Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трансформации аллегорической концепции мифа





Ренессансная теоретическая мысль радикальных прорывов в области изучения сущности мифотворчества не осуществила. Продолжала господствовать аллегорическая трактовка мифа.

Подробнее об этом см.: Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997.

5-10856


■ЕЯ ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МИФ В КУЛЬТУРАХ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

Встречались и крайне скептические утверждения о том, что антич­ные поэмы и мифы — это пустая бессодержательная выдумка, сборники ложных и не имеющих никакого смысла и значения фан­тазий и вымыслов. Но таким воззрениям гуманисты дружно про­тивопоставляли аллегорическую концепцию мифа. К примеру, Ф. Петрарка прямо указывал, что античные мифологические по­эмы содержат «старательно скрытый<...> неисчерпаемый и сла­достный аллегорический смысл, такой же, каким изобилует почти каждая строка Священного Писания»1. Мифотворчество — спо­соб кодирования смыслов, постигнутых творцом мифа. Аллегория есть способ выражения скрытой сущности бытия2.

Гуманисты постоянно призывают искать под мифологической оболочкой скрытый возвышенный и мудрый смысл. Существова­ние такого смысла они рассматривают как закономерность худо­жественно-поэтического творчества. В любом художественном произведении скрыт некоторый смысл. Как поэзия, так и мифоло­гия обладают способностью задевать чувства человека, описывая и передавая всю полноту цветущей жизни. И вымысел, и вообра­жение при этом реализуют некоторый замысел, исходный смысл. Причем смысл может быть совершенно неожиданный.

Так, Дж. Боккаччо подчеркивал, что задача поэтического и ми­фологического творчества состоит не в раскрытии сокровенных тайн природы и человека, а наоборот, «утаивать... все, что стало слишком доступным из достойных высшего внимания и уважения вещей, чтобы они не стерлись от чрезмерной привычности»3. Миф и есть зашифрованный художником, творцом смысл. А делается

Петрарка Ф. Инвектива против врача // Эстетика Ренессанса. Т. 1. М. 1981. С. 25.

2 Вот, например, как характеризует аллегорию Т. Тассо: «Аллегория
поучает людей добродетелям и сообщает им знания, иногда же дей­
ствует и в одном, и в другом. И так как эпическая поэзия не что иное,
как подражание, сходство и картина человеческих поступков, алле­
гория эпических поэтов представляет истинный облик людской жиз­
ни... Аллегория... отражает страсти, мысли и обычаи не только в их
внешнем проявлении, но главным образом открывая их скрытую сущ­
ность. Она обозначает их темными и таинственными знаками, ко­
торые с трудом доступны пониманию лишь знатоков самой сущно­
сти природы вещей» (История эстетики. Памятники мировой
эстетической мысли. Т. 11. М., 1964. С. 612—613).

3 Боккаччо Дж. Генеалогия языческих богов // Эстетика Ренессанса.
Т. 2. М, 1981. С. 37—38.








Date: 2015-11-13; view: 507; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию