Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование





 

Высшее образование, как известно, в Америке платное. В любом коллед- же или университете студенты должны платить за курсы, которые они берут. В разных учебных заведениях база для расчета семестровых курсов существен- но варьируется в зависимости от разных обстоятельств. Варьируется плата за общежитие, питание, медстраховку, которые могут составлять до 50% сто- имости обучения. Например, студент, желающий жить один в комнате, а не вдвоем или втроем, как принято, скажем, в Мичиганском Университете, может платить за нее до 1 тыс. долл. в месяц. Кроме того, если студент берет полную нагрузку в семестр (порядка 20-25-ти кредитов) и является, таким образом, полноценным студентом-очником (‘’full-time student’’), то стоимость его обуче- ния в год может составлять 25-30 тыс. долл. в год, но стоимость кредитного часа также различна и варьируется от выбранного вами университета (или коллед- жа). Если быть точным, то в среднем, по данным College Board, в 2005-2006-м году обучение в общественном университете США обходилось в 15556 долл. В частном же, как сказано выше, - в два раза больше (31916 долл.). Например, в Гарварде стоимость кредитного часа равняется порядка 700 долл. ‘’Full-time’’, следовательно, вам обойдется в 4200 долл. за семестр, а за год – до 50 тыс. долл. Сейчас даже может быть больше.

Второй момент, который учитывается при взимании оплаты за обучение

– ваше резидентство. Если вы – полноправный резидент (житель) штата, в ко- тором расположен ваш университет, то оплата существенно ниже. Например, в Массачусетском технологическом университете приезжий ‘’full-time’’ студент затратит порядка 10 тыс. долл. в год, а полноправный резидент – только – 1,5 тыс.долл. в год. Для поступления в хороший университет с тем, чтобы по его окончании получать зарплату не менее 100 тыс. долл в год, можно подготовить- ся либо в частной школе (не без помощи родителей, конечно), либо в хорошей публичной школе (public-school), т.е. бесплатной общественной школе, где дей- ствуют специальные программы по различным предметам (математика, физи- ка, литература, журналистика и т.д.) для продвинутых детей, по типу советских физматшкол, школ с химическим или языковым уклоном и т.д. Такие школы до- ступны для всех, кто проживает в районах, имеющих достаточно высокий рей- тинг поступления выпускников этих школ в лучшие университеты и колледжи страны, В таких районах обычно проживают семьи относящиеся к ‘’upper- middle-class’’ или ‘’middle-class’’, т.е. члены которых в состоянии платить до-


 



глава 4 Система образования, здравоохранения, науки и техники



 


статочно высокие налоги в местные и федеральные органы власти за школы, за землю, окружающие парки, скверы и т.п. Как раз за то, о чем говорилось во 2-й главе данной книги. Самые богатые часто отправляют своих детей в частные школы, особенно в больших городах типа Нью-Йорка, оплачивая их обучение там в размере 10-15 тыс. долл. в год за каждого ребенка и более. Вместе с тем мо- гут быть и сравнительно недорогие религиозные (католические или еврейские) школы или спецшколы только для девочек или для мальчиков и т.п.

Приведенные данные поначалу могут отпугивать предвзятого читателя, но, если разобраться в этом вопросе глубже, то вопрос об образовании в Америке не так страшен, как представляется на первый взгляд. Не случайно, система об- разования в США в целом считается неплохой и по своему уровню в настоящее время входит во вторую десятку мира.

Начнем со школ. Обычно в каждом районе есть несколько начальных школ, одна средняя и одна высшая. Обучение детей начинается с полных 5-ти лет так называемого ‘’нулевого’’ класса – Kinder-Garten. Далее следует еще 4 или 5 клас- сов, так называемой, элементарной школы (Elementary school), средняя школа (Middle-school) – это еще 3 года (6,7 и 8-е классы); располагаются уже в другом помещении. ‘’High school’’ – высшая школа: с 9 по 12 классы может обучать уже до 1,5 тыс. студентов, подобно ‘’потокам’’ в российских университетах; каждый такой ‘’поток’’ включает уже до 300 человек.

Начиная со средней школы, дети идут на уроки уже в разном составе, а в на- чальной школе каждый год классы меняют свой первоначальный состав и полу- чают новых учителей, которые, как правило, преподают на одном уровне: в 1-м, во 2-м классе и т.д. Исключение составляют библиотекари, компьютерный, му- зыкальные и художественные классы, когда привязанность детей друг к другу не обязательна и независимость считается более важным качеством. Кроме того, смена учителей может быть выгодна из-за специализации учителей (математики, которые лучше разбираются, например, в алгебре, подбирают в свой класс детей определенного уровня знаний именно этого предмета). Но на размещение детей внутри класса это никак не влияет; дети сами рассаживаются по своим местам группами. Такая своеобразная идеология никем не навязана сверху, она являет- ся порождением самой системы взаимоотношений людей, работающих с детьми, по примеру работы Конгресса: выбора своей позиции в партии демократов или республиканцев. Наказание также осуществляется, исходя из принципа – обе стороны виновны, а каждый отвечает за свои личные действия, даже в том случае, если ты ответил на то или иное оскорбление ударившему тебя – в независимости от того, кто прав, кто виноват. Поэтому, вероятно, в школе нередко практикует- ся, попросту говоря, ябидничество или доносительство, что, разумеется, не очень хорошо характеризует процесс формирования личности учащегося, хотя дружба тоже представляется распространенным являнием в школе, несмотря на указан- ный недостаток. Например, так называемые ‘’Sleep-over’’, когда детей родители от- пускают ночевать к их друзьям, являются обычным явлением среди школьников.

Начало занятий довольно своеобразное. По знаку учителя все встают и, при- жав правую руку к сердцу, обращаясь к государственному флагу (имеющему-


ся в каждом классе), дети- хором произносят клятву на верность флагу США и республике, которую он олицетворяет – ‘’единственной стране перед Богом, неделимой, где есть свобода и равенство для всех’’. Формы, в смысле одежды, в государственных школах не существует, она зато есть в частных школах; уро- ки идут по плану, составленному учителем.

Если ваш ребенок определен на проживание в приличном районе, то бес- платное посещение ближайшей школы соответствующей ступени ему гаранти- ровано, даже если его родители не имеют легального статуса, а оборудование такой школы – выше всяких похвал. Здесь есть все: и лаборатории, и кабине- ты, и специальные классы для занятий музыкой, и библиотека, и концертный зал, как в театральной студии, и гигантский спортивный зал – с несколькими спортивными площадками, не считая стадиона, что находится во дворе школы. В каждой аудитории имеется по 2 доски, по киноэкрану (с проектором), теле- фону-факсу, телевизору с видеокассетами, ксероксом, компьютерами; в стенах вмонтированы машинки для подтачивания карандашей; имеется бумага, ручки, мел и т.д. Продумано все до мелочей: от полного оборудования кабинетов всем необходимым – до качества и цвета отделочных материалов. Конечно, это сразу же вызывает гордость и радость и у детей и у взрослых, дети которых могут учиться в такой современной, просто фантастической школе.

Разумеется, это не означает, что в одном и том же штате могут быть не столь процветающие школы, менее благополучные и даже бедствующие. Часто это зависит от качества помещения, от перегруженности классов и даже нехватки школ. В менее благополучных районах встречаются ветхие, ободранные школь- ные здания и даже грязные классные комнаты, а в туалете может отсутствовать туалетная бумага, что не свойственно для Америки вообще, поскольку даже в парках, магазинах и других общественных местах, туалеты оснащены всем необходимым, не говоря уже о наличии бесплатной туалетной бумаги. Такая ситуация в некоторых школах объясняется финансовым положением района, в котором эта школа находится. Если район собирает с населения мало налогов на школы, то результат не заставит себя ждать.

Тем не менее, уровень подготовки учителей в современной американской школе достаточно высокий. Учителя имеют сильные профсоюзы, которые спо- собны удовлетворять почти любые их требования, в том числе о достойной заработной плате. Оплата работы учителей во многом определяется стажем работы и уровнем их квалификации. К моменту ухода на пенсию учитель шко- лы может получать зарплату от 80 до 100 тыс долл. в год. К этому нужно еще добавить большие каникулы летом, зимой и весной, а также дополнительные свободные оплачиваемые дни, которые учителя могут брать в течение учебно- го года. Взаимоотношения учителя, ученика и родителей очень активные. Та- кое двустороннее общение отлажено до совершенства, чему в немалой степе- ни сейчас способствует и компьютерная система, переписка по электронной почте. Вместе с тем, между учителями, детьми, родителями и даже завучем, особенно в начале обучения ребенка, периодически проводятся собеседова- ния, где обсуждаются любые мероприятия, игры, пожелания, привычки де-


 



глава 4 Система образования, здравоохранения, науки и техники



 


тей; наказывают обидчиков, развивают самостоятельность и умение отвечать за свои поступки. Причем форма такого процесса социальной адаптации мо- жет быть самой разнообразной: легкой (в виде игры) и незаметной (можно вести дневник, самостоятельно планировать выполнение домашних заданий) и т.д. Преподавание точных наук и математики в американской школе про- должает оставаться предметом критики, но в этом направлении принимаются сейчас меры, которые реализуются в специальных программах для более про- двинутых (талантливых) детей. Дети, которые хорошо усваивают школьную программу, занимаются в классах с преподавателями, имеющими ученые сте- пени (PHD). Уровень подготовки таких детей высок, причем способный уче- ник может одновременно участвовать в нескольких специальных программах, как по математике, физике, так и по химии, литературе. В High school (стар- ших классах) обучение детей напоминает уже университетское (по советским меркам). Студент в старшем классе может брать три-четыре обязательных предмета, а остальные – выбирать, исходя из своих способностей и интере- сов, Скажем, обязательными являются: одна из естественных наук (например физика), математика, иностранный язык, что-то из социальных наук (литера- тура). Разброс по успеваемости на получение общего свидетельства, конечно, есть, но он усугубляется еще тем, что экзамены принимает специальная не- зависимая комиссия, которая является, как правило, единственной на район и дает объективные показательные сведения. Система ‘’списывания’’ здесь совершенно исключена, поскольку контрольные работы проходят по системе ‘’тестов’’, культурный уровень которых достаточно высок и научен. Поэтому общий рейтинг успеваемости той или иной школы можно считать вполне по- казательным и, как правило, это подтверждается и при поступлении выпуск- ников школ в университеты и колледжи.

Сдав на общее свидетельство, примерно в 15 лет, дети после Мiddle school могут закончить свое образование на этом. Оно уже позволяет работать в ма- газинах (Customer-service) – кассирами или собирать тележки возле магази- на, водителями, парковщиками автомобилей и т.п. Между тем, по окончании еще нескольких лет обучения в High school, процедура экзаменов повторяется, но при этом та независимая комиссия, которая принимает их, как правило, уже засчитывает их одновременно, как вступительные в университеты и колледжи. Чтобы пройти (по выбору) в той или иной ВУЗ, уже заранее известно то кол- личество баллов, которые необходимо для поступления. Этот тест называется SAT (Scholastic Aptitude TEST) и является одним из основных требований при поступлении в американский университет после школы. Для системы юриди- ческих ВУЗов необходимо сдать еще тест LSAT (Law School Admission TEST), который предусматривает выявление таких профессиональных качеств, как: умение задавать вопросы; умение проводить юридическое расследование; пре- данность делу; способность к практическому суждению; умение найти выход из критических ситуаций и т.д. Результат умножения оценки знаний студента на фиксированный университетский рейтинг сложности предмета и дает пра- во на поступление в ВУЗ и на соответствующие льготы.


И вот здесь начинается самое интересное в возможностях американской системы образования. Главное заключается в том, что в США всегда находит- ся ниша для каждого желающего продолжить свое образование. Для начала возьмем самую высокую ступень квалификационных возможностей идеоло- гии системы высшего образования. В США существует комплекс университе- тов, которые причисляют к так называемой ‘’Лиге Плюща’’, иначе, универси- тетов, входящих в систему ‘’Ivy League’’ (сокращенно -»IV»). К ним относится союз следующих восьми лучших университетов и коллледжей США: Принстон (Princeton), Дартмут (Dartmouth), Колумбия (Columbia), Гарвард (Harvard), Йель (Jale), Корнелл (Cornell), Браун (Brown) и Университет Пенсильвании (University of Pennsylvania). Старейшими из них являются Гарвард и Йель, кото- рые стартовали еще в 1875 гг. (America A to Z, p.177).

Вообще ‘’IV’’ буквально означает римское ‘’четыре’’, так как изначально эта ‘’Лига’’ являлась простым спортивным объединением из 4-х частных ВУЗов, расположенных на Северо-Востоке страны. Затем их стало 8 и создана эта лига была в знак протеста против тех университетов, которые при приеме абитури- ентов главное предпочтение отдавали атлетическим способностям, а не акаде- мическим знаниям. Если команда университета хорошо играла в американский футбол, то этот университет считался престижным для поступления, даже не- зависимо от уровня образования абитуриента. Когда в 1954 году образовалось спортивное объединение NCAA Division I, и, когда американцы в значитель- ной степени разделились на болельщиков университетских спортивных (фут- больных) команд, термин ‘’IV League’’ (Лига плюща) стал тоже общепринятым, но сама ассоциация стала подразумевать исключительность в качестве обра- зования, выборность при поступлении и склонность к социальному элитизму. ‘’Плющи’’ постоянно находятся среди 15-ти лучших колледжей и университетов США, поскольку по своему рейтингу расположены в высшем проценте самых богатых академических учебных заведений мира.

Иногда этот термин еще связывают с названием побегов плюща, обвивающих их старые здания. Но на самом деле члены лиги отличаются высоким качеством образования, определенным снобизмом по отношению к другим американским университетам, так как на первое место здесь ставятся уже не атлетические дан- ные студентов, а академические знания. Многие президенты и вице-президен- ты США вышли из такого университета, например, как Йельский. Это и ныне действующий президент Б. Обама, и только что покинувший этот пост, - Дж. Буш, и бывший кандидат в президенты - Дж. Керри и даже супруга Б. Обамы, Мишелл Обама, которая закончила Гарвард.

Качество обучения в университетах и колледжах ‘’Ivy School» несравненно лучше, чем в других университетах, скажем, государственных, и с их дипломами легко найти высокооплачиваемую работу. Платить за обучение в них достаточ- но трудно, даже для средней семьи. Тем не меее, эти университеты очень бога- ты, поскольку пользуются пожертвованиями бывших выпускников, многие из которых становятся миллионерами или работают в правительстве. Кроме того, дети их имеют скидки и некоторые преимущества (льготы) при поступлении,


 



глава 4 Система образования, здравоохранения, науки и техники



 


а при наличии высокого вступительного балла они имеют возможность полу- чить так называемый ‘’Scholarship’’, который представляет собой финансовую помощь, либо на весь срок обучения, либо хотя бы на первый его год. Размер помощи будет зависеть в дальнейшем от текущей успеваемости студента, полу- чившего подобную поддержку.

Для иностранных студентов тоже имеются большие резервы, но только в случае, если абитуриент приходит учиться в колледж или университет сразу по окончанию школы, имея, конечно, соответствующий высокий общий балл (SAT). Более того, такому студенту предоставляется возможность весь первый год бесплатно изучать английский язык с тем, чтобы он на следующий учебный год мог спокойно влиться в общий поток первокурсников, которых здесь назы- вают ‘’Freshman’’. Студенты, которые не получают ‘’Scholarship’’, могут брать кре- диты (займы) на свое образование, часто льготные, а по окончанию обучения процент выплаты их незначительный (от 3,5% до 6%). Это еще зависит от полу- ченной специальности. Во всяком случае при выплате процентов будущая се- мья выпускника материально не страдает, поскольку кредиты эти - ‘’длинные’’, их можно выплачивать хоть до 50-ти лет. Правда, с наступлением финансового кризиса 2007-08 гг., процент по займам увеличился (до 7%).

В государственных университетах, как было сказано выше, плата за обучение ниже, а если абитуриенту удается получить пресловутый ‘’Scholarship’’, то и того меньше. Расходы госуниверситетов идут на научную работу и зарплату персо- налу и делятся между федеральным бюджетом и бюджетом местным. Есть так- же, как и в частных университетах, спонсорская помощь от преуспевающих вы- пускников и платное обучение может на 1/3 покрываться подобными суммами. Деньги на обучение обычно берутся в банке в кредит, а отдаются по окончанию обучения выпускника. Плата, в среднем, в госуниверситетах составляет 10 тыс. в год и обычно 1% мест остается в университете для обучения иностранных сту- дентов. Оно, как правило, бесплатное, так как обучение иностранных студентов оплачивается различными правительственными программами. Кстати, пенсио- неры в Америке имеют право учиться бесплатно. В 2010 году, например, универ- ситет одного из штатов Америки закончила старушка в возрасте 96-ти лет.

Ввиду сложной системы финансирования, главным критерием оценки дея- тельности университетов является система их рейтингов (по аналогии со шко- лами). Рейтинги (рассчитанные по весовым коэффициентам) определяются при учете многих факторов-показателей: по числу лауреатов Нобелевских премий, по стартовой зарплате выпускников, которые получают работу в первую очередь и т.д. От рейтинга (интегрального), рассчитанного уже по абсолютным величи- нам, зависит отбор лучших студентов и плата за обучение. Оценка, разрешающая поступать в университет, даже со стипендией, равна среднему баллу (4,5) или 90%.

Часто абитуриенты берут максимальное количество кредитов, особенно по общим предметам в недорогих колледжах, а года через 2 переходят в уни- верситеты, которые уже определяют для себя основными для того, чтобы полу- чить степень бакалавра, а потом магистра. Кстати, при обучении в аспиранту- ре, т.е. на степень магистра, здесь принято переходить в другой университет.


Обычно – это бывает университет, где имеются более сильные департаменты по избранной специальности.

В медицинских учебных заведениях система обучения очень длительная – до 10-12 лет, включая ординатуру, аспирантуру, практику и т.д. Но зато по оконча- нии такого учебного заведения зарплаты их специалистов настолько высоки, что они буквально за 2-3 года могут рассчитаться за взятые во время обучения кре- диты. Мне известен конкретный пример, когда девушка, взяв кредиты на сумму 250 тыс. долл. на 6 лет обучения, после 3-х годичной оплачиваемой практики (порядка 30-40 тыс.долл. в год), рассчитывает сразу же после нее на зарплату в 200-250 тыс. в год. Конечно, она способна будет рассчитаться с долгом в тече- ние 2-3-х лет, будучи полноценным специалистом в области медицины. А если она поедет работать по специальности в какое-нибудь непопулярное место (за- брошенный район отдаленного штата), она вообще освобождается от долга, ко- торый образовался у нее за все время обучения в медицинском ВУЗе.

В заключении раздела «Образование» хотелось бы еще раз вернуться к во- просу о школах, как основному этапу формирования личности молодого че- ловека. Школа в Америке, по существу, становится для многих из них вторым домом, особенно тех, кто учится в Middle school и High school. Объясняется это тем, что начиная со средней школы, многие дети, не без помощи родителей конечно, записываются в различные спортивные секции, художественные, либо музыкальные кружки, школьный драмтеатр и т.д. Их работа начинается после окончания учебных классов по основной программе, нередко, после ланча, ко- торый, как правило, заменяет детям обед, поскольку питание в школе считается неплохим и с каждым годом его стараются улучшить. В последнее время, после критических высказываний в адрес школ о том, что в Америке много полных детей, в рацион питания школьников вводится более здоровая пища (свежие са- латы, соки и т.п. полезные и вкусные продукты), тогда как раньше преобладали фастфуд, кока-кола и прочие газированные напитки. Родители ежемесячно вно- сят за еду деньги в виде чеков, которые дети сами относят в школу. Можно, ко- нечно, приносить в школу и свои ланчи, но такая практика больше распростра- нена в младших классах (Elementary school). Старшие дети предпочитают более свободный выбор, поскольку меню предлагаемых школой ланчей варьируются.

Итак, подкрепившись вкусным ланчем, дети могут достаточно продолжи- тельное время еще находиться в школе. В американских школах очень распро- странено участие детей в школьном симфоническом оркестре с обязательным включением и духовых инструментов, который формируется на конкурсной основе. Дети сами выбирают для себя тот инструмент, который им нравится. Обычно этот выбор обусловливается тем, на каком инструменте ребенок играл раньше либо в элементарной школе, либо на занятиях с частным педагогом, либо его родители сохранили после окончания школы в доме свой инструмент. Приходя в оркестр школьник может освоить и новый инструмент. Например, если он раньше играл на флейте, а ему захотелось играть на саксофоне, то он может это сделать самостоятельно, купив, либо взяв у учителя школы этот но- вый инструмент. Ребенок, знакомый с нотной грамотой, легко обучается сам,


 



глава 4 Система образования, здравоохранения, науки и техники



 


а также с помощью руководителя оркестра. В конце семестра, накануне оче- редных каникул (весенних, летних или зимних), оркестр отчитывается в своей работе перед довольно большой аудиторией, состоящей из родителей, друзей и дирекции школы. С этой целью печатаются специальные программы, которые раздаются перед входом в зал. Репертуар концертов бывает весьма серьезным. Дети исполняют и классику (Генделя, Моцарта, Шопена, Баха, Вагнера и т.д.), и американских композиторов (Leroy Anderson, Gustav Holst, Howard Hanson, Sean Ivory, Steve Hodges, George Gershwin и др.)

В школе также есть хор, куда записываются не только девочки, но и многие мальчики. Заметим, что в университетах имеются еще и фольклорные хоры, ис- полняющие песни разных национальностей и сформированные по принципу национальной принадлежности их участников. Если оркестр или хор успешно выступают на концертах, то не исключаются и гастроли. Так, сводный оркестр школы, где учился мой старший внук, выступал как-то в Нью-Йорке (Carnegie Hall), а совсем недавно, в весенние каникулы, оба внука ездили на неделю с кон- цертами в Лос-Анжелес (шт. Калифорния), где их оркестр дал 2 концерта (один в Дисней-Лэнде, другой в одном из залов Голливуда). Оплата таких поездок про- изводится родителями, но школа тоже вносит определенную лепту в их орга- низацию, нанимает для этих целей волонтеров, которые занимаются вопроса- ми размещения детей в гостиницах, питания, проведения экскурсий по городу и т.д. Дети в подобных поездках очень сближаются между собой, гордясь одно- временно и своей школой, и учителями - руководителями оркестра или хора, а заодно лучше узнают свою страну.

Другим распространенным видом проведения досуга школьников является участие их в различных спортивных секциях, которые в зависимости от вида спорта, обычно доступны по оплате для многих родителей, но об этом будет сказано ниже (в разделе 4.3 - Спорт и физическая культура). Домой они воз- вращаются после подобных занятий усталыми и счастливыми и во время обе- да, который совпадает со сбором всей семьи, как правило в 6-7 часов вечера, все делятся своими впечатлениями от прошедшего дня. Выполнение домашних заданий происходит либо дома - вечером, либо в промежутке между участием в вышеописанных мероприятиях - в школе.

Таким образом идет развитие у детей не только знаний и навыков, получен- ных в школе, но и чувства патриотизма, а главное гордости за свою страну, ко- торая предоставляет им возможности духовного и физического роста, отвлекая от негативных влияний, которые возможны в любой среде. Ни для кого не яв- ляется секретом, что в Америке, в университетах и школах, встречается еще много случаев отклонения от норм общественного поведения (наркомания, ис- пользование огнестрельного оружия, насилие и т.п. случаи). Но общество при этом всегда широко обсуждает эти проблемы, не маскирует их и по мере воз- можностей борется с ними различными методами, не исключая и описанные выше способы организации досуга школьников. Разумеется, в высшей школе (университетах и колледжах) традиции, заложенные ранее, получают свое даль- нейшее развитие и распространение.


Date: 2015-10-18; view: 247; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию