Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Закон партиципации (сопричастия)
Ключевую роль в концепции Леви-Брюля играет положение о том, что первобытные «коллективные представления» не только структурно отличаются от «коллективных представлений» современного типа, но и сочетаются одни с другими иначе, чем современные (которые связываются между собой по законам логики). По его мнению, первобытные «коллективные представления» сочетаются по законам партиципации (сопричастия). Сопричастие — это способность сознания стирать, сглаживать всякую двойственность, наделять предмет одновременно противоположными свойствами. Сопричастие предполагает единство, тождественность, не-разделенность вещей, субъектов, предметов, когда субъект может быть одновременно и самим собой, и неким другим существом, к которому он сопричастен. ГЛАВА 21. «МИФОСОЦИОЛОГИЯ» ИсКИ В основе сопричастия лежит ассоциативность сознания, причем ассоциации здесь строятся на основе комбинирования не объективных свойств чувственно воспринимаемых предметов, а их мистических, «потусторонних» свойств. Предшествующие и последующие состояния вещей связываются не объективными, а мистическими характеристиками этих вещей. В результате порождаются необычные для нас образы: в одних нераздельно то, что на самом деле существует независимо друг от друга; в других — субъект может быть одновременно и самим собой, и неким другим существом, к которому он сопричастен и т.д. Важной особенностью первобытного сознания является и то, что «связи представлений обычно даны здесь вместе с самими представлениями»1. Это значит, что первобытное мышление еще не умеет отделять отношения вещей от самих вещей, не умеет абстрагировать связи, отношения вещей от их чувственно воспринимаемых свойств и потому подменяет абстрагирование соприча-стием. Поэтому даже, казалось бы, самые простые и очевидные, почти наглядные, детерминистические связи (чередование дня и ночи, зачатие ребенка и его рождение и пр.) не осознаются первобытным человеком в качестве причинно-следственных. Принцип сопричастия позволяет Леви-Брюлю объяснить многие явления первобытной культуры — своеобразие первобытных языков (неразвитость форм глагола; множественность форм личных местоимений; отсутствие слов для обозначения общих понятий; преимущественное внимание выражению пространственных, а не временных отношений; образность первобытного языка, отсутствие категориальной связки «быть», «существовать»; сосуществование языка жестов с вербальным языком и др.). Он также объяснил становление представлений о числе, умение счета, формирование религиозно-магических институтов (магические элементы охоты, рыбной ловли, военных действий, магия при лечении заболеваний, в трактовке рождения и смерти, процессы гадания и др.). Проведенный Леви-Брюлем анализ первобытного сознания позволил сделать ряд важных выводов. Во-первых, первобытное сознание уже разделяет феноменальную и сущностную стороны бытия, но не в мышлении, а на уровне чувственно-эмоционального переживания мира. Ощущение глубинности бытия здесь уже есть. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. С. 72. Date: 2015-11-13; view: 1559; Нарушение авторских прав |