Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Фольклорная природа квазинаучного мифотворчестваПредставители квазинаучной мифологии выдают свою деятельность за «высшую форму познания мира». Однако анализ квазинаучного мифотворчества показывает, что оно принципиально чуждо познавательному, субъект-объектному отношению к миру. Квазинаучное мифотворчество не нацелено на познавательное освоение мира. Оно определяется совершенно иными целевыми ориентирами — ценностными факторами, функционирующими в системе субъект-субъектных отношений, межличностного общения, в конфигурациях повседневного взаимодействия людей и др. Другими словами, квазинаучное мифотворчество вовсе не является разновидностью познавательной (пусть даже вне (до) научной) деятельности. Оно представляет собой некий вид духовного освоения мира, в котором познавательный момент носит вторичный, антуражный характер. К какой же в таком случае сфере духовной деятельности следует относить квазинаучного мифологического кентавра? Для ответа на этот вопрос следует обратиться к истории духовной культуры и попытаться выявить в ней протоформы современных квазинаучных мифологем. Это оказывается возможным. И приводит к несколько неожиданным, на первый взгляд, результатам: современные квазинаучные мифологемы обнаруживают ШЗШ ЧАСТЬ ДЕВЯТАЯ. НАУКА О МИФЕ В НАЧАЛЕ XXI В. идейное, структурное и генетическое родство с таким жанром устной народной несказочной прозы, как быличка. Былинки — это устные народные рассказы (воспоминания, ме-мораты) о якобы имевших место в действительности встречах человека со всевозможными сверхъестественными существами, главным образом из пантеона «низшей мифологии» (домовой, банник, кикимора, водяной, русалка и др.), или с людьми, обладающими сверхъестественными способностями, надчеловеческой силой (ведьмы, колдуны); это также истории о привидениях, оборотнях, вампирах, о невероятных находках, кладах и т.п. Такие встречи и находки могут быть как опасными, губительными, так и, наоборот, благодатными, спасительными для их героя. В основе быличек лежит установка на полную достоверность фантастических событий, сверхъестественное представлено в них как подлинное и реально существующее вне человека и наряду с ним. Слишком велико структурное, сюжетное сходство быличек и квазинаучных мифологем и незначительна мера их различий, порожденных культурно-исторической дистанцией, для того чтобы не высказать предположение о том, что именно та фольклорная сюжетообразующая (возможно, архетипическая) структура, которая заложена в быличке, послужила основой для возникновения форм современного квазинаучного мифотворчества. Такая фольклорная сюжетообразующая основа, в свое время непосредственно проявившая себя в жанре былички, в своем дальнейшем историческом развитии претерпела множественные метаморфозы и, впитав в себя элементы научной картины мира, ценности и установки рационалистического мировосприятия, образы популярной научной фантастики, философские представления об универсуме, трансформировались в жанр квазинаучного мифотворчестра. Таким образом, быличка как жанр фольклора является прото-формой многих современных квазинаучных мифологем. Поэтому квазинаучное мифотворчество является не познавательным, а ценностно-эстетическим феноменом, выражает эмоционально-эстетические состояния субъекта. Значит, результаты квазинаучного мифотворчества — квазинаучные мифологемы — должны интерпретироваться не в системе категорий «истинно—ложно», а в принципиально иной плоскости: через оценку меры их поэтичности. Следует отказаться от представления, что в условиях техногенной цивилизации фольклорное творчество — удел узких слоев ГЛАВА 25. МИФОТВОРЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ШЯШ населения, тяготеющих к крестьянско-патриархальным традициям. Любая культура, и соответствующее ей сознание, множественна и целостна одновременно. В любой культуре, в том числе и современной, существуют разные качественно своеобразные уровни, слои, пласты. В любую эпоху все индивиды, вовлеченные в систему воспроизводства и развития культуры, в своем сознании содержат компоненты всех имеющихся в данной культуре уровней, слоев, пластов. В полной мере это относится и к фольклору, к пластам народных верований, мифопоэтических образов, предрассудков и пр. Пласты фольклорного сознания не чужды и образованным слоям общества, ученым, прошедшим выучку, тренинг в системе научно-рационального, познавательного освоения мира. Фольклорное сознание по самой своей природе способно катализировать интеграционные процессы в системе духовной культуры, торить новые пути, устанавливать новые связи между различными формами сознания и тем самым способствовать возникновению новых формообразований культуры, в том числе и таких «диковинных», как квазинаучный мифологический кентавр. Итак, будем наслаждаться художественной образностью рассказов об НЛО, о снежном человеке, лох-несском чудовище и Бермудском треугольнике. Но не следует спешить снаряжать экспедиции для их исследования. То, что все такие экспедиции до сих пор оказывались безрезультатными, вовсе не случайно, иначе быть и не могло...
|