Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 5. Миф в культуре Возрождения нпя
это для того, чтобы «после поисков, усилий, всестороннего обдумывания и, наконец, открытия смысла стала более дорогой истина, потускневшая было от обыденности»1; и потому «в поэтической темноте надо подразумевать не меньший смысл, чем в божественной»2. Истина сознательно скрывается мифотворцем под покровом чуДных и неслыханных вещей, непривычных сплетений слов и суждений. Поэтому и чтение мифов — не простое времяпрепровождение, не требующее усилий и размышлений, а значительный, напряженный умственный труд по расшифровке скрытых смыслов. Примером могут служить идеи Дж. Боккаччо, который указывал на то, что смысловой контекст мифов следует понимать не как одно-плоскостной, а как многоуровневый. Содержание мифа может скрывать целые иерархические пласты смыслов. В качестве примеров он приводит несколько полисемантических интерпретаций мифов, в частности мифа о Прометее. По мнению Дж. Боккаччо, в таком богатом по содержанию мифе может быть выделен не один аллегорический смысл, а сразу несколько. Во-первых, в Прометее можно увидеть образ выдающегося таланта, который изобрел нечто очень важное для всего человечества — методы обработки глины и высекания огня из кремня, а затем удалился в горы Кавказа с тем, чтобы изучать там звездное небо. Таков один из возможных смыслов, который порождается эвгемеристиче-ским прочтением данного мифа. Миф можно трактовать иначе: Прометей — образ всечеловека до его грехопадения, а под добычей им огня и передачей его людям следует понимать поиск луча вечной правды; способ добывания огня — намек на трудности достижения истины, без которых ничто великое не происходит в жизни. Кроме того, может быть выделен и третий смысл, согласно которому в Прометее следует видеть образ творящей, порождающей новое природы как целого. Помимо этих трех возможны и другие символические прочтения данного мифа. Так в эпоху Возрождения продолжается средневековая традиция полисемантизации мифологии. Гуманисты считают, что в мифах нужно видеть разные слои смыслов. При этом смыслу придавалось прежде всего не божественное, а человеческое происхождение. Смыслы и творятся человеком, и расшифровываются им. Но Ренессанс не был бы самим собой, если бы не внес чего-либо нового в ан- Боккаччо Дж. Генеалогия языческих богов // Эстетика Ренессанса. Т. 2. М., 1981. С. 38. 2 Там же. ■ВДВ ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МИФ В КУЛЬТУРАХ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ тичную аллегорическую трактовку мифа. Аллегорическая трактовка мифа у гуманистов приобретает новые черты. От идеи полисемантизма мифотворчества Возрождение переходит к идее субъективности всех таких смыслов. Тем самым Ренессанс подготовил почву для исчерпания аллегорической трактовки мифа. Date: 2015-11-13; view: 626; Нарушение авторских прав |