Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модальные виды предложения





Целеустановка предложения. Всякое предложе­ние говорится с определенной целью. В зависимости от тех целей, которые ставит говорящий, различаются: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

§ 88. ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Повествовательное предложение — это пред­ложение, в котором что-то сообщается. Способ выражения повествования — интонационный. Все простое предложение и последняя предикативная конструкция в сложном произносятся с интонацией точки — интонацией завершения: Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды (Г.); Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго (И. Т.).

 

§ 89. ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Вопросительное предложение — это предложе­ние, с помощью которого говорящий ставит целью узнать у собе-182 сединка нечто новое для себя. Вопрос может быть передан раз­ными способами:

— с помощью особой интонации, характерным признаком кото­рой является явное интонационное выделение слова, на которое вопрос направлен: Ты пойдёшь в кино? (ср. ответ: Да, пойду); В кино ты пойдешь? (ср. ответ: Да, в кино или: Нет, в театр);

[Родионов] Давно тут работаете? [Максим] Три года (В. Розов);

[Носова] Звали, Олег Петрович? [Олег Петрович] Звал (В. Ро­зов); «Есть здесь кто-нибудь?» — спросил женский голос^ (Ч.);

— с помощью вопросительных местоимений и наречий типа что, кто, какой, чем, сколько, где, куда, почему и под.: [Мамае­ва] Кто он такой, я желаю знать? (А. Остр.); [Лидия] Так зачем же, зачем же мне-то плакать? Зачем вы навязываете мне заботу? (А. Остр.); [Тараканов] Почему так ожесточаешься? Почему? (В. Розов); [Алексей Алексеевич] Инна, куда ты меня тащишь? (В. Розов);

— с помощью вопросительных частиц разве неужели (они всегда располагаются в начале предложения) и ли (эта частица стоит после того слова, на которое направлен вопрос): И разве я стал бы вас беспокоить, если бы не крайняя нужда? (Ч.); «Разве он не придет?.. Неужели тот сладкий миг не повторится более?» — стонет кузина (Ч.); Можно ли сквозь копченое стекло увидеть линию, соединяющую центры солнца и земли? (Ч.)

§ 90. ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Побудительное предложение — это предложение, с помощью которого говорящий побуждает собеседника к опре­деленным действиям. Главный способ выражения побуждения — повелительное наклонение глагола: Подай мне стакан, пожалуй­ста; Купи мне тетрадь; Алеша!; У тебя бас? Спой, пожалуйста! (Ю. Казаков); «Послушайте, отпустите меня»,—сказал он тоскливо (Ч.).

Особое побудительное значение выражается в предложениях с частицами пусть, да. В этом случае к выполнению действия побуждается не собеседник, а некоторые силы, иногда весьма неопределенные (при мольбе, заклинании): Пусть сильнее грянет буря! (М. Г.); Пусть всегда будет солнце!; Да будет мир во всем мире!; Да будет так!

§ 91. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОКРАСКОЙ

Всякое сообщаемое в предложении может получить субъектив­ную оценку говорящего. Говорящий может отнестись к высказан­ному или беспристрастно, или эмоционально: с радостью или огорчением, с удивлением, с иронией и т. п. Беспристрастное от­ношение к сообщаемому специально никак не выражается. Эмо­циональное отношение имеет специальное средство выражения — особую восклицательную интонацию. Ср.: Опять пошел дождь — где дается простая констатация факта, и Опять пошел дождь\ — где уже не просто сообщается о факте, а сообщается о таком факте, который вызывает неудовольствие говорящего (дожди на­доели, хочется, чтобы установилась солнечная погода).

Эмоциональную окрашенность могут получать любые по целе-установке предложения: Летом я буду отдыхать на Волге! Ты уже уходишь?! Выйди из класса!

Эмоциональная окраска особенно характерна для побудитель­ных предложений. На основе эмоциональной окрашенности/не­окрашенности могут различаться такие разновидности побудитель­ных предложений, как приказ: Посторонитесь!, просьба, совет: Посторонитесь, пожалуйста.

§ 92. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОКРАШЕННОСТЬ И ЦЕЛЕУСТАНОВКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

С помощью форм эмоциональной окрашенности возможно менять целеустановку предложения. Характерны два типа пере­мены целеустановки.

Вопросителы-ые предложения, получая эмоциональную окрашенность, могут становиться повествовательными, ср.: обыч­ный вопрос Что он об этом знает? (возможный ответ — Очень многое) и Что он об этом знает?! со значением: «он ничего об этом не знает».

Вопросительные предложения, получая эмоциональную окрас­ку, могут становиться побудительными: обращенное к ребенку предложение Зачем ты лезешь в лужу?! не требует объяснения мотивов поступка, а явно требует прекращения действия, по смыслу такое предложение аналогично предложению Не лезь в лужу!


Повествовательные и побудительные предложения, построен­ные на основе вопросительных предложений,называются рито­рическими вопросами.

Риторические вопросы первого типа характерны для языка художественной литературы, для публицистики: Кто не прокли­нал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? (П.); О наших недостатках, проблемах, злоупотреблениях, о байстве и краснобайстве читатель узнаёт, увы, не из литературных журналов, а из газет. Неужто миссию Гоголя взяли на себя газеты? (Вознес.)

Риторические вопросы второго типа широко распространены в разговорной речи: (в ситуации, когда смеяться нельзя) Как ты можешь смеяться?!; Что же ты делаешь?! (не делай этого); За­чем всем ехать?! (всем ехать не следует).

Методическое примечание. В школьном учебнике в одной системе даны повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Это неправильно: повествовательные и вопросительные предложения, с одной стороны, и восклицательные — с другой,— это разноплановые по модальному значению предложения. Следует обратить внимание учащихся на то, что повествовательные и вопросительные предложения могут быть одновременно восклицательными.







Date: 2015-11-13; view: 444; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию