Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Телевидение





 

Телевидение, к сожалению, по прежнему оказывает большое влияние на американскую аудиторию, как и во всем мире сейчас. Где-то было подсчита- но (кажется, в Институте Гэллапа), что средний американец проводит у экрана своего ТВ порядка 6-ти часов в день. Конечно, чрезмерное увлечение телеви- дением оставляет желать лучшего не только в Америке. В России дела обстоят примерно также; отличие, пожалуй, только в том, что все каналы американского телевидения - частные. Исключение составляет лишь один некоммерческий об- разовательный канал PBS (Public Broadcasting System), который впервые в 1953- м году в Хьюстоне был арендован местным университетом и передал в эфир урок геометрии. Затем образовательные телецентры появились в Калифорний- ском университете (в Лос-Анжелесе), да и до сих пор они продолжают спонси- роваться большинством крупных госуниверситетов США. Этот канал откры-


вал доступ к культурным, информационным и просветительским программам, независимых от рекламодателей и от партийной принадлежности, от мнений правительственных и финансовых чиновников. Источники финансирования – федеральные и штатские фонды, пожертвования зрителей, гранты от различ- ных фондов, включая университетские, средства корпораций. Одной из первых таких корпораций, например, была металлургическая, которая спонсировала театральные спектакли (‘’The USA Steel’’). Тем не менее публичное телевидение не имеет широкого распространения в Америке, потому что американское те- левидение было задумано, как коммерческая, национальная система с множе- ством каналов (сейчас их более сотни). Очевидно создатели телевидения в США исходили из постулата, что информационное поле - не главное, - важен резо- нанс партийной идеологии с доминирующей исторической тенденцией. Что толку, что в СССР, например в 80-е годы, все телевидение было занято КПСС, а люди в это время читали демократическую прессу.

Общественное телевидение (PBS) не имеет до сих пор единой концепции те- левидения, несмотря на то, что в 1967 году был принят закон об общественном вещании. Оно основано на отдельных программах, заимствующих такие ее фор- мы, как журнал новостей, экранизация романов или мини-серий, посвященных какой-либо теме (Гражданская война – 5 фильмов); ‘’National Geographic’’, I –я, II –я мировые войны или отдельные серии о перестройке в России (в бывших советских республиках, в основном). Главная проблема канала – поиск государ- ственных денег, количество которых сильно урезается еще со времен Рейгана в 80-е годы, да и сейчас они поступают с переменным успехом. Но несмотря на богатый опыт коммерческих каналов, PBS удается держать свой достаточно высокий уровень, собирая еженедельно до 100 млн. зрителей.

Что касается сотни остальных каналов ‘’голубого экрана’’, то здесь можно отметить свои особенности, которые, конечно, ни в какое сравнение не идут с небогатой, но вполне корректной программой PBS. Здесь на первый план вы- ступают деньги, которые и образуют мифологию общесоциального свойства, которую можно связать и с политкорректностью, и с широким географическим разбросом в отборе авторов программ, и с большей стилистической раскован- ностью в демонстрации всех явлений синтетической американской культуры

– от актуализации этнических и религиозных корней ее носителей, обыгрываю- щих британские, африканские, ирландские, индейские, южно-американские ле- генды, - до политических баталий в подборе тем и явлений современной жизни.

Прежде всего, на некоторых каналах, бросается в глаза изобилие теле – ре- алти-шоу. Им отдается самое драгоценное время под рубрикой ‘’prime-time’’, в результате которых появилось немало новых эстрадных звезд, топ-моделей, бизнесменов и даже телеведущих, влияющих на политику. Например, ведущая дневного шоу Опра Уинфри в 2000 г. заработала 150 млн долл., а за 20 лет – 800 млн. долл. Она находится в списке 400-х самых богатых людей Америки. Веду- щие информационных программ зарабатывают по 7-10 млн. долл. в год, а та- кой известный телевизионный деятель, как Ларри Кинг, недавно был ‘’куплен’’ телеканалом ‘’Fox’’ под зарплату, составляющую 17 млн. долл. в год в качестве ее


 



глава 3 Культура



 


главного телеведущего в ‘’prime-time’’, где он берет интервью у известных амери- канских политических деятелей, представителей науки и культуры.

Создатели программ иного рода решаются уже помогать в удовлетворении амбиций людям, которые хотят поддержать того или иного кандидата на выбо- рах в Сенат в случае, если победитель реалти- шоу получит свой миллион дол- ларов, который он сможет потратить на политические цели. Делается это очень просто: запускаются проекты по стандартным принципам, когда группу из 10- 12 человек поселяют на некоторое время в каком-либо особняке, и в окружении камер, микрофонов пара команд (например, либералов и консерваторов) долж- ны выполнять определенные задания, позволяющие им продемонстрировать свои способности политиков. Применяя принцип исключения одного человека раз в неделю, остается победитель. Победителей, как говорится, не судят. Нуж- но сказать, что подобные реалти-шоу основаны на хорошо знакомых многим методах ‘’деловых игр’’, которые еще в 60-е годы прошлого века начали побед- ное шествие по странам и континентам, получив свое начало в США. В учебной практике это имело вполне определенный эффект и пользу. Но смотреть на все это часами по телевидению представляется скучным.

Глупая забава – подглядывать либо за себе подобными, либо за людьми, устремленными к каким-то целям. Например теле-шоу ‘’Фактор страха’’ – за- бава, опускающая людей; идея заключается в том, что люди преодолевают раз- ные фобии – высоты, скорости, глубины (в Тайланде был недавно случай гибели одного из участников подобного шоу во время плавания под водой), а также конкурсы: съесть что-либо отвратительное (червей) или соревноваться в мета- нии дохлых крыс ртом. Этот новый вид развлечений – уничтожения человека до уровня пресмыкающихся, - отвратителен. В признании факта, что ты - сви- нья, проявляется, дескать, ‘’широта взгляда на мир и отсутствие комплексов неполноценности’’. Смотрят же это потому, что ощущают власть над жалким человеком, который идет на подобные штучки из-за каких-то $100. Выражение ‘’Деньги не пахнут’’ как раз и произошло от рабской человеческой психологии, ибо свободный человек плюнет на все это и уйдет, а раб – нет. На этих тайных струнках и играют продюссеры указанных передач.

Удача же жанра ‘’Реалти’’ – не в подглядывании (скажем ‘За стеклом’’ в Рос- сии или ‘’Bachelor’’ в Америке), а в провоцировании низменного. Рост рейтин- гов обеспечивается, как только люди на глазах теряют достоинство, собачатся, подличают, плетут интриги. Когда человек преодолевает не страх, а гордость, когда испытания на смелость превращаются в испытания на наличие стыда и чувства достоинства, тогда еще это допустимо. Например, первые передачи ‘’Подмастерье’’, которые организовал мультимиллионер Д. Трамп, чему-то по- лезному еще учили, но позднее также скатились до среднего уровня. Если же в выигрыше оказываются люди, которые теряют рассудок, заболевая, то это приводит к психическим расстройствам (например, реалти-шоу ‘’Не спать’’). Главная опасность подобных шоу – возвращение к варварству, к скотству, а, отнюдь, не излишек цивилизации или чего-то ультра-современного, выдавае- мого за новое слово в искусстве. Чем это чревато?


Во-первых, просмотры подобных передач отнимают массу времени, по- скольку тянутся, порой, несколько недель. Во-вторых, в подтверждение перво- го, они до смешного напоминают ‘’мыльные оперы’’- своеобразный вклад Аме- рики в историю мировой культуры, вернее субкультуры, когда средняя семья проводит перед телевизором по 6 часов. А в-третьих, эти передачи не вызывают подлинного интереса к делу, которое для многих оказывается, попросту говоря, ненужным. Об этической стороне даже и говорить не приходится. Такие, упомя- нутые в предыдуей главе, реалти-шоу, как ‘’Последний герой’’ (Survivor), «Холо- стяк’’ (Bachelor) или ‘’Bachelorette’’, представляют собой некий экстрим, когда во- обще исчезают какие-либо нравственные ориентиры. Никто не оценивает свои поступки, не страдает от этого и даже особенно не радуется, если выигрывает. Таким образом, масскультура подпитывается новыми радикальными течения- ми. Считается, что такое экстремальное искусство в определенных количествах необходимо человеку, потому что начиная с Античных времен, оно уже присут- ствовало во всей полноте и в жизни, и в искусстве. А если человек проходит че- рез поражения, катастрофу и даже гибель, то его душа возвышается в виде той отрицательной энергии, которая переходит в искусство. На самом деле ничего такого не происходит. Мир запрограммированных чувств и мыслей, реакций и проявлений на те или иные поступки, которые предполагают подобные шоу, превращает живых людей в роботов-кукол, которыми манипулируют их режис- серы, подобно той же рекламе. Из обманов, провокаций, ложных сиюминутных ощущений реальность не может быть глубокой. Можно упростить ситуацию, прикрыть ее доброй улыбкой, нежным взглядом, но все это делается для того, чтобы успокоить обывателя, обмануть его надеждой, приподнять над тем, что ведет к заземленности, а то и глупости, то есть к злу и, наоборот, - увести от под- линной физиологии - к псевдо-эстетическому восторгу, то есть, как-бы к добру, потому что добро здесь приравнивается к знанию, а не к вере, которая пред- ставляется провокационной подменой этого знания. В результате же человек остается сидящим на двух стульях: он, вроде бы, верит в то, во что играет, даже в политику, но на самом деле, по настоящему, не знает ни того, ни другого, оста- ваясь всегда почти в проигрыше. Поэтому-то подобное искусство (реалти-шоу и близкая к ним реклама) уравнивает всех – и зрителей и участников, поскольку отрицательная энергия снова вернулась в искусство и сделала всех более или менее похожими друг на друга. Не случайно по результатам опросов участни- ков подобных шоу, например ‘’Bachelor’’, большинство из сформировавшихся (с помощью этой телеигры) брачных пар через год распались.

В США есть немало высококачественных каналов: ‘’Bravo’’ (обращающегося нередко к европейским и американским лучшим кинофильмам), ‘’AMC’’ (спе- циализирующегося на показе американской классики), ‘’TCM’’ (телеканал мил- лионера Тэда Тернера). ‘’IFC’’ привлекает внимание телезрителей к малобюд- жетным и экспериментальным кинолентам. В основном телевидение, как было сказано выше, также как и киноиндустрия, носит корпоративный характер. Родоначальницей больших кабельных сетей является небезызвестная ‘’CNN’’. Все это составляет корпорацию АОL Time Warner.


 



глава 3 Культура



 


Другая корпорация ‘’Dyscovery’’ ведет свое вещание на 10-ти каналах (учеб- ная, путешествия, здоровье, дом, отдых, наука и др.). ‘’USA-Network’’ имеет 4 ка- нала, включающих научную фантастику, развлекательные программы, детские и правовые передачи. Каналы ‘’S-Spain I, II, III’’ - без комментариев показывают работу Конгресса, бриффинги в Белом доме, Госдепе и Пентагоне.

Роначальницей же ТВ США является компания ‘’CBS’’, которая в 1939 г. первая создала телесеть утренних новостей, в 1984 г. освоила стереоозвучание. Ее знаме- нитая ‘’60 минут’’ – вечерняя информационная программа,- до сих пор находится в числе самых рейтинговых передач, наряду с появившейся на ‘’ABC’’ программой ‘’20*20’’. Нужно сказать, что программы каналов ‘’ABC ‘’ и ‘’NBC’’ являются ли- дерами и новостных вечерних программ, несмотря на то, что Тэд Тернер создал круглосуточное новостное вещание на ‘’CNN’’, а затем Роберт Мердок также ввел вполне конкурентноспособную спутниковую телесеть «Fox’’. Особое место зани- мают новостные программы ‘’Fox-News’’ (с республиканским уклоном), но этот канал привлекает внимание и своими сериалами (‘’Секретные материалы’’, ‘’Се- мья Симпсонов’’) у наиболее перспективной части зрителей (от 15 до 45 лет).

Интерес к теленовостям, особенно во время последних выборов президента (Б.Обама), был повышенным, но в среднем известные каналы набирают где-то порядка 50% телеаудитории. Вместе с тем таких авторитетных мэтров, как Дая- на Сойер, сменившая ныне ушедшего на пенсию Чарльза Гибсона (‘’ABC’’), Дэн Розер и Том Брокоу (‘’NBC’’), -побеждают все-таки развлекательные, популяр- ные неигровые программы и ток-шоу, о которых было сказано выше.

Тем не менее ситуация постепенно меняется. Многие предпочитают прово- дить время у компьютера и слушают музыку в наушниках, выполняя какую-либо работу по дому, занимаясь спортом, гуляя с собакой или ухаживая за своим садом.

 

 

Музеи

 

Финансирование культуры в Америке происходит в основном за счет благо- творительности, которая является вопросом чести для спонсора, его социаль- ного престижа. Спонсирование помогает иметь культурную среду в качестве решения своих деловых вопросов, получая доступ к государственным струк- турам. Например, входя в попечительский совет за $100 в год даже небогатый человек становится членом определенного круга миллионеров-бизнесменов; он может возглавлять попечительский совет при музеях, которые, например, полностью поддерживаются банкирами и спонсорами. Если человек дарит му- зею деньги или картину, он вообще освобождается от налогов. В России такого закона нет, поскольку с благотворительных взносов взимается налог на добав- ленную стоимость. Выше уже говорилось, что в столице США – городе Ва- шингтоне вообще все 16 музеев бесплатные, именно благодаря существованию ‘’Smithsonian Institution’’, коллекция которого не имеет себе равных в мире.

Этот музейный комплекс в своем каталоге насчитывает свыше 142-х милли- онов экспонатов и различных видов животных. Многие здания, построенные


в качестве выставочных, могут представить только 1% арендуемых музейных ценностей. (Аmerica A to Z........., p. 331.) ‘’Smithsonian Institutе’’ имеет в своей основе 9 из 16 музеев и галлерей, которые находятся на национальном моллу – широкой аллее под открытым небом в центре Вашингтона между памятником Дж. Вашингтону и Капитолием. В разместившемся на 3-х уровнях подземном комплексе находятся 2 музея и Центр им. С. Диллона Рипли, в который вхо- дит международная галлерея, офисные помещения и учебные классы. 5 других музеев и зоопарк размещаются в различных уголках Вашингтона. Что касается Купер-Хьюита, - национального музея дизайна и национального музея амери- канских индейцев, то они расположены в Нью-Йорке.

На осмотр музеев г. Вашингтона понадобится несколько дней Только два полных дня проводишь в центре города: национальной картинной галлерее (кстати, она не относится к ‘’Smithsonian Institute’’), национальной библио- теке, национальных архивах, где хранятся Декларация прав человека, Кон- ституция и Билль о правах. Все три документа представлены в подлиннике на той бумаге, на которой первоначально были написаны; они очень ветхие, но хранятся в особых условиях, поэтому подписи первых сенаторов хорошо просматриваются. Музеи Космоса, Холокоста также находятся неподалеку, можно сказать – напротив перечисленных выше. Памятники Линкольну (ос- вободившему страну от рабства), монумент генералу Вашингтону (первому президенту США), Капитолий (Сенат) следуют друг за другом, перемежаясь с прилегающими к ним парками, скверами и бассейнами. Доступен для посе- щения до недавнего времени был и особняк Белого дома, неподалеку от кото- рого находятся мемориальные кладбища: Въетнамской, Корейской и Второй мировой войн (последний достраивается). Мемориал въетнамским воинам сделан очень продуманно и безпристрастно. Вообще нужно сказать, что вся планировка центра города производит очень хорошее впечатление, посколь- ку представляет собой комплекс монументальных памятников. Вашингтон, к слову сказать, не является типичным американским городом с непременны- ми даунтаунами (небоскребами) и прилегающими к ним улицами. Это, скорее, европейский город с более или менее равномерными малоэтажными построй- ками и улицами, в котором легко дышится и можно также без особого труда ориентироваться в пространстве новичку.

Интересным для посещения представляется и особняк на горе Маунт Вер- нон, где проживала семья первого американского президента Дж. Вашингтона, с различными надворными постройками, семейным мемориалом, лесом, рекой Потомак, конюшнями 200-летней давности. Расположен он в 5-ти милях от чу- десного Вашингтонского старинного пригорода ‘’Александрия’’. По-существу, особняк – это бывшая полутораэтажная ферма, построенная отцом Дж. Вашинг- тона в 1735-1758 гг., и достроенная самим президентом в 1759 году, когда был добавлен верхний этаж. Им же, в 1787 году были дополнены боковые пристрой- ки и башня. Этот дом служил Джорджу Вашингтону в течение 45-ти лет с того момента, когда ему исполнилось 22 года и до самой смерти (1967 г.). Родился же первый президент США в 1732 г. в графстве Вестмолэнд (шт. Вирджиния).


 



глава 3 Культура



 


В доме – большая столовая с камином, расположенная на 2-м этаже, где одновременно проводились и официальные приемы, поскольку она была са- мой большой в особняке. Большинство картин и гравюр – подлинные, а дра- пировка и ковры – уже нет. Кроме большой столовой в доме было еще 4 ком- наты, примыкающих к центральному коридору. Сюда входили: спальня для гостей, маленькая столовая, голубая комната – салон с семейными портрета- ми. Центральным местом общения в особняке был коридор, сосновые пане- ли которого были окрашены под красное дерево. В хорошую погоду – таким местом служила ‘’PLAZZA’’ (крыльцо с видом на р.Потомак, со стульями). Верхний холл с 5-ю спальнями для членов семьи и части гостей дополнялся еще 6-й спальней Джорджа и Марты Вашингтон, где сохранилась, в основ- ном, подлинная мебель. Там же была еще пара комнат, служивших в качестве гардеробной и кладовой.

Джордж Вашингтон вставал рано, в 5 часов, и проходил в свой кабинет, где после умывания и одевания, начинал свой рабочий день, занимаясь ос- новными делами и корреспонденцией. После завтрака (7 часов) он объезжал свои 5 ферм в Верноне, проверяя как идет работа. Кожаным креслом в ка- бинете и Глобусом он пользовался уже когда был президентом. Книги 18-го века включают несколько изданий из коллекции Вашингтона. Среди частых гостей президента бывал маркиз Лафайетт, который подарил ему большой ключ от главного входа в Бастилию и эскиз между дверьми, изображающи- ми разрушение тюрьмы. Вашингтона он называл ‘’Отцом свободы’’. Поместье под полным названием ‘’Маунт Вернон’’ после смерти членов семьи Вашинг- тона купила Женская ассоциация Маунт Вернона – организация, не пресле- дующая интересы прибыли. Сегодня оно составляет 5 акров. За свои 45 лет жизни в поместье ‘’Маунт Вернон’’ Дж. Вашингтон отсутствовал в нем 20 лет, когда был участником Французской войны, войны с индейцами, Революцион- ной войны и пока он был первым президентом. Поэтому-то столь подробное описание этого дома-музея представляет для нас определенный интерес, по- скольку является частью американской истории.

В Америке много домов-музеев различных политических и общественных деятелей, художников, писателей. Сейчас, например, под угрозой находится дом-музей писателя Э. Хемингуэя, хотя он находится на Кубинской террито- рии, но входит в список национальных ценностей, составленный американ- ской организацией National Trust. Эта организация была зарегистрирова- на в 1949 году, а с 1988 года, при поддержке Конгресса, издает этот список и является частью культурного наследия, которое определяет американцев, как нацию. Для нас, русских, Хемингуэй – это тоже личность. Его ‘’Старик и море’’, ‘’Острова в океане’’ – были самыми читаемыми произведениями со- ветской интеллигенции, а написаны они были именно в этом доме, где писа- тель, а позднее Нобелевский лауреат, прожил более 20-ти лет. Известно, что крыша дома стала протекать, а проседание фундамента вызывает серьезные опасения. В США есть сейчас несколько культурно-исторических объектов, которым грозит опасность уничтожения. К ним также относят ряд католи-


ческих храмов в Бостоне, исторические здания в Детройте и на Аляске. На- считывается пока 11 подобных объектов, занесенных в список архитектурных памятников, находящихся на грани уничтожения.

Думается, что этими объектами приведенного списка, опасность подверже- ния памятников культуры разрушению, не ограничивается. Например, совсем недавно автору этих строк удалось побывать в городе с красивым названием Саванна (шт. Джорджия). Этому портовому городу около 300-х лет. Он пом- нит еще те времена, когда в Америку привозили рабов из Африки для про- дажи. Мостовые его даже выложены камнями тех лет. Город небольшой, имеет много красивых памятников истории, связанных с войной ‘’Север-юг’’, когда белые ‘’колонисты’’ вошли в него во главе с генералом Oglethorpe и обоснова- лись там. Сооружены эти произведения искусства в память о той самой побе- де. В настоящее время город выглядит очень обветшалым и кроме сожаления не вызывает никаких эмоций, хотя его улицы, рестораны до отказа заполнены туристами. Куда уходят деньги, которые, казалось бы, должны были прино- сить баснословные доходы городу? Жители города (в основном – это «черное» население) производят на приезжих жалкое впечатление своей, бросающейся в глаза нищетой, а пребывание в нем более 3-4-х часов становится тягостным. А это ведь подлинная история Великой Америки! Знаменитый американский певец и музыкант Рэй Чарльз, родившийся в тех краях, написал одну из самых красивейших и грустных своих песен под названием ‘’Джорджия’’. Послушайте ее и вы в полной мере почувствуете то, о чем здесь сказано.

Тем не менее, на фоне подобной исторической картины в США создается масса новых музеев, галлерей. Например, в Сан-Франциско недавно открыл- ся ‘’The Beat Museum’’, соданный поклонником битников и бывшим продав- цом компьютеров Джерри Чилино. Среди экспонатов музея – оригинал руко- писи романа Чака Керуака ‘’В дороге’’, который печатался на рулоне бумаги, заправленном в пишущую машинку длиною 11 метров. При Чикагском му- зее науки и промышленности развернута экспозиция, посвященная истории телефона и телеграфа. Начиная от старинных аппаратов Уайтстоуна и Морзе, знакомых нам, разве лишь, по кинофильмам, можно пообщаться с более со- временными средствами связи, стоит только посетителю перейти к другому стенду, и за отдельную плату послать другу мессидж по первому в истории факсу или, скажем, вы можете попользоваться спутниковой связью. В зале ЭВМ и персональных компьютеров вы легко, через увеличительные линзы, рассмотрите интересующие вас принципиальные чипы и даже сможете об- учиться самым простым, но необходимым программам, а также овладеть эле- ментарными навыками в электронной верстке, видеомонтаже и т.п. хитро- стям компьютерной техники.

В Вашингтоне не так давно создан музей шпионажа – тоже очень любопыт- ная область для познания. Но не думайте только, что в Америке стремятся кого- то удивить сказками научной фантастики, целиком прагматичной, стремящей- ся увлечь ‘’потребителя’’ с точки зрения рыночного, сугубо меркантильного подхода. Здесь много и чисто ностальгического и даже филантропического от-


 



глава 3 Культура



 


ношения к своей истории и культуре. Американцы – довольно сентименталь- ный народ и часто в обыденном находят много интересного. Не забывают здесь и героев своих поколений. Наряду с вышеприведенными примерами о битни- ке-Керуаке, мне довелось как-то побывать в Кливлендском музее Рок-н-ролла (шт. Огайо) с приуроченной к определенной дате экспозицией, посвященной Джону Леннону и организованной его женой Йоко Оно. Надо сказать, что впе- чатление от этого посещения осталось очень сильное и вызывало у посетите- лей много эмоций. Самое приятное, что малейшим элементам культуры здесь придается большое значение на грани с мифологией, соединяющей в себе вре- мя, миф и героя. Например, экспозиция, посвященная британцу Джону Ленно- ну, оставляет самое глубокое впечатление именно тем, что прожив в Америке не очень продолжительное время, он сумел привнести в культуру этой страны свое ‘’я’’, даже погибнув там от руки злодея, желающего прославиться на леген- дарном имени своей жертвы.

Несмотря на трагический финал жизни гениального музыканта, вся экспо- зиция (занимающая верхние этажи музея), выдержана в светлых тонах, как бы уносящих зрителя и героя к небесам. Сам по себе музей оформлен с боль- шим вкусом и его красивое современное стеклянное здание расположено прямо над озером Мичиган, создавая ощущение полета над водой у человека, находящегося внутри него, особенно на уровне 2-го и 5-го этажей. Музыка (рок-н-ролл) и форма здания (Roll Hall) одновременно сочетают в себе тот праздник, который на самом деле изменил мир вокруг нас и вместе с пред- ставителями этого искусства (Paul McCartney, Bob Dylan, Bob Marley, Mahalia Jackson и др.) эволюционизировал эру рок-н-ролла, как подлинно националь- ной музыки Америки.

Особого внимания заслуживают так называемые интерактивные музеи. К ним относятся в основном детские музеи, которых в США более 500-сот, но и взрослому человеку там побывать небезынтересно, в частности, в музее науки, сеть которых по всей Америке создана тоже по принципу интерактив- ных музеев. Интерактивная революция началась с конца 60-х, когда стали по- являться первые выставки, провоцирующие посетителей на взаимодействие, а точнее прямое исследование предметов. Проектирование музейных экспо- зиций начал доктор Майкл Спок. Первыми музеями были Бостонский детский музей, где экспозиции можно трогать руками, а представленные «в разрезе» бытовые приборы, можно было увидеть и понять как они устроены. Следую- щая выставка уже помогала детям узнать, что чувствуют другие люди, напри- мер, инвалиды. На специально выстроенных улицах была дана возможность передвигаться в инвалидной коляске, с тростью с завязанными глазами, ис- следовать скульптуру на ощупь (sensorium). Потом в студии мультипликации Лос-Анжелевского детского музея были выставки-мастерские, лаборатории, где можно было создать мультфильм с помощью полосок картона, цветных мелков и фильмоскопа. Первый музей науки был создан в Сан-Франциско на базе «библиотеки эксперимента», которая потом переросла в 1-й «экспло- раториум» (от слова «explorer»-исследователь), где языком опыта и экспери-


мента рассказывается о том, что многие пытаются понять с детства: как видим и слышим, почему скрепки липнут к магниту, как увеличить до размера мяча кусочек сахарной ваты и т.д. Главное отличие такого интерактивного музея от традиционного в том, что экспозиция создается не ради коллекции и не на ее основе, а ради цели получить знание, опыт и даже новое чувство. Спектр тем очень широк: от истории письменности до объяснения научной теории (природы света, космоса). Сами музейные помещения могут иметь вполне определянные запахи с соответствующими звуками, телекамерами, действу- ющими моделями (самолета и его кабины), которые посетители могут само- стоятельно привести в движение. Принцип построения выставочных экспо- натов идет по сценарию, который ведет зрителя от сюжета к сюжету, предмета к предмету, провоцируя и возбуждая любобытство. Последнее, как известно, является одним из основных качеств ученого. Наверное поэтому подобные интерактивные музеи и называются часто музеями науки.

В разделе «Life» представлено множество вещей из жизни человека, его быта, объясняемых на транспорантах, компьютерах и т.п. периферийных устройствах. Есть компьютер с видеокамерой, направленной на сидящего пе- ред экраном человека; путем нескольких манипуляций вы можете получить свое изображение в более зрелом возрасте (в 40, 60, 80 лет и т.д.). Есть ком- пьютер с изображением всевозможных операций в области медицины; нажав кнопку с соответствующим названием операции, вы можете ее посмотреть. В специальном зале для детской мастерской, ребенок может сесть за свой стол и разобрать, например, радио, компьютер, посмотреть содержимое предме- тов и деталей изнутри, что-нибудь смастерить. В так называемой Пещере По- сейдона (Бога морей) в центре фонтана располагается его каменная фигура, по сторонам которой находятся пульты управления струями воды, направ- ляемыми детьми в центр. Подсветка дает дополнительный эффект. Одной из популярных точек является зал приключений, представляющий собой скали- стый лабиринт с множеством потайных дверей. Целью вхождения в них яв- ляется поиск четырех знаков-символов, связанных с наукой: мышление, на- стойчивость, любознательность, целеустремленность, представленных в виде каменных говорящих фигур, высвечивающих под собой (с помощью лазера) определенные символы (змею и т.п.), которые (по легенде) были спутниками по жизни древних ацтеков - индейцев из Мексики. Поиск происходит в по- лутемном помещении с воспроизведением жизни ацтеков: предметов утвари, останков скелетов и т.д. Каждый символ ищется отдельно, а в заключении, в специальной комнате-пещере, все знаки встречаются вместе и исполняют гимн науке - знаниям.

Такого рода музеи являются относительно новым явлением. Они имеют свои особенности, обусловленные грамотным их обслуживанием (обычно научными сотрудниками) и техникой безопасности. Что же касается тради- ционных и особенно старых музеев, то проблема, связанная с их сохранно- стью, поднятая в этом разделе несколько выше, в настоящее время относится не только к США. Она даже в большей степени существует в странах, изме-


 

126 глава 3 127


нивших свой политико-экономический статус, например России, которая те- ряет с каждым годом все больше и больше своих национальных ценностей. Эта проблема касается и тех стран, которые в силу природно-климатических особенностей, также находятся под угрозой уничтожения (Венеция, напри- мер). По всей вероятности при осуществлении разнообразных культурных и образовательных программ, связанных с сохранением национальной соб- ственности, нужно исходить из создания организаций, имеющих националь- ный статус по типу Смитсоновского института, который является одним из самых передовых в мире исследовательских центров, занимающихся одновре- менно наукой, искусством и другими гуманитарными дисциплинами. Помимо основной исследовательской деятельности, которая ведется в каждом из его музеев, существуют направления, которыми занимаются специализирован- ные учреждения: архивы искусства; центры исследований и охраны окружа- ющей среды; различные лаборатории и обсерватории, ведущие исследования в разных областях знаний: астрономии, геофизики, географии, космонавти- ки и т.п., естественно, при наличии специальной информационной службы. И вот здесь уже на помощь могут придти различные членства, которые спо- собны отвечать разнообразным интересам общественности, как финансовой, научной, так и культурной. Касаясь вопросов культуры и религии, имеющих столь важное значение в мире, хотелось бы выделить еще несколько аспектов, в той или иной мере связанных с этой сферой общественных интересов. К ним мы перейдем по мере возможностей в следующих главах настоящей книги.


 

Date: 2015-10-18; view: 249; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию