Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Щ часть девятая. Наука о мифе в начале XXI в
чальных этапах антропосоциогенеза, когда развивалось предметно-действенное мышление, определенное преимущество получила зрительно-двигательная коммуникация. Ведь само предметное действие — это одновременно и обобщение, и его знак. Жест являлся знаком операции по предметному обобщению действия, а значит, и регуляции действия (индивидуального и коллективного). Так, по-видимому, хабилисы общались между собой преимущественно языком жестов, которые сопровождались отдельными звуковыми восклицаниями (лалиями). Но язык жестов является несовершенной формой коммуникации. Он осуществлялся с помощью рук — главных рабочих органов, и не всегда был возможен (когда руки заняты). Кроме того, он не мог применяться ночью, на больших расстояниях, в условиях ограниченной видимости и пр. К тому же жест не приспособлен для выражения сложных ситуаций — он плохо подразделяется на составные элементы. Все эти факторы не позволяли жестовому языку стать (наряду с предметным действием) материальным носителем мысли. Параллельно с развитием языка жестов совершенствовалась и звуковая коммуникация. Она имеет ряд несомненных преимуществ перед жестовой: звуки могут быть дифференцированными и выражать широкий спектр эмоциональных состояний; звуковая сигнализация не ограничивается дневным светом и воспринимается практически мгновенно. Это становится важным по мере усложнения характера деятельности и типов общения. Постепенно звуковая коммуникация приобретает характер вокально-информационной системы. Так, если у человекообразных обезьян было 10—20 сигналов, то у хабилисов их могло быть уже несколько десятков или даже свыше сотни. Можно предположить, что членораздельная речь возникла в эпоху питекантропов. В их речи присутствовали щелкающие и носовые звуки; наряду с жестами слова выступали обозначениями пред-метов'и в отдельных случаях переходили в слова-предложения; речь носила диалогический характер. Но в целом в речи питекантропов и синантропов еще преобладала жестовая коммуникация, а речевые акты были похожи на телеграфные сообщения. В эпоху мустье у неандертальцев совершенствовалась артикуляция. Правда, возможно, были затруднения с произнесением отдельных гласных. Постепенно формировались простейшие грамматика и синтаксис; появилась монологическая речь; расширялась лексика. Как показывают макетные исследования ротовой полос- ГЛАВА 24. МИФ КАК ФАЗА ПЕРЕХОДА «ОБРАЗ-МЫСЛЬ» КОЯ ти неандертальцев, они в принципе могли общаться посредством членораздельной звуковой речи, у них уже образовались сложные формы высказываний, синтаксически сложные предложения1. У неандертальцев, в условиях доминирования звукового языка (вместо жеста для обобщенной мысли нашелся новый материальный носитель — звуковая коммуникация) становится возможна инте-риоризация сознания. Интериоризация сознания — процесс, в ходе которого выражение обобщенного значения перестает быть привязанным непосредственно к внешнему предметному действию (и сопровождающему его жесту) и уходит во внутренний план (реализуясь внутренней речью). Теперь мыслительные операции могут выполняться человеком независимо от предметных операций, т.е. идеально. Интериоризация означает, что мыслительные операции приобретают автономность по отношению к содержанию чувственных образов. Такая автономность является признаком сформировавшегося мышления как такового. Связь мышления с его предметно-действенными истоками и основаниями становится опосредованной. (И пройдут тысячелетия, прежде чем человек сумеет прояснить существование такой сложной опосредованной связи и объяснить ее происхождение.) Интериоризация мышления, по-видимому, совпала с эволю-ционно-генетическим закреплением инстинктивной способности к языковому творчеству, которая включает в себя «заготовки» для грамматических правил, овладение которыми происходит у детей на третьем году жизни, «когда ребенок вдруг начинает свободно составлять предложения, соблюдая большинство тонкостей разговорной речи, принятой в его языковом сообществе»2. Существование таких грамматических правил свидетельствует о том, что на базе сенсорно-образного отражения сформировался операциональный уровень мыслительной системы. Он представлен операциями (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и др.), приложение которых к сенсорно-образной части когнитивной системы позволяет извлекать из чувственных образов отдельные отношения, связи вещей, которые до этого были вплавлены в чувственный образ. Создание родового общества (35—40 тыс. лет назад, переход от нижнего к верхнему палеолиту) означало победу социальных Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984. С. 222—224. 2 Линкер С. Язык как инстинкт. М, 2004. С. 35. Date: 2015-11-13; view: 312; Нарушение авторских прав |