Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вя часть девятая. Наука о мифе в начале XXI в
в основном осуществлялась через повышение надежности и точности их функционирования. Так, инстанция принятия решения развивалась из механизмов гомеостатической регуляции, базирующихся на сигналах, идущих из внутренней среды организма. Их интенсивность определяется мерой отклонения от состояния равновесия основополагающих потребностей организма. Еще на уровне низших позвоночных гомеостатическое регулирование соединяется с системой распознавания элементов внешней среды, а через нее и с той частью нервной системы, которая направляет моторику организма. В результате этого формируется физиологическая основа мотивации поведения. Впоследствии такая основа обогащается и аппаратом эмоционально-аффективной оценки поведения (она осуществляется через взаимодействие лимбической системы мозга с лобными долями его больших полушарий)1. Оценочная, эмоционально-аффективная активность влияет на восприятие ситуации, принятие решений, моторику организма, корректируя ее с точки зрения и самого процесса (т.е. последовательности действий), и результата действия. Единый мотив направляет и координирует деятельность организма и доводит ее до логического завершения. Так закладываются отдаленные предпосылки возникновения сознательных целей деятельности и их составляющих — целеполагания и целереализа-ции. Важнейшим эволюционным истоком мышления выступает система распознавания элементов внешней среды. Именно она выполняет познавательную функцию в формах образного отражения (ощущение, восприятие, представление) и памяти. На уровне наземных позвоночных с их сложными формами поведения (обходом препятствий, выжиданием и другими, учитывающими свойства не только предмета, на который направлена активность организма, но и объективные условия, в которых этот предмет представлен в среде) возникает перцептивная психика (восприятие). Она позволяет отражать действительность в виде целостных образов ситуаций. При этом важно, что перцептивный образ уже является некоторым обобщением. Эволюция перцептивной психики сопровождается совершенствованием памяти, что приводит к появлению вторичной образности, т.е. представления. Представление — это обобщенная аб- Это достигается у млекопитающих. Рептилии и амфибии не обладают лимбической системой и не способны на выражение эмоций. ГЛАВА 24. МИФ КАК ФАЗА ПЕРЕХОДА «ОБРАЗ-МЫСЛЬ» ВЁШ стракция восприятия, некий эталон, с которым актуальное восприятие постоянно сверяется. Особенно важно учитывать связь восприятия и представления при объяснении механизмов пространственной ориентации. Так, анализ поведения приматов показывает, что уже у низших обезьян, ведущих активный образ жизни в лесу (необходимость надежных хватательных движений и прыжков и др.), развивается высокая острота бинокулярного зрения; способность к точной пространственной локализации объектов в зрительном поле, в том числе локализация по глубине (т.е. умение различать то, что находится и перед объектом, и за ним) и др. Приматы способны с высокой точностью воспринимать глубину пространства и взаимное расположение объектов. Более того, при изменении положения субъекта (например, в прыжке с одного дерева на другое) реальные расстояния между объектами в зрительном поле должны оставаться неизменными. Потому эволюция восприятия в психике приматов направлена на четкое и ясное отграничение инвариантного и вариантного, «фигуры» и «фона», т.е. в конечном счете существенного, закономерного и случайного, второстепенного. Чем сложнее «жизненное пространство» организма, тем в большей мере должна быть развита способность заранее, еще до акта действия моделировать пространственную ситуацию, переводить ее с помощью представлений и памяти в воображаемый план, предварительно репетировать будущее действие, непрерывно корректируя его с воспринимаемой ситуацией. Прежде чем осуществить некий акт поведения, животное вынуждено «собирать информацию» о среде, заранее выработать пространственный образ среды и моделировать последствия своего поведения. Элементарное мышление животных и есть прежде всего деятельность в пространстве представления. Различные ситуации как бы проигрываются в представлении. Причем все эти воображаемые представления объединены неким единым мотивом — образом желаемого результата. Освоение сложной среды и способность «действовать в воображаемом пространстве» влекут за собой и совершенствование актов моторики, форм взаимодействия перцептивных и моторных компонентов. Выработка координации движений глаза и передних конечностей, глубинного зрения и хватательных движений является важнейшим этапом на пути развития психики высших млекопитающих, осо- ■ШВ ЧАСТЬ ДЕВЯТАЯ. НАУКА О МИФЕ В НАЧАЛЕ XXI В. бенно приматов. Зрение начинает непосредственно управлять передними конечностями, направлять их и контролировать. Так достигается пластичность сенсомоторики, движение из абсолютно инстинктивного все в большей мере становится произвольным. Единый инстинктивный акт поведения дифференцируется на мелкие независимые друг от друга моменты, мелкие моторные элементарные акты, из мозаики которых могут быть построены самые различные произвольные движения. Свободное ненаправленное проявление в активной форме таких элементарных актов осуществляется в игре, которая помогает накапливать опыт последствий тех или иных движений. Именно в игре осваиваются прямые и обратные операции, появляется возможность (и способность) повторения процедур, быстрого перехода от прямых к обратным процедурам и др. Так, еще на уровне зоопсихологии проявляется родственность игровой и познавательной активности. Поведение содержит в себе исследовательскую составляющую. Акт действия предшествует акту знания. Поэтому совершенствование восприятия и представления происходит параллельно с совершенствованием моторики организма. Каждый новый предмет, попадающий в поле зрения, немедленно исследуется организмом всеми доступными ему поведенческими актами. Таким образом, произвольное движение становится дополнительным фактором совершенствования поисково-исследовательской активности организма. Так, в ходе эволюции возникает и особая мотивация к поисково-исследовательской активности — она ориентирует поведение на изучение каждого неизвестного предмета так, как будто он имеет для данного организма биологическое значение. И чем более развита такая мотивационная сфера, тем более неспециализированным является данный биологический вид. Постепенно в ходе эволюции форм поведения совершенствуются и формы отражения мира. На высших уровнях биологической эволюции (особенно у приматов) появляются и такие формы отражения, которые отдаленно напоминают отдельные акты мыслительного процесса — абстрагирование, сравнение, простейшее обобщение, категоризация, простейшие формы символизации и др.1 Так, абстрагирование вырастало из цикличности восприятия и соотношения центральных и периферических элементов перцеп- Зорина З.А., Полетаева И.И., Зоопсихология. Элементарное мышление животных. М, 2002. ГЛАВА 24. МИФ КАК ФАЗА ПЕРЕХОДА «ОБРАЗ-МЫСЛЬ» И&М тивного образа, а обобщение проявлялось в фиксации сходных моментов в некоторых сериях перцептивных образов и др. Высшей формой исследовательской деятельности, достигаемой в животном мире, является имеющаяся лишь у высших приматов способность к самоисследованию. Но такие формы отражения еще не выходили за границы образного отражения мира. Отношения вещей здесь еще «вплавлены» в целостные компоненты образов, не выделяются из содержания образа, не используются в качестве операциональных средств манипуляции над содержанием образов. Для этого необходимо появление знаково-сигнальной активности, которая зарождалась, по-видимому, в системе общения, коммуникации. Биокоммуникация осуществляется с помощью особых реакций в поведении организма данного вида и вызывает определенные инстинктивные действия у других особей данного (или другого) вида. Такая коммуникация возможна только на основе произвольных движений, когда появляется возможность свободно комбинировать элементы действия. При этом отдельные действия приобретают сигнальное значение, становятся знаками, т.е. указывают на другой объект, процесс, состояние. О наличии коммуникативной функции могут свидетельствовать различные специфические черты морфологии животного, движения намерения, конфликтное поведение, стереотипные демонстрации, формы «смещенной активности» (т.е. поведения животного, характеризуемого явным несоответствием обстановке, в которой оно реализуется) и др. Все эти действия приобретают ритуализованное значение, т.е. они выступают в качестве ритуалов, комплексов действий, которые и осуществляют коммуникативную функцию в сообществе. Так, биосоциальное общение у антропоидов поддерживается языком жестов, звуковыми сигналами (выражающими радость, печаль, злобу, возбуждение и др.), действиями (поцелуи, объятия и др.). Голосовые сигналы и мимические движения у высших обезьян отличаются утонченностью. Оперируя примерно 13 звуками, антропоиды используют их как для общения на расстоянии, поддержания контакта друг с другом, так и при непосредственном общении. При этом различают голоса отдельной знакомой особи, определяют ее местоположение, ее намерения, занятие; по-видимому, также получают некоторую информацию о состоянии окружающей среды и др. Предвидение поступков других особей служит основанием для так называемого социального манипулирования — когда одна обезь- ■QJ9I ЧАСТЬ ДЕВЯТАЯ. НАУКА О МИФЕ В НАЧАЛЕ XXI В. яна прибегает к уловкам, чтобы заставить другую обезьяну совершить нужное ей действие. Такое социальное манипулирование может приобретать даже форму преднамеренного обмана и хитрости. Коммуникация невозможна без получения информации о ситуации и поведении других особей. Поэтому развитие когнитивных процессов и совершенствование (дифференциация) средств коммуникации взаимно обусловливают друг друга. Общая направленность эволюции средств коммуникации на высших уровнях (приматы) реализуется в основном через процессы научения, которые приобретают собственную мотивацию. В 1970-е годы были получены важные результаты при изучении способностей высших приматов к языковому общению1. Оказалось, что антропоиды способны усваивать простейшие языки для общения с человеком, овладевая при этом словарем в несколько сотен слов, способны строить предложения и в некоторых случаях даже понимать адресованные им фразы. Антропоиды усваивают значения слов независимо от контекста и даже ассоциируют их не с какими-либо конкретными предметами, ситуациями или действиями, а с отвлеченными представлениями, в которых обобщены возможные варианты данной ситуации (или действия). Вместе с тем множественные попытки обучения антропоидов произнесению слов человеческой речи не увенчались успехом. В лучшем случае после многолетнего обучения они усваивали три—четыре слова («папа», «мама», «чашка» (сир), «вверх» (up)). Это вызвано тем, что у высших приматов нет такого голосового аппарата, как у человека: в силу высокого расположения голосовых связок (у человека расположение низкое) обезьяны не способны произносить широкий спектр звуков и модулировать их. Кроме того, обезьян не удается обучить освоению значений будущего и прошедшего времени, классификации не вещей, а понятий, качественно расширить диапазон их мотиваций и др. Оперируя образами, обезьяна не способна оперировать над образами. Для этого нужен язьж. Именно он позволяет выйти за рамки оперирования образами в условиях актуальной ситуативности и сделать сами когнитивные процессы (образы, их связи и отно- Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. М., 1981; Резникова Ж.И. Интеллект и язык. Животные и человек в зеркале экспериментов. М., 2000; и др. ГЛАВА 24. МИФ КАК ФАЗА ПЕРЕХОДА «ОБРАЗ-МЫСЛЬ» КИИ шения) объектом активности, предметом манипулирования. Простейшее наглядное мышление предшествует речи. Как видим, множественные данные говорят о том, что в психике антропоидов содержатся предпосылки мышления. Ведь антропоиды способны не только к простому (видовому) обобщению (выделению общего признака в наглядных представлениях конкретных объектов определенного типа и способность к переносу выработанной реакции на иные объекты того же типа), но и к широкому (родо-видовому) обобщению, т.е. переносу правильных обобщений на стимулы других типов и модальностей. (Такое родовидовое обобщение иногда называют «довербальным понятием»). Абстракции, обобщения выражались лишь через устойчивые связи, отношения целостных образов (операндов) и не существовали в качестве отдельных операций над содержанием образа. Антропоидам также свойственна группировка стимулов по тем или иным свойствам и выработка одной и той же реакции на эти свойства (категоризация). Кроме того, высшие приматы способны к символизации, т.е. использованию знаков вместо реальных предметов, что предполагает установление абстрактного отношения между символом (знаком) и предметом. Благодаря способности к символизации возможно усвоение антропоидами форм простейшего языкового общения. Пока мы не можем точно указать, какие из познавательных структур человека генетически обусловлены (восприятие пространства, света, способность к обобщению, абстрагированию и др.), а какие являются продуктом социально-культурного воздействия (понятие причинности, логический вывод, индуктивное умозаключение и др.). Но в любом случае именно на базе когнитивных способностей антропоидов сформировалось мышление человека. (Есть мнение, что когнитивные способности антропоидов по сути ближе к человеческому сознанию, чем к психике низших обезьян). Date: 2015-11-13; view: 316; Нарушение авторских прав |