Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фольклорная природа квазинаучного мифотворчества





Представители квазинаучной мифологии выдают свою дея­тельность за «высшую форму познания мира». Однако анализ ква­зинаучного мифотворчества показывает, что оно принципиально чуждо познавательному, субъект-объектному отношению к миру. Квазинаучное мифотворчество не нацелено на познавательное освоение мира. Оно определяется совершенно иными целевыми ориентирами — ценностными факторами, функционирующими в системе субъект-субъектных отношений, межличностного обще­ния, в конфигурациях повседневного взаимодействия людей и др. Другими словами, квазинаучное мифотворчество вовсе не явля­ется разновидностью познавательной (пусть даже вне (до) научной) деятельности. Оно представляет собой некий вид духовного осво­ения мира, в котором познавательный момент носит вторичный, антуражный характер. К какой же в таком случае сфере духовной деятельности следует относить квазинаучного мифологического кентавра?

Для ответа на этот вопрос следует обратиться к истории ду­ховной культуры и попытаться выявить в ней протоформы совре­менных квазинаучных мифологем. Это оказывается возможным. И приводит к несколько неожиданным, на первый взгляд, резуль­татам: современные квазинаучные мифологемы обнаруживают


ШЗШ ЧАСТЬ ДЕВЯТАЯ. НАУКА О МИФЕ В НАЧАЛЕ XXI В.

идейное, структурное и генетическое родство с таким жанром уст­ной народной несказочной прозы, как быличка.

Былинки — это устные народные рассказы (воспоминания, ме-мораты) о якобы имевших место в действительности встречах чело­века со всевозможными сверхъестественными существами, главным образом из пантеона «низшей мифологии» (домовой, банник, кики­мора, водяной, русалка и др.), или с людьми, обладающими сверхъ­естественными способностями, надчеловеческой силой (ведьмы, кол­дуны); это также истории о привидениях, оборотнях, вампирах, о невероятных находках, кладах и т.п. Такие встречи и находки мо­гут быть как опасными, губительными, так и, наоборот, благодатны­ми, спасительными для их героя. В основе быличек лежит установка на полную достоверность фантастических событий, сверхъестествен­ное представлено в них как подлинное и реально существующее вне человека и наряду с ним.

Слишком велико структурное, сюжетное сходство быличек и квазинаучных мифологем и незначительна мера их различий, по­рожденных культурно-исторической дистанцией, для того чтобы не высказать предположение о том, что именно та фольклорная сюжетообразующая (возможно, архетипическая) структура, кото­рая заложена в быличке, послужила основой для возникновения форм современного квазинаучного мифотворчества. Такая фольк­лорная сюжетообразующая основа, в свое время непосредственно проявившая себя в жанре былички, в своем дальнейшем историче­ском развитии претерпела множественные метаморфозы и, впитав в себя элементы научной картины мира, ценности и установки ра­ционалистического мировосприятия, образы популярной научной фантастики, философские представления об универсуме, трансфор­мировались в жанр квазинаучного мифотворчестра.

Таким образом, быличка как жанр фольклора является прото-формой многих современных квазинаучных мифологем. Поэтому квазинаучное мифотворчество является не познавательным, а цен­ностно-эстетическим феноменом, выражает эмоционально-эсте­тические состояния субъекта. Значит, результаты квазинаучного мифотворчества — квазинаучные мифологемы — должны интер­претироваться не в системе категорий «истинно—ложно», а в принципиально иной плоскости: через оценку меры их поэтич­ности.

Следует отказаться от представления, что в условиях техно­генной цивилизации фольклорное творчество — удел узких слоев


ГЛАВА 25. МИФОТВОРЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ШЯШ

населения, тяготеющих к крестьянско-патриархальным традици­ям. Любая культура, и соответствующее ей сознание, множествен­на и целостна одновременно. В любой культуре, в том числе и со­временной, существуют разные качественно своеобразные уровни, слои, пласты. В любую эпоху все индивиды, вовлеченные в систему воспроизводства и развития культуры, в своем созна­нии содержат компоненты всех имеющихся в данной культуре уровней, слоев, пластов. В полной мере это относится и к фолькло­ру, к пластам народных верований, мифопоэтических образов, предрассудков и пр. Пласты фольклорного сознания не чужды и об­разованным слоям общества, ученым, прошедшим выучку, тренинг в системе научно-рационального, познавательного освоения мира. Фольклорное сознание по самой своей природе способно катали­зировать интеграционные процессы в системе духовной культуры, торить новые пути, устанавливать новые связи между различными формами сознания и тем самым способствовать возникновению новых формообразований культуры, в том числе и таких «дико­винных», как квазинаучный мифологический кентавр.

Итак, будем наслаждаться художественной образностью рас­сказов об НЛО, о снежном человеке, лох-несском чудовище и Бер­мудском треугольнике. Но не следует спешить снаряжать экспе­диции для их исследования. То, что все такие экспедиции до сих пор оказывались безрезультатными, вовсе не случайно, иначе быть и не могло...

Date: 2015-11-13; view: 311; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию