Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сознание эпохи архаики
Начало культурного взлета античной цивилизации обычно ведут от эпохи архаики (VIII—VI вв. до н.э.). Время глубокого циви-лизационного перелома было одновременно и периодом высочайшего взлета духовности, самосознания, возникновения новых идеалов и ценностей. Переломный характер эпохи отразился в искусстве этого времени — в контрастности сопоставлений, сравнений, эпической массивности и тяжеловесности изобразительных форм, их пластичности и монументальности, в представлениях о сосуществовании мифологически-божественного и жизненно-земного аспектов сущности человека. В то же время архаическое сознание еще непритязательно, исполнено поэтических грез, свежести, часто наивности и восторженности, оно постоянно находится в ожидании и предчувствии некоторой особой будущности, знамений и намеков на величественность грядущего. Мир предстал, с одной стороны, как некий объект, обладающий своими собственными, не зависящими от человека закономерностями, а с другой — как некая универсальная целостность (макрокосм), находящаяся в определенных связях со своей неотъемлемой частью — человеком (микрокосмом). Индивидуальность личности уже приобретает некоторую автономность и не подавляется абсолютным величием, многомерием, надчеловечностью безграничного Космоса. Но, ставшая относительно автономной, личность все еще живет в обстановке постоянной тревоги и напряжения. От нее всегда и во всем требуется особая собранность, предельная внимательность. Расслабиться нельзя ни на минуту: опасности подстерегают на каждом шагу. Вместе с тем активность личности возрастает. Растёт осознание не только своих прав, но и своей ответственности за совершаемые поступки. А ответственность — и тем более в обществе, не имевшем значительного исторического опыта, — это всегда тяжкая ноша, которую волей-неволей, хотя бы частично, хочется переложить на широкие плечи богов. Могущество богов определяется их сверхъестественностью: они легко властвуют над человеком, напоминая о его смертности и бессилии перед ними. В эпоху архаики разрыв с мифологией начался, но до его завершения еще далеко. Мифологические боги остаются незримой ГЛАВА 1. АНТИЧНАЯ РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ МИФА: НАЧАЛО ПУТИ реальностью. На каждом шагу они сопереживают человеку, а человек сопереживает богам. Это ярко отразилось в изобразительном искусстве, где независимо от сюжета боги изображаются так, что взор их нацелен не друг на друга, а на человека. Зритель непосредственно встречается с каждым из них глазами и как бы «втягивается» в мифологическую реальность, переживает в себе художественную образность мифа. Его сознание еще в значительной степени амбивалентно, чувственный мир земной повседневности видится ему через волшебную мифическую дымку. Поэтому архаическое мировосприятие на каждом шагу требует условности, иносказания, аллегоричности, ассоциативности, намеков, озарений и догадок, порождающих те или иные эмоции и оценки. Вместе с тем в эпоху архиаки уже закладываются определенные предпосылки научно-философского самосознания, формируются важнейшие мировоззренческие установки теоретического отношения к миру: ♦ выявление естественных, а не сверхъестественных причин различных явлений; ♦ понимание знания как некоторой самостоятельной ценности; ♦ получение нового знания — это социально значимая деятельность; ♦ системность знания, последовательность его накопления; ♦ обоснованность, доказательность истинного знания и др. Именно эти установки позволили заложить основания рационалистического, научно-философского способа мышления, одним из первых объектов которого стал сам миф. У истоков этого исторического процесса — гомеровский эпос. Date: 2015-11-13; view: 560; Нарушение авторских прав |