Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Щ часть девятая. Наука о мифе в начале XXI в





чальных этапах антропосоциогенеза, когда развивалось предмет­но-действенное мышление, определенное преимущество получи­ла зрительно-двигательная коммуникация. Ведь само предметное действие — это одновременно и обобщение, и его знак. Жест являлся знаком операции по предметному обобщению действия, а значит, и регуляции действия (индивидуального и коллектив­ного). Так, по-видимому, хабилисы общались между собой пре­имущественно языком жестов, которые сопровождались отдель­ными звуковыми восклицаниями (лалиями).

Но язык жестов является несовершенной формой коммуни­кации. Он осуществлялся с помощью рук — главных рабочих ор­ганов, и не всегда был возможен (когда руки заняты). Кроме того, он не мог применяться ночью, на больших расстояниях, в услови­ях ограниченной видимости и пр. К тому же жест не приспособ­лен для выражения сложных ситуаций — он плохо подразделяет­ся на составные элементы. Все эти факторы не позволяли жестовому языку стать (наряду с предметным действием) матери­альным носителем мысли.

Параллельно с развитием языка жестов совершенствовалась и звуковая коммуникация. Она имеет ряд несомненных преиму­ществ перед жестовой: звуки могут быть дифференцированными и выражать широкий спектр эмоциональных состояний; звуковая сигнализация не ограничивается дневным светом и воспринима­ется практически мгновенно. Это становится важным по мере ус­ложнения характера деятельности и типов общения. Постепенно звуковая коммуникация приобретает характер вокально-инфор­мационной системы. Так, если у человекообразных обезьян было 10—20 сигналов, то у хабилисов их могло быть уже несколько де­сятков или даже свыше сотни.

Можно предположить, что членораздельная речь возникла в эпоху питекантропов. В их речи присутствовали щелкающие и но­совые звуки; наряду с жестами слова выступали обозначениями пред-метов'и в отдельных случаях переходили в слова-предложения; речь носила диалогический характер. Но в целом в речи питекантропов и синантропов еще преобладала жестовая коммуникация, а речевые акты были похожи на телеграфные сообщения.

В эпоху мустье у неандертальцев совершенствовалась артику­ляция. Правда, возможно, были затруднения с произнесением от­дельных гласных. Постепенно формировались простейшие грам­матика и синтаксис; появилась монологическая речь; расширялась лексика. Как показывают макетные исследования ротовой полос-


ГЛАВА 24. МИФ КАК ФАЗА ПЕРЕХОДА «ОБРАЗ-МЫСЛЬ» КОЯ

ти неандертальцев, они в принципе могли общаться посредством членораздельной звуковой речи, у них уже образовались сложные формы высказываний, синтаксически сложные предложения1. У неандертальцев, в условиях доминирования звукового языка (вме­сто жеста для обобщенной мысли нашелся новый материальный носитель — звуковая коммуникация) становится возможна инте-риоризация сознания.

Интериоризация сознания — процесс, в ходе которого выраже­ние обобщенного значения перестает быть привязанным непосред­ственно к внешнему предметному действию (и сопровождающему его жесту) и уходит во внутренний план (реализуясь внутренней ре­чью). Теперь мыслительные операции могут выполняться человеком независимо от предметных операций, т.е. идеально. Интериори­зация означает, что мыслительные операции приобретают авто­номность по отношению к содержанию чувственных образов. Та­кая автономность является признаком сформировавшегося мышления как такового. Связь мышления с его предметно-дей­ственными истоками и основаниями становится опосредованной. (И пройдут тысячелетия, прежде чем человек сумеет прояснить существование такой сложной опосредованной связи и объяснить ее происхождение.)

Интериоризация мышления, по-видимому, совпала с эволю-ционно-генетическим закреплением инстинктивной способности к языковому творчеству, которая включает в себя «заготовки» для грамматических правил, овладение которыми происходит у детей на третьем году жизни, «когда ребенок вдруг начинает свободно составлять предложения, соблюдая большинство тонкостей раз­говорной речи, принятой в его языковом сообществе»2. Существо­вание таких грамматических правил свидетельствует о том, что на базе сенсорно-образного отражения сформировался операцио­нальный уровень мыслительной системы. Он представлен опера­циями (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и др.), приложение которых к сенсорно-образной части когнитив­ной системы позволяет извлекать из чувственных образов отдель­ные отношения, связи вещей, которые до этого были вплавлены в чувственный образ.

Создание родового общества (35—40 тыс. лет назад, переход от нижнего к верхнему палеолиту) означало победу социальных

Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984. С. 222—224. 2 Линкер С. Язык как инстинкт. М, 2004. С. 35.








Date: 2015-11-13; view: 312; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию