Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структурная антропология как мировоззрение и методология





Новые пути познания мифа: от структурной лингвистики к этнологии

Новые горизонты перед наукой о природе мифа открыла структурная лингвистика, основы которой были заложены Фер­динандом де Соссюром (1857—1913). В основе структурной линг­вистики лежит представление о необходимости рассмотрения язы­ка как независимого и целостного объекта, отличного от речи как индивидуального акта воли и понимания, проявления которой ин­дивидуальны и мгновенны. Язык потенциально существует в каж­дом мозгу в виде грамматической системы и выступает как регу­лятор речи, т.е. индивидуального обнаружения языка. Для индивида язык есть некоторая сложившаяся готовая данность, со­зданная без его участия, которую он должен усвоить, чтобы нор­мально участвовать в процессе общения. Язык и речь нераздели­мы, язык является и продуктом речи, и ее орудием, но тем не менее, по Соссюру, это — принципиально различные вещи. Первостепен­ную задачу лингвистики он усматривал в изучении именно языка как независимого от индивида объекта.


■££■ ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ. ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА О МИФЕ

Разделению языка и речи соответствует и разделение фонетики как науки об эволюции звуков языка и фонологии — науки о меха­низмах и закономерностях артикуляции речи. Элементарная едини­ца акустических впечатлений и артикуляционных движений — фо­нема — минимальная единица, «клеточка» звуковых качеств, значимость которой определяется позицией и звуковыми отличия­ми от других фонем. Количество фонем является конечным числом (в любом языке их не более нескольких десятков) и подчиняется стро­гим закономерностям.

Язык есть формализующее и формообразовательное начало; активная форма, которая накладывается на множественный и ха­отический поток речевых проявлений субъекта и упорядочивает его. Язык — это социальная знаковая система. Он оставляет весь­ма малое поле для инициативы субъекта.

Язык — это система взаимозависимых элементов, знаков, под­чиняющаяся строгим правилам; это структура, представляющая со­бой совокупность отношений; поэтому язык и должен изучаться как единое целое. Структурная лингвистика делает объектом по­знания не отношения слова к тому предмету, который оно обозна­чает, а отношения между компонентами и элементами языка (сло­вами, фонемами, морфемами и др.). Здесь значение слова определяется не предметом, который этим словом обозначается, а окружением этого слова в системе языка.

В языке следует различать определяющий значения его элемен­тов синхронический «срез» и диахронический «срез» — предше­ствующие состояния языка, соотнесенные с нынешним состоянием, его историю. Лингвист, отмечал Соссюр, «должен... пренебречь ди­ахронией. Только отбросив прошлое, он может проникнуть в созна­ние говорящих. Вторжение истории может только сбить его с тол­ку»1. Ведь любое диахроническое изменение ведет к изменению синхронических отношений между элементами языка.

Системно-структурный подход к языку предполагает, что об­наружить систему различий (например, определить одно значение через его противопоставление другому значению) — это значит раскрыть отношения между элементами целостной структуры. Эта идея Соссюра сыграла большую роль как в структурной лингви­стике, так и в социально-гуманитарном познании второй половины XX в. Ведь любая культура может рассматриваться как совокупность символических систем, на первом уровне которой располагаются

Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. М., 1998. С. 81.


ГЛАВА 22. «МИФОЛОГИКА» К. ЛЕВИ-СТРОСА ВЁЕЯ

язык, затем — система брачных отношений, экономические отно­шения, искусство, наука, религия. Эта идея об изучении знаковых систем в обществе оказала большое влияние на развитие этноло­гии.

Следует подчеркнуть, что в первой четверти XX в. идеи симво­лизма, структурного анализа «витали в воздухе» и потому на воз­никновение структурной лингвистики оказало влияние творчество не только Соссюра, но и многих других исследователей — И.А. Бо-дуэна де Куртэне, О. Есперсена, Э. Сепира, Московского лингви­стического кружка (P.O. Якобсон и др.), Пражской лингвистиче­ской школы с яркими работами Н.С. Трубецкого по фонологии и др.

Так, в частности, Трубецким было показано, что некоторые ком­бинации фонем встречаются в самых разных языках, в то время как другие комбинации вообще нигде не встречаются1. В ряде исследо­ваний фонологическая система анализировалась на основе бинарных оппозиций. Оказалось, что фонемы языков мира могут быть описаны конечным числом двоичных признаков. Согласно некоторым данным, их должно быть от 12 до 202. Если это действительно так, то вполне закономерно следует вывод о существовании некоторых бессознатель­ных (наследственных) конструктивных принципов (структуры) по­рождения таких признаков.

Через труды Якобсона и Трубецкого идеи структурной линг­вистики оказали значительное влияние на творчество выдающего этнолога современности, творца, пожалуй, наиболее глубокой те­ории мифа XX в. — Клода Леви-Строса. Те потенциальные воз­можности, которые заложены в его теории мифа, ее методологи­ческих установках не исчерпаны и по сей день.







Date: 2015-11-13; view: 324; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию