Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Кия часть восьмая. Французская социологическая школа о мифе. Но еще нет ориентированности на познание мира, получение объективных знаний о нем
Но еще нет ориентированности на познание мира, получение объективных знаний о нем. Поэтому воображаемые «потусторонние силы» для такого сознания более важны, чем реальные физические события, а лица, способные воздействовать на «потусторонние силы» (т.е. шаман, колдун и др.), обладают высоким статусом «преобразователей природы». Во-вторых, чувственные образы упорядочиваются здесь не логическими (т.е. объективно-обусловленными), а субъективно-ассоциативными связями. Поэтому опыт первобытного человека перенасыщен конкретными представлениями; развитая образная память заменяет ему логическое мышление. Миф как эмоциональный «допинг» Какое же место в первобытном сознании, по Леви-Брюлю, занимает мифология? Прогресс первобытного сознания Леви-Брюль усматривал в постепенной индивидуализации личности, преодолении привязанности индивидуального сознания к коллективному, ослаблении действия принципа сопричастия. По мере роста индивидуализации, развития самосознания личность отдаляется от родового коллектива, а вместе с тем индивидуализируются образы «потусторонних сил», они наделяются персонифицирующими чертами (духов, душ и др.) и сопричастность все менее и менее переживается актуально. Между индивидом и коллективом появляется «третий элемент» — культ предков, мифотворчество. Таким образом, для Леви-Брюля мифы — это достаточно поздний продукт первобытной культуры1. По Леви-Брюлю, миф — это форма стимулирования сопричастия, своего рода партици-пационный «допинг». Миф появляется тогда, когда непосредственная партиципация изживает себя и нужен некий новый особый «механизм», который бы восполнял ее отсутствие, встраивался в способы восприятия мира и обеспечивал высокий эмоционально-аффективный накал. Миф обеспечивает сопричастность человека с социальной группой, с прошлым его рода, с тотемом, а социальной группы — с окружающей социальной и природной средой. Миф есть средство оживления и поддержки социального родового чувства сопричастности и солидарности2. По мере того как партиципации начинают ощущаться все менее непосредствен- Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. С. 307. 2 Там же. С. 309. ГЛАВА 21. «МИФОСОЦИОЛОГИЯ» КИИ но, первобытные «коллективные представления», преобразуются в формы современных представлений (с господством логических связей, дифференциацией когнитивного и эмоционального и др.). Резкое противопоставление Леви-Брюлем современного мышления (как логического) первобытному дологическому вызвало волну критики. Эта критика была нередко весьма несправедливой, вплоть до обвинений в расизме, но приводились и серьезные аргументы. Главный из них состоит в том, что первобытный человек в своей практической, повседневной, будничной жизни был вполне «логичен» и «рационален». Никакой «мистический мир» не уводил его от решения насущных вопросов реального мира, а значит, нужно не отрицать первобытную логику, а признать ее и попытаться понять ее специфику. Леви-Брюль в своих последних работах пытался учесть рациональные моменты этой критики и пересмотрел первоначальную идею дологичности первобытного сознания1. Вместе с тем в историю учений о первобытной культуре Леви-Брюль все-таки вошел именно своими ранними идеями о дологичности первобытного мышления. В них воплощался особый теоретический пафос, некая бескомпромиссная позиция, последовательное проведение которой позволило оттенить многие важные противоречия, трудности и проблемы в теоретическом воспроизведении закономерностей первобытной духовной культуры. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Каковы идейные основания «новой социологии» Э. Дюрк-гейма? 2. Что такое «коллективные представления»? 3. В каких формах проявляются коллективные представления? 4. В чем смысл оппозиции сакрального и профанного, по Дюрк-гейму? 5. Что, с точки зрения Дюркгейма, является действительным объектом религиозного преклонения? 6. В чем Дюркгейм усматривал основания религии? 7. Чем, с точки зрения Дюркгейма, порождается мифология? Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1937. Date: 2015-11-13; view: 442; Нарушение авторских прав |