Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть первая. Античные учения о мифе. Распят Филадельфом на кресте; на Хиосе — забросали его камнями; на Смирне — живым бросили в костер






распят Филадельфом на кресте; на Хиосе — забросали его камнями; на Смирне — живым бросили в костер. Рьяное бичевание Гомера в на­родном сознании ассоциировалось с низменными моральными ка­чествами критика, заслуживающего лишь позорной смерти.

Дело обстояло, по-видимому, не так просто, как это отражено в древних легендах. Зоил обличал Гомера не с моральных и религи­озных позиций, как это делали большинство «порицателей», а с по­зиций логики, рациональности, аргументации, доказательности. Зоил жил в эпоху расцвета древнегреческой рационалистической мысли. Мифологическое мышление с его амбивалентностью, антро­поморфизмом, противоречивостью к тому времени в основном осталось в прошлом. Принципы здравого смысла классической эпо­хи обогатились силой логики, требованием непротиворечивости мышления и далеко ушли от мифопоэтической художественно-образной непосредственности гомеровского творчества. Вполне закономерно, что под градом логической аргументации вымысел Гомера не выдерживал никакой критики. И Зоилу легко удавалось доказать, что гомеровское поэтическое творчество противоречит логике здравого смысла, а значит, ничего общего с действительно­стью не имеет. Это творчество — даже не вымысел возможного, а, как правило, вымысел невозможного, который, с точки зрения Зоила, безусловно должен быть осужден.

Вместе с тем Зоил был, по-видимому, человеком увлекающим­ся, порывистым, сторонником крайних оценок. И потому свою критическую позицию представлял в эпатажных формах, нарушая при этом общепризнанные нормы уважения не только к Гомеру, но и к традиционным ценностям вообще. А в образе Гомера как патриарха древнегреческой культуры такие ценности олицетво­рялись в первую очередь. Все это стоило Зоилу мрачной легендар­ной памяти о разных вариантах его «страшной смерти».

Зоил не был единственным в своем роде. Он просто один из первых & ряду крайне радикальных рационалистических крити­ков мифотворчества. Со временем эта критика становится все бо­лее изощренной, детализированной и скрупулезной и даже сокру­шительной. В результате сложилось новое отношение к мифу. Теперь миф рассматривается не как аллегория, а просто как бес­смыслица, ничем не обоснованное пустое воображение, порожден­ное неправильным истолкованием событий или слов; ничего обще­го не имеющий с действительностью полет фантазии, скорее вредный, чем полезный. Такое представление о мифе весьма жи-


ГЛАВА 2. РАННИЕ КОНЦЕПЦИИ МИФОТВОРЧЕСТВА ШБШ

вуче. Оно пережило столетия и существует в модифицированных формах и в настоящее время. Его подпитывают пласты массового сознания, ориентированные на прагматически трактуемые прин­ципы непосредственного здравого смысла.

Итак, в досократический период античной культуры мифоло­гия была преодолена лишь в частных областях логико-рациональ­ной деятельности сознания. Общее мировосприятие по-прежне­му пронизано мифологическо-мистическими переживаниями. До мировоззренческого преодоления мифологии еще далеко.

Date: 2015-11-13; view: 322; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию