Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Миф как мышление образами





Знание гносеологических и психологических закономерно­стей перехода от образа к мысли, от наглядно-образного к абст­рактно-понятийному постижению объекта позволяет чуть ли не дедуктивно выводить из этих закономерностей основные свойства первобытной мифологии, т.е. те особенности, которые эмпириче­ски были выявлены исследователями первобытной культуры XIX и XX вв. и поражали их воображение.

Главная особенность этого периода развития мышления состо­ит в том, что операндами здесь выступают исключительно чувствен­ные (первичные и вторичные) образы объектов. На этом этапе на­лаживается устойчивое взаимодействие сенсорно-перцептивного и операционального уровней мыслительной системы. Мысль как отражение отношений формируется в результате операций над об­разами. Мифологическое мышление — это допонятийное мышле­ние образами. Операндами здесь выступают образы, и только об­разы. Манипулирование образами — важнейшая особенность этого этапа. Образное отражение и перцептивная регуляция по­ведения и общения являются на этом этапе доминирующими ког­нитивными процессами. Мыслительные операции над образами позволяют выявлять отдельные отношения, связи вещей, впаян­ные в образы. Будучи выраженными в языке, такие отношения приобретают характер отдельной абстракции.

Отдельная абстракция опосредует и обобщает образ, но ее недостаточно для того, чтобы двигаться по «внутренней логике» закономерных, сущностных связей объекта. Поэтому в мифоло­гическом мышлении предмет воссоздается только по одному (или нескольким) несущественным его свойствам. Это объясняет, по-


ГЛАВА 24. МИФ КАК ФАЗА ПЕРЕХОДА «ОБРАЗ-МЫСЛЬ» Цд|

чему в мифологическом сознании часть и целое, случайное и за­кономерное, единичное и множественное не различаются; объект здесь выступает как синкретическое целое. В языке подобный син­кретизм выражался господством соединительных конструкций: любые связи предметов выражались через расположение предме­тов одного возле другого.

На этапе мифологического сознания субъект способен опери­ровать с образами объекта, выявлять его отдельные свойства, но не способен выявлять отношения объекта к субъекту. Субъект пока не обладает способностью соотносить себя с объектом отра­жения и потому не осознает себя в качестве носителя сознания. Отношения субъекта (той координатной системы, в которую он включен) к объекту еще не стали предметом мыслительного опе­рирования; они еще «растворены» в чувственно-эмоциональной сфере субъекта (его ощущениях, переживаниях). Иначе говоря, первобытная мифология еще «не децентрируется в объективной системе»1, мифологическое сознание носит эгоцентрический ха­рактер. Поэтому на уровне предметного взаимодействия субъект здесь скорее «играет» с объектом, чем целенаправленно его осва­ивает. Субъект действует методом проб и ошибок, ведет случай­ный поиск (то, что К. Леви-Строс называл «бриколаж»).







Date: 2015-11-13; view: 374; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию