Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принципы теоретической реконструкции качественного перехода от образа к мысли
Теоретическая реконструкция качественного перехода (скачка) от чувственно-образного отражения мира к абстрактно-мыслительному опирается на следующие соображения. Первое. Образное отражение мира (в виде восприятий и представлений) — предпосылка мыслительно-абстрагирующего отражения? На уровне образного отражения возможно манипулирование образами и выделение их отдельных сторон, свойств. Здесь возможны даже простейшие обобщения образов — не через выделение отношений и их фиксацию в операциональных структурах мысли, а через выделение из ряда сменяющих друг друга образов их общей (сходной) части. Такое манипулирование зависит от перемещения в пространстве либо объекта, либо субъекта и не предполагает внутренних форм операциональной активности в психике субъекта. Образное отражение эволюционирует. На ГЛАВА 23. ПУТИ И ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ О МИФЕ ■££■ высших уровнях биологической эволюции (приматы и др.) оно является базой для возникновения простейших форм манипуляци-онной активности и биосоциальной коммуникации. Второе. Для перехода от образа к мысли (т.е. выхода за непосредственные границы чувственного опыта) необходимо выработать способы операционального воздействия на образ. Такие способы могут быть извлечены лишь непосредственно из объекта, его образной ткани. Это возможно с помощью языка, его символизма, обозначения образов и операций, выражающих отношения образов, словами. Мысль формируется в процессуальном воздействии на образы с помощью операций, извлекаемых из самой же образности и фиксируемых знаками языка. Эти совершенно реальные операции позволяют вычленять объективные отношения, которые изначально вплавлены-в образы, и выражать их в логико-грамматических формах. Таким образом, язык является знаковым носителем и образно-операндных, и операциональных сторон мыслительного процесса. Так, например, суждение как элементарный результат мыслительного процесса имеет в качестве своего речевого эквивалента предложение, в котором выражается и операндный, и символически-операциональный состав когнитивного процесса. Принципиально важно, что «мышление содержит не только речевую, но и неречевую фазу действия, связанную с накоплением сенсорной информации»1. Чем менее развито мышление, тем длительнее и чаще неречевые фазы опосредуют речевые, а на самых древних этапах такие неречевые фазы попросту отделяли одно суждение от другого, превращая повествование в дискретную цепь отдельных суждений. Это значит, что мыслительный процесс реализуется через взаимодействие образов и абстракций, операндов и операций. Такое взаимодействие и есть, собственно говоря, процесс мышления. При этом важно, что «обе формы отображения составляют необходимые компоненты внутренней структуры мыслительного процесса как такового, а организация и динамика его реализуются именно в ходе непрерывного взаимодействия обеих форм. Это взаимодействие как раз и составляет ту специфику, которая обеспечивает переход через качественно-структурную границу между образом и мыслью»2. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1968. С. 230. 2 Веккер A.M.. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. М„ 2000. С. 273. Date: 2015-11-13; view: 391; Нарушение авторских прав |