Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Миф как мышление образами
Знание гносеологических и психологических закономерностей перехода от образа к мысли, от наглядно-образного к абстрактно-понятийному постижению объекта позволяет чуть ли не дедуктивно выводить из этих закономерностей основные свойства первобытной мифологии, т.е. те особенности, которые эмпирически были выявлены исследователями первобытной культуры XIX и XX вв. и поражали их воображение. Главная особенность этого периода развития мышления состоит в том, что операндами здесь выступают исключительно чувственные (первичные и вторичные) образы объектов. На этом этапе налаживается устойчивое взаимодействие сенсорно-перцептивного и операционального уровней мыслительной системы. Мысль как отражение отношений формируется в результате операций над образами. Мифологическое мышление — это допонятийное мышление образами. Операндами здесь выступают образы, и только образы. Манипулирование образами — важнейшая особенность этого этапа. Образное отражение и перцептивная регуляция поведения и общения являются на этом этапе доминирующими когнитивными процессами. Мыслительные операции над образами позволяют выявлять отдельные отношения, связи вещей, впаянные в образы. Будучи выраженными в языке, такие отношения приобретают характер отдельной абстракции. Отдельная абстракция опосредует и обобщает образ, но ее недостаточно для того, чтобы двигаться по «внутренней логике» закономерных, сущностных связей объекта. Поэтому в мифологическом мышлении предмет воссоздается только по одному (или нескольким) несущественным его свойствам. Это объясняет, по- ГЛАВА 24. МИФ КАК ФАЗА ПЕРЕХОДА «ОБРАЗ-МЫСЛЬ» Цд| чему в мифологическом сознании часть и целое, случайное и закономерное, единичное и множественное не различаются; объект здесь выступает как синкретическое целое. В языке подобный синкретизм выражался господством соединительных конструкций: любые связи предметов выражались через расположение предметов одного возле другого. На этапе мифологического сознания субъект способен оперировать с образами объекта, выявлять его отдельные свойства, но не способен выявлять отношения объекта к субъекту. Субъект пока не обладает способностью соотносить себя с объектом отражения и потому не осознает себя в качестве носителя сознания. Отношения субъекта (той координатной системы, в которую он включен) к объекту еще не стали предметом мыслительного оперирования; они еще «растворены» в чувственно-эмоциональной сфере субъекта (его ощущениях, переживаниях). Иначе говоря, первобытная мифология еще «не децентрируется в объективной системе»1, мифологическое сознание носит эгоцентрический характер. Поэтому на уровне предметного взаимодействия субъект здесь скорее «играет» с объектом, чем целенаправленно его осваивает. Субъект действует методом проб и ошибок, ведет случайный поиск (то, что К. Леви-Строс называл «бриколаж»). Date: 2015-11-13; view: 374; Нарушение авторских прав |