Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста





Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста.

Искажение картины мира на уровне восприятия влечет за собой нарушение работы памяти, мышления, воображения и приводит к снижению успеваемости, поэтому программа «Посмотри внимательно на мир» направлена прежде всею на коррекцию и развитие зрительно-пространственного восприятия у детей и младшего школьного возраста испытывающих трудности а обучении.

Программа представлена в виде учебно-методического комплекта, включаю­щего всебя методическое пособие для психолога и набор практических материа­лов. В пособии приведены нейропсихологические диагностические методики с ин­терпретацией результатов, а также подробный сценарий работы с детьми. Все необ­ходимые для проведения диагностики и занятий материалы прилагаются.

Работа по программе может проводиться как в коррекционных, так и вобщеобразовательных классах начальной школы.

ISBN-5-S5297-063-8 Шевлякова И.Н., 2003

«Генезис», 2004

Введение

Программа, которую вы держите сейчас в руках, предназначе­на для работы с детьми младшего школьного возраста, испытыва­ющими трудности в обучении.

Успеваемость для детей этого возраста — главный объективный и субъективный показатель их социальной успешности. Трудности в обучении, в усвоении программы начальной школы влекут за со­бой проблемы учебного и коммуникативного характера в подрост­ковом возрасте, деформацию личностного развития ребенка, ослож­няют социальную адаптацию.

Задача педагога и школьного психолога — помочь ребенку пре­одолеть возникшие проблемы, сохранить и развить положительную учебную мотивацию и позитивное отношение к школе, научить ре­бенка учиться самостоятельно — то есть помочь овладеть учебны­ми средствами: учебными действиями, действиями контроля и оцен­ки, — и тем самым сформировать полноценную учебную деятель­ность. Решение этих задач невозможно без правильного понимания причин затруднений в обучении каждого конкретного ребенка.

Опыт психологического обследования учащихся классов коррекционно-развивающего обучения (КРО) показал, что для этих де­тей характерна задержка психического развития (ЗПР). ЗПР может быть обусловлена как физиологическими, так и социальными фак­торами. В большинстве случаев школьному психологу приходится иметь дело с сочетанием органических и социальных причин, обус­лавливающих отставание ребенка от возрастной нормы.

Диагноз ЗПР занимает промежуточное положение между психи­ческой нормой и умственной отсталостью. Задержка психического развития затрагивает различные стороны: интеллектуальную, лич­ностную, двигательную, речевую. Как правило, развитие различных сфер происходит неравномерно, в каждом конкретном случае могут отставать те или иные сферы и процессы. Однако в силу того, что развитие психики — Процесс сложный, развитие различ­ных психических процессов взаимосвязано, взаимообусловлено, и «выпадение» одного звена влечет за собой отставание и деформацию развития остальных процессов.

Дети с ЗПР попадают в общеобразовательную школу, так как в большинстве случаев при органической обусловленности задерж­ки в развитии 31 IP имеет положительную динамику: физиологичес­кое развитие мозга с некоторым опозданием, но достигает нормы или происходит компенсаторное развитие мозговых структур, вос­полняющее деятельность поврежденных участков мозга.

При правильно организованной работе с этими детьми они в со­стоянии успешно обучаться в общеобразовательной школе. Однако первый этап школьного обучения — начальная школа — для них са­мый трудный: вследствие задержки физиологического созревания мозга с отставанием формируется психологическая готовность к школьному обучению, могут возникать негативные социальные ус­тановки и т.д. Поэтому именно начальная школа — тот временной отрезок, когда важно не опоздать, вовремя оказать помощь таким детям.

При отсутствии коррекционной педагогической помощи разрыв между детьми с ЗПР и нормально развивающимися детьми с возра­стом становится все более явным, что приводит к изоляции от свер­стников, различным формам «ухода», компенсации невротическо­го и асоциального характера. По данным специалистов, работаю­щих с делинквентными подростками, дети с диагнозом ЗПР состав­ляют в группах риска около 80%.

В то же время около 70% детей с задержкой психического раз­вития выявляются только в школе. Одна из причин этого — повы­шенные по сравнению с дошкольным возрастом требования к по­знавательной сфере ребенка.


Программа "Посмотри внимательно на мир» направлена преж­де всего на коррекцию зрительно-пространственного восприятия. Как известно, ощущение и восприятие — те познавательные про­цессы, которые обеспечивают человеку непосредственный контакт с окружающим миром. Именно на основе перцептивных образов строится работа более сложных познавательных процессов.

Искажение картины мира па уровне восприятия влечет за со­бой искажение способов и продуктов деятельности памяти, мыш­ления и воображения. Поэтому так важно в процессе обучения об­ратить внимание на коррекцию психической функции, «поставля­ющей материал» познавательным процессам, традиционно находящимся в сфере внимания учителя.

Не секрет, что усилия педагога по «постановке» логического мышления, хорошей памяти, способности творческого решения разноплановых задач зачастую оказывают­ся малоэффективными. Происходит это потому, что пытаются «лечить» следствие, а не первоначальную причину слабой успеваемо­сти ученика.

Зрительное восприятие пространства — одна из основополага­ющих психических функций в силу того, что зрение — ведущий ка­нал получения информации о внешнем мире.

Данная психическая функция обеспечивается работой теменно-затылочных зон головного мозга (по наблюдениям автора, дети с нарушениями оптико - пространстве иного восприятия составляют 25-30% от общего числа детей этой возрастной группы). Пораже­ние этих зон у детей, вызванное различными причинами (особен­ностями внутриутробного развития, родовыми или постродовыми черепно-мозговыми травмами, хроническими заболеваниями ре­бенка и т.д.) приводит не только к нарушению наглядного отраже­ния внешнего мира, но и разрушает основу формирования тех пси­хических процессов, которые строятся на базе наглядно-действен­ного отражения действительности. Применительно к обучению в начальной школе речь идет о полноценном усвоении программ по математике и русскому языку.

По данным нейропсихологов, поражение теменных и теменно-затылочных зон приводит к дефектам восприятия реального и сим­волического пространства (не только с помощью зрения, но также и посредством других органов чувств). Под «символическим про­странством», «квазипространством» «условным пространством» раз­ные авторы (А.Р. Лурия, Э.Г. Симерницкая. Н.К. Корсакова) пони­мают психический аналог реального мира, создаваемый с помощью культурных понятий и символов.

Ориентация в символическом пространстве необходима для опе­раций с разрядным строением числа, выполнения счета, восприя­тия и оценки асимметрии гости пространства. Подчеркнем, что про­странство всегда асимметрично: что-то расположено слева, что-то справа, вверху—внизу и т.д.

От сформированности зрительного восприятия простран­ственных отношений зависит и полноценное развитие устной и письменной речи. Понимание логико-грамматических конструк­ций, отражающих реальные отношения между предме­тами, осуществление соответствующих логических oпeраций требуют ориентации в «квазипространстве». Например, в норме 7-лстпис дети должны понимать речевые конструкции и решать логические задачи типа: «Аня выше Толи, но ниже Пети. Кто выше всех?'. "До того как пойти в кино, Дима читал книгу. Что он делал раньше, а что — позлее?» (Приве­денные примеры взяты из тестовых заданий для определения го­товности к школьному обучению.)


Чтобы подчеркнуть важность полноценного развития простран­ственного восприятия, перечислим основные умственные опера­ции, которые обеспечиваются способностью к пространственному и «квазипространственному» анализу и синтезу.

1. Представление в умственном плане реального мира и взаи­моотношений, логических связей между предметами этого мира.

2. Словесное обозначение пространственных координат, необ­ходимых для ориентации в окружающем мире (владение предлога­ми «сверху», «снизу», «слева" и т.д. и предложными конструкциями).

3. Освоение грамматических конструкций, смысл которых оп­ределяется окончаниями слов, например: «Отец сына".

4. Понимание и освоение способов расстановки слов в предло­жении: «Платье задело весло" и "Весло задело платье".

5. Овладение грамматическими конструкциями, отражающими течение событий во времени: «Зима перед весной..."

6. Понимание смысла фразы при несовпадении реального хода вещей и порядка слов в предложении. Например: «Я позавтракал после того, как прочел газету».

7. Понимание смысла числа, разрядности чисел, выполнение счетных операций.

Полноценное развитие всех перечисленных выше умений обус­ловлено сохранностью и совместной работой нескольких анализато­ров: зрительного, слухового, кинестетического, вестибулярного. В коре головного мозга есть так называемые третичные зоны, отвечаю­щие за взаимодействие нескольких анализаторов — зоны "Пересече­ния», «перекрытия» первичных зон коры, определяющих работу от­дельных органов чувств. И очень часто при наличии органического поражения мозга оказывается, что в той или иной степени затрону­ты все анализаторы и страдают все психические функции, 0 работу которых обеспечивают эти зоны мозга. Поэтому, в частности, дети с логопедическими пробле­мами, как правило, имеют трудности и в зрительном восприятии пространства, проблемы в развитии крупной и мелкой мо­торики, процессов мышления и т.д.

Коррекция речевого развития детей — прерогатива логопедов. Не углубляясь в сферу логопедии, отметим недостатки существу­ющей в нашей стране системы оказания логопедической помо­щи, напрямую связанные с проблематикой и задачами данной программы.

1. Практически отсутствует система отбора групп риска по дис­лексии и дисграфии. Существующие скрининговые методики не­многочисленны и используются в весьма ограниченных масштабах.

2. Вторичная профилактика организована слабо и распростра­няется преимущественно на детей е нарушениями устной речи, то есть охватывает менее половины нуждающихся.

3. Реабилитация детей с дислексией и дисграфией проводится весьма узконаправленно — только логопедическими методами. Практически не используются психотерапевтические методы и в ог­раниченном объеме — клинические методы реабилитации» [Корпев, 1995, с. 199-200).


Однако если коррекционная работа по развитию устной и пись­менной речи хоть и в ограниченном объеме, но проводится. — пос­леднее трудно утверждать относительно такого предмета, как ма­тематика. До сих пор внимание к труд! i остям усвоения программы по математике является скорее эпизодическим.

Нейропсихологические исследования А. Р. Лурия и его учеников выявили, что за неспособностью понять законы математики стоят именно органические поражения теменно-затылочных и нижне­теменных отделов, обеспечивающих зрительное восприятие прост­ранства.

Понятие числа связано с жесткой пространственной сеткой раз­рядов единиц, десятков, сотен. Операции с числами возможны толь­ко при удержании в памяти схемы числа и «вектора» производимой операции (например, сложение—вычитание и т.д.).

Решение арифметических задач требует понимания условий, содержащих в себе логические сравнительные конструкции типа «больше—меньше», «на столько-то», «во столько раз»ит.п.

У детей с дефектами зрительного восприятия пространственных отношений нарушено понимание смысла числа, они ис­пытывают трудности при выполнении счетных опера­ций, а именно — при переходе через десяток у них могут присутствовать ошибки зеркального написания чисел.

Например, задание написать число «17» выполняется посредством зеркального изображения: «71». Такие дети не различают симмет­рично расположенных цифр: 17 и 71, IX и ХI.

Отметим, что в норме «зеркальное письмо» характерно для ран­них стадий развития — 3-4-летнего возраста, когда правая (левая) рука еще не выделена ребенком как ведущая. Дети с ЗПР демонст­рируют «зеркальное письмо» в 6-8 лет, при психологическом обследовании у них можно обнаружить затруднения в показе левой—пра­вой руки, левого—правого глаза и т.д., а также недостаточное вла­дение предлогами, с помощью которых описывается расположение предметов относительно друг друга.

Любое упражнение и действие требует для своего выполнения работы нескольких анализаторов, способствует развитию несколь­ких психических функций. Одна из целей программы — постарать­ся заменить недостающий «психический орган* другим, сформи­рованным заново, создать необходимые психические качества и способности, которые будут в своей работе опираться на сохран­ные анализаторы и психические процессы. Так. например, в про­грамме применяется много упражнений, использующих тактиль­ное восприятие, апеллирующих к восприятию пространства через тактильный анализатор и «ручное' мышление. Тактильное воспри­ятие призвано помочь зрению «увидеть» и понять окружающий мир. Более точное и дифференцированное восприятие внешних предметов позволяет развивать пространственное мышление уча­щихся. Решение пространственных задач, в свою очередь, спо­собствует коррекции и развитию оптико-пространственного вос­приятия.

Зрительный анализатор является ведущим во взаимодействии человека с внешним миром. 90% всей внешней информации посту­пает через зрение. Поэтому компенсация дефектов развития зри­тельного восприятия представляется весьма важной задачей для полноценного развития ребенка, формирования и осуществления учебной деятельности, успешной адаптации ребенка к окружающей его физической и социальной среде.

Работа по программе «Посмотри внимательно на мир» проводи­лась в течение двух лет на базе общеобразовательной школы № 92 г. Москвы.







Date: 2015-11-15; view: 590; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию