Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кия часть восьмая. Французская социологическая школа о мифе





сознания. Первобытный тип социальной организации не является исключением: однородному характеру социальной организации первобытного общества соответствует однообразный тип созна­ния, недифференцированный тип коллективных представлений.

Вместе с тем, в отличие от Дюркгейма, Леви-Брюль считает необходимым учитывать и эмоциональные аспекты первобыт­ного сознания. Он обращает внимание на то, что первобытные коллективные представления слабо дифференцированы, в них эмоциональные, волевые и познавательные элементы еще не раз­делены. Зато коллективные представления современного сознания носят преимущественно логический характер и воспроизводят объективные связи вещей природы. В первобытном сознании мыс­лительное теснейшим образом переплетается с миром чувств, стра­стей, эмоций, желаний. Первобытные коллективные представле­ния синкретичны, недифференцированы, предстают сплавом образного и эмоционально-аффективного. Поэтому восприятие мира в первобытном сознании сопровождается обычно глубоки­ми переживаниями, оказывает сильнейшее воздействие на сферу чувств, инициирует «эмоциональное заражение». Здесь эмоцио­нально-аффективная сторона является определяющей по отноше­нию к логической, мыслительной, рациональной составляющей. Логическая, когнитивная сторона первобытных «коллективных представлений» почти полностью подавлена эмоционально-аффек­тивной составляющей этого сознания1.

Критически относясь к концепции анимизма, Леви-Брюль по­стоянно подчеркивал, что существование сверхъестественной реаль­ности не «умозаключается», а непосредственно аффективно пере­живается2. Леви-Брюль настаивает на том, что первобытный человек в принципе склонен не к рациональному мировосприятию, а к «ре­шительному неприятию рациональной аргументации», он находит­ся всецело в плену мистических настроений, не способен к беспри­страстности и систематическим наблюдениям и обобщениям3.

Мистицизм первобытных «коллективных представлений» Леви-Брюль объяснял тем, что в первобытном сознании образы предметов внешнего мира'непосредственно наделяются целой гам­мой эмоциональных переживаний; с каждым типом объектов у че-

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1937. С. 22.

2 Там же. С. 288.

3 Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. С. 73.


ГЛАВА 21. «МИФ0С0ЦИ0Л0ГИЯ» Щ5Ш

ловека связываются определенные надежды, страхи, пожелания, которые дополняют образное восприятие объекта. Человек «при­писывает» воспринимаемым объектам дополнительные свойства, которые соответствуют характеру его эмоциональных пережива­ний в связи с этим объектом. Именно такие субъективно вообража­емые, эмоционально вызываемые свойства предметов природы, считает Леви-Брюль, и порождают представления о мистических силах, присущих неодушевленным предметам, а также животным, растениям и др1.

Более того, здесь мистические свойства предметов представля­ются первобытному человеку даже более важными, чем объектив­ные, непосредственно отражаемые органами чувств черты предме­та. Так, в первобытном обществе своеобразно реализуется осознание причинно-следственных связей мира. Именно мистическим чертам объекта первобытный человек придает главенствующее значение.

Он считает, что мистическими свойствами наделены все пред­меты — и природные, и созданные руками человека, — а любое воз­действие на предмет, даже самое незначительное, может повлечь за собой изменения его мистических свойств, следовательно, возмож­ны неожиданные обратные воздействия этих мистических свойств на человека — и благоприятные, и неблагоприятные. Второе — го­раздо чаще, чем первое.

Леви-Брюль обращает внимание и на то, что в первобытном сознании отсутствует само собой разумеющаяся для нас установ­ка на интерсубъективность восприятия (объективные свойства вещей — при одинаковых условиях — всеми людьми должны вос­приниматься одинаково или, по крайне мере, весьма сходно2). В ис-

Поэтому, например, некое существо, обычно тотемное (медведь, дра­кон, лев и др.), и его изображение (маска) по существу не разграничи­ваются первобытным сознанием, осознаются им не как разные вещи, а как сущностно взаимозаменяемые; и тот, и другой предстают лишь как знаки — проводники некой «третьей силы» — стоящих за ними мистических свойств. Это касается не только масок, изображений, но и любой другой реальной вещи, которая может рассматриваться как абстрактный знак объекта (имя человека, его тень, его сны и др.). 2 По Леви-Брюлю, шаманизм, колдовство, магия базируются на том, что в первобытной культуре господствует противоположная установка: каж­дый человек может иметь свою собственную картину мира; более того, отдельные стороны мира и вовсе могут быть открыты только для избран­ных, могут восприниматься лишь отдельными, особыми людьми.



ЩЕШ ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ. ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА О МИФЕ

следованиях Леви-Брюля проанализирована и такая черта перво­бытного сознания, как отсутствие способности к интерпретаци­онной деятельности.

Первобытный человек убежден в реальном существовании вещи сразу, как только он ее представил в сознании. Если же индивид уве­ровал в существование каких-либо свойств у объекта, но эти свой­ства по тем или иным причинам не проявляются в объекте и чувствен­но не даны индивиду, то это его нисколько не обескураживает. Он считает такие свойства не несуществующими, а попросту временно скрытыми. По его мнению, они раскроются тогда, когда для этого наступят соответствующие «мистические» условия, когда этого «за­хотят» магические силы, скрывающиеся в данном предмете, когда пожелает проявить себя его магический «двойник».

В мировоззрении первобытного человека главное — не мно­гообразие чувственных материальных вещей, а континуум мисти­ческих сил, духов, идеальных «двойников» физических вещей. Любое физическое действие и природных предметов, и самого человека мыслится в неразрывном единстве с мистическими дей­ствиями таких «двойников». Причем для первобытного человека «поступки» таких «двойников» гораздо более важны, чем физи­ческие явления, включая и поступки самого человека. В результа­те возникает некая «мифологическая реальность» с присущими только ей особыми «проблемами», совершенно чуждыми нам, со­временным людям, с особыми вопросами и бессмысленными, с на­шей точки зрения, ответами на них.







Date: 2015-11-13; view: 425; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию