Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структурная антропология как мировоззрение и методология
Новые пути познания мифа: от структурной лингвистики к этнологии Новые горизонты перед наукой о природе мифа открыла структурная лингвистика, основы которой были заложены Фердинандом де Соссюром (1857—1913). В основе структурной лингвистики лежит представление о необходимости рассмотрения языка как независимого и целостного объекта, отличного от речи как индивидуального акта воли и понимания, проявления которой индивидуальны и мгновенны. Язык потенциально существует в каждом мозгу в виде грамматической системы и выступает как регулятор речи, т.е. индивидуального обнаружения языка. Для индивида язык есть некоторая сложившаяся готовая данность, созданная без его участия, которую он должен усвоить, чтобы нормально участвовать в процессе общения. Язык и речь неразделимы, язык является и продуктом речи, и ее орудием, но тем не менее, по Соссюру, это — принципиально различные вещи. Первостепенную задачу лингвистики он усматривал в изучении именно языка как независимого от индивида объекта. ■££■ ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ. ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА О МИФЕ Разделению языка и речи соответствует и разделение фонетики как науки об эволюции звуков языка и фонологии — науки о механизмах и закономерностях артикуляции речи. Элементарная единица акустических впечатлений и артикуляционных движений — фонема — минимальная единица, «клеточка» звуковых качеств, значимость которой определяется позицией и звуковыми отличиями от других фонем. Количество фонем является конечным числом (в любом языке их не более нескольких десятков) и подчиняется строгим закономерностям. Язык есть формализующее и формообразовательное начало; активная форма, которая накладывается на множественный и хаотический поток речевых проявлений субъекта и упорядочивает его. Язык — это социальная знаковая система. Он оставляет весьма малое поле для инициативы субъекта. Язык — это система взаимозависимых элементов, знаков, подчиняющаяся строгим правилам; это структура, представляющая собой совокупность отношений; поэтому язык и должен изучаться как единое целое. Структурная лингвистика делает объектом познания не отношения слова к тому предмету, который оно обозначает, а отношения между компонентами и элементами языка (словами, фонемами, морфемами и др.). Здесь значение слова определяется не предметом, который этим словом обозначается, а окружением этого слова в системе языка. В языке следует различать определяющий значения его элементов синхронический «срез» и диахронический «срез» — предшествующие состояния языка, соотнесенные с нынешним состоянием, его историю. Лингвист, отмечал Соссюр, «должен... пренебречь диахронией. Только отбросив прошлое, он может проникнуть в сознание говорящих. Вторжение истории может только сбить его с толку»1. Ведь любое диахроническое изменение ведет к изменению синхронических отношений между элементами языка. Системно-структурный подход к языку предполагает, что обнаружить систему различий (например, определить одно значение через его противопоставление другому значению) — это значит раскрыть отношения между элементами целостной структуры. Эта идея Соссюра сыграла большую роль как в структурной лингвистике, так и в социально-гуманитарном познании второй половины XX в. Ведь любая культура может рассматриваться как совокупность символических систем, на первом уровне которой располагаются Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. М., 1998. С. 81. ГЛАВА 22. «МИФОЛОГИКА» К. ЛЕВИ-СТРОСА ВЁЕЯ язык, затем — система брачных отношений, экономические отношения, искусство, наука, религия. Эта идея об изучении знаковых систем в обществе оказала большое влияние на развитие этнологии. Следует подчеркнуть, что в первой четверти XX в. идеи символизма, структурного анализа «витали в воздухе» и потому на возникновение структурной лингвистики оказало влияние творчество не только Соссюра, но и многих других исследователей — И.А. Бо-дуэна де Куртэне, О. Есперсена, Э. Сепира, Московского лингвистического кружка (P.O. Якобсон и др.), Пражской лингвистической школы с яркими работами Н.С. Трубецкого по фонологии и др. Так, в частности, Трубецким было показано, что некоторые комбинации фонем встречаются в самых разных языках, в то время как другие комбинации вообще нигде не встречаются1. В ряде исследований фонологическая система анализировалась на основе бинарных оппозиций. Оказалось, что фонемы языков мира могут быть описаны конечным числом двоичных признаков. Согласно некоторым данным, их должно быть от 12 до 202. Если это действительно так, то вполне закономерно следует вывод о существовании некоторых бессознательных (наследственных) конструктивных принципов (структуры) порождения таких признаков. Через труды Якобсона и Трубецкого идеи структурной лингвистики оказали значительное влияние на творчество выдающего этнолога современности, творца, пожалуй, наиболее глубокой теории мифа XX в. — Клода Леви-Строса. Те потенциальные возможности, которые заложены в его теории мифа, ее методологических установках не исчерпаны и по сей день. Date: 2015-11-13; view: 324; Нарушение авторских прав |