Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Кия часть восьмая. Французская социологическая школа о мифе
сознания. Первобытный тип социальной организации не является исключением: однородному характеру социальной организации первобытного общества соответствует однообразный тип сознания, недифференцированный тип коллективных представлений. Вместе с тем, в отличие от Дюркгейма, Леви-Брюль считает необходимым учитывать и эмоциональные аспекты первобытного сознания. Он обращает внимание на то, что первобытные коллективные представления слабо дифференцированы, в них эмоциональные, волевые и познавательные элементы еще не разделены. Зато коллективные представления современного сознания носят преимущественно логический характер и воспроизводят объективные связи вещей природы. В первобытном сознании мыслительное теснейшим образом переплетается с миром чувств, страстей, эмоций, желаний. Первобытные коллективные представления синкретичны, недифференцированы, предстают сплавом образного и эмоционально-аффективного. Поэтому восприятие мира в первобытном сознании сопровождается обычно глубокими переживаниями, оказывает сильнейшее воздействие на сферу чувств, инициирует «эмоциональное заражение». Здесь эмоционально-аффективная сторона является определяющей по отношению к логической, мыслительной, рациональной составляющей. Логическая, когнитивная сторона первобытных «коллективных представлений» почти полностью подавлена эмоционально-аффективной составляющей этого сознания1. Критически относясь к концепции анимизма, Леви-Брюль постоянно подчеркивал, что существование сверхъестественной реальности не «умозаключается», а непосредственно аффективно переживается2. Леви-Брюль настаивает на том, что первобытный человек в принципе склонен не к рациональному мировосприятию, а к «решительному неприятию рациональной аргументации», он находится всецело в плену мистических настроений, не способен к беспристрастности и систематическим наблюдениям и обобщениям3. Мистицизм первобытных «коллективных представлений» Леви-Брюль объяснял тем, что в первобытном сознании образы предметов внешнего мира'непосредственно наделяются целой гаммой эмоциональных переживаний; с каждым типом объектов у че- Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1937. С. 22. 2 Там же. С. 288. 3 Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. С. 73. ГЛАВА 21. «МИФ0С0ЦИ0Л0ГИЯ» Щ5Ш ловека связываются определенные надежды, страхи, пожелания, которые дополняют образное восприятие объекта. Человек «приписывает» воспринимаемым объектам дополнительные свойства, которые соответствуют характеру его эмоциональных переживаний в связи с этим объектом. Именно такие субъективно воображаемые, эмоционально вызываемые свойства предметов природы, считает Леви-Брюль, и порождают представления о мистических силах, присущих неодушевленным предметам, а также животным, растениям и др1. Более того, здесь мистические свойства предметов представляются первобытному человеку даже более важными, чем объективные, непосредственно отражаемые органами чувств черты предмета. Так, в первобытном обществе своеобразно реализуется осознание причинно-следственных связей мира. Именно мистическим чертам объекта первобытный человек придает главенствующее значение. Он считает, что мистическими свойствами наделены все предметы — и природные, и созданные руками человека, — а любое воздействие на предмет, даже самое незначительное, может повлечь за собой изменения его мистических свойств, следовательно, возможны неожиданные обратные воздействия этих мистических свойств на человека — и благоприятные, и неблагоприятные. Второе — гораздо чаще, чем первое. Леви-Брюль обращает внимание и на то, что в первобытном сознании отсутствует само собой разумеющаяся для нас установка на интерсубъективность восприятия (объективные свойства вещей — при одинаковых условиях — всеми людьми должны восприниматься одинаково или, по крайне мере, весьма сходно2). В ис- Поэтому, например, некое существо, обычно тотемное (медведь, дракон, лев и др.), и его изображение (маска) по существу не разграничиваются первобытным сознанием, осознаются им не как разные вещи, а как сущностно взаимозаменяемые; и тот, и другой предстают лишь как знаки — проводники некой «третьей силы» — стоящих за ними мистических свойств. Это касается не только масок, изображений, но и любой другой реальной вещи, которая может рассматриваться как абстрактный знак объекта (имя человека, его тень, его сны и др.). 2 По Леви-Брюлю, шаманизм, колдовство, магия базируются на том, что в первобытной культуре господствует противоположная установка: каждый человек может иметь свою собственную картину мира; более того, отдельные стороны мира и вовсе могут быть открыты только для избранных, могут восприниматься лишь отдельными, особыми людьми. ЩЕШ ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ. ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА О МИФЕ следованиях Леви-Брюля проанализирована и такая черта первобытного сознания, как отсутствие способности к интерпретационной деятельности. Первобытный человек убежден в реальном существовании вещи сразу, как только он ее представил в сознании. Если же индивид уверовал в существование каких-либо свойств у объекта, но эти свойства по тем или иным причинам не проявляются в объекте и чувственно не даны индивиду, то это его нисколько не обескураживает. Он считает такие свойства не несуществующими, а попросту временно скрытыми. По его мнению, они раскроются тогда, когда для этого наступят соответствующие «мистические» условия, когда этого «захотят» магические силы, скрывающиеся в данном предмете, когда пожелает проявить себя его магический «двойник». В мировоззрении первобытного человека главное — не многообразие чувственных материальных вещей, а континуум мистических сил, духов, идеальных «двойников» физических вещей. Любое физическое действие и природных предметов, и самого человека мыслится в неразрывном единстве с мистическими действиями таких «двойников». Причем для первобытного человека «поступки» таких «двойников» гораздо более важны, чем физические явления, включая и поступки самого человека. В результате возникает некая «мифологическая реальность» с присущими только ей особыми «проблемами», совершенно чуждыми нам, современным людям, с особыми вопросами и бессмысленными, с нашей точки зрения, ответами на них. Date: 2015-11-13; view: 425; Нарушение авторских прав |