Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основания неомифологии
В качестве причин, порождающих неомифотворчество, обычно указывают экономические, социальные, политические, институциональные и др. К ним относят: общественный кризис, снижение престижа науки и образования, утрату общественных ориентиров, устранение цензуры, государственного контроля, господство рыночных механизмов в практике средств массовой информации, эксплуатацию безграничного доверия публики к печатному слову, традицию упрощенной популяризации науки, моду на научную фантастику и др. Все эти причины, безусловно, имеют отношение к возникновению неомифологии. Но есть и более глубокие, духовно-культурные основания. Ведь она — не случайный продукт сознания и проявляет некоторые глубинные стороны духовной деятельности. Какие? Те, которые выражают личностную модальность мифотворчества (см. главу 24). Духовная культура не является чем- ШЦШ ЧАСТЬ ДЕВЯТАЯ. НАУКА О МИФЕ В НАЧАЛЕ XXI В. то застывшим и неизменным; она находится в состоянии постоянного изменения. Это — направленная в будущее динамическая система. Во взаимодействие человека с миром включаются новые опосредующие звенья (как в сфере деятельности, так и в сфере общения), которые не охватываются когнитивной стороной сознания, не рефлексируются, а лишь переживаются субъектом. В сложной динамической системе духовной культуры постоянно появляются новые и исчезают старые элементы (образы, представления, понятия и пр.), устанавливаются новые и отмирают старые связи и отношения между элементами. В этой динамике калейдоскопически сменяются ценностные ориентиры и предпочтения, диверсифицируются потребности и интересы, осуществляются многообразные синтезы и отпочкования и др. Причем процессы дифференциации неизбежно дополняются ин-тегративными, синтезирующими тенденциями. Синтезирующие, интегративные процессы осуществляются как по магистральным, так и по девиантным линиям развития в системе культуры. Магистральные линии культуры — это такие ее направления, которые закономерно и необходимо вырастают из оснований той или иной формы культуры. Магистральные области культуры — те, которые опираются на основания данной формы духовной культуры, на ее исторические пласты, подпитываются ими, вырабатывают с ними устойчивые структурообразующие связи и отношения. Это гарантирует применение в таких областях культуры высоких творческих профессиональных критериев, эталонов, придает им черты элитарности, рациональности и др. Девиантные линии порождаются в результате взаимодействия вторичных, побочных, часто флуктуационных, в конечном счете случайных факторов. Девиантные линии культуры (в искусстве — разные формы поп-арта; в науке — различные формы квазинаучных мифологий, псевдонаучных построений и др.; в религии — различного рода нетрадиционные секты) характеризуются отсутствием глубинной исторической укорененности, утерей связей со своими культуротворческими основаниями, что выражается заниженными критериями профессионализма, сиюминутными, часто утилитарными, ценностями, «популизмом» и др. Один из важнейших культурных синтезов — синтез истории культуры и ее новейших форм. Каждый новый существенный шаг культурного творчества осуществляется при условии освоения не только новейших достижений культуры, но и глубинных исторических пластов культуры. История культуры во все больших мае- ГЛАВА 25. МИФОТВОРЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ЩЗШ штабах вовлекается в культуротворчество нашего времени, становится его непосредственной предпосылкой. Глубинные пласты культуры не остались в прошлом, а в виде различных идей, смыс-лообразов, процессов и тенденций обогащают современное состояние культуры в ее развитии. Мы все больше ощущаем, что история не осталась в прошлом, она живет в настоящем и вместе с настоящим определяет будущее. Неомифотворчество — одна из форм в девиантнОй линии синтеза истории культуры и ее новейших форм. Конечно же, напластование исторических типов сознания существенно трансформировало первобытное мифотворчество, но ни в коем случае не «растворило», не устранило самого мифотворчества. Первобытное мифотворчество трансформировалось в универсальную способность сознания продуцировать неинтерпретируемые формы наглядно-чувственной образности. Неомифотворчество и является современным продуктом такой способности сознания. Такой подход позволяет прояснить и истоки квазинаучной мифологии. Date: 2015-11-13; view: 322; Нарушение авторских прав |