Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ремифологизация отечественной духовной культуры
История культуры знает немало периодов ремифологизации сознания. На рубеже XX—XXI вв. всплеск мистицизма переживает отечественная духовная культура. Радикальные социально-экономические преобразования в нашей стране конца XX в. привели к противоречивым изменениям в системе духовной культуры. Со второй половины 1980-х гг. в нашу повседневную жизнь вошли казавшиеся давно исчезнувшими языческие суеверия, оккультизм, магия, спиритизм, колдовство и пр. Эти явления успели стать чуть ли не будничными. Растет число людей, пытающихся решать встающие перед ними жизненные проблемы на спиритических сеансах, вызывая духов и призраков. Модой стало обращение к гадалкам, предсказателям судеб. Исключительно популярна астрология. Астрологические календари регулярно публикуются во многих, в том числе и весьма «солидных», газетах и журналах. Нередкие гости на телеэкране — колдун и предсказатель, уверенно «предсказывающие» нам близкое и далекое будущее. Солидные господа, поблескивая перстнями на пухлых руках, внушительным голосом с авторитарными интонациями высокомерно убеждают зрителей в реальном существовании сверхъестественных существ — нечи- ГЛАВА 25. МИФОТВОРЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ИШ стой силы, домовых, «барабашек» и прочей нечисти. Любой аляповатый бред, «подтвержденный» слухами или свидетелями весьма сомнительного (а иногда и явно патологического) вида, выдается за очевидную реальность, за доказанный (научный) факт. Масштабы оккультизма и современной магии возросли настолько, что появилась потребность в их институционализации. Создаются ассоциации астрологов, колдунов, уфологов и др. «Независимыми трансцендентными издательствами» большими тиражами издается эзотерическая периодика. В России зарегистрировано свыше полутора сотен различных «академий» оккультных наук, около пяти тысяч практикующих колдунов, знахарей и др. Денежный оборот всей этой оккультной сферы услуг в 2007 г. оценивался в сумму, превышающую 50 млрд руб. По сути, на рубеже XX—XXI вв. в отечественном массовом сознании сложился целый фронт антирационализма и неомифологии, представленный различными осовремененными формами оккультизма, мифологизма, магии, колдовства, ясновидения и пр. Его представители заявляют, что они способны к «непосредственному познанию» мира и сверхъестественному воздействию на природу, общество и самого человека. Все чаще звучат голоса о «несостоятельности современной науки и ее основ». Особо следует отметить, что всплеск интереса к мистицизму, расцвет паракультурных форм сознания — не исключительно отечественное явление. (Хотя, как и многое другое, у нас оно подчас приобретает особо неприглядные либо вовсе даже уродливые формы.) Нынешний накат волны мистицизма — это явление мирового, общецивилизационного уровня; оно характерно и для культурной жизни развитых стран Запада, где научная общественность уже неоднократно высказывала свою крайнюю озабоченность интенсивной пролиферацией паракультурных форм сознания. Широкий общественный резонанс получило так называемое заявление 186 — выступление большой группы известных западных ученых, в том числе и 18 лауреатов Нобелевской премии, против мистифицирования и мифологизации современной науки и культуры, против попыток подмены науки паракультурными, квазинаучными формами сознания, в том числе и астрологией1. Бегство от Европейская и американская научная общественность активно реагирует на всплеск оккультизма и мистицизма, разоблачая оккультистов, экстрасенсов и астрологов, особенно из числа тех, которые консультируют финансовые круги и силовые структуры (См.: Наука, антинаука и мировой кризис // Наука и жизнь. № 12. 2001. С. 10—17). ЩЕШ ЧАСТЬ ДЕВЯТАЯ. НАУКА О МИФЕ В НАЧАЛЕ XXI В. материализма к мистике стало модой и для отечественного, и для зарубежного безбрежного скептицизма. Одна из наиболее занимательных форм неомифологии — квазинаучное мифотворчество, т.е. своеобразный «синтез» науки и мифологии. Date: 2015-11-13; view: 478; Нарушение авторских прав |