Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава Б. Становление новоевропейской культуры еэ
пейскую науку о мифотворчестве. XVI—XVII вв. — время накопления эмпирических знаний о мифологиях народов мира. Новых теоретических прорывов в это время мы не видим. Опыт изучения первобытных культур только накапливался. Отсутствие теории заменялось многообразием оценок. Первобытная культура трактовалась через оценку ее нравственности и религиозности. Спектр нравственных оценок был самым широким: от объявления дикарей безнравственными подручными дьявола, «исчадиями ада» до создания образа «добродетельного дикаря», не испорченного цивилизацией, лишенного ее моральных пороков, свойственных европейцам. Образ «добродетельного дикаря» хорошо укладывался в рамки древнейшего мифа о «золотом веке», заново его обосновывал1. Особо острым был вопрос о религиозности дикарей. О ней ходили легенды, создавались мифы. Одни видели в первобытных дикарях язычников, другие усматривали в них черты, присущие раннему христианству. А некоторые мореплаватели после краткого и поверхностного знакомства с жизнью первобытных племен приходили к выводу, что дикари никаким богам не поклоняются и полностью лишены религиозного чувства2. Мысль о том, что открытые в Новом свете, в Африке, в Австралии, Океании и других регионах мира народы находятся на этапе первобытной жизни, — этапе, который должны были пройти все народы, а европейцы его давно прошли, — сформировалась далеко не сразу. Вплоть до XVIII в. в общественном сознании отрицалось закономерное историческое развитие общественных форм от низшего к высшему. Народы, их душа всегда являются такими, какими их создал Творец. Другими они стать не могут! В XVII в. идея развития еще не стала достоянием общественного сознания. Социальные, культурные, нравственно-этические взаимоотношения европейца и дикаря с его «первобытной душой» становятся богатым источником для идей и сюжетов философского (Ж.-Ж. Руссо) и художественно-литературного творчества («робинзонада» Д. Дефо, разного рода утопические произведения типа «История Севарамбов» Д. Вераса, «Приключения Телемака» Фенелона и др.), авторы которых призывали не смотреть на дикарей свысока и даже учиться у них многим человеческим добродетелям — согласию, взаимопониманию, сотрудничеству, благородству и великодушию, честности, порядочности и др., давно утраченным в европейском «цивилизованном» мире наживы, несправедливости, порока и насилия. Пифагетта А. Путешествие Магеллана. М, 1950. ШЕЛ ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. НАУКА О МИФЕ В ЭПОХИ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ 6.2. КОНЦЕПЦИИ «ЕСТЕСТВЕННОЙ РЕЛИГИИ» Миф как мировосприятие и как религия: Т. Гоббс XVII век — наследник Ренессанса. Он доводит до логического завершения ренессансные мировоззренческие идеалы. Если «человек —дитя природы», значит, сущность человека коренится в его природной, естественной, а не духовно-божественной основе. Раз так, то и проблемы общества должны решаться с учетом «естественной природы». Появляются теории «естественного состояния», «общественного договора», «естественного права» и «естественной религии». Понятие о естественной природе человека было важным элементом идеалов буржуазно-демократических свобод, критики феодального строя и теократической идеологии. Человек — природное существо. Обладая естественной природой, все люди равны между собой и свободны. Все феодальные учреждения и формы неравенства, сословные привилегии противны природе человека и подлежат уничтожению, власть государства должна быть низведена с неба на землю. Понятие естественной религии, одним из предтеч которой был Р. Декарт, возникло как абстракция, с помощью которой, во-первых, вводилось представление о качественно различных состояниях религии, и, во-вторых, выявлялись особенности религиозного сознания в его наиболее «чистом» виде. Ключевым здесь являлся вопрос о том, каким образом человек приходит к понятию Бога. Единого ответа на этот вопрос не было. Одна часть мыслителей исходила из того, что представление о Боге носит врожденный характер, вложено в человека самим Богом. На такой позиции стоял Р. Декарт, основоположник деизма Герберт Чербери и др. При таком, по сути внеисторическом, подходе вопросы о происхождении религии, этапах ее исторического развития теряли смысл. А проблема «естественной религии» переносилась из прошлого в будущее: «естественная религия» еще должна быть построена и «должна быть несравненно лучше устроена, чем какая-либо другая»1. В «естественной религии» представление о Боге является либо итогом познания человеческим разумом многообразия природы, либо условием функционирования системы морали, либо тем и другим одновременно. Бог явля- 1 Декарт Р. Рассуждение о методе / Декарт Р. Соч.: В 2 т. Т. 1. С. 257. Date: 2015-11-13; view: 367; Нарушение авторских прав |