Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Американская система власти





 

 

Политическое устройство (базисные ценности)

 

США сейчас находятся на спаде своего могущества (пика 1992-96 гг.), но тем не менее они являются ведущей мировой империей, потому что в политиче- ском, экономическом и культурном плане оказывают доминирующее влияние на все страны мира, включая Европу, Китай и Россию. С одной стороны, это делает США одиозной страной, вызывая повышенное внимание к ней со сто- роны тех стран, производительные силы которых менее развиты. Примером тому может служить дерзкий акт, совершенный 11 сентября 2001 года, как факт, знаменующий признаки уязвимости Америки, как империи, а с другой - США остаются устойчивой страной (по сравнению, по крайней мере, с развалом Со- ветского Союза), а также признанным лидером мировой экономики, несмотря даже на финансовый кризис 2007-08 гг.

Эти соображения базируются, прежде всего на том, что Америка - вирту- альная империя. Она не занимается напрямую захватами и присoединениями чужих территорий. Въетнамская война научила США кое-чему в плане военных действий. Они ведут блицкриги, завершая их информационными и финансово- политическими войнами. Во-вторых, Америка, несмотря на упомянутый здесь экономический кризис и признаки ослабления американского фондового рын- ка, пока является обладателем контрольного пакета современной технологии, опередив в этой области даже Японию, создав интернет и современную компью- терную сеть-паутину, охватывающую весь мир, как неоспоримое американское первенство в технологических новациях и методах управления производством. Демографическая ситуация в США лучше, чем в большинстве других регионов мира, которые нельзя считать отсталыми. Уровень заработной платы в Америке существенно выше, чем в других странах, в том числе и тех, что открылись для быстрого продвижения вперед. Так, инженеру-химику в США приходится пла- тить столько же, сколько 5-ти его коллегам в Китае или 11-ти - в Индии.

Тем не менее это не значит, что Америка непобедима, несмотря на то, что она по-прежнему остается стабильной в развитии экономики, поскольку тем- пы роста ВВП США за последние 20 лет составляют 3%, что на 1% выше, чем в Западной Европе. Спрос на нефть увеличивается ежегодно на 2,2% и к 2020- му году должен, по прогнозам, достичь 119 млн баррелей в день. ВВП США составляет 10 трлн.долл. Бюджет Пентагона на 2009 год составлял 472,8 млрд долл., а на 2010 год он составит - 534 млрд долл. и это без учета войны в Ираке и в Афганистане (Завтра, 23 сент. 2009). Вообще вложения американцев в обо- рону своего государства, по мнению экспертов, в целом в 10 раз превышают российские. США имеет 22% мирового ВВП; 70-75% -это доля этой страны в мировых расходах на закупку и создание новых вооружений. Признаки во-


 



глава 5 Американская система власти



 


енной мощи налицо. Кроме того, США опирается не только на свою, но и на мощь всего Западного сообщества, в котором США остается главой системы политических, экономических и военных институтов (Большой семерки), Ор- ганизации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), ВТО, Всемир- ного банка, МВФ и НАТО.

Равным по силе потенциальным соперником США может считать пока толь- ко Китай с его растущей военной и экономической мощью, которая в XXI-м веке может ограничивать и без того существующую невозможность США на- вязывать свою волю Международному сообществу. Но несмотря на то, что по- ступь Китая достаточно прочна, она всегда может быть прервана и не потому, что кто-то способен навязать этой стране свою волю, а потому, что мир стреми- тельно меняется, обостряется конкуренция, которая теперь ставит своей целью не победу одной страны над другой, не подчинение слабых сильным, а выравни- вание экономических потенциалов и разумный баланс интересов. Может быть поэтому Россию в какой-то мере оправдывает тот факт, что из российского фи- нансового рынка изъято за последнее время 100 млрд долл.; и на покупку обли- гаций американских компаний тоже столько же (Там же).

В политическом плане Америка идет европейским путем, потому что капи- тализм немыслим без демократии, когда демократия, как метод организации управления обществом, является естественной средой для жизни «аллигато- ров» капитализма. Кроме того, она является саморегулирующейся системой, когда наряду с бюджетом существует частная финансовая система, которая пе- рераспределяет имеющийся капитал туда, куда ей указывает рынок, с домини- рованием либо банкового, либо фондового его секторов, а не мнение отдельных управленцев-чиновников. Благодаря этому там и развивается сфера высоких технологий, поскольку капитал идет туда, где получает более высокую отдачу, то есть перераспределяется эффективно.

Поскольку Америка остается безусловным мировым лидером, а политика, как известно, - это «концентрированное выражение экономики», каково же государственное устройство политической системы США? Схематически госу- дарственная властная система США может быть поделена на 3 основных ветви:

• исполнительная власть;

• законодательная;

• судебная

Исполнительную власть представляет президент страны с его кабинетом министров и секретариатом (администрацией). Законодательную - Конгресс США, который в свою очередь подразделяется на Сенат и Палату Представи- телей, состоящий, как известно, всего из двух партий - республиканской и де- мократической. В Сенате заседает 100 сенаторов, которые переизбираются раз в 6 лет, а в Палате Представителей - 435 человек, которые избираются каждые 2 года. Судебная власть - это особая ветвь власти в США, которая декларирует постулат: является закон, разработанный Конгрессом и подписанный прези- дентом, конституционным или нет и, в соответствии с этим, может отменить его. Например, в 1954 году именно судом было отменено раздельное обучение


белых и черных. Судебная правительственная власть является очень сильной в США. Она состоит из 9-ти судей, но главный судья назначается президентом и после утверждения его кандидатуры Конгрессом, работает пожизненно.

Центральная роль в государстве, хотя и отводится президенту, но фактиче- ски все политические, законодательные и военные вопросы решаются в Кон- грессе. Например, руководители ключевых государственных структур США, относящихся к ветвям исполнительной и судебной властей, могут занять свой пост только после того, как их кандидатуру одобрит законодательная власть

- Сенат. Поэтому биография каждого человека, который претендует на столь высокий пост, проверяется тщательнейшим образом; выясняется, насколько эффективно, беспристрастно и честно он будет выполнять свои обязанности на этом посту. Работа Конгресса - законодательной власти, - осуществляется следующим образом. Сенаторы (не менее 51-го) голосуют за «билль» (закон), который идет в Палату Представителей. Из 435-ти ее членов за этот закон долж- но проголосовать не менее 218-ти человек, после чего президент может либо подписать его, либо наложить на закон вето. Конгресс обладает правом пере- смотреть вето президента, но в этом случае, чтобы переделать «билль» после вето, необходимо голосование уже не 218-ти его членов, а 270-ти. Как ведет себя Сенат в этом случае? Здесь тоже количество голосов, решающих проведение

«билля» после вето президента, увеличивается с 51-го до 67-ти человек. Наряду с созданием (написанием) и проведением законов, Конгресс обладает правом декларации объявления войны, импичмента президенту и целым рядом реше- ний финансовых вопросов (пересмотра бюджета, заема и печатания денег, по- вышения или снижения налогов, одобрения или отклонения кандидатур, кото- рых президент номинует на работу в Верховном суде).

Президент имеет право номинировать должностных лиц на работу в свой кабинет, а также в Верховный Суд. Он обладает силой подписывать законопро- екты и накладывать вето на них, является верховным военным главнокоманду- ющим. Наряду с этим, президент со своим кабинетом министров предлагает бюджет страны, исходя из рассмотрения вопросов его дефицита или профи- цита. Всем известно, какую роль в стране каждый раз играют выборы Прези- дента США на следующий срок, потому что он должен, согласно Конституции США, как было сказано выше, номинировать и, в соответствии с рекомендаци- ями и мнением Сената, назначать послов, министров и советников, а также, что немаловажно, - судей Верховного Суда и целого ряда официальных лиц. Пре- зидент назначает всех (9) федеральных судей, всех глав департаментов (мини- стерств), включая руководителей независимых агентств министерского уровня, прокуроров и т.д. При этом в обязанности президента входит рассмотрение вопроса о том, почему он предлагает назначить на данный пост того или ино- го своего представителя, а Сенат, в свою очередь, может не объяснять причин в случае, если он отклоняет кандидатуру президента.

Как уже было сказано выше, утверждение кандидатур членов Верховного Суда США считается, правда неофициально, более важным, чем, скажем, ут- верждение кандидатур чиновников. Почему это так? Очевидно, что министр


 



глава 5 Американская система власти



 


остается на своем посту лишь по истечении срока полномочий президента, либо вообще может уйти в отставку. Члены же Верховного Суда, во-первых, из- бираются пожизненно, а во-вторых, они могут быть отстранены от должности только в результате процедуры импичмента, которая бывает, обычно, очень длительной. За 2 века практического существования политической системы США, в Сенате было решено отклонить лишь 2% кандидатур высших чинов- ников, но на пост члена Верховного Суда им было блокировано 18% номина- ций. Вот почему Верховный Суд США имеет такое важное значение в стране, и еще по целому ряду причин. Естественно, особое внимание вызывают ситуа- ции, когда Сенат отвергает предложенные кандидатуры. Историк Роберт Берд в книге «Номинации» отмечает, что за свою историю существования Сената, из 148-ми предложенных кандидатур на должность судьи Верховного Суда США им было отклонено 27 кандидатур, а из 700 -сот кандидатур на должности члена кабинета министров - лишь 9. Наряду с этими официальными данными, гораз- до большее количество претендентов отсеивалось еще на предварительных эта- пах, даже до того момента, когда претендентов начинали обсуждать законода- тели, хотя отзыв кандидатуры до начала ее рассмотрения является достаточно редким для США правилом. Зато нормальным считается обычай, когда партия, к которой принадлежит президент, обладает большинством в Сенате и одобре- ние предложенных номинаций в парламенте происходит быстро. В качестве исключения, могут быть ситуации, когда назначение происходит в последний год президентского срока или в случае явных сомнений в профессиональных (личностных) качествах предложенной кандидатуры.

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что фактически исполнитель- ная власть в США - децентрализованная и значительно ограничивается судеб- ной (достаточно вспомнить дело Уотергейт). Третий ее сектор - правозащитные организации (в лице профсоюзов, например) не стоят уже на страже граждан- ских прав и свобод в постиндустриальном обществе, как это было в более ранний период развития индустриального общества. Только суд, в который обращаются граждане в основном из-за материальной выгоды и реже - из-за недоверия к вла- сти, - способен отстоять их права. Ежегодно издается около 300-сот томов преце- дентов. Поэтому, фактически, в США Генпрокурор важнее президента.

Между тем, вернемся к вопросу выборов президента в США. Система вы- боров в США достаточно сложная. Как известно, президент США определяется не общим подсчетом голосов избирателей, а в результате выборов по штатам. По окончании голосования, которое происходит в единый для всех штатов день, определенный в Конституции США, как первый вторник ноября каждо- го високосного года, в том или ином штате определяется победитель, которому достаются все голоса выборщиков штата - так называемые «electoral votes». Их количество пропорционально численности штата. Например, Калифорния (как один из самых многонаселенных штатов) имеет 55 выборщиков, а Сев. Дакота - всего 3. Во всех штатах, кроме Мэна и Небраски действует этот принцип: «побе- дитель получает все», то есть достаточно выиграть с разницей в 1%, например, в Пенсильвании, чтобы завоевать голоса 21 выборщика от этого штата. Только


указанные 2 штата (Мэн и Небраска) имеют право делить голоса выборщиков между кандидатами в зависимости от результатов голосования. Тем не менее, за последние десятилетия еще ни разу этим правом они не воспользовались.

Общее количество выборщиков - 538. Чтобы стать президентом, необходи- мо набрать большинство их голосов. Поскольку реальная борьба идет всегда между двумя кандидатами (представителями республиканской и демократи- ческой партий), в итоге, тот или иной из 2-х, поделит между собой все штаты и, соответственно, это, указанное здесь, число. Таким образом, отмечая в день выборов в бюллетенях, кому из кандидатов они отдадут предпочтение, амери- канские избиратели на самом деле голосуют за группу выборщиков из своего штата, которые затем в составе коллегии выборщиков должны будут назвать первое и второе лица государства (президента и вице-президента, поскольку президент идет на выборы с указанием имени своего вице-президента). Только после формального оглашения результатов голосования в коллегии выборщи- ков на специальном заседании обеих палат Конгресса (Сената и Палаты Пред- ставителей), проходящем в Вашингтоне (Капитолии) в начале января года, следующего за годом выборов, новый президент и вице-президент считаются официально избранными.

И все же, несмотря на кажущуюся сложность процесса выборов, ход под- счета голосов освещается открыто и подробно всеми средствами массовой ин- формации, в том числе ТВ и онлайновыми изданиями. Следить за ходом под- счета можно практически в реальном времени и какие-либо ухищрения здесь недопустимы Во-первых, для самого процесса голосования в разных округах даже одного штата применяются различные технологии голосования. Каждый гражданин может заполнять бюллетени вручную (это, примерно, 7% избирате- лей). Около 14% зарегистрированных избирателей голосуют с помощью перфо- карты. В этом бумажном бюллетене они пробивают на специальной машинке отверстия напротив выбранного каждым из них кандидата. Еще 14% исполь- зуют механические системы, где надо тянуть один из рычагов машины, соот- ветствующий выбранному им кандидату. Порядка 40% заполняют бюллетень, который потом с помощью оптического сканирования считает машина, а около 30% пользуются сенсорным экраном или кнопочными машинами электронной системы прямой записи. Кроме того, на каждом избирательном участке обяза- тельна, по крайней мере, одна машина для голосования, которая может быть доступной инвалидам, слепым и т.п. категориям граждан.

Исход гонки зависит от того, кто из претендентов сумеет заручиться боль- шинством голосов всех 538-ми выборщиков, чтобы для окончательной победы набрать необходимые 270 голосов. В практике американских выборов бывали и осложнения. Так, в 2000-м году шт. Флорида, к которому, как назло были при- писаны 150 тыс. американских солдат, находящихся за границей, проголосовал, практически, поровну за Альб. Гора и Дж. Буша-младшего. Чтобы определить победителя пришлось сначала ждать 10 дней, пока с военных баз придут эти 150 тыс. бюллетеней, затем дожидаться конца ручного пересчета их, в результа- те которого разница уже составила менее 1000 голосов избирателей. Во-вторых,


 



глава 5 Американская система власти



 


обычно штат голосует целиком, то есть выборщики автоматически исполняют волю избирателей. Тем не менее, бывают случаи (тоже в 2000-м году), когда из- за демарша одной из выборщиц, демократ А. Гор получил на 1 голос меньше, чем полагалось, и не замедлил с тем, чтобы этот факт был учтен. Не исключена, конечно, при окончательном подсчете голосов, согласно конституции, и отмена выборов в случае войны, например, или терракта, но выборы в США не могут не состояться. Бывший советник президента США по национальной безопас- ности, Кандолиза Райс, официально заявила как-то в Вашингтоне, что вопрос об отмене процедуры народного волеизъявления в случае, например, массиро- ванного терракта, не может повлиять на выборы, несмотря ни на что.

Последние выборы в США (2008 г.) были особенно острыми. Республи- канское правление Дж. Буша заставило американский народ задуматься над многими вопросами. Сам факт, что «республиканские» штаты проголосова- ли за представителя демократической партии Б. Обаму говорит сам за себя. Народ хотел перемен и добился их. Это само по себе свидетельствует о том, что в США желание народа, в принципе, реализуемо, а значит демократия в стране существует. Вместе с тем, когда простого жителя Америки спрашива- ют, гражданином какой страны он является, то ответ будет таков: ”Я, прежде всего, - гражданин государства Калифорния или государства Пенсильвания”. И это будет, по большому счету, правильно, потому что США является Кон- федерацией (союзом государств). Именно поэтому американцы говорят, что их страна - имеет не форму Демократии, а это - Республика, где все гражда- не пользуются полной равноправностью, а каждый штат полным внутренним самоуправлением. В каждом штате высшая исполнительная власть принад- лежит губернатору, избираемому штатом, а законодательная - Палате предста- вителей. В целом по стране - исполнительная власть, как уже говорилось в на- чале главы, принадлежит президенту, а законодательная - Конгрессу, который образуется из Палаты предствителей и Сената. Таким образом Республика

- есть форма правления, при которой верховная власть принадлежит не од- ному лицу (как при монархическом устройстве, например), а население рас- сматривается в двояком отношении, как подданые местной власти и подданые центральной власти. Швейцария с ее кантонами также являет собой пример такого политического устройства. Германская империя в свое время заим- ствовала их конституцию.Что касается Федерации, в том числе Российской, то ее возможности, в отличие от Конфедерации, по мнению многих мыслящих американцев, ограничены, поскольку Федерация - это союзное государство, когда власть центра непосредственно действует на само население, в то время как в Конфедерации отдельные части (государства или иначе - штаты, канто- ны) подчиняются власти только до тех пор, пока они этого желают, и власть центра не действует непосредственно на население (за исключением неко- торых финансовых и военных вопросов, когда речь велась о распределении ключевых государственных структур США). Вместе с тем в основе Республи- ки лежит демократический принцип правления: это есть принцип равенства перед законом; принцип полноправности всех классов общества относитель-


но пользования политическими правами. Демократический принцип присущ многим формам правления. Республика же американская - это управление по- средством выбираемых народом представителей и потому она еще называет- ся предствительной демократической республикой. Ведь демократия, прежде всего, подразумевает свободные выборы и независимый суд.

В заключении данного раздела хотелось бы остановиться на вопросе охраны президентов США. В нашем небезопасном мире кажется вполне естественным, что главу государства принято оберегать, особенно после сравнительно недав- него случая убийства Дж. Кеннеди, а затем и его брата Роберта. Так, старшая дочь Роберта Кеннеди - Катлин Кеннеди Таунсед, бывший губернатор шт. Мэ- риленд, заявила на встрече с евреями в синагоге, что ее отец, будучи репор- тером в 1948 г, когда Израйль вел войну за свою независимость, восхищался мужеством израйлитян, и с тех пор всегда поддерживал Израйль. За это он был убит в 1968 году палестинским террористом. «Мой отец любил смелых людей, но больше всего он ценил израйльскую демократию, единственную на Ближнем Востоке» - сказала она.

Между тем, на протяжении большей части истории США американские президенты, избранные демократическим путем, не имели сколько-нибудь се- рьезной охраны. Считалось, что личная охрана нужна, скорее, монарху. По- стоянные телохранители в Америке появились лишь у Авраама Линкольна, в связи с тем, что еще до начала войны «Север-Юг» южане-враги сделали по- пытку не допустить инаугурации Линкольна, наметив застрелить его в момент остановки поезда, в котором он находился, на балтийском вокзале. Однако Чикагскому сыскному бюро во главе с А. Пинкертоном удалось перехватить президента в Филадельфии. Тем не менее охрану Линкольна в дальнейшем осу- ществляла армия, поскольку он был «военным» президентом. Обыкновенные пехотинцы и кавалеристы несли караул Белого Дома и сопровождали его эки- паж. Несмотря на это Линкольн выстрелом в голову был убит в театре Форда, прямо во время спектакля (в ложе). После окончания упомянутой войны па- трули у Белого Дома и вовсе исчезли. В 1881 г. погиб 20-й президент США Джон Гарфилд. Версия гласит, что он погиб от руки маньяка, хотя секретная служба в составе департамента президента была создана вскоре после убийства Лин- кольна, но она сделала крен в сторону защиты государственных финансов от фальшивомонетчиков. Она была, к тому же, немногочисленной и включа- ла всего 10 «оперативников» - бывших частных и отставных военнослужащих армии северян. На протяжении всего XIX-го века эта служба увеличилась до 30-ти агентов-профессионалов, но они по-прежнему занимались побочными проблемами, мало связанными с охраной президентов. Исключение составил президент Уильям Мак- Кинли, период правления которого совпадал с Амери- кано-Испанской войной 1898 года. Но он в 1901 году скончался от руки сына польских иммигрантов, уроженца г.Детройта -Леона Чолгоша, несмотря на то, что в момент убийства возле президента стояли трое оперативников Секрет- ной службы, четверо солдат и столько же городских детективов. Это был уже 3-й случай гибели президента США от руки убийц.


 



глава 5 Американская система власти



 


Новый глава администрации Теодор Рузвельт немедленно ввел распоряже- ние об охране президента, когда было создано специальное военное подразделе- ние. Но распоряжение не стало законом, поскольку не прошло через Конгресс. Только в 1906 году (через 5 лет после убийства Мак-Кинли) конгресс дал офи- циальное «добро» на защиту Президента США, выделив на это средства из бюд- жета. Через 2 года 8 оперативников вошли в штат министерства юстиции, ко- торые впоследствии явились ядром нового антикриминального подразделения под названием ФБР (А.Левин. Такие люди и без охраны. Секреты спецслужб. 10 июня, 2005 г., с. 58-59).

 

 

Date: 2015-10-18; view: 273; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию