Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Синтаксические значения в словосочетании
Синтаксические значения формы словосочетания — это те смысловые отношения, которые устанавливаются между соединяемыми словами. Все многообразие таких смысловых отношений может быть обобщено в четыре следующих типа. 1. Объектные отношения. Объектными являются отношения, которые устанавливаются между словом со значением действия или состояния и словом, обозначающим предмет, охваченный данным действием или состоянием: читать книгу, гордиться успехами, осуждать преступника, занятия спортом, необходимость перестройки. 2. Определительные отношения. Определительными являются отношения, которые устанавливаются между словом со значением предмета и словом, называющим признак предмета: чистая скатерть, новый дом, наши соседи, дом отца, тетрадь для заметок. 3. Обстоятельственные отношения. Обстоятельственными являются отношения, которые устанавливаются между словом, обозначающим действие, и словом, называющим разного рода обстоятельства протекания действия (время, место, причину, условие и т. п.): пришел вовремя, уехал из города, не поехал из-за болезни. 4. Комплетивные отношения. Комплетивными являются такие отношения, которые устанавливаются между словами, одно из которых с необходимостью требует по смыслу другого. Например, словосочетание много людей означает людей в большом количестве, начал работать — показывает процесс работы в начальной стадии; слова много, начать и под. с необходимостью требуют указания соответственно на предмет, действие. Названные четыре типа синтаксических отношений могут выражаться разными средствами подчинительной связи. П о дчинительная связь в словосочетании с точки зрения средства ее выражения обобщается в три типа: согласование, управление, примыкание. § 93. СОГЛАСОВАНИЕ Согласование — это такая подчинительная связь, при которой главное слово требует, чтобы зависимое слово было поставлено в тех же (всех или некоторых) грамматических формах, в которых выступает главное слово. Поскольку при согласовании в словосочетаниях всегда есть имя существительное, то согласование осуществляется в формах, присущих существительному,— в формах рода, числа и падежа: ед. ч.. и р.. И. п. ел. ч.. м. р.. П п ед. ч .. м Р- Т. п больиюй^дом, в старом^парке, за обеденным столом.
Какое слово в словосочетаниях с согласованием является главным, а какое зависимым, определяется на грамматической основе. Главным является то слово, которое можно поставить в любой присущей ему форме, при этом всегда у зависимого слова окажутся соответствующие согласовательные формы, ср.: хороший учитель — хорошие учителя —о хорошем учителе. Зависимым является то слово, которое в данном словосочетании не может реализовать все присущие ему формы, а реализует лишь только те, которые диктует главное слово: невозможно, например, словосочетание ^хорошее учитель. В тех случаях, когда связью согласования объединяются два существительных, определить главное и зависимое слово на грамматической основе нельзя. Так, в словосочетании красавец-мужчина можно в каких угодно формах поставить существительное красавец и для него всегда окажется соответствующая форма существительного мужчина, и наоборот: красавцы-мужчины, о красавце-мужчине, красавцам-мужчинам и т. п. В словосочетаниях с согласованием, в которых нельзя на грамматической основе определить главное и зависимое слово, представлена особая разновидность согласования — взаимосогласование. При взаимосогласовании различать главное и зависимое слово можно только по смыслу. Если, например, считать, что слово, называющее более широкое понятие, является главным, а более узкое — зависимым, то в словосочетаниях с взаимосогласованием судно-рудовоз, юноша-студент, осетин-извозчик, красавец-мужчина главными являются первые по местоположению слова. На основе согласования чаще всего сочетаются существительное в роли главного слова и прилагательное, причастие, местоименное прилагательное в роли зависимых слов: высокий человек, увядший цветок, мой портфель. На основе взаимосогласования сочетаются существительные: словарь-справочник, грузовик-самосвал, город-герой. Согласование может быть полным и неполным. При полном согласовании согласуемые слова упо добляются во всех формах, при неполном — не во всех формах. Например, в словосочетании город Москва согласование происходит в формах числа и падежа, но нет согласования в роде. Особый случай неполного согласования представлен в словосоче таниях хорошая врач, молодая доцент, где женский род зави симого прилагательного показывает реальный пол (женский) лица, профессия, звание которого обозначаются существительным мужского рода. Такое рассогласование в роде возможно только в нестрогих сферах литературного языка, например в разговорной речи, в официально-деловой речи такие сочетания недопустимы; там правильным будет: хороший врач, молодой доцент, даже если речь идет о женщине. Основное грамматическое значение формы связи согласования — выражение определительных отношений. Согласование — связь чисто грамматическая. Это значит: можно ничего не знать о лексическом значении главного слова и знать только его грамматические показатели, чтобы точно сказать, в какую форму должно быть поставлено любое по своему лексическому значению зависимое слово. Например, все существительные мужского рода ед. числа в Т. падеже будут иметь при согласовании прилагательные в тех же формах: молодым лесом, скорым поездом и т. д. Согласование — связь необязательная, т. е. в предложении зависимое слово можно снять, не разрушив структуры предложения, ср.: Высокие ели стояли под снегом.— Ели стояли под снегом.
§ 94. УПРАВЛЕНИЕ Управление — это такая подчинительная связь, при которой для выражения определенных смысловых отношений главное слово требует постановки зависимого слова — существительного— в определенном падеже, с предлогом или без предлога: читать книгу, заниматься спортом, поехать в деревню. Главным словом при управлении является то, которое можно употребить в любых присущих ему формах, з а-висимое слово при управлении реализует только одну из падежных форм: читать (читаю, читал, читал бы, читай) книгу. Управление в отличие от согласования является л е к с и к о-г рамматической связью. При управлении выбор зависимого слова определяется не только грамматическими формами главного слова, но и его лексическим значением. Так, чтобы показать, что действие, названное глаголом, распространяется на определенный объект (объектные отношения), этот объект при одних глаголах должен быть выражен существитель- пи в В. падеже без предлога (видеть фильм), при других — в П. падеже с предлогом о (говорить о фильме). Управление может быть разных типов. В основе выделения типов управления лежат два признака: предсказуемость/непредсказуемость форм зависимого слова и обязательность/необязательность зависимого слова. Предсказуемост ь/н епредсказуемость форм зависимого слова. Если известны главное слово и тип смыслового отношения между главным и зависимым словом, то в одних случаях форма зависимого слова может быть точно предсказана, в других — точная предсказуемость неосуществима. Например, пусть дан глагол видеть, по отношению к которому должен быть указан объект (тип отношений — объектные). В этом случае форма зависимого существительного, называющего объект, точно предсказана: В. падеж без предлога (видеть дом, знакомого, фильм и т. д.). Пусть дан тот же глагол видеть, по отношению к которому должно быть указано место осуществления действия (тип отношений — обстоятельство места). В этом случае форма зависимого существительного предсказана быть не может: видеть (товарища) в парке, на стадионе, около школы и г. п. Чтобы определить, в какой форме должно быть употреблено существительное с обстоятельственным значением, мало знать тип отношений, нужны более конкретные сведения о месте действия и сведения о конкретном существительном, которое это место обозначает. Иногда совершенно одинаковые по своей природной сути места обозначаются разными формами существительных, ср.: жить в Крыму и на Чукотке, ехать на Украину и в Армению. Возможны случаи, когда предсказываются не одна, а две формы, одинаково пригодные для выражения заданного типа отношений, ср.: говорить о книге и говорить про книгу. Примеры подобного рода являются примерами вариантного предсказуемого управления. Возможны случаи, когда предсказуемость формы зависимого слова определяется приставкой главного слова, ср.: ехать в город, на пляж, за реку (форма зависимого слова непредсказуема), но наехать на изгородь, на гвоздь (всегда только на + -f- В. п., т. е. форма предсказуема). Обязательность/необязательность зависимого слова. Обязательным является такое управляемое слово, без обращения к которому нельзя истолковать лексическое значение главного слова. Глаголы видеть, читать, писать, делать и многие другие нельзя истолковать, не указав, что они (в отличие от глаголов расти, болеть и под.) обозначают не просто действие, а действие, распространяющееся на определенный объект. Роль обязательного управляемого слова хорошо видна на таком примере. Чтобы истолковать значение глагола продавать, необходимо указать: что, кому и за сколько (какую сумму) продают (продать холодильник соседу за пятьдесят рублей). Чтобы истолковать значение глагола отдать, необходимо указать: что и кому отдают (отдать холодильник соседу). Можно видеть, таким образом, что значение глагола продать отличается от значения глагола отдать только тем, что у глагола продать на один обязательный член больше. Можно сказать так: если отдают за определенную сумму, то это и значит продать. Как ясно из приведенных примеров, число обязательных управляемых слов у разных по значению главных слов различно. Еще несколько примеров. У глагола переехать два обязательных управляемых слова: переехать из города на дачу, у существительного переговоры три: переговоры Англии с Францией о торговле. В предложении могут употребляться не все управляемые слова. Например, у глагола награждать есть три обязательных управляемых слова: наградить солдата медалью за храбрость. Наряду с предложением, в котором употреблены все три управляемых слова (Генерал наградил солдата медалью за храбрость), возможны и такие предложения: Генерал наградил солдата; Гене-рал наградил солдата медалью; Генерал наградил солдата за храбрость. Необязательным является такое управляемое слово, которое не требуется для истолкования лексического значения главного слова. Например, обстоятельственное управляемое слово в словосочетании читать (книгу) в комнате (в библиотеке, в лесу) ничего не говорит о лексическом значении глагола читать. Возможность управления быть как обязательным, так и необязательным является важной особенностью, отличающей управление от согласования, которое бывает, как правило, необязательным. Различные комбинации признаков предсказуемость/непредсказуемость и обязательность/необязательность дают следующие типы управления: а) предсказуемое обязательное управле- б) предсказуемое необязательное управле- в) непредсказуемое обязательное управле- г) непредсказуемое необязательное управ- Зависимым словом в сочетаниях со связью управления может быть, как уже сказано, только существительное. В роли главного слова могут выступать: — глаголы: читать книгу, решать задачу, загорать на пляже; — глагольные формы (причастия и деепричастия): читая книгу, читавший книгу, загоревший на пляже; — имя существительное: решение задачи, полет космического гбля, стакан молока; — имя прилагательное: сердитый на сына, полный благородии, — наречие: наедине с природой. На основе связи управления могут оформляться в словосо-1 и и и следующие типы отношений: — объектные: рисовать картину, заниматься спортом, общение к искусству, обсуждение доклада; — определительные: книга для чтения, ботинки для пиджак из кожи, гнездо вороны; обстоятельственные: гулять в парке, спуститься с — комплетивные: один из нас, три дома. ПРИМЫКАНИЕ Примыкание — это такая подчинительная связь, при рой главное слово не вызывает у зависимого опреде-нных грамматических форм, поскольку зависимое слово является неизменяемым: быстро идти, очень хорошо. Главное слово при примыкании может быть изменяемым и неизменяемым. Если главное слово является изменяемым, то именно по этому признаку оно определяется как главное: быстро идти (идешь, шел, шел бы). Если оба слова являются неизменяемыми, то главным является то слово, которое в предложении может употребляться без зависимбго, а зависимым то, которое в предложении вне сочетания с главным не употребляется, ср.: Он учится очень хорошо, где хорошо — главное слово, потому что можно сказать: Он учится хорошо, а очень — зависимое, потому что нельзя сказать: *Он учится очень. Если при согласовании и управлении ведущую роль в установлении связи играют флексии зависимых слов, в первую очередь прилагательных и существительных, то связь примыкание формируется иными средствами, порядком слов и интонацией. В предложении Он научился быстро решать задачи наречие быстро зависит от инфинитива глагола решать, потому что располагается с ним контактно и интонационно примыкает к нему. Ср.: Он быстро научился решать задачи, где то же наречие осмысляется уже при глаголе научился. Связь примыкание может формироваться и на иной основе: если в предложении есть только одно слово, с которым сочетается зависимое слово, то оно и является показателем связи, ср.: Быстро ты сегодня вернулся с работы. Примыкание, как и управление, в отличие от согласования бывает обязательным и необязательным. Обязательным является примыкание, при котором главное слово своим лексическим значением предсказывает зависимое примыкающее слово. Например, глагол учиться предполагает обозначение того, чему учатся: учиться шить, говорить, писать и т. п., глагол повернуть предполагает обозначение того, куда поворачивают: повернуть направо. Между обязательным управ лением и обязательным примыканием существуют определен ные соответствия: часто обязательное зависимое слово может был, как управляемым, так и примыкаемым. Например: учиться (немецкому) языку — учиться говорить (по-немецки), продолжать учение — продолжать учиться. В роли главного слова в словосочетании с примыканием могут выступать: — глаголы: стремительно бежать, крепко спать, кончить говорить; — глагольные формы (причастия и деепричастия): стремительно бегая, стремительно бежавший, крепко уснув, крепко спавший, кончив говорить; — прилагательные: очень яркий, слишком глупый; — наречия: очень хорошо, невероятно глупо; — существительные: яйца всмятку, пальто нараспашку. Зависимыми словами при примыкании могут быть: — наречия: быстро решать, решительно поступить, сделать наспех, успеть вовремя; — прилагательное или наречие в форме сравнительной степени: бежать быстрее (лани), быть умнее (кого-нибудь); — деепричастия: говорить не умолкая, работать не уставая, — инфинитив глагола: кончил работать, перестал смеяться; — неизменяемое прилагательное: пальто реглан, цвет хаки. На основе связи примыкания формируются следующие отношения: — обстоятельственные: пришел вовремя, сейчас приду, остался там, ярко блестит, очень быстро; — определительные: пальто реглан, цвет беж; — комплетивные: стремился уехать, решил заниматься § 96. О РАЗЛИЧИЯХ В ПОНИМАНИИ СИНТАКСИЧЕСКИХ ФОРМ СВЯЗИ Следует подчеркнуть, что в понимании синтаксических форм связи нет и не было единства. Нельзя даже назвать одну наиболее авторитетную точку зрения на эту проблему. Это разнообразие взглядов непосредственно отражается и в вузовских, и в школь ных учебниках. Поэтому следует понять, как изложенная система типов подчинительной связи соотносится с другими. Традиционно в синтаксисе различается сильное и слабое управление. Согласно одной точке зре ния, сильным считается предсказуемое управление, слабым — непредсказуемое. Согласно другой точке зрения, сильным счита ется обязательное управление, слабым — необязательное. При таком подходе различаются сильное и слабое примыкание, поскольку примыкание, как и управление, может быть обязательным и необязательным. Нужно заметить, что в понимании признака обязательность/ необязательность зависимого компонента также нет единства. Так, например, в отличие от изложенной выше точки зрения обязательным считают не всякий член, необходимый для толкования значения главного слова, а только такой, который всегда сопровождает главное слово в предложении. Например, лексическое значение глагола пилить предполагает три члена: он распилил бревно пилой на три части, но сильно управляемым (т. е. обязательным) считается только член с объектным значением — бревно, все другие члены считаются слабоуправляемыми. Спорным является вопрос о разграничении управления и примыкания. Считается, что в словосочетаниях с обстоятельственными отношениями, в которых зависимое слово выражено предложно-падежной формой имени существительного, имеет место не связь управления, а связь примыкания. Тем самым выделяется особый тип примыкания — именное примыкание: гулять в парке, читать у окна, ждать около стадиона: Основанием для такого решения является убеждение в том, что в главном слове таких словосочетаний нет ничего, что предопределяло бы выбор формы зависимого слова, и поэтому такие формы рассматриваются как самостоятельно существующие. Их особенность в том, что они могут быть соединены со словами разных лексических значений: гулять в лесу, читать в лесу, встреча в лесу и т. д. Своеобразие того, что называют именным примыканием, сомнений не вызывает. В нашей системе типов связи это своеобразие показано так, что выделена особая разновидность управления — непредсказуемое, необязательное. § 97. СЛОЖНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ Синтаксические формы связи объединяют слова в пары. Те пары слов, в которых обнаруживает себя синтаксическая форма связи, являются простыми (или элементарными) словосочетаниями. Простые словосочетания в синтаксической конструкции объединяются в сложные. Для образования сложных словосочетаний не нужно никаких специальных синтаксических форм связи: все необходимое для объединения двух и более простых словосочетаний между собой уже заложено в форме этих простых словосочетаний. Поэтому всякое сложное словосочетание всегда можно разложить на составляющие его простые: читать интересную книгу в кресле у окна = читать книгу -f интересную книгу + читать в кресле + в кресле у окна. Сложные словосочетания бывают трех типов: с соподчинением; с последовательным подчинением; с соподчинением и последовательным подчинением одновременно. Сложным словосочетанием с соподчинен и-е м является такое, в котором одно главное слово имеет при себе несколько зависимых слов, находящихся по отношению к главному в разных смысловых отношениях: с дачи в город. В предложении зависимые соподчиненные члены находятся на одной ступени зависимости. Можно сказать, что соподчинен ные члены служат для развития предложения вширь. Среди словосочетаний с соподчинением особо выделяются такие словосочетания, в которых все соподчиненные главному слову зависимые слова являются обязательными. Главное слово со всеми обязательными зависимыми словами — это модель обязательных связей слова. Например, модель обязательного подчинения глагола переливать включает соподчиненные зависимые слова, указывающие, что, откуда и куда переливают:
переливать бензин из канистры в бак (машины); переливать
молоко из бидона в кастрюлю; переливать воду из ведра
в бочку; модель обязательного подчинения существительного соглашение включает соподчиненные слова, указывающие, кто, с кем и о чем согласился:
соглашение Венгрии с Анголой о сотрудничестве. Сложным словосочетанием с последова тельным подчинением является такое, в котором одно и то же слово является одновременно и главным и зависимым. Например, в словосочетании читать книгу о знаменитых путешественниках слово книгу является зависимым от глагола читать, но главным по отношению к слову о путешественниках; в свою очередь, это слово главное по отношению к прилагательному знаменитых. Еще примеры: В предложении последовательно подчиненные друг другу слова находятся на разных ступенях зависимости. Можно сказать, что они развивают предложение вглубь. Вполне обычны такие сложные словосочетания, в которых соподчинение и последовательное подчинение выступают одновременн о. Примеры таких сложных словосочетаний:
провести показательный урок для студентов в базовой школе;
отложить прогулку на лыжах в парке из-за непогоды;
быстро освоить новшГметоды строительства высотных зданий. Методическое примечание. В школьном учебнике формируются первые понятия о словосочетании (без введения самого термина «словосочетание»). Основное внимание обращается на смысл: на возможность выделить из предложения пары слов, связанных по смыслу, и на возможность установить эти пары с помощью вопросов от слова к слову. Вопросный метод при установлении словосочетания и направления зависимости в нем вполне надежен. Date: 2015-11-13; view: 2295; Нарушение авторских прав |