационно оформленных, являются предложением. Какая интонация оформляет предложение? Интонация может либо разъединять предикативные конструкции, либо соединять их. Ученики начальных классов без труда способны определить, что текст Начались зимние каникулы! Какое это прекрасное время! Можно вдоволь накататься на лыжах, на коньках состоит из трех предложений, где первые два произнесены с восклицатель­ной интонацией, а последнее с интонацией точки — с интонацией завершения. Интонация запятой (интонация незавершенности) в предложении Было холодно, но уходить из леса не хотелось показывает: две предикативные конструкции объединяются в одно целое. Итак, различаются интонации разделительная (интонация точки и подобные ей) и соединительная (интонация запятой и подобные ей).

Предикативная конструкция, одна или несколько, оформлен­ная разъединительной интонацией, является предложением.

§ 85. ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Предложение, состоящее из одной предикативной конструк­ции, называется простым. Предложение, состоящее из двух и более предикативных конструкций, связанных между собой объединяющей интонацией, называется сложным.

В сложном предложении, кроме форм синтаксической связи и предикативности, в действие вступает еще один круг форм — формы сложного предложения. Грамматическим значением этой формы являются те смысловые отношения, которые устанавли­ваются между предикативными конструкциями. Грамматическим средством формы союзного сложного предложения являются союзы и союзные слова, своим значением выражающие нужные отношения. Например, причинный союз потому что — это грамма­тическое средство, которое формирует союзное предложение с при­чинными отношениями: Конькобежные соревнования не состоя­лись, потому что из-за резкого потепления лед испортился.


Разделы о простом и сложном предложении являются глав­ными разделами синтаксиса.

{ 86. ПРЕДЛОЖЕНИЕ И МЫШЛЕНИЕ

Если фонетика, лексика, морфология как один из разделов грамматики изучают отдельные элементы языка, то в синтаксисе изучается та единица, ради создания которой существуют звуки с их обобщением в фонемы, слова и морфемы, формирующие словоформы. Эта единица, как сказано, предложение.

Основная функция языка — выражение мыслей. Именно в форме предложения получают языковое выражение относительно законченные, завершенные мысли. Говорить об относительной, а не полной законченности мысли в предложении необходимо потому, что обычно предложение выступает в определенном онтексте, т. е. в окружении других связанных с ним по смыслу редложений. Если предложение изолировать из контекста, то о смысловые связи с другими предложениями не всегда удут понятны. Например: Я выглянул в окно. На улице было асмурно. Если предложения этого текста изолировать друг от руга, то уже нельзя будет понять, что человек, названный тексте я, увидел в окно, что на улице пасмурно. Но тем не енее каждое предложение этого текста, взятое само по себе, редставляет вполне ясную отдельную мысль.

Мысли, заключенные в предложении, неисчислимо разнообраз-ы: это может быть и строгое философское суждение, и фантасти-еское предположение, и информация о повседневной жизни, и ногое другое. Но как бы разнообразны ни были наши мысли, се они оформляются в сознании человека и так или иначе вязаны с окружающим его миром. Все происходящее в мире азвивается во времени. Все происходящее в мире представлено сознании человека как реальное (изъявительное наклонение лагола) или ирреальное (повелительное или сослагательное аклонение глагола). Именно поэтому форма предикативности, значением которой является наклонение и время, является такой формой, которая определяет предложение как основную синтак­сическую единицу.

Методическое примечание. В школьном учебнике пред­ложение определяется на чисто смысловой, неграмматической, основе как конструкция, выражающая законченную мысль. И это правиль­но: нецелесообразно откладывать знакомство с предложением до того, к будут изучены предикативные значения наклонения и времени, днако один формальный признак предложения — интонационную раз-ельность его в тексте — учащиеся начальных классов вполне могут воить и, что важно, услышать. Можно и нужно научить на материале ражненин различать интонацию точки и интонацию запятой.

87. МОДАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Форма предикативности, формы связи слов в простом пред­ложении и предикативных конструкций в сложном — основ­ные формы предложения. Существуют и другие формы, определяющие синтаксическое значение предложения. Одни из них действуют только в простом или только в сложном предложе­нии, другие охватывают и простое, и сложное предложение. Прежде всего должны быть рассмотрены общие и для простого, и для сложного предложения формы. К ним принадлежат формы, различающие предложения: 1) по их целеустановке и 2) по эмоциональной окраске.

Прежде чем познакомиться с целеустановкой предложения и его эмоциональной окрашенностью, следует определить, к какому кругу значений они относятся.

В каждом предложении что-то сообщается, и в каждом пред­ложении так или иначе представлено отношение говорящего (пишущего) к сообщаемому. Ни одно предложение не говорится просто так, сообщение всегда делается для чего-то. Простейшее предложение Идет дождь может быть сказано для того, чтобы обратить на этот факт внимание окружающих, если они об этом не знают, чтобы побудить кого-то соответствующим образом одеться и т. д. и т. п. То значение предложения, которое пере­дает отношение говорящего к сообщаемому, называется м о-д а л ь н ы м.

Модальные значения разнообразны по способам выражения, которые могут быть как грамматическими, так и неграмматически­ми. Ц е л е у с т а н о в к а и эмоциональная окраска предложения принадлежат к модальным значениям, кото­рые выражаются грамматически — особыми синтаксическими формами.







Date: 2015-11-13; view: 401; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию