Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностические процедуры





Отбор в коррекционные группы целесообразно начинать со зна­комства с медицинской картой учащегося, бесед с учителем и роди­телями ученика.

Беседы со взрослыми позволят определить, по каким предметам и какие именно трудности испытывает ребенок, как понимают и в чем видят причины этих трудностей педагог и родители.

Родителей необходимо подробнее расспросить, как развивался ребенок до поступления в школу, начиная с первого года жизни. Органическая недостаточность часто проявляет себя на первом-втором году жизни. Такие дети с опозданием осваивают двигатель­ные навыки: позже начинают сидеть, ползать, ходить. Может быть нарушена нормальная последовательность освоения движений (на­пример, ползать ребенок начал раньше, чем научился сидеть) или пропущены определенные фазы развития (например, ребенок не ползал). Речевое развитие, как правило, также происходит с задерж­кой, медленнее развивается и мелкая моторика: навыки рисования, конструирования, лепки и аппликации; умения пользоваться нож­ницами, застегивать пуговицы и т.п.

У детей с ЗПР нередко обнаруживается возрастная недоста­точность развития не только мелкой моторики, но и моторики в це­лом — движения и походка плохо координированы, носят неловкий и нечеткий характер, снижены их четкость и скорость, отсутствуют ритмика и плавность, ребенок мо­жет совершать много лишних, ненужных движений. Данные о нарушениях развития двигательной сферы можно получить, наблюдая за движениями и походкой ребенка, в том числе во время обследования, а также расспросив об этом родителей.

Следует обратить внимание на: а) общую подвижность, б) устой­чивость-неустойчивость походки, в) координацию движений, г) ско­рость, д) плавность, е) переключаемость, ж) ритмику, з) умение дви­гаться под музыку.

Нормальное развитие двигательной сферы — необходимый компонент и основа общего психического развития ребенка, так как высшие психические функции формируются в первую очередь на основе двигательного освоения внешнего мира и представлены вна­чале во внешней, экстериоризированной, «ручной» форме — форме внешних практических действий с предметами. Поэтому недораз­витие внешних действий, неумение ребенка ловко, четко, целесо­образно обращаться с внешними предметами влекут за собой дефор­мацию развития умственных, собственно психических, действий.

В медицинской карте ребенка можно также найти сведения о развитии в дошкольный период. Необходимо обращать внимание не только на наличие в анамнезе черепно-мозговых травм, невро­логических заболеваний (если ребенок состоит или состоял раньше на учете у невропатолога, направлялся на консультацию в специа­лизированные центры и т.п., в карте должны содержаться сведения об этом), но и на наличие хронических заболеваний в целом. В пос­леднем случае велика вероятность общей физической ослабленности и отставания в развитии именно в силу высокой истощаемости и быстрой утомляемости организма.

Если в медицинской карте интересующих сведений недостаточ­но, нужно подробнее расспросить родителей. Как правило, при гра­мотном построении беседы подобные вопросы не вызывают недо­вольства и опасений со стороны родных ребенка.

Диагностически важным является вопрос о том, какой — общий или специализированный — детский сад, посещал ребенок. В слу­чае если ребенок посещал логопедический детский сад или сад для детей с ЗПР, диагностическое обследование необходимо проводить в первую очередь. Можно попросить у родителей заключение спе­циалистов детского сада.

Одним из интегральных показателей наличия орга­нической недостаточности является общая сниженная работоспособность ребенка. Для таких детей характерны повышенная утомляемость, сниженный тонуса в сочетании с повышенной раздражительностью, плаксивостью, вялостью и т.п. Этот общий признак отслеживается не только при выполнении учащимся всех диагностических заданий, но и уточ­няется в беседе с родителями и педагогом. Необходимо выяснить, каков режим дня ребенка, как быстро он устает от умственных и физических занятий, спит ли днем, как засыпает вечером и про­сыпается утром. Непрямыми вопросами об утомляемости учаще­гося являются вопросы о том, насколько он раздражителен, плак­сив, необоснованно капризен, после каких занятий или событий наступают подобные реакции. Во время проведения обследования важно учитывать утомляемость ребенка и при необходимости да­вать ему отдохнуть. При анализе результатов выполнения диагно­стических проб необходимо учитывать возможность ситуативно­го снижения работоспособности, иначе выводы психолога могут оказаться искаженными, что отрицательно повлияет на последу­ющую коррекционную работу.


Если есть возможность, следует ознакомиться с результатами собеседования с ребенком при приеме в школу — исследования го­товности к школьному обучению. Результаты тестовых заданий (на определение уровня развития мелкой моторики, внимания, памя­ти, наглядно-образного и логического мышления) могут подсказать, какие стороны психики имеют задержку или нарушения в разви­тии. Диагностика готовности к школьному обучению особенно ин­тересна, если психолог планирует коррекционную работу в первых-вторых классах.

Ознакомление с рабочими школьными тетрадями ученика по­зволит определить характер ошибок по русскому языку и матема­тике, а также изучить почерк ребенка — свидетельство особеннос­тей мелкой моторики. Для изучения графических навыков, а также особенностей развития личности учащегося небезынтересно озна­комиться с его рисунками.

В условиях школы трудно осуществить полное нейропсихологическое обследование, проведение которого занимает 3-4 часа. Пред­лагаемый ниже блок диагностических методик, по сути, является экспресс - диагностикой органических поражений зон мозга, ответ­ственных за восприятие пространства.

Диагностические методы призваны уточнить и проверить сведения, полученные при беседе со взрослыми, изучении анамнеза и продуктов деятельности ученика. Естественно, в случае необходимости диагностическая процедура может быть расширена и дополнена другими методика­ми, если у психолога в ходе обследования возникают сомнения или новые вопросы.

Предлагаемая методика не исключает, а, наоборот, предполага­ет предварительное общее обследование психического развития учащегося: развития личности, эмоционально-волевой сферы, по­знавательных процессов.

Описанные ниже методы в большинстве случаев позволяют не только обнаружить дефект и степень нарушения, но и проверить его динамику. С этой целью применяются приемы, затрудняющие или облегчающие выполнение той или иной пробы. Изменение ти­повых условий выполнения задания позволяет уточнить состояние мозговых зон — глубину их повреждения, что, в свою очередь, дает возможность увидеть возможности и направление коррекционной работы, зону ближайшего развития ребенка.







Date: 2015-11-15; view: 329; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию