Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новоевропейский рационализм





В XVII—XVIII вв. рационализм становится главной духовной ценностью культуры. Идеалы Разума господствуют в обществен­ном сознании, крепнет уверенность в том, что знания, а не вера, определяют могущество человека, дают ему средства для преоб­разования и природы, и общественной жизни.

Истоки рационализма коренились в качественных сдвигах ха­рактера деятельности и типов общения в новоевропейскую эпоху. Изменения характера деятельности проявились в возникновении машинного технологического способа производства, появлении от­чужденности субъективного мотива деятельности и ее объектив­ного результата. Многие виды деятельности обезличились.

Кардинально изменился и тип общения. Складывается гос­подство абстрактного труда, товарно-денежных, общественных отношений над межличностными. Индивид вырвался из системы личностной зависимости и оказался включенным в систему эко­номической зависимости, зависимости от общественных отноше­ний. Отношения личной зависимости сменяются зависимостью субъекта от продуктов своей собственной деятельности. На смену


ГЛАВА 6. СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШШШ

ценности личности производителя приходит ценность произведен­ных им вещей. Посредником отношений между людьми оконча­тельно становятся товары.

Высвобождая человека из системы личной зависимости, ка­питализм делает эти прогрессивные шаги за счет значительного отчуждения личности от общества, за счет ее радикальной инди­видуализации, атомизации. На смену единству коллектива и ин­дивида приходит их противопоставление, отчуждение человека от человека, а вместе с ним и общества от природы. В этих условиях складывается абстрактно-созерцательный тип сознания, в котором на первый план выдвигается потребность в накоплении не субъек-тивизированных ценностей, а объективного знания о мире. В об­щественном самосознании это находит выражение в господстве идеалов рационализма — провозглашении века Разума, ценней­шего из свойств природы.

В системе идеалов и представлений новоевропейского рацио­нализма важную роль играл образ «прозрачного мира»: мы живем в мире, который полностью просвечивается «естественным све­том»1 разума. Мир может быть ясно, отчетливо и исчерпывающе познан в лучах такого света человеком — носителем разума. В мире нет и не может быть вечных тайн, рано или поздно все тайны пре­вратятся в научные проблемы и абсолютно исчерпывающе будут раскрыты человеческим разумом. В одном из писем к Мерсенну (от 20.XI. 1629 г.) Декарт писал: «Как только я вижу одно лишь сло­во "тайна" в каком-нибудь предложении, у меня начинает портить­ся настроение»2 и «Не может существовать истин ни столько отда­ленных, чтобы они были недостижимы, ни столько сокровенных, чтобы нельзя было их раскрыть»3. Декарт неоднократно подчер­кивал, что кроме сотворения материи и сообщения ей исходного импульса движения, Бог больше не совершает в этом мире ника­ких иных чудес. А это значит, что не было и никакого Откровения, волеизъявления Бога человеку и наделения человека знаниями о себе и о мире. С отрицанием божественного Откровения исче­зали «трансцендентные основания» аллегорической концепции мифа.

Декарт Р. Первоначала философии //Декарт Р. Соч. В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 317.

2 Цит. по: Соколов В.В. Философия духа и материи Рене Декарта // Де­
карт Р.
Соч. В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 40.

3 Декарт Р. Рассуждение о методе // Декарт Р. Соч. В 2 т. Т. 1. С. 261.








Date: 2015-11-13; view: 554; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию