Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предлоги
Предлог как часть речи. Предлоги — это служебная часть речи, которая обладает отвлеченным лексическим значением и служит для связи имени существительного с другими словами в словосочетании или предложении, например: войти в дом, вход в музей, недалеко от дома, мы с другом. Вместо имени существительного в роли подчиненного слова могут быть местоименные существительные (крайний от меня), количественные числительные (прибавить к двум), субстантивированные части речи (Любите при сейчас, любите при всегда! (Вознес). С помощью предлогов могут передаваться различные отношения. Наиболее отчетливо выделяются объектные отношения (думать о друге, тосковать по дочери) и различные виды обстоятельственных отношений: временные (в пять часов, в среду, через неделю, на два дня, к понедельнику, между двумя и тремя часами); пространственные (жить в деревне, быть на родине, ехать к отцу, идти с завода, зайти за дом, пройти по улице, перейти через мост); причинные (не прийти из-за болезни, встретиться благодаря случайности, побелеть от страха); целевые (сделать для виду, сделать ради славы, подготовить к параду); уступительные (несмотря на погодные условия, вопреки предсказаниям); определительные (мотоцикл с коляской, платье в полоску, величиной с арбуз); совместности (поговорить с братом, поехать вместе с другом) и др. Большинство предлогов употребляется со строго определенной падежной формой и не может употребляться с другими, например: предлог к только с Д. падежом; до, от, для, у, за — с Р.; при — с П. и др. Некоторые предлоги употребляются с двумя падежами: за — с В. и Т. (за домом, за дом, за школу, за школой); на, в — с В. и П. (на двор, на дворе, в школу, в школе). Редко предлог управляет тремя падежами: с — может употребляться с Р., Т. и В. падежами (взять со стола, взять с собой, величиной с яблоко); по — с Д.; В. и П. падежами (идти по Лесу, ходить по грибы, приехать по весне). Методическое примечание. Поскольку предлог является важным средством в определении падежей, учителю надо четко самому знать и показывать это ученикам 4-го класса, как с помощью предлога можно определить падеж. Для этого надо особенно хорошо помнить те предлоги, которые употребляются только с одним или преимущественно с одним падежом. Например, только с Р. падежом употребляются предлоги без, для, до. из. из-за, из-под, среди, от, у, около, близ, возле, а также предлоги в течение, в продолжение. Предлог с не может быть разграничителем Р. падежа, поскольку он (предлог) употребляется также с В. и Т. падежами. Только с Д. падежом употребляется предлог к; можно говорить и о предлоге по, который преимущественно употребляется также с Д. падежом. Случаи его употребления с существительным в П. падеже (По ком звонит колокол?) крайне редки и не характерны для языка младших школьников. Только с В. падежом употребляются предлоги про и через. Предлоги в. на, за, с(со), о(об) употребляются не только с В., но и с другими падежами. Поэтому невозможно только по данным предлогам определить падеж существительного. Творительный падеж не имеет предлога, характерного только для этого падежа. Все предлоги, употребляющиеся с другими падежами: с, за, под, между, употребляются и с Т. падежом. Показателем П. падежа является предлог при. Предлог тесно связан не только с зависимым словом в словосочетании, но и с главным: нередко с помощью предлога разграничиваются оттенки значения главного слова, например: состоять из (вещество состоит из мелких частиц) и состоять в (состоять в членах клуба). Главное слово может определять значение предлога: прийти в библиотеку и превратить в библиотеку. В первом случае предлог вместе с падежной формой имеет значение места, во втором — объектное значение. Независимо от выражаемых смысловых отношений некоторые слова требуют определенного предлога в силу своих сочетаемостных свойств (предисловие к скучать по зависеть от...). Однако для русского языка характерна также и зависимость предлога от формальных показателей главного слова, в частности от глагольной приставки: въехать во двор, наехать на камень, заехать за ограду, отъехать от станции, съехать с дороги и т. п. Ср., однако: перейти через дорогу, заехать на тротуар и т. п. Русские предлоги обычно стоят перед существительным (или перед прилагательным, если существительное имеет при себе согласованное определение). Очень редко предлоги могут стоять в постпозиции, например: рассудку вопреки, чего ради. Структура предлогов. В зависимости от структуры все предлоги делятся на первообразные (непроизводные) и производные (н е п е р в о о б р а з н ы е). В группу первообразных входят наиболее древние предлоги, которые с точки зрения современного языка нельзя связать по происхождению с какой-нибудь частью речи. Количество таких предлогов невелико: без(безо), в(во), до, для, за, из(изо), к(ко), на, над(надо), о, об(обо), от(ото), по, под(подо), пред (предо), перед (передо), при, про, с (со), у, через (чрез). Предлоги из-за, из-под, по-за, по-над образованы сложением двух простых предлогов и называются двойными или составными. Производные предлоги имеют мотивированные отношения с существительными, наречиями и деепричастиями. По характеру соотнесенности их можно разделить на несколько групп: отыменные: в течение, в продолжение, по мере, в ходе, в целях и др.; наречные: близ, вдоль, навстречу, напротив, вблизи; отглагольные: благодаря, включая, спустя. В ряде случаев в современном языке эти слова выступают и в роли предлога, и в роли знаменательных слов: Посмотрел вокруг — все белым-бело.— Вокруг меня собралась толпа; Он ^ушелГ благодаря нас за ночлег.— Благодаря своей дисципли-нироваТшосТи^дн' сумел закончить диссертацию раньше срока. Методическое примечание. Чтобы отличить знаменательную часть речи от предлога, надо подобрать синонимы к ним: Нас предупредили накануне (= только что, недавно — наречие).— Нас предупредили накануне^жзамена (= перед экзаменом — предлог); Во время войны я работал на заводе (= в войну — предлог).— В последнее время завод достиг успехов (= в последний период — существительное).— Он вернулся спустя неделю (= через — предлог). По морфологическому составу производные предлоги делятся на простые, состоящие из одного слова, например: вокруг, около, благодаря, вследствие, исоставные, состоящие из падежной формы существительного с предшествующим ему первообразным предлогом: в течение, в продолжение, за исключением, в ходе, по пути, во время. В последнее время все активнее стали развиваться сложные предлоги, представляющие собой объединение падежной формы имени существительного с предшествующим и последующим простыми первообразными предлогами: в связи с, в зависимости от, по пути к, по направлению к, ср.: Мы пошли к лесу.— Мы пошли по направлению к лесу. Сложные предлоги характерны для официально-делового, научного и публицистического стилей, хотя в последнее время стали проникать и в разговорную речь, создавая нежелательные оттенки канцеляризма: в деле по распространению русского языка и т. п. Первообразные предлоги в основном имеют нейтральную стилистическую окраску. Только некоторые из них имеют оттенок возвышенности: средь, чрез, пред, предо. Некоторые первообразные предлоги имеют оттенок разговорности: фильм про любовь, пошли по ягоды, ради детей. Методическое примечание. Учащиеся начальных классов знакомятся с первообразными предлогами уже в период обучения грамоте. Называя предлоги «маленькими словами», учитель обращает внимание детей на то, что эти слова пишутся отдельно от других слов. Это умение развивается практическим путем во 2-м классе (по системе 1—4). В 3-м классе при изучении приставок учитель сопоставляет предлоги и приставки, вновь обращает внимание детей на то, что предлоги пишутся отдельно и никогда не стоят перед глаголами. Затем при изучении имени существительного дети узнают, с какими падежами употребляются предлоги. Особенно много внимания отработке этого навыка уделяется в 4-м классе, когда изучается правописание падежных окончаний имен существительных и требуется по ряду признаков, в том числе и по предлогу, определить падеж существительного. Кроме того, правильное употребление предлогов — неотъемлемая часть культуры речи. Поэтому учитель должен внимательно следить за правильностью употребления предложно-падежных конструкций. Уже в первых классах следует обращать внимание на употребление предлогов из и с в конструкциях типа из Москвы, с Украины, с почты, из больницы, из школы и т. п. Кроме того, учителю надо добиться от учащихся правильного употребления предлогов с существительным при глаголе скучать. Следует говорить: скучать по маме, скучать о брате, но не *скучать за(!) мамой.
Союзы Союзы — это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения или для связи отдельных предложений в тексте. Едет с грамотой гонец И приехал наконец (П.); Дверь тихонько заскрипела, И в светлицу входит царь, Стороны той государь (П.); Приют наш мал, зато спокоен (Л.); Прежде песни тоска наша пела, а теперь наша радость поет (Л.-Кум.). По происхождению и словообразовательной структуре союзы делятся на первообразные и производные. Первообразные возникли давно, и их значение в современном языке не мотивировано. Это такие союзы, как: а, но, да, или, ни, зато, да митд. Производные союзы появились позднее. Большинство из них образовалось из местоимений, наречий или из предложно-местоименных, наречных и других сочетаний: прежде чем; хотя; вопреки; благодаря тому, что; до тех пор пока; ввиду того что; чтобы; где; что; как и др. В современном языке процесс образования союзов продолжается. Новые союзы образуются путем прибавления к уже имеющимся союзам конкретизирующих слов, например: и поэтому, и потому, и тогда, и тем самым, и стало быть, и сверх того, вследствие того что и др. По морфологическому составу союзы делятся на простые, состоящие из одного слова, и составные, представляющие собой объединение двух и более словесных элементов. Примеры простых союзов: а, но, и, ибо, чтобы, хотя и др. Составные союзы: так как, потому что, в то время как и др. Среди составных союзов выделяется группа двойных союзов: не только... но и, поскольку... постольку, чем... тем и др. Компоненты составных союзов могут следовать друг за другом, не допуская между ними никакого включения, и могут быть расчленены другими словами, как в двойных союзах не только... но и, не столько... сколько. В составных союзах местоименный элемент может быть выделен путем логического ударения. В этом случае пауза разделяет союз, что на письме обозначается запятой, которая ставится после местоименной части: благодаря тому что; оттого что; в связи с тем что; вследствие того что и др. Ср.: Видимо, эта мысль неоднократно занимала капитана, потому что он неоднократно возвращался к ней на полях других книг (Кав.); Я любил свои поездки потому, что оставался один (Пауст.). От двойных союзов нужно отличать союзы повторяющиеся, которые составляют вторую группу, например: то... то, не то... не то, или... или, и... и, ни... ни и т. д. По характеру синтаксических отношений, которые устанавливают союзы между связываемыми компонентами, союзы делятся на сочинительные и подчинительные. Сочинительные союзы объединяют компоненты на основе их равноправия, не указывая на зависимость одного от другого. Они объединяют или однородные члены предложения, или части сложносочиненного предложения. Подчинительные союзы объединяют неравноправные компоненты и указывают на зависимость одного из них от другого. Подчинительные союзы характерны для сложноподчиненного предложения, где присоединяемый ими компонент (придаточная часть) зависит от главной части, поясняет ее. В редких случаях подчинительные союзы встречаются в простом предложении. Это союз хотя, который может присоединять однородные члены: Погода теплая, хотя и ветреная, и сравнительные союзы, вводящие сравнительные обороты, или стоящие перед сказуемым: День теплее чем ночь; Лес стоит как в сказке. Союз как может употребляться в простом предложении в значении «в качестве», когда он стоит при приложении, например: Беседа как средство воспитания младших школьников широко используется учителями. Грамматические значения, отношения в каждой из этих групп зависят от качества конкретного союза и содержания соединяемых компонентов. Так, соединительные союзы и, да, ни... ни могут выражать соединительные отношен и я, т. е. такие, при которых объединяются два или несколько однородных компонентов: Дело под вечер, зимой, И морозец знатный (Н.); Проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка... (Кр) Такие союзы называются сочинительными соединительными. Разделительные отношения выражаются с помощью сочинительных разделительных союзов или... или, либо... либо, не то... не то, то... то, то ли... то ли. Эти союзы показывают, что связываемые ими компоненты или чередуются, или взаимоисключают друг друга: Что же вас гонит? Судьбы ли лишения, Зависть ли тайная. Злоба ль открытая? (Л.) Сочинительные противительные союзы а, но, да (в значении но) показывают, что связываемые части противопоставляются или сопоставляются: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается (Поел.). Градационные союзы не только... но и, не столько... сколько, не то чтобы... а, соединяя компоненты, выделяют последний, указывая на его особую важность. Например: Необходимо учитывать не только количество ошибок, но и их характер. Подчинительные союзы также выражают различные отношения зависимости: временные: когда, как только, пока, с тех пор как, до тех пор пока и др.; причинные: так как, потому что, ибо и др.; условные: если, коли, раз; целевые: чтобы, для того чтобы, лишь бы; уступительные: хотя, несмотря на то что; следствия: в результате чего, так что; сравнительные: как, словно, будто, точно, как будто, подобно тому как и др.; изъяснительные: что, как и др.
Некоторые союзы могут совмещать значения сочинительных и подчинительных союзов, например: Хоть видит око, да зуб неймет. Здесь союз хоть... да имеет противительно-уступительное значение. Союзы, как и другие слова, могут быть многозначными, например союз когда может выражать временные отношения и условные. Ср.: Когда Борис хитрить не перестанет, Давай народ искусно волновать (П.) — союз когда употреблен в условном значении; Когда по окопам прошла перекличка, Когда мы за чаем беседу вели, Порхнула хохлатая, серая птичка Над кромкой ничьей, одичалой земли (Сурк.) — союз когда имеет значение времени. Как и слова других частей речи, союзы имеют стилистическую окраску. Многие союзы нейтральны в стилистическом отношении, например: если, когда, что, как, или, и, но. Часть союзов свойственна только устной речи, в том числе и литературной разговорной: коль скоро, коль, раз, благо. Многие составные союзы принадлежат книжной речи, причем одинаково всем ее 6 Заказ «6 разновидностям: вследствие того что, ввиду того что, в силу того что, невзирая на то что и др. Методическое примечание. В начальных классах нет специальной темы «Союзы», но практически уже в самый начальный период обучения дети знакомятся с союзами а, и, но. Как и предлоги, их называют «маленькими словами». Важно уже в этот период обратить внимание детей на то, что союзы пишутся отдельно от других слов и перед а, но всегда ставится запятая. Во 2-м классе на уроках русского языка, особенно при выполнении творческих работ, дети широко пользуются сложноподчиненными предложениями с союзами когда, если, потому что, что. Здесь можно пропедевтически уже говорить учащимся, что перед этими словами надо ставить запятую. Более подробное знакомство с сочинительными союзами проводится в 4-м классе (по системе 1—4) при изучении однородных членов предложения. Учащимся сообщается, что однородные члены предложения могут быть соединены словами а, и, но, или. Здесь важно обращать внимание детей на различие интонации перед этими союзами (чисто практически) и закреплять навык постановки запятой перед союзами а, но. Можно обратить внимание детей на то, что перед одиночным союзом и запятая не ставится, а при повторении она обязательна. Date: 2015-11-13; view: 987; Нарушение авторских прав |